Новые технологии, новый бизнес, новые модели — все будто бы воодушевляет и пахнет свежестью, уверенностью, экспериментами. Но внутри все остается тем же самым — со своими человеческими провалами, ошибками даже самых крутых разработчиков и скверными характерами инвесторов.
Я работаю со стартапами ранней стадии развития, выстраиваю бизнес-процессы, занимаюсь вопросами фандрайзинга. Сейчас работаю управляющим портфелем фонда the Untitled ventures. Всего под моей опекой развивалось более 20 проектов за последние три года, а прошло через воронку за это же время более 500.
В ходе своей работы со стартапами я не нашла ничего лучше, как научиться применять на практике основные принципы стоицизма — популярного философского течения. Я раскрою в 10 статьях 10 основных принципов и возможности их применения стартапами.
RB рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке
Смотрите на ситуацию со стороны, или как создавать презентации
За первые два года жизни стартап создает огромное количество слайдов. И на раунд, и на конкурс, и на выступление… Как можно оптимизировать время, уходящее на копипаст?
Как презентовать стартап на стадии идеи || Разбираем питч EngineeringART
Дек и презентация — есть ли разница?
Презентация — это слайды, выстроенные в логическом порядке. В нашем случае — про сам стартап. Часто можно слышать слово «deck» применительно к паре десятков слайдов о стартапе — так в чем же разница? Напрямую в значениях ее нет, но сейчас предпочтительнее говорить «дек», так как презентация может включать как дек, так и саму манеру рассказа.
С определением понятно. Но чем является дек для стартапа? Вот какие основные функции он может спокойно выполнять:
- «интерфейс» для коммуникаций с партнерами/инвесторами/аудиторией;
- инструмент для определения и закрепления стратегии;
- планировщик (одна дорожная карта чего стоит — показывает всем корневые задачи и сроки);
- средство для воодушевления;
- помощник в онбординге сотрудников, в выработке единой стратегической позиции команды.
Все пять пунктов относятся к разным слайдам? Рекомендую использовать «все-в-одном»: составить один большой дек про все — и про стратегию, и про сценарии пользователей, и про инвестиционные запросы. А затем в зависимости от ситуации нарезать и перемешивать слайды, отталкиваясь от целей.
Если же хочется добавить чего-то новенького, то для этого достаточно 5% от всего выбранного из гранд-дека (ровно одна картинка котика или половина слайда именно про этого потенциального партнера).
Какие бывают деки и зачем они нужны
Рекомендую не использовать развернутую типологию, а ограничиться тремя типами деков:
- питч-дек,
- инвест-дек,
- продакт-дек.
Выделим их главные задачи — ведь, исходя из целей, мы получим основные необходимые элементы для нашего слайдоконструктора.
КАК ПРЕЗЕНТОВАТЬ СВОЮ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ? — 2.0 — БИЗНЕС-ИГРА ЗЕЛЕНЫЙ СТАРТАП — GREENSTARTUPGAME
Зачем нужен питч-дек?
- Красочно выступать на сцене,
- открыто заявлять, что нужно и чем полезны,
- правильно показывать свои успехи.
Зачем нужен инвест-дек?
- Развернуто показывать работающие и тестирующиеся гипотезы в отношении технологии и бизнес-активности,
- отражать необходимый инвестиционный запрос (адекватно оцененный),
- представлять команду, которая заслуживает доверие и имеет нужное мышление.
Зачем нужен продакт-дек?
- Показывать сценарии пользователей или клиентов,
- предлагать конкретный сценарий взаимодействия с адресатом и аргументировать его выгоду,
- завоевывать доверие адресата (через описание предыдущих кейсов, лого партнеров и прочее).
Что включить в деки
Цели определены. А теперь предлагаю чек-листы, по которым вы можете проходиться и сверять свои готовые документы.
Чек-лист для питч-дека:
- имя компании с коротким и емким описанием деятельности на 3-5 слов. Например, «Доставка товаров первой необходимости в течение трех часов» или «Компьютерное зрение для потокового распознавания». Лучше избегать имена собственные и отказаться от «Убера для грудного молока» или «Эйрбнб для забытых богом деревень»;
- указание профильных проблем на рынке — желательно, со статистикой — и как они решаются сегодня;
- описание решения с акцентом на отличия;
- указание конкурентов;
- обозначение целевого рынка (ТАМ-SAM-SOM);
- отображение полученных метрик и заключенных пилотов (если есть);
- краткое описание планов на 2-3 года вперед;
- запрос на площадке, где вы выступаете (нужны инвестиции? ищем партнеров?);
- контакты.
Чек-лист для инвест-дека:
- первые два пункта — из предыдущего списка;
- описание вашего продукта и основной ценности для клиента;
- описание вашей технологии;
- сценарий использования клиентом (на одном слайде и максимально коротко);
- анализ рынка вашего продукта (ТАМ-SAM-SOM);
- указание конкурентов и ваших отличительных черт;
- объяснение бизнес-модели (и не забывайте про термины: ежемесячная подписка, единовременный платеж, freemium);
- экономика заказа или юнит-экономика (как складывается сумма, которую вы заявляете клиенту на одну покупку?);
- отображение ваших достижений (от участия в акселераторах до конкурсов);
- указание 1-2 клиентских кейсов (если есть: с решенными задачами и метриками);
- дорожная карта развития на 18-24 месяца;
- финансовый прогноз роста (желательно по 2-3 сценариям);
- предложение инвесторам (сколько нужно и за какую долю);
- разложение суммы инвестиций на статьи расходов (можно в процентном отношении);
- история инвестиций (если есть) и распределение долей внутри юридического лица;
- перечисление ключевых игроков команды (имя, фото, роль, профильный опыт работы. Можно указать менторов, если они высокого ранга);
- контакты.
Чек-лист для продакт-дека:
- первые два пункта — из предыдущего списка;
- описание вашего продукта и основной ценности для клиента;
- описание вашей технологии;
- отображение подробного сценария использования (с экранами);
- указание максимальной выгоды (по пунктам и с цифровой привязкой);
- перечисление успешных кейсов и клиентов (лого и/или метрики по кейсу);
- отображение ваших продуктовых достижений (конкурсы, премии);
- перечисление основных игроков команды (компетенции, опыт работы);
- контакты.
Что стоит учесть при оформлении любого дека
- Чем больше инфографики, тем лучше;
- при отсылке всегда используйте pdf-формат;
- не используйте в дизайне более трех цветов и трех шрифтов;
- оформляйте слайды на светлом фоне (берегите глаза и принтеры, пожалуйста);
- проверяйте, чтобы все названия были правильно написаны (а лучше просто вставьте корпоративные лого);
- настройте автоматическое обновление данных: связывайте таблицы с данными со слайдами.
Бонус-трек: полезные ссылки с деками
- Питч-деки единорогов (можно выбрать ролевую модель для своего дека!) — тут.
- Примеры разных удачных слайдов для SaaS-стартапов — тут.
- Некоторые хорошие продакт-деки — тут.
Фото в материале и на обложке: Unsplash
Источник: rb.ru
Питч-дек для презентации стартапа: основные слайды и их оформление
Мир фандрейзинга живет по своим правилам и этикету: потенциальные инвесторы то и дело просят показать различные документы от One Pager до Cap Table. Среди них питч-дек, проще говоря, та самая презентация в PowerPoint, которую мы учились составлять с шестого класса. Правда, у слайдов, мелькающих за вашей спиной, в этом случае особая магия: они могут сильно повлиять на решение проинвестировать вас или нет. Разбираемся, какие слайды обязательно должны быть в питч-деке и как его составить?
Учимся создавать презентацию стартапа у самых лучших
Уже написаны десятки статей о том, как создать «идеальную» питч-презентацию для стартапа. Тем не менее, мы решили, что необходимо сравнить подходы к этой теме тяжеловесов венчурного бизнеса. Взяв общедоступные шаблоны презентаций от крупнейших акселераторов и фондов, команда PRESIUM проанализировала, чем они отличаются и в чём похожи.
Вы можете не только изучить наши выводы, самостоятельно сравнить шаблоны презентаций, но и скачать их для дальнейшего использования.
О компаниях
Американский стартап-акселератор, основанный в 2005 году. Признан одним из самых успешных в мире.
Американский стартап-акселератор. Второй по известности в мире после YC.
Самый успешный в мире венчурный фонд, основанный в 1972 году. Компании, в которые вложился Sequoia Capital, стоят более $1,4 трлн.
Y Combinator
500 Startups
Sequoia Capital
Сравнительная таблица подходов к созданию презентации стартапа
Sequoia Capital
500 Startups
Y combinator
Титульный слайд
Титульный слайд
Название компании, логотип и описание деятельности в одну строку
Дополнительно предлагается использовать следующую фразу: (Продукт Х), который создан для решения (Проблема Х) (Аудитория Х) благодаря (Преимущество продукта Х) и (Секретный соус Х)
Название компании, логотип и описание деятельности в одну строку
Название компании, логотип и описание деятельности в одну строку
Титульный слайд
Опишите проблему не глобально, а с точки зрения клиента, которому будете предлагать решение
Описываем «боль» клиента и то, как он сейчас ее «лечит»
Обозначаем проблему и то, как она влияет на жизнь людей или бизнес
Описание продукта/услуги и преимуществ, которые он дает
Описание продукта/услуги и преимуществ, которые он дает Приведите примеры кейсов использования
Описание продукта/услуги и преимуществ, которые он дает
«Почему сейчас?»
«Секретный соус»
Метрики. Часть 1
Рассказываем про пользовательский опыт или технологические особенности.
Самое время для демонстрации видео / скриншотов / демо
Расскажите, как эволюционировал ваш продукт/услуга, как изменялись глобальные тренды и почему именно сейчас вам пора выходить на рынок
Рассказываем про показатели, которые уже удалось достичь (например, объём продаж)
Перспективы развития рынка
Метрики. Часть 2
Показываем, как растет выручка или количество клиентов. Не больше одной метрики на слайд. В зависимости от типа бизнеса обычно используют MRR, GMV, MOM. Также можно добавить логотипы крупных клиентов
Опишите вашу целевую аудиторию и размер рынка Используйте метрики TAM, SAM и SOM
Есть еще важные показатели? Отлично, расскажите сколько клиентов к вам вернулось после первой покупки и т.д.
Конкуренты
Бизнес-модель
«Секретный соус»
Расскажите, как вы уже зарабатываете деньги или как планируете. Покажите все источники доходов и приоритезируйте их по размеру.
Перечислите конкурентов и расскажите об их слабых и сильных сторонах
Пришло время рассказать инвестору, почему вы такой уникальный
«Секретный соус»
Конкуренты
Бизнес-модель
Худшее, что вы можете сказать инвестору: «У нас нет конкурентов». Найдите их и покажите, прямых и косвенных.
Используйте фразу “По сравнению с (главный конкурент) (ваш продукт) отличается (преимущество 1) и (преимущество 2)
Расскажите все особенности вашего продукта (дизайн, функциональность, интеллектуальная собственность, взаимодействие с пользователем, ИТ архитектура и т.д.) .
Опишите план дальнейшего развития продукта/услуги
Расскажите как и на чем вы собрались зарабатывать деньги
Бизнес модель
Перспективы развития рынка
Перспективы развития рынка
Опишите объем рынка и укажите, как он будет расти.
Будет ли он большим или ваше решение сделает его таким
Опишите как и откуда формируется выручка, стоимость продукта/услуги, средний чек, жизненный цикл клиента. Расскажите про модель продаж, кол-во клиентов и контрактов в работе
Опишите объем рынка и укажите, как он будет расти.
Будет ли он большим или ваше решение сделает его таким
Текущий прогресс
Расскажите обо всем, чего уже удалось достичь. Когда вы запустили проект и когда появился первый клиент? Получали ли вы уже награды или инвестиции?
Расскажите про основателей и ключевых сотрудников компании. Если есть, укажите членов совета директоров и советников стартапа
Самый важный слайд на посевном раунде.
Показываем только основателей компании и их опыт в решении проблем
Бизнес модель
Перспективы развития рынка
Перспективы развития рынка
Самый важный слайд на начальных раундах. Расскажите про предпринимательский опыт, глубокую экспертизу в индустрии, продукте или технологии. Опыт в продажах и привлечении пользователей схожей компании.
Не пишите много. 1-2 коротких предложения про каждого основателя более чем достаточно
Рассказываем, сколько нужно денег, и на что они будут потрачены. В идеале, показать, чего мы должны достигнуть через год после инвестиций
Источник: presium.pro