По закону бизнес признают действующим до момента официального закрытия. Пока вы либо ваша компания числитесь в официальном реестре, вам необходимо платить налоги и сдавать отчеты. Отсутствие финансового оборота у ИП или компании не считается юридическим основанием для прекращения деятельности. Мы в Open Academy подготовили краткую инструкцию о том, как правильно закрыть бизнес.
Если у вас ИП
Индивидуальный предприниматель (ИП) — это физическое лицо. Он единолично руководит бизнесом и любые решения принимает самостоятельно.
Порядок закрытия ИП таков:
- Известите о предстоящем закрытии работников (при наличии). Сделать это нужно не позже, чем за две недели. В этот же срок уведомите о предстоящем увольнении службы занятости.
- Подайте заявление о закрытии ИП в ФНС по месту постановки на учет (форма № Р26001).
С 2018 года ИП не нужно специально снимать с учёта кассовый аппарат. Регистрация ККТ прекращается в момент исключения ИП из ЕГРИП. Но поскольку соответствующая поправка внесена в закон не так давно, мы рекомендуем уточнить в ФНС необходимость снятия с учёта кассового аппарата.
Как правильно закрыть бизнес и сдать все отчеты. Закрыть магазин.
Отказать в закрытии ИП из-за наличия неоплаченных налогов не могут, поскольку после закрытия бизнеса ИП отвечает по всем долгам как физлицо. Аналогично сохраняются обязательства перед кредиторами, которые вправе требовать возврата долгов и после прекращения деятельности ИП.
Срок закрытия ИП после подачи заявления — пять дней.
Если у вас ООО
ООО — юридическое лицо. Решение о закрытии принимают коллективно все участники. Кроме того, учредители лишь в исключительных случаях несут ответственность по долгам организации. Поэтому закрытие ООО выглядит сложнее.
Порядок закрытия ООО:
- Оформите решение единственного участника или протокол общего собрания учредителей. Назначьте ответственное за ликвидацию лицо, которое дальше будет действовать от имени организации.
- В течение трёх дней уведомите ФНС о решении (форма № Р15001).
- Не позднее, чем за два месяца до закрытия уведомите работников о ликвидации организации и увольнении.
- Минимум за два месяца оповестите о закрытии и порядке погашения долгов всех кредиторов. Опубликуйте соответствующее объявление в журнале «Вестник государственной регистрации».
- Снимите с учёта кассовый аппарат. Подайте заявление о снятии ККТ с регистрации (форма КНД-1110021). Приложите техпаспорт, регистрационную карточку и журнал кассира.
- Составьте промежуточный баланс и уведомите об этом ФНС (форма № Р15001).
- Рассчитайтесь с кредиторами в порядке очереди (оплата труда, налоги, кредиторы).
- Подготовьте ликвидационный баланс.
- Оплатите госпошлину 800 рублей. С 2019 года при подаче электронных документов пошлину оплачивать не нужно.
- Подайте в ФНС заявление на ликвидацию ООО.
Если причин для отказа нет, то спустя пять дней ООО будет закрыто. Однако при наличии у организации любых задолженностей и невозможности их погашения, в ликвидации откажут. В этом случае закрытие возможно только через банкротство.
Как правильно закрыть бизнес без последствий?
Что делать после
После официального закрытия бизнес перестает существовать для государства. Однако есть еще несколько необходимых действий:
- Закройте расчётный счет. Пока счёт не закрыт, оплата за его обслуживание продолжает начисляться. И если бывшему руководителю ООО долг грозит лишь «пятном» на репутации, то с бывшего ИП долг могут взыскать через суд.
- Уничтожьте печать. Хотя наказания за оставшуюся печать нет, но учтите, что её использование после закрытия бизнеса признают подделкой документов.
- Передайте документы в архив. Законом предусмотрены разные сроки хранения документации. Чтобы обеспечить сохранность, лучше передать бумаги на архивное хранение.
Закрыть бизнес сиюминутно не получится, как бы вам этого не хотелось. Но соблюдая все установленные законом правила, можно прекратить деятельность в кратчайшие сроки.
Ссылка скопирована
Подпишитесь на новости
Банк «Открытие» — зарегистрированный товарный знак ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие»
Все материалы и разработка курсов выполнены ООО «Культура инноваций».
Источник: academyopen.ru
Как закрыть ООО. Девять основных шагов
Неважно что произошло, но имеем факт — ООО перестало осуществлять свою деятельность. Можно искать разные выходы, самый очевидный – продать дело. Если владелец единственный, технически это не так сложно, но часто в ООО приходится иметь дело с другими учредителями.
Легче, если свою долю уставного капитала удастся продать остальным учредителям, а для продажи посторонним эта процедура значительно усложняется и удорожается. Если же остальные члены ООО не заинтересованы в дальнейшей работе организации, она сплошь и рядом «остается сиротой»: уже не работает, но числится действующей.
Чтобы брошенная ООО прекратила свое существование, её надо продать или официально ликвидировать. Многих пугает процедура закрытия организации, действительно, она не из самых простых. Но если соблюдать необходимые формальности и последовательно пройти все предусмотренные законом этапы, можно обойтись и без посредников, широко рекламирующих свои услуги. В этой статье мы распишем подробную пошаговую инструкцию для добровольного закрытия ООО силами самих учредителей.
Ступеньки закона
- с.61-65 ГК РФ – общие положения о ликвидации организаций и предприятий;
- ст.57-58 Федерального Закона №14 от 08.02.1998 г. – закон, касающийся непосредственно деятельности ООО;
- ст. 20 Федерального Закона №129 от 08.08.2001 г. – о назначении ликвидаторов и уведомлениях о закрытии ООО;
- ст. 11 Федерального закона № 402 от 06.12.2011 – о бухгалтерской инвентаризации и составлении отчета;
- п.1. ст.81 ТК РФ – об уведомлении сотрудников о предстоящем увольнении в связи с закрытием организации;
- постановление Правительства №99 от 05.02.1993 г. – об уведомлении Службы занятости.
9 шагов до ликвидации
Шаг 1. Начало конца – решение учредителей
Первым шагом к закрытию ООО будет собрание учредителей, на котором будет принято и запротоколировано решение о ликвидации, а также назначен ликвидатор или выбрана специальная комиссия.
Как закрыть ООО в 2021 году
Поможем быстро ликвидировать фирму без посещения ФНС и расходов на нотариуса.
Ликвидация юридического лица по решению собственников
Оформите решение о ликвидации ООО
Решение о ликвидации ООО должны единогласно принять его участники. По итогам собрания следует оформить протокол. Если собственник один, то он должен оформить решение единственного участника о ликвидации.
Установленной формы протокола (решения) нет. В документе необходимо однозначно выразить желание собственников добровольно ликвидировать свою компанию. В протоколе, кроме того, нужно отметить, что решение принято единогласно.
Выберите ликвидационную комиссию или ликвидатора
Одновременно с принятием решения о ликвидации нужно выбрать ликвидационную комиссию или ликвидатора. Обычно оба решения оформляют в одном документе.
С этого момента комиссия или ликвидатор управляет юридическим лицом. Далее под «ликвидатором» будем иметь в виду и председателя ликвидационной комиссии.
Часто функции по ликвидации компании берет на себя действующий директор или один из учредителей. Но это не обязательно — можно пригласить и стороннего специалиста.
Проинформируйте налоговиков о начале ликвидации ООО
После принятия решения о ликвидации необходимо в течение 3 дней сообщить об этом в ИФНС по месту нахождения организации. Нужно использовать специальную форму — уведомление Р15001. В документе укажите сведения о юридическом лице (раздел 1), о ликвидаторе (лист А) и о заявителе (лист Б). Также проставьте отметки в п. 2.1 и 2.2 и заполните дату принятия решения о ликвидации. Уведомление должен подписать один из участников ООО или ликвидатор.
К форме Р15001 нужно приложить протокол собрания или решение единственного участника о ликвидации.
Документ можно составить на бумаге и сдать в ИФНС лично, передать через МФЦ или направить заказным письмом. Если заявление готовится в бумажном формате, то подпись ответственного лица нужно заверить у нотариуса.
Если у заявителя есть усиленная квалифицированная электронная подпись, он может направить налоговикам информацию через сервис на сайте ФНС.
Документы в электронном виде можно передать через нотариуса. В этом случае заявитель может не иметь электронной подписи — нотариус сам заверит отправляемые файлы.
В течение пяти рабочих дней налоговики должны внести сведения в госреестр и выдать подтверждающий документ — лист записи ЕГРЮЛ с отметкой о начале ликвидации.
Госпошлину за подачу уведомления о начале ликвидации платить не нужно. Заверение подписи у нотариуса стоит в среднем от 1 000 до 1 500 рублей, а пересылка в электронном формате — от 3 000 до 5 000 рублей.
После получения уведомления о ликвидации налоговики могут назначить выездную проверку. Но так бывает далеко не всегда. Здесь многое зависит от той информации о компании, которая есть у инспекторов. Если за последние три года у фирмы не было сомнительных операций, возмещения НДС, сдачи убыточных деклараций, контрагентов с признаками «однодневок» – вероятность проверки будет минимальной.
Сообщите контрагентам о предстоящей ликвидации
Когда запись о ликвидации внесут в госреестр, нужно уведомить контрагентов о предстоящем закрытии компании.
Во-первых, необходимо опубликовать информацию о начале ликвидации ООО в «Вестнике государственной регистрации». На сайте издания есть специальная форма, через которую удобно заказать публикацию. В объявлении следует указать срок для предъявления претензий, который не может быть меньше двух месяцев.
Помимо этого, каждого кредитора нужно отдельно уведомить о предстоящей ликвидации в письменном виде. Лучше всего сделать это так, чтобы в дальнейшем можно было доказать, что контрагент получил документ. Это может быть заказное письмо с уведомлением о вручении или подпись ответственного лица кредитора при курьерской доставке.
Предупредите сотрудников и службу занятости о предстоящих увольнениях
Если компания ликвидируется, это означает, что все сотрудники потеряют работу. Их нужно письменно предупредить о предстоящем увольнении не позднее, чем за 2 месяца.
Также нужно сообщить о будущем увольнении по инициативе работодателя в службу занятости по форме, утвержденной постановлением Правительства от 05.02.1993 № 99. Срок здесь тоже составляет два месяца, а при массовых увольнениях — три.
Общие правила, по которым нужно определять массовость, установлены тем же постановлением № 99. При ликвидации массовым считается увольнение более 15 сотрудников. Но региональными законами или отраслевыми соглашениями могут быть установлены и другие критерии.
Составьте промежуточный ликвидационный баланс
После того, как все требования были предъявлены и налоговая проверка (если она была) завершена, можно составлять промежуточный ликвидационный баланс.
Он включает в себя активы компании и все признанные ликвидатором требования кредиторов. Этот документ обычно составляют по стандартной форме бухгалтерского баланса с пометкой «ликвидационный».
Промежуточный ликвидационный баланс нужно сдать в ИФНС вместе с формой Р15001 и протоколом об его утверждении. Необходимо поставить отметку в п. 2.3 формы. Лист А в данном случае заполнять не нужно, ведь сведения о ликвидаторе у налоговиков уже есть.
Иногда промежуточных ликвидационных балансов может быть два или даже больше. Такая ситуация возникает, если после сдачи первого баланса появились новые требования, которые ликвидатор обязан признать, например – основанные на решении суда.
Нужно быстро закрыть бизнес без последствий?
Проверим учёт, сделаем сверки и подготовим документы!
Источник: www.moedelo.org