Отвечает директор московского офиса CPO Group (ЦПО Групп), эксперт по вопросам правовой защиты бизнеса МГО «Опора России» Лариса Науменко.
Компании, которые уклоняются от уплаты налогов, выявляются в рамках контрольных мероприятий, в том числе в ходе выездных налоговых проверок. Однако в планы по их проведению попадают не все налогоплательщики.
Критерии, используемые налоговыми органами при анализе информации о налогоплательщике, закреплены в приложении №2 к Концепции. Всего таких критериев четырнадцать, в их числе:
- Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже её среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности).
- Отражение в налоговой отчётности значительных сумм налоговых вычетов за определённый период.
- Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближённой к сумме его дохода, полученного за календарный год.
- Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
- Непредоставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
- Непредоставление налоговому органу запрашиваемых документов.
- Неоднократное снятие с учёта и постановка на учёт в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
- Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Если бизнес соответствует критериям, предусмотренным Концепцией, налоговый орган может провести выездную налоговую проверку.
Почему миллиардеры платят меньше налогов, чем вы? | Би-би-си объясняет
Особое внимание ФНС в последнее время уделяет критерию извлечения необоснованной налоговой выгоды (абз. 15 разд. 4 Концепции).
Необоснованная налоговая выгода — это уменьшение налога (его зачёт, возврат) в ситуации, когда формально у налогоплательщика право на это есть, но оно получено в результате совершения недобросовестных действий, например сознательного искажения сведений о фактах хозяйственной жизни заключения формальных сделок, использования фирм-однодневок.
В Письме налоговый орган обозначил, что в ходе предпроверочного анализа ФНС и правоохранительные органы определяют реального бенефициара бизнеса, который будет отвечать за налоговое правонарушение.
Наиболее эффективными мероприятиями при этом являются допросы свидетелей, потерпевшего, осмотр (обыск) территорий, истребование документов и информации, проведение экспертизы, обыск и выемка документов, контроль и запись переговоров.
Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов позволяет устранять схемы уклонения бизнеса от налогообложения. Налоговый орган обращает внимание на наличие успешной практики, касающейся выявления и пресечения преступлений в сфере налогообложения.
Источник: www.sravni.ru
Кызылординские предприниматели уклоняются от уплаты налогов
Уклонение от уплаты налогов
Уклонение от уплаты налогов — дело наказуемое. И, тем не менее, многие бизнесмены и предприниматели продолжают идти на риск, обманывая государство. Налоги они платят, но не полностью. Определенная часть дохода укрывается от налоговой и не прописывается в документах.
Схемы уклонения от уплаты налогов столь разнообразны и многочисленны, что можно составить целую энциклопедию с перечислением таких способов. Только официально раскрытых методов около двух сотен. А ведь существуют еще и схемы, которые пока что находятся в тени.
Впрочем, и те способы, которые раскрыты налоговым ведомством, активно практикуются, поскольку доказать использование мошеннических операций можно только при тщательном расследовании. А налоговая не может проконтролировать каждого предпринимателя. Особенно если учесть, что часто бизнесмены вступают в сговор.
Уклонение от налогов чаще всего происходит тогда, когда предприниматель владеет небольшой компанией и сам может проконтролировать налоговую отчетность. Однако и в случае с крупными организациями факт укрытия части дохода — не редкость. Чем крупнее компания, тем больше средств уходит на сторону. Уклонение от уплаты налогов можно осуществить несколькими основными способами.
Самый популярный метод — сотрудничество с фирмами-однодневками. Такие компании создаются на стороне (как в России, так и за рубежом) специально для того, чтобы можно было прикрыть часть дохода, списав ее в расход. Налоговые службы ранее очень быстро вычисляли такие махинации. Однако сегодня дело осложняется тем, что часть налогов все-таки выплачивается компанией, и открыть аферу не так просто. Ведь формально все в порядке.
Однако налоговым органам для открытия аферы надо только ответить на простой вопрос: есть ли деятельность у компании? Однодневки не имеют никакой цели, кроме как служить прикрытием. Фирмы-однодневки могут со временем самоликвидироваться. Таких организаций может быть очень много, и налоговая просто не сможет уследить за каждой из них. Однако предприниматель, который имел с подобной организацией дело хоть раз, рискует попасть на заметку органов.
Практикуя уклонение от уплаты налогов, компания может работать с однодневками по одной из следующих схем. Например, организация передает свою деятельность мелким исполнителям, которые выполняют работы фирмы и забирают часть ее прибыли. При проверке обнаруживается, что компания и наемные исполнители — одно лицо. Вторые служат для того, чтобы скрыть долю дохода.
Это подставная фирма, в которой нет никаких работников. Более того, у двух организаций один общий счет.
Одна из простейших уловок, которые могут применить предприниматели, — это сотрудничество с лицами без их официального приема на работу или с компаниями, которые по сути вообще не зарегистрированы. Налоговая отчетность в этом случае осуществляется только с одной стороны, и выявить факт ухода от налогов практически невозможно.
Подрядчики получают свои средства, не выплачивая процент в налоговую, а фирма — свой доход, который можно не отражать в документации. Уклонение от уплаты налогов может иметь и более сложные схемы. Они иногда настолько запутаны, что дело может растянуться на несколько лет. В ряде случаев мошенникам даже удается оправдаться.
Самые трудные для раскрытия налоговые преступления находятся в сфере международного бизнеса. Ведь в некоторых случаях зарубежные фирмы совсем не облагаются НДС. Ряд компаний организовывает за границей дочерние предприятия, формально не связанные с деятельностью головной фирмы. И это открывает отличные возможности для махинаций. Например, компания-учредитель может помогать дочерней организации в финансовом плане.
Источник: fb.ru
Глава 7. Уклонение от налогов Сущность и причины уклонения от налогов
Уклонение от уплаты налогов стало нормой поведения многих хозяйствующих субъектов. В результате недостаточно финансируется общественный сектор хозяйства из-за сокращения поступления средств в государственный бюджет; нарушаются правила честной конкуренции; происходит получение выгод уклоняющимися от налогов; растет коррупция; капиталы, полученные в результате уклонения от налогов, уходят за рубеж.
Для эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов важно выяснить, почему значительная часть налогоплательщиков делает выбор в его пользу, каковы причины уклонения от налогов.
По своей экономической сущности налоги выступают в качестве не столько принудительного отчуждения имущества, сколько добровольных платежей за требуемые каждому гражданину общественные блага. Однако на практике добровольная реализация подобного решения затруднена по нескольким причинам.
Часть II. «Вторая» («беловоротпичковая») теневая экономика 81
Во-первых, возникает проблема «безбилетника». Некоторые индивиды могут считать целесообразным уклоняться от уплаты налогов, надеясь на то, что их действия в составе большой группы налогоплательщиков останутся незамеченными и не повлияют на решение других об уплате налогов и, следовательно, не скажутся на количестве предоставляемых в распоряжение всех и каждого общественных благ.
Во-вторых, по техническим причинам принятие решений в больших группах на основе единогласия невозможно. Что же касается правила большинства, то оно создает объективные предпосылки для налоговой дискриминации и побуждает пострадавших налогоплательщиков к уклонению от участия в финансировании общественных расходов по соображениям и социальной справедливости, и экономической эффективности.
В переходных экономиках положение усугубляется такими типичными для них явлениями, как неэффективность демократических институтов, слабая защита собственности и контрактов, коррупция, проведение фискальной политики в пользу узких групп интересов, неадекватное регулирование предпринимательской деятельности. Поэтому в данных условиях естественной реакцией налогоплательщиков выступает оппортунистический тип поведения, при котором они воспринимают налоги как наказание и минимизируют участие в финансировании общественных товаров.
Предприниматели руководствуются не абстрактными сравнениями пользы государства и потерь от налогообложения, а вполне конкретными соображениями о величине риска: насколько сумма налога выше, чем санкции за уклонение от него. Если последствия уклонения не слишком тяжелы, а вероятность обнаружения невелика, то большинство предпринимателей предпочтет уйти от налогов или минимизировать их, воспользовавшись слабыми местами и противоречиями в налоговом законодательстве или в технике взимания налогов (не случайно на книжном рынке пользуются повышен-
ным спросом книги о том, как «законными» методами уменьшить налоговые выплаты).
Таким образом, уклонению от налогов способствуют недостатки в законодательстве, безнаказанность его нарушения и слабость контроля. А распространенные утверждения, будто основная причина заключается в слишком высоких налогах, не вполне обоснованны. Хотя действительно существует предельный уровень налогообложения, который может привести к свертыванию экономической деятельности. Но в России, по крайней мере в торговле, он еще не достигнут. К тому же не факт, что если сделать налог минимальным (скажем, не 25%, а только 5%), то недобросовестные налогоплательщики не постараются платить еще меньше.
Рассматривая мотивы уклонения от налогов, необходимо остановиться на различиях между «новыми русскими» и директорами бывших советских предприятий. Предприниматели из «новых русских», вышедшие из полукриминального кооперативного движения последних предреформенных лет, не желают платить налоги по психологическим мотивам. Они никогда ничего не платили государству, этому противится их криминальная философия и предпринимательская натура. Нужно время, чтобы они осознали необходимость быть законопослушными гражданами, хотя бы для того, чтобы обрести право требовать от государства законной защиты своей собственности. Чем быстрее будет крепнуть государство, включая налоговый контроль, тем раньше произойдет их психологическое созревание.
Директора бывших советских предприятий быстро освоили опыт неуплаты налогов. Но директора пользовались защитой и помощью государства, у них были иные мотивы для неуплаты налогов. Например, предприятия ВПК страдают от отсутствия средств из-за резкого сокращения государственных закупок, а во многих случаях от неумения и нежелания быстро перестроить производство на выпуск конкурентоспособной, нужной рынку и населению продукции. Многие управляющие
Источник: studfile.net