Как повысить восприимчивость бизнеса к инновациям по географии

1 ФГАОУ ВПО «Уральский Федеральный университет имени первого Президента РФ Б.Н. Ельцина», Бизнес-школа УрФУ

В настоящее время много внимания уделяется инновациям. Но увеличения количества инновационных предприятий или существенного роста инновационной активности не наблюдается. Причина кроется в том, что для стимулирования инноваций нужно создать условия. Необходимые условия должны присутствовать во внешней среде в виде политики государства.

Достаточные условия должны быть созданы внутри компании в виде опережающих управленческих и организационных инноваций. Рост инновационной восприимчивости будет способствовать созданию цепочек кооперации. Возможны «выталкивающие» и «вытягивающие» цепочки бизнес-кооперации, вовлекающие в инновационную деятельность новые предприятия. Мы предлагаем единый региональный координационный центр для инициации и распространения инноваций, а также авторский алгоритм создания условий их стимулирования на основе управленческих и организационных инноваций.

инновационная деятельность
инновационная активность
управленческие инновации
организационные инновации
классификация инноваций

1. Баранчеев В.П. Измерение инновационной активности компании как ее конкурентной силы // Менеджмент сегодня, № 4, — 2005

2. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации. 1998. — № 2-3. — С. 3–13.

3. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. М.: Вузовский учебник, 2005. — 382 с.

4. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб. пособие / Под. ред. П.Н. Зовлина и др. М.: Экономика, 2007. — 475 с.

5. Официальный сайт Госкомстат. URL: www.gks.ru (дата обращения 11.02.2015)

6. Официальный сайт Правительства РФ: Новости, выступления и стенограммы / Д.А. Медведев. Россия, вперед. URL: http://www.kremlin.ru/news/5413 (дата обращения 10.09.09)

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году URL: http://government.ru/docs/16639/ (дата обращения 11.02.2015)

8. Степаненко Д.М. Классификация инноваций и ее стандартизация // Инновации, 2004. № 7. — С. 77–79.

Еще в 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев обратил особое внимание на сырьевой тип экономики и выдвинул лозунг перехода на инновационный тип развития [6]. Но, по данным Федеральной службы государственной статистики [5], рост промышленного производства в РФ в 2014 г. продолжал замедляться. За I квартал 2014 г. рост промышленного производства в стране составил 1,1% к аналогичному периоду 2013 г. Минэкономразвития понизило прогноз по производству в 2014 г. до 1,3% по базовому сценарию с ожидавшихся ранее 2,2%.

Начиная с 2014 г. геополитическая обстановка и новые экономические условия, связанные с инвестиционными и технологическими ограничениями, санкциями и нарушениями привычных кооперационных цепочек, существенно повысили актуальность развития промышленного производства. Изменились и приоритетные сферы пристального внимания Правительства.

План первоочередных мероприятий РФ по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. обозначил ключевые направления действий, которые в части промышленности включают в себя: «поддержку импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров и создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа» [7].

Несмотря на поддержку государства, рост инновационной активности предприятий оставляет желать много лучшего. На наш взгляд, причина кроется в том, что поддержка оказывается исключительно инновационным предприятиям, но совершенно не берутся в расчет неинновационные предприятия, которые могут быть вовлечены в инновационную деятельность (ИД) или в кооперационные цепочки. При этом механизмы их вовлечения отсутствуют.

Созданию условий стимулирования инновационной активности неинновационных предприятий посвящена данная статья.

1) создание на региональном уровне необходимых условий для поддержки инновационной деятельности предприятий и вовлечения неинновационных предприятий в ИД;

2) создание достаточных условий для стимулирования инновационной активности предприятий.

Создание на региональном уровне необходимых условий для поддержки инновационной деятельности

В настоящее время много внимания уделяется росту инновационной активности компаний. Упор делается на стимулирование инновационной деятельности (ИД). Для поддержки и развития инновационных предприятий создаются [2, 3]:

1) производственно-технологическая инфраструктура: технопарки, инновационно-технологические центры, технологические кластеры;

2) консалтинговая инфраструктура: финансовые, экономические, маркетинговые, внешнеэкономические, юридические и прочие услуги (центры трансфера технологий);

Читайте также:  Какой бизнес в Махачкале

3) инфраструктура подготовки кадров: вузы, центры подготовки кадров, корпоративные университеты;

4) информационная инфраструктура: центры НТИ, региональные информационные центры, центры обработки данных;

5) финансовая инфраструктура: фонды, инвестиционные и финансовые компании;

6) сбытовая инфраструктура: выставки, продажи через Интернет и пр.

Зачастую все эти элементы создаются различными организациями, не стыкуются друг с другом. Попытки сделать координирующие центры в виде инновационных инфраструктур вузов, иннопарков, технопарков, фондов и иного наталкиваются на следующие проблемы:

1) не охватывают всех субъектов ИД, поэтому не обеспечивают устойчивого развития инновационной деятельности в масштабах региона;

2) замыкаются исключительно на инновационных компаниях, не содействуют популяризации, расширению количества участников, не развивают ИД существующих (неинновационных) компаний;

3) не охватывают потенциальных участников ИД, а также представителей обеспечивающих процессов ИД, т.е. партнеров и субподрядчиков, а также заказчика (правительство);

4) не являются единым координатором всех участников ИД, поскольку не содержат в своей структуре инфраструктурных элементов, ориентируются на аутсорсинг вместо того, чтобы становиться координатором и связующим звеном между сторонними участниками и партнерами.

Решение проблем, на наш взгляд, заключается в создании единого координационного регионального центра, находящегося под патронажем непосредственного заказчика, т.е. регионального правительства. Во всех остальных случаях попытки координации будут сопряжены с конфликтом интересов тех или иных сторон, не будут охватывать всех участников ИД. Единый координационный центр позволит вовлечь неинновационные предприятия в единые кооперационные цепочки. При этом базовой деятельностью, которая способна объединить все звенья инновационной активности, на наш взгляд, является дополнительное профессиональное образование. Его форматы включают в себя самые разнообразные виды активности, направленные на субъекты и объекты, в любой стадии их жизненного и профессионального цикла.

Таким образом, на уровне региона могут быть созданы условия для поддержки инновационной активности. Но этого недостаточно без стимулирования инновационной активности самих предприятий.

Отечественный исследователь В.П. Баранчеев выделяет четыре компонента инновационной активности [1].

· К1 – инновационная восприимчивость – инновационная активность потребителя технологий и методов, продуктов, услуг, ресурсов.

· К2 – обеспеченность ресурсами – инновационная активность в поиске, подготовке и использовании ресурсов.

· К3 – качество общения и инновационного процесса – инновационная активность в организации процессов и организационных форм.

· К4 – мера или глубина (уровень) компетентности – инновационная активность поставщика.

По нашему мнению, перечисленные компоненты соответствуют элементам системного анализа. В соответствии с методологией IDEF0 система имеет входы и выходы, ресурсы и управляющие воздействия (Input, Output, Control, Mechanism). Можно считать инновационную активность деятельностью, преобразующей вход (К1) в выход (К4) с использованием ресурсов (К2) и под управлением организующих факторов (К3). Хотя последний фактор мы бы не стали относить к управляющему воздействию. На наш взгляд, здесь был бы более уместен такой параметр, как мера законодательного содействия / препятствия инновационной активности.

В цепочке добавленной стоимости результат предыдущей деятельности является входом в последующий процесс трансформаций. Следовательно, восприимчивость – это мера готовности объекта к преобразованию результатов предшествующих инновационных процессов/продуктов. Таким образом, восприимчивость – это характеристика входа. А мера или глубина компетентности – свойство выхода системы.

На наш взгляд, с точки зрения системного анализа инновационная активность определяется четырьмя параметрами:

1) инновационной восприимчивостью (вход);

2) обеспеченностью ресурсами (ресурсы);

3) мерой законодательного содействия / препятствия инновационной активности (управление);

4) результативностью инноваций (выход).

Инновационная активность предприятий, начинающая как проектная деятельность, приводит к устойчивой процессной инновационной деятельности.

Традиционно к инновационным относят предприятия, которые непосредственно участвуют в процессных инновациях. Именно они способны окупить вложенные инвестиции за счет создания нового сырья, технологии, техники или конечного продукта. Однако существуют еще обеспечивающие (вспомогательные) инновации, создающие условия для развития инновационной активности неинновационных предприятий, которые в настоящее время в расчет не берутся.

Инновации делятся на основные (процессные) и обеспечивающие [3, 8]:

· основные (процессные): ресурсные (сырьевые), технологические, технические, продуктовые;

· обеспечивающие (вспомогательные): управленческие, организационные.

При этом инновационными считаются компании, которые используют один из перечисленных типов инноваций (рис. 1).

Читайте также:  Клининговый бизнес с нуля с чего начать в маленьком городе

Рис. 1. Классификация инновационных предприятий по типам инноваций

На самом деле перечисленные типы инноваций могут быть не только автономными, но и дополнять друг друга. Фактически, последовательность перечисленных типов инноваций создает некую «цепочку добавленной ценности», например: новые ресурсы (ресурсные инновации) требуют новых технологий (технологические инновации), те в свою очередь — средств производства (технические инновации), с помощью которых можно произвести новые продукты (продуктовые инновации). Таким образом, каждый предыдущий тип инноваций в этой цепочке способен «вытолкнуть» следующий тип инноваций за счет создания последователей.

В зависимости от спроса инновации могут быть «вытягивающими», и тогда потребность в новых продуктах требует новых средств производства, технологий, и, возможно, ресурсов. В кооперационной цепочке появляются предшественники.

Таким образом, получается, что «выталкивающий» или «вытягивающий» тип инноваций может вовлечь в ИД любые неинновационные компании, делая их инновационными в единой кооперационной цепочке.

В случае «выталкивающих» инноваций последователи выделены цветом. В случае «вытягивающих» инноваций цветом выделены инновационные предприятия, а предшественники показаны контурами (рис. 2).

Рис. 2. Потенциальные инноваторы (последователи и предшественники)

Однако для того, чтобы неинновационные компании выбрали для себя новые стратегии вовлечения в инновационную деятельность, необходимы определенные условия, т.е. опережающие управленческие и организационные инновации.

Создание достаточных условий для стимулирования инновационной активности предприятий

В принципе, любая организация может стать инновационной, если выберет стратегию диверсификации и станет развивать один из вариантов компаний-последователей. Что касается предшественников, то это стратегии вертикальной или горизонтальной интеграции.

Необходимым условием для этого являются управленческие и организационные инновации. Сложность заключается в том, что управленческие и организационные инновации являются опережающими. А это означает, что они должны быть сделаны до того, как компания выберет или не выберет инновационный тип развития. Вдобавок к этому данный тип инноваций является вспомогательным, поэтому может окупиться только в случае выбора инновационного пути развития.

Для создания условий повышения восприимчивости к инновациям необходимы следующие действия (рис. 3).

Рис. 3. Алгоритм внедрения опережающих управленческих и организационных инноваций

Разработка стратегии на основе SWOT-анализа позволяет выбрать, например, стратегию диверсификации, которая приводит компании к развитию продуктового портфеля и росту восприимчивости к инновационной деятельности. Стратегии интеграции позволяют компании встраиваться в кооперационные цепочки. Стратегии снижения издержек помогают компаниям выбрать более современные технологии или сырье.

Выводы

1. Для повышения инновационной активности региона необходимо создать условия вовлечения неинновационных предприятий в ИД, а также создания кооперационных цепочек на основе единого координационного регионального центра под эгидой областного правительства. Основу координационного центра должно составить дополнительное профессиональное образование, которое может обеспечить сбор и распространение лучших практик, а также воплотить в жизнь концепцию обучения в течение всей жизни (Long Life Learning). Фактически, речь идет о мерах законодательного содействия / препятствия инновационной активности.

2. Для повышения инновационной восприимчивости предприятий необходимо создать условия стимулирования инновационной деятельности. Для этого требуются опережающие управленческие и организационные инновации.

Рецензенты:

Макарова И.В., д.э.н., доцент, зав. сектором комплексных проблем развития промышленности, ФГБУН «Институт экономики Уральского отделения РАН», г. Екатеринбург;

Лапушинская Г.К., д.э.н., профессор, зав. кафедрой государственного управления ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» (ведомственная принадлежность – Министерство образования и науки РФ), г. Тверь.

Источник: science-education.ru

Вопрос 54: Причины низкой инновационной активности российских экономик.

Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).

Некоторые исследователи (Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Д. Белл, Дж. Нейсбитт и др.) считают, что для большинства развитых стран в современном мире именно инновационная экономика обеспечивает мировое экономическое превосходство страны, которая её создает. В настоящее время в число стран с инновационной экономикой и развитым венчурным бизнесом — важнейшей составляющей инновационной экономики — входят США, Германия, Япония, Австралия, Канада, Швеция, Финляндия, Сингапур, Израиль и другие страны.

Читайте также:  Перечень признаков сегментирования потребителей для успешного бизнеса

Кризис в России в процессе перехода от плановой к рыночной экономике вызвал падение спроса на научно-исследовательскую деятельность, снизилась инновационная активность предприятий.

Путь преодоления кризиса – диверсификация, повышение конкурентоспособности, достижение высоких темпов экономического роста посредством перехода к инновационному пути развития. Необходима комплексная реформация научно-технической сферы. Причины, ограничивающие инновационную и предпринимательскую активность бизнеса:

1) Неблагоприятный деловой климат – государство излишне вмешивается, но не обеспечивает реализацию рыночных условий

2) Проблемы в сфере генерации, накопления и передачи научных знаний – элементы прежней структуры управления есть, но они не отвечают современным условиям – старение кадров, старение научно-технической базы итд

3) В России инновационной системы нет.

Инновации не приживаются, так как нет заинтересованных в них лиц. Научно-технические разработчики используют ту базу, которую сами не могут создать (техника, оборудование). Они создают в одной компании, а предлагают за деньги другой – кочуют, чтобы оставаться собственниками этих знаний.

Вопрос 55: Концепция инновационного развития и становление НИС

НИС ( Национальная инновационная система) — совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в осуществлении инновационной деятельности.

Концепция «национальных инновационных систем» (НИС) начала активно разрабатываться в конце 1980-х гг. По мнению Фримэна, НИС – это «сеть частных и государственных институтов и организаций, деятельность и взаимодействие которых приводит к возникновению, импорту, модификации и распространению новых технологий».

Особенный интерес при этом представляют исследования американца Мозеса Абрамовица, опубликовавшего в 1986 г. в Журнале экономической истории (Journal of Economic History) статью «Догоняя, перегоняя и отставая» («Catching up, Forging Ahead and Falling Behind»). В ней были рассмотрены важнейшие элементы экономико-технологического потенциала различных стран и факторы, влияющие на динамику его развития. В совокупности эти факторы определяют «социальную способность» государств, т.е. их исходные возможности по наращиванию экономико-технологического потенциала. Среди ключевых факторов Абрамовиц выделил: национальную техническую компетенцию (уровень образования), опыт в организации и управлении крупномасштабными производствами и проектами, наличие развитых финансовых институтов и рынков, способных мобилизовать приток капитала для таких крупномасштабных производственных проектов, уровень «честности» различных государственных и частных институтов и общественного доверия по отношению к ним, стабильность государственной власти и ее эффективность в определении «правил игры» и контроле за их соблюдением.

Дополняющим вариантом предложенной исследователем концепции «социальной способности» стала концепция «технологической способности» – способности государств эффективно использовать технологические знания, разработанная Лин Су Кимом, который на базе подробного анализа феномена быстрого подъема южнокорейской экономики в 1950–1980-е гг. выявил три базовых аспекта этой национальной технологической способности: инновационный, производственный и инвестиционный.

С точки зрения организационной структуры НИС в узком значении, – это университеты, исследовательские институты, частные компании и государственные регулирующие организации и структуры, а в широком значении к данным компонентам добавляются особенности финансовой системы, денежная политика, специфика конкурентной среды, внутренней организации бизнеса и т.д.

К структурным элементам НИС относятся:

В разных странах сложились различные модели организации НИС.

Государство может поддерживать НИС следующими способами:

• организация венчурных фондов

• содействие развитию венчурных фондов

• Для НИС как сложноструктурированной организационно-экономической подсистемы национальной экономики, отражающей особенности развития ее технологических укладов, институциональных и социально-экономических условий ее функционирования на макро-, мезо- и микроуровнях экономики, характерны некоторые общие императивы организации и развития, а именно:

• o развитие многообразия форм и расширение «поля» интеграции ресурсов науки, образования, производства, рыночной инфраструктуры;

• o усиление роли государства и его ресурсов в формировании и развитии НИС по стратегическим направлениям общенационального значения;

• o рост уровня инновационной ориентации инвестиционных ресурсов и инвестиционного процесса;

• o расширение роли регионов, локальных территориально-хоз-венных систем в ресурсном обеспечении НИС.

В рамках современного социально-экономического анализа НИС на первый план выходит изучение влияния различных институциональных переменных на технические инновации. В частности, активно исследуются базовые «входные факторы» инновационных процессов, такие, как объемы и структура государственных и частных расходов на Rhttps://zdamsam.ru/b58905.html» target=»_blank»]zdamsam.ru[/mask_link]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин