У самозанятых появилась возможность получать безналичную оплату за товары и услуги в онлайн-режиме через мобильное приложение «Мой налог». Об этом сообщает ФНС на своем официальном сайте .
В ведомстве отмечают, что теперь самозанятые могут формировать счета в приложении «Мой налог», а покупатели и клиенты при желании могут оплачивать их в режиме онлайн.
«Чтобы воспользоваться услугой, необходимо в приложении «Мой налог» в разделе «Платежи» ознакомиться с предложениями и условиями по услугам эквайринга, предоставляемым кредитными организациями – партнерами ФНС, и подключить соответствующий сервис. После этого при формировании счета в разделе «Новая продажа» станет доступен способ оплаты «Онлайн-оплата», — поясняют в ФНС.
При этом онлайн-оплату счета, сформированного самозанятым, можно произвести любым доступным способом. Перечисляемые средства автоматически поступят на банковский счет самозанятого от платежного агента по номеру телефона через сервис быстрых платежей (СБП).
В ФНС при этом предупреждают, что размер комиссии и условия проведения таких платежей определяются платежными агентами.
Следить за новостями удобно в нашем новостном telegram-канале . Присоединяйтесь!
Источник: buh.ru
Составляем договор с самозанятым
В 2023 году режим для самозанятых действует в каждом субъекте РФ. Для ИП и организаций заказывать услуги у плательщика НПД выгоднее, чем нанимать работника в штат. Как заключить договор с самозанятым, чтобы не нарушить закон, расскажем в нашей публикации.
Кто такой самозанятый
Самозанятый – это человек, который самостоятельно оказывает услуги или выполняет определённые работы. Он может быть зарегистрирован, как индивидуальный предприниматель, но чаще всего, это обычное физическое лицо. Клиентами самозанятого могут быть организации, индивидуальные предприниматели, просто физические лица.
Чтобы получить статус самозанятого, надо пройти регистрацию на сайте ФНС или в приложении «Мой налог». Вести отчётность и применять кассовый аппарат не требуется, а налог к уплате рассчитывается автоматически.
Налог, который платят самозанятые, называется налогом на профессиональный доход, и его ставка зависит от статуса клиента, которому оказаны услуги:
- 4% с доходов, полученных от физических лиц;
- 6% с доходов, полученных от ИП и организаций.
При получении оплаты за услуги или работы самозанятый формирует с помощью бесплатного приложения чек, который можно принять в качестве обоснования расходов.
Страховые взносы на своё пенсионное обеспечение самозанятые платят в добровольном порядке. Что касается медицинского страхования, то на эти цели идёт часть уплаченного ими налога на профдоход.
- Как начисляется трудовой стаж для самозанятых
- Может ли иностранец быть самозанятым?
Какой договор заключают с самозанятым
Деятельность самозанятых регулируется законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ, в котором говорится, что такие лица не имеют работодателя. Дополнительно в статье 6 есть указание на то, что налогом на профессиональный доход не облагаются доходы, получаемые в рамках трудовых отношений. Из этого следует, что договор с самозанятым лицом не может быть трудовым.
Более того, законом N 422-ФЗ установлен запрет на привлечение в качестве самозанятого бывшего работника заказчика, если трудовые отношения между ними закончились менее двух лет назад. Эта норма введена специально, чтобы работодатели не пытались массово переводить работников в самозанятых, снижая тем самым свою фискальную нагрузку.
Таким образом, договор с самозанятым может быть только гражданско-правовым, но здесь тоже есть свои нюансы.
Если самозанятый имеет статус ИП
В данном случае договор подряда или оказания услуг оформляется так же, как и договор с ИП на любой другой системе налогообложения. Индивидуальный предприниматель, как исполнитель, является таким же самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности, как его заказчик (организация или другой ИП).
По договору подряда или услуг ИП самостоятельно рассчитывает и выполняет свои обязательства перед бюджетом. Это означает, что заказчик не должен удерживать НДФЛ с вознаграждения или перечислять за него страховые взносы.
Перед тем, как заключить договор с самозанятым-ИП, проведите стандартную проверку контрагента, запросив или получив самостоятельно выписку из ЕГРИП. При согласовании стоимости услуг или работ стороны обычно указывают систему налогообложения, в частности, включается ли в цену НДС или ИП не является плательщиком этого налога.
В договоре не надо указывать, что исполнитель является самозанятым лицом, потому что по отношению к ИП не совсем корректно применять это понятие. Достаточно внести в реквизиты договора идентификационные коды (ИНН и ОГРНИП) и указать, что исполнитель является плательщиком налога на профессиональный доход.
Если самозанятый является обычным физлицом
Если исполнитель не зарегистрирован в качестве ИП, важно уточнить в договоре его статус самозанятого. Дело в том, что за обычного исполнителя, который не является плательщиком налога на профессиональный доход, заказчик должен перечислять страховые взносы – на пенсионное и медицинское страхование.
Для этого можно запросить у исполнителя выписку из приложения «Мой налог» и приложить её к договору. Дополнительно стоит самостоятельно проверить эту информацию с помощью бесплатного сервиса ФНС.
Не пренебрегайте этой проверкой! Если окажется, что исполнитель является самозанятым только на словах, заказчику придётся за свой счет выплатить за него страховые взносы, а также удержать и перечислить НДФЛ с вознаграждения за услуги или работы.
Ещё один важный нюанс – для плательщиков НПД установлен предел годового дохода в 2,4 млн рублей. Поэтому надо уточнить у исполнителя, не был ли нарушен этот лимит или не будет ли он превышен после исполнения конкретного договора. Ведь в случае превышения установленного предела исполнитель перестаёт быть самозанятым и становится обычным физическим лицом со всеми вытекающими для заказчика последствиями.
В качестве меры ответственности можно установить для самозанятого обязанность возместить возможные убытки (страховые взносы, пени и штрафы, которые взыщет с заказчика ИФНС), если он не сообщит об утрате своего статуса плательщика НПД.
Особенности договора с самозанятым
В договоре с самозанятым нельзя допускать условий, характерных для трудовых договоров. Поэтому здесь действуют общие рекомендации при заключении гражданско-правового договора. Вот некоторые из них.
- Нельзя перечислять должностные обязанности или функции исполнителя, предметом договора должно быть выполнение определённой услуги или объёма работ.
- Услуги или работы принимаются по акту, а выплата вознаграждения привязывается к их выполнению (можно предусмотреть часть оплаты авансом).
- Недопустимо указывать в договоре необходимость подчиняться заказчику и работать под его контролем, выполнять правила внутреннего распорядка, фиксировать рабочее время.
- Заказчик не обязан обеспечивать для исполнителя создание условий для оказания услуг или выполнения работ, но может предоставить свои материалы или оборудование.
- К исполнителю не применяются меры дисциплинарной ответственности, характерные для трудового договора, однако может быть предусмотрено возмещение материального ущерба заказчику.
Особенно пристрастно ФНС проверяет на предмет наличия трудовых отношений договоры с самозанятыми, у которых есть только один и при этом постоянный заказчик. Поэтому безопаснее, если у вашего исполнителя есть ещё и другие клиенты.
Выводы
- Сотрудничество с самозанятым – хороший способ сократить расходы на оплату труда, однако привлечение такого исполнителя должно быть обоснованным.
- Перед тем, как заключить договор с самозанятым лицом, обязательно проверьте его статус на сайте ФНС и укажите, что исполнитель является плательщиком налога на профессиональный доход.
- Если плательщик НПД не является индивидуальным предпринимателем, уточните, какой доход уже был получен им с начала года. В случае превышения установленного лимита в 2,4 млн рублей исполнитель теряет свой статус самозанятого и становится обычным физлицом, за которого заказчик обязан перечислять страховые взносы.
- Чтобы включить в налоговую базу расходы на оплату услуг или работ самозанятого, надо запросить у него чеки, которое формирует приложение «Мой налог». Договора и акта для этого недостаточно.
Бесплатное бухгалтерское обслуживание от 1С
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Источник: www.regberry.ru
Как платить самозанятым? Основные способы и сервис реестровых переводов без риска.
Перевод денег самозанятому исполнителю с одной стороны достаточно тривиальная задача, но есть нюансы. Ошибка при расчетах может обернуться доначислениями, блокировками платежа или штрафом.
Оплатить услуги самозанятого юридическое лицо может несколькими способами:
- наличными
- со счета компании по банковским реквизитам физлица
- с бизнес-карты на карту исполнителя
- через имеющийся сервис интернет-эквайринга у исполнителя
- через сервис для работы с самозанятыми
После получения оплаты исполнитель обязан предоставить чек с помощью сервиса «Мой налог» — это единственный обязательный документ с его стороны. Для работы физлицу не требуется касса. Акт оказанных услуг или выполненных работ можно использовать для подтверждения периода расходов.
###Подробнее о способах выплаты самозанятым
- В случае если компания и самозанятый лично контактируют, то оплатить работу исполнителя можно и наличными из кассы при желании. Юридические лица вправе тратить наличную выручку на оплату работ и услуг (указание ЦБ от 09.12.2019 № 5348-У). Такой способ подразумевает обязанность оформить при выдаче денег расходный кассовый ордер и зафиксировать операцию в кассовой книге.
- Платёж по реквизитам на банковский счёт — стандартный способ расчета. Но есть нюанс: банк видит, что перевод идёт физлицу, но вы при этом не платите за него налоги. Банк может посчитать эту транзакцию подозрительной и временно заблокировать счет. Блокировку легко снять: достаточно пояснить, что это оплата самозанятому и предоставить договор.
- С бизнес-карты на карту исполнителя. Сотрудник — держатель бизнес-карты компании или сам ИП переводит деньги исполнителю по номеру его банковской карты.
- Оплата самозанятому через его сервис интернет-эквайринга. Если у вашего исполнителя подключен сервис приема платежей на сайте, то можно оплатить доступными способами — банковским переводом или бизнес-картой.
- Расчет через сервис для работы с самозанятыми. Если самозанятых много, то намного удобнее и безопаснее организовать работу с ними и выплаты через специальный сервис.
Во всех пунктах, за исключением 5, перед оплатой необходимо проверить актуальный статус самозанятого (имеет ли он его, не потерял ли статус по различным причинам). При взаимодействии через сервис по работе с самозанятыми, как правило, эта проверка носит автоматический характер.
Почему это важно? При оплате физическому лицу, не являющемуся официально плательщиком налога на профессиональный доход, данный платёж будет считаться как оплата по простому договору ГПХ (необходимо будет уплатить НДФЛ 13%, страховые взносы : 27,1%)
Как бизнесу оплачивать услуги самозанятых удобно и безопасно
Платформа для работы с самозанятыми «Наймикс» содержит все необходимые инструменты для легального и удобного взаимодействия, включая многофункциональный модуль оплаты исполнителям.
Использование платформы позволяет улучшить и автоматизировать выплаты и документооборот.
Функционал сервиса Наймикс это:
- Настраиваемые расчеты с самозанятыми: с любой частотой на ваш выбор (каждый день, каждый час).
- Выплаты по номеру карты любого банка.
- Автоматическая генерация чека после выплаты от лица Исполнителя.
- Проверка статуса самозанятого перед отправкой выплаты. Мы проверяем исполнителя на наличие данного статуса, отслеживаем, чтобы не были превышены годовые лимиты оборота по режиму НПД.
- Вы гарантированно получаете чеки, которые являются как закрывающим документом, так и подтверждением права самозанятого применять режим НПД в момент завершения сделки.
- Вы можете оплачивать каждое задание или производить выплаты по реестрам согласно графику.
- Вы можете производить оплату исполнителям за фактическое время работы, по часам и дням, либо проектно.
- Реализован сервис по удержанию и автоматической оплате налога в ФНС для самозанятых. Итого: Быстрые онлайн-платежи исполняются платформой Наймикс, в том числе, массовые выплаты с автоматическим формированием полного пакета документов.
Какие плюсы для юридического лица:
Проводите выплаты единым реестром
Не надо оформлять отдельные платёжные поручения по каждому заданию. Вместо отдельных платежей — единый реестр
Статус самозанятого в сервисе «Наймикс» проверяется автоматически
Для вашей уверенности, что самозанятый зарегистрирован официально
Не нужно запрашивать чеки у каждого самозанятого
Они формируются автоматически и доступны в виде реестра.
Автоматизация рутинных процессов и экономия времени.
Меньше ошибок и рисков.
Разгружаем заказчика от непрофильных вопросов исполнителей
Помощь исполнителю в получении статуса самозанятого и онбординг на платформу «Наймикс» берет на себя
Таким образом, перевод денег самозанятым через сервис становится удобным и безопасным способом для юридических лиц платить за услуги исполнителей.
- Самозанятый. Быть или не быть?
- Трудовые патенты
- В чём преимущества ЭДО и работы с самозанятыми
Источник: naimix.ru