Нормативная база
Может ли ИП назначить себя директором
Трудовое законодательство наделяет индивидуального предпринимателя правами и обязанностями работодателя (ст. 22 ТК РФ). Он вправе как вести деятельность в одиночку, так и привлекать сотрудников, оформляя их по утвержденным правовым нормам. Но ошибочно полагать, что индивидуальный предприниматель это директор или руководитель своей организации.
Его деятельность по российскому законодательству не признается трудовой и осуществляется без образования юридического лица (даже при привлечении сотрудников). Этим обусловлено отсутствие должности индивидуального предпринимателя в ИП, он не вправе заключать с собой договор, назначать и выплачивать себе зарплату и не вправе утвердить себя руководителем (письмо Роструда №358-6-1 от 27.02.09). Такая должность допускается только у юридического лица — в этом случае учредитель вправе занимать руководящий пост на своем же предприятии.
Подтверждением обладания статусом ИП и ведения деятельности выступает свидетельство о регистрации (при оформлении до 2017 года) или лист записи ЕГРИП (реестр). Никаких сведений в трудовой книжке у бизнесмена нет, не запрещено и полное ее отсутствие.
Как ему подписывать документы
Идентификация ИП осуществляется только по его индивидуальным данным — фамилии, имени и отчеству, внесенным в ЕГРИП. Подпись рабочей документации включает эти сведения — обязательно проставляется статус (ИП) и Ф. И. О. В договорах необходимо указывать основание ведения деятельности в рамках организационно-правовой формы — регистрационный номер (ОГРНИП).
Некоторые унифицированные бланки бумаг предполагают поле «Должность». ИП таковой не имеет, поэтому не допускается проставлять в графе пост руководителя. То есть при возникновении вопроса, какая должность у индивидуального предпринимателя по документам, в ее качестве используют статус (ИП). Например, часто используемая товарная накладная ТОРГ-12 предполагает внесение сведений о грузополучателе и грузоотправителе, в том числе требуется указать должность. Предприниматель вправе ее не вносить, достаточно обозначить статус (ИП с указанием Ф. И. О.) и поставить личную подпись.
Может ли ИП быть директором в другой организации
Граждане, имеющие статус ИП, вправе числиться занятыми по трудовому договору на других предприятиях. То есть ответ на вопрос, может ли быть должность у индивидуального предпринимателя не в своей организации, утвердителен. Предприниматель вправе занимать любой пост, в том числе руководящий.
Организациям не запрещено брать на должность директора человека, зарегистрированного как ИП. Это обусловлено тем, что с ним заключат договор на трудовую деятельность как с физическим лицом (ст. 20 ТК РФ). Оформление, начисление зарплаты и расчет проводятся стандартным образом.
На гражданина заводится трудовая книжка (при отсутствии), в которую вносится запись о профессиональной деятельности в организации. То есть законодательство не запрещает совмещение двух видов деятельности одним физическим лицом.
Статус индивидуального предпринимателя рассматривается отдельно от руководящей должности. Но предприятию не запрещается пользоваться услугами (товарами) ИП, то есть физическое лицо вправе получать доход от нанимателя и клиента в одном лице.
Следует учесть, что ИП разрешено занимать позицию гендиректора в сторонней организации не в качестве работника, а как ИП, в этом случае он выступает исполнителем по договору ГПХ.
Может ли у ИП быть назначенный директор
Трудовое законодательство не запрещает лицу со статусом ИП нанимать работников на различные должности, в том числе руководящие. ИП вправе принять физическое лицо на пост директора, его заместителя, начальника и др. Важно четко определить и зафиксировать в письменном виде полномочия лица — подготовить должностную инструкцию. Точное название должности подбирается в соответствии с Единым квалификационным справочником.
Оформление осуществляется стандартно по ТК РФ: подписывается договор, вносится запись в трудовую книжку, издается приказ о назначении. Если индивидуальный предприниматель хочет расширить полномочия руководителя, допускается оформить на него доверенность, заверенную нотариально, или назначить его на пост генерального директора (тогда доверенность не требуется).
Источник: clubtk.ru
Какая должность у ИП в документах?
Я хочу зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. Изучаю, что для этого нужно, как оформлять документы. Подскажите, как правильно называется должность ИП, что писать в документах?
Александр Козлов
Индивидуальный предприниматель не может назначить сам себя на должность директора своего ИП. Он уже имеет статус самостоятельного бизнесмена. Поэтому в документах он фигурирует как “ИП ФИО”, а в реквизитах всегда указывают еще и ИНН и ОГРНИП.
Наш онлайн-сервис бесплатно поможет зарегистрировать ИП онлайн.
Как обозначать ИП в документах
Индивидуальный предприниматель — это особый статус физического лица. ИП называется по своим фамилии, имени, отчеству. Поэтому в документах так и пишут: “ИП Петров Петр Петрович”, а в разделе реквизитов сторон договора обязательно указывают еще и ИНН, ОГРНИП, которые позволяют точно идентифицировать бизнесмена.
Из-за своего особого статуса ИП не может назначить самого себя директором у себя же, в отличие от учредителя ООО. Второй может сам быть директором в своем же юр. лице. Предприниматель как работодатель может нанять только сотрудников, помогающих развивать дело: бухгалтера, юриста, менеджера, продавцов и др. В том числе, можно принять на работу управляющего или руководителя, но у него будет не тот объем полномочий, что у директора в ООО, ведь все решения будут за ИП, а директор будет их исполнителем.
Если за ИП действует доверенное лицо
Индивидуальный предприниматель может и полностью передать часть полномочий доверенному лицу, например, руководителю своего бизнеса. Это обязательно должно быть закреплено в нотариальной доверенности. Так, можно передать полномочия на заключение договоров, сдачу отчетности, участие в госзакупках, представительство в суде и др.
Но первичные учетные документы должен подписывать только сам ИП (акт об оказании услуг, товарную накладную и др.). В этом случае в документах сторона ИП будет обозначаться так: “ИП “ФИО ИП”, в лице “ФИО и данные доверенного лица”, действующего на основании доверенности “её данные”. А в реквизитах будут данные о предпринимателе, но с подписью доверенного лица.
Важно:
ИП не имеет должность по штатному расписанию только у самого себя. Но это же физ. лицо-ИП может иметь должность в какой-либо организации или у другого ИП. Разрешено быть одновременно бизнесменом и работать по трудовому договору. Поэтому в своем деле ИП — управленец и работодатель, а в чужом бизнесе он вправе быть наемным сотрудником на любой должности. Но эти две работы не пересекаются, и в документах ИП дополнительную должность того же физ. лица указывать не надо
Регистрация ИП онлайн бесплатно
Если вы хотите открыть ИП, то сделать это онлайн бесплатно можно в нашем сервисе. Система сама заполнит пакет документов для регистрации индивидуального предпринимателя по вашим данным. Бумаги направятся в ФНС онлайн, сэкономив ваше время и деньги. Ошибки исключены: сервис использует только новые бланки и учитывает все требования налоговой. Это быстро, удобно и надежно!
Полезно знать для бизнеса
- Срок регистрации ИП в налоговой
- Какие налоговые режимы подойдут ИП?
- Что такое онлайн-касса и как она работает
- Как узнать регистрирующую ИФНС
- Как открыть ИП или ООО иностранцу в России
Источник: registrator.online
Как оформить сотрудника в ИП: инструкция
Если вы индивидуальный предприниматель и нанимаете сотрудников, вам нужно оформить их официально. Для разовой работы подойдет договор ГПХ, для постоянной — только трудовой договор. Нарушения при оформлении работника в ИП грозят предпринимателю штрафами, а в особых случаях — тюрьмой. Без согласования взаимных прав и обязанностей вы будете особенно уязвимы в конфликтных ситуациях. Разберемся, как ИП принять сотрудника на работу и не нарушить закон.
Как оформить сотрудника в ИП
Для начала составьте локальные акты: правила трудового распорядка, положение об оплате, штрафах и премировании, документ об обработке персональных данных. Если у вас микропредприятие, все эти положения можно прописать в трудовом договоре. Раскроем этапы оформления работника.
Бизнес
Составление штатного расписания
- ФИО работодателя, код ОКПО. Последний можно уточнить на сайте Росстата.
- Наименования структурных подразделений — при наличии. Предприниматель также должен присвоить нумерацию каждому отделу на свое усмотрение. Например, «001. Отдел продаж», «002. Отдел логистики», «003. Отдел рекламы».
- Названия и коды должностей из Общероссийского классификатора занятий, численность сотрудников на каждой из них. Если вы нанимаете работников на неполную ставку, это число может быть дробным.
- Оклад, бонусы. Окладная часть не может быть ниже МРОТ по вашему городу. Сверьтесь с сайтами региональных ведомств, чтобы не ошибиться в сумме.
- Общий размер зарплаты.
Для создания штатного расписания можно использовать унифицированный шаблон Т-3.
Если у вас есть колл-центр, автоматизируйте его работу. Например, добавьте на ваш сайт виджет Обратного звонка Calltouch. Клиент оставит свой номер, а программа передаст его вашим операторам для быстрой связи в удобное клиенту время. Вы увеличите конверсию сайта и не упустите ни одной заявки.
Виджет обратного звонка для сайта
- Повысьте конверсию сайта на 30%
- Новым клиентам 50 минут в подарок
Составление трудового договора
Запросите у работника документы:
- паспорт;
- СНИЛС;
- ИНН;
- бумажную или электронную трудовую книжку.
Также могут потребоваться диплом об образовании, военный билет, медкнижка. Информацию из документов вы внесете в договор и личное дело сотрудника.
В договоре должны быть:
- ФИО работника, данные его паспорта;
- полное имя и реквизиты предпринимателя;
- дата и место заключения соглашения;
- вид договора: если он срочный, укажите причину ограничения периода работы, при бессрочном контракте уточнений не требуется;
- подразделение и/или филиал места работы;
- должность сотрудника, его специальность;
- дата начала трудовой деятельности;
- порядок оплаты труда, сумма оклада и условия премирования;
- режим труда и отдыха;
- условия, формат работы;
- права и обязанности обеих сторон.
Вы также можете вписать дополнительную информацию, например дату окончания испытательного срока. Если на предприятии нет должностной инструкции, подробно опишите обязанности сотрудника.
Договор составляют в двух экземплярах. Его подписывают обе стороны не позднее трех дней с момента выхода сотрудника на работу.
Оформление приказа о приеме на работу
Это необязательный документ, его можно не оформлять. Для тех, кто это все-таки делает, есть специальная форма — Т-1. На основании приказа вы внесете запись в трудовую книжку подчиненного и заведете его личную карточку.
Запись в трудовой
Требования к заполнению бумажной трудовой книжки:
- не пишите аббревиатурами и сокращениями;
- соблюдайте поля;
- применяйте только арабские цифры;
- укажите порядковый номер вашей записи.
Вам понадобится журнал учета трудовых книжек — купите его в магазине канцтоваров и заполните.
На остальных сотрудников достаточно подать сведения в Пенсионный фонд РФ по форме СЗВ-ТД. Отчет формируют на каждого работника при любых кадровых изменениях: трудоустройстве, увольнении, смене должности. Сведения в Пенсионный фонд подают не позднее одного рабочего дня, следующего за днем, когда был издан соответствующий приказ.
Заведение личной карточки работника
В карточку по форме Т-2 вносят сведения о сотруднике:
- личные данные;
- кадровые сведения, включая учет отпусков;
- информацию об образовании, повышении квалификации, стаже и так далее.
Сотрудник подписывает распечатанную карточку и передает ее на хранение работодателю.
Регистрация в ФСС
Зарегистрируйтесь в Фонде социального страхования через Госуслуги, лично или перешлите документы почтой. Для этого:
- заполните заявление;
- снимите копии с паспорта и трудового договора подчиненного, заверьте их подписью — обычной или электронной;
- направьте документы в ФСС.
Как принять сотрудника временно или на полставки
Для найма временных работников предусмотрен срочный договор — его оформляют на период до 5 лет. В документе обязательно указывают причину ограниченного срока работы. Ей может быть декретный отпуск постоянного сотрудника, сроки проекта, на который требуется специалист, сезонность. В остальном процедура не отличается от обычного найма.
По закону частичную занятость именуют «неполным рабочим временем». Подчиненных, которые трудятся не весь день или несколько дней в неделю, оформляют по тому же принципу, что и остальных, но в трудовом договоре прописывают их график. Указывают полный оклад, как в штатном расписании. Чтобы прояснить финансовый вопрос, уточняют, что зарплата рассчитывается в соответствии с отработанным временем.
Сколько работников может быть у предпринимателя
Все зависит от системы налогообложения:
- упрощенная система (УСН) — до 100 работников;
- патентная система (ПСН) — не более 15 сотрудников;
- общая система — без ограничений.
Микропредприятие может нанять максимум 15 человек, малое — 100. Самозанятым запрещено принимать работников в штат.
Типичные ошибки
Нарушения при оформлении сотрудников наказываются по закону — ИП несет финансовую ответственность.
Основные ошибки и следующие за ними штрафы:
- Некорректное оформление трудового договора, его отсутствие или подмена договором ГПХ. За каждого подчиненного назначают штраф 5 000 – 10 000 рублей при первичном нарушении и 30 000 – 40 000 рублей — при повторном.
- Допуск сотрудника без инструктажа по охране труда. Работодатель платит 15 000 – 25 000 рублей, а при повторном нарушении — до 40 000.
- Другие нарушения. Возможны штрафы 1 000 – 5 000 рублей, а если нарушение повторится — до 20 000,.
Если обнаружат налоговую недоимку от 100 000 рублей, возможны штрафы до 500 000 рублей, принудительные работы или арест до 3 лет.
Коротко о главном
- ИП обязан оформлять сотрудников, как и любой работодатель, — по трудовому договору или договору ГПХ.
- Предприниматель должен составить внутреннее расписание и договоры с сотрудниками, заполнить личную карточку каждого подчиненного.
- Также ИП должен сообщить о найме сотрудников в Пенсионный фонд и ФСС.
- Можно нанять работников на неполный рабочий день или подписать срочный договор на период не более 5 лет.
- Допустимое количество сотрудников у ИП зависит от системы налогообложения.
Источник: www.calltouch.ru