Как презентовать бизнес модель

Новые технологии, новый бизнес, новые модели — все будто бы воодушевляет и пахнет свежестью, уверенностью, экспериментами. Но внутри все остается тем же самым — со своими человеческими провалами, ошибками даже самых крутых разработчиков и скверными характерами инвесторов.

Я работаю со стартапами ранней стадии развития, выстраиваю бизнес-процессы, занимаюсь вопросами фандрайзинга. Сейчас работаю управляющим портфелем фонда the Untitled ventures. Всего под моей опекой развивалось более 20 проектов за последние три года, а прошло через воронку за это же время более 500.

В ходе своей работы со стартапами я не нашла ничего лучше, как научиться применять на практике основные принципы стоицизма — популярного философского течения. Я раскрою в 10 статьях 10 основных принципов и возможности их применения стартапами.

RB рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Смотрите на ситуацию со стороны, или как создавать презентации

За первые два года жизни стартап создает огромное количество слайдов. И на раунд, и на конкурс, и на выступление… Как можно оптимизировать время, уходящее на копипаст?

Как презентовать стартап на стадии идеи || Разбираем питч EngineeringART

Дек и презентация — есть ли разница?

Презентация — это слайды, выстроенные в логическом порядке. В нашем случае — про сам стартап. Часто можно слышать слово «deck» применительно к паре десятков слайдов о стартапе — так в чем же разница? Напрямую в значениях ее нет, но сейчас предпочтительнее говорить «дек», так как презентация может включать как дек, так и саму манеру рассказа.

С определением понятно. Но чем является дек для стартапа? Вот какие основные функции он может спокойно выполнять:

  • «интерфейс» для коммуникаций с партнерами/инвесторами/аудиторией;
  • инструмент для определения и закрепления стратегии;
  • планировщик (одна дорожная карта чего стоит — показывает всем корневые задачи и сроки);
  • средство для воодушевления;
  • помощник в онбординге сотрудников, в выработке единой стратегической позиции команды.

Все пять пунктов относятся к разным слайдам? Рекомендую использовать «все-в-одном»: составить один большой дек про все — и про стратегию, и про сценарии пользователей, и про инвестиционные запросы. А затем в зависимости от ситуации нарезать и перемешивать слайды, отталкиваясь от целей.

Если же хочется добавить чего-то новенького, то для этого достаточно 5% от всего выбранного из гранд-дека (ровно одна картинка котика или половина слайда именно про этого потенциального партнера).

Какие бывают деки и зачем они нужны

Рекомендую не использовать развернутую типологию, а ограничиться тремя типами деков:

  • питч-дек,
  • инвест-дек,
  • продакт-дек.

Выделим их главные задачи — ведь, исходя из целей, мы получим основные необходимые элементы для нашего слайдоконструктора.

КАК ПРЕЗЕНТОВАТЬ СВОЮ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ? — 2.0 — БИЗНЕС-ИГРА ЗЕЛЕНЫЙ СТАРТАП — GREENSTARTUPGAME

Зачем нужен питч-дек?

  • Красочно выступать на сцене,
  • открыто заявлять, что нужно и чем полезны,
  • правильно показывать свои успехи.
Читайте также:  Что такое бизнес инкубатор в школе

Зачем нужен инвест-дек?

  • Развернуто показывать работающие и тестирующиеся гипотезы в отношении технологии и бизнес-активности,
  • отражать необходимый инвестиционный запрос (адекватно оцененный),
  • представлять команду, которая заслуживает доверие и имеет нужное мышление.

Зачем нужен продакт-дек?

  • Показывать сценарии пользователей или клиентов,
  • предлагать конкретный сценарий взаимодействия с адресатом и аргументировать его выгоду,
  • завоевывать доверие адресата (через описание предыдущих кейсов, лого партнеров и прочее).

Что включить в деки

Цели определены. А теперь предлагаю чек-листы, по которым вы можете проходиться и сверять свои готовые документы.

Чек-лист для питч-дека:

  • имя компании с коротким и емким описанием деятельности на 3-5 слов. Например, «Доставка товаров первой необходимости в течение трех часов» или «Компьютерное зрение для потокового распознавания». Лучше избегать имена собственные и отказаться от «Убера для грудного молока» или «Эйрбнб для забытых богом деревень»;
  • указание профильных проблем на рынке — желательно, со статистикой — и как они решаются сегодня;
  • описание решения с акцентом на отличия;
  • указание конкурентов;
  • обозначение целевого рынка (ТАМ-SAM-SOM);
  • отображение полученных метрик и заключенных пилотов (если есть);
  • краткое описание планов на 2-3 года вперед;
  • запрос на площадке, где вы выступаете (нужны инвестиции? ищем партнеров?);
  • контакты.

Чек-лист для инвест-дека:

  • первые два пункта — из предыдущего списка;
  • описание вашего продукта и основной ценности для клиента;
  • описание вашей технологии;
  • сценарий использования клиентом (на одном слайде и максимально коротко);
  • анализ рынка вашего продукта (ТАМ-SAM-SOM);
  • указание конкурентов и ваших отличительных черт;
  • объяснение бизнес-модели (и не забывайте про термины: ежемесячная подписка, единовременный платеж, freemium);
  • экономика заказа или юнит-экономика (как складывается сумма, которую вы заявляете клиенту на одну покупку?);
  • отображение ваших достижений (от участия в акселераторах до конкурсов);
  • указание 1-2 клиентских кейсов (если есть: с решенными задачами и метриками);
  • дорожная карта развития на 18-24 месяца;
  • финансовый прогноз роста (желательно по 2-3 сценариям);
  • предложение инвесторам (сколько нужно и за какую долю);
  • разложение суммы инвестиций на статьи расходов (можно в процентном отношении);
  • история инвестиций (если есть) и распределение долей внутри юридического лица;
  • перечисление ключевых игроков команды (имя, фото, роль, профильный опыт работы. Можно указать менторов, если они высокого ранга);
  • контакты.

Чек-лист для продакт-дека:

  • первые два пункта — из предыдущего списка;
  • описание вашего продукта и основной ценности для клиента;
  • описание вашей технологии;
  • отображение подробного сценария использования (с экранами);
  • указание максимальной выгоды (по пунктам и с цифровой привязкой);
  • перечисление успешных кейсов и клиентов (лого и/или метрики по кейсу);
  • отображение ваших продуктовых достижений (конкурсы, премии);
  • перечисление основных игроков команды (компетенции, опыт работы);
  • контакты.

Что стоит учесть при оформлении любого дека

  • Чем больше инфографики, тем лучше;
  • при отсылке всегда используйте pdf-формат;
  • не используйте в дизайне более трех цветов и трех шрифтов;
  • оформляйте слайды на светлом фоне (берегите глаза и принтеры, пожалуйста);
  • проверяйте, чтобы все названия были правильно написаны (а лучше просто вставьте корпоративные лого);
  • настройте автоматическое обновление данных: связывайте таблицы с данными со слайдами.
Читайте также:  Как открыть свой бизнес видеонаблюдение

Бонус-трек: полезные ссылки с деками

  • Питч-деки единорогов (можно выбрать ролевую модель для своего дека!) — тут.
  • Примеры разных удачных слайдов для SaaS-стартапов — тут.
  • Некоторые хорошие продакт-деки — тут.

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Источник: rb.ru

Питч-дек для презентации стартапа: основные слайды и их оформление

Мир фандрейзинга живет по своим правилам и этикету: потенциальные инвесторы то и дело просят показать различные документы от One Pager до Cap Table. Среди них питч-дек, проще говоря, та самая презентация в PowerPoint, которую мы учились составлять с шестого класса. Правда, у слайдов, мелькающих за вашей спиной, в этом случае особая магия: они могут сильно повлиять на решение проинвестировать вас или нет. Разбираемся, какие слайды обязательно должны быть в питч-деке и как его составить?

Учимся создавать презентацию стартапа у самых лучших

Y Combinator, 500 Startups и Sequoia Capital

Уже написаны десятки статей о том, как создать «идеальную» питч-презентацию для стартапа. Тем не менее, мы решили, что необходимо сравнить подходы к этой теме тяжеловесов венчурного бизнеса. Взяв общедоступные шаблоны презентаций от крупнейших акселераторов и фондов, команда PRESIUM проанализировала, чем они отличаются и в чём похожи.
Вы можете не только изучить наши выводы, самостоятельно сравнить шаблоны презентаций, но и скачать их для дальнейшего использования.

О компаниях

Американский стартап-акселератор, основанный в 2005 году. Признан одним из самых успешных в мире.
Американский стартап-акселератор. Второй по известности в мире после YC.

Самый успешный в мире венчурный фонд, основанный в 1972 году. Компании, в которые вложился Sequoia Capital, стоят более $1,4 трлн.

Y Combinator
500 Startups
Sequoia Capital

Сравнительная таблица подходов к созданию презентации стартапа

Sequoia Capital
500 Startups
Y combinator

Титульный слайд
Титульный слайд

Название компании, логотип и описание деятельности в одну строку
Дополнительно предлагается использовать следующую фразу: (Продукт Х), который создан для решения (Проблема Х) (Аудитория Х) благодаря (Преимущество продукта Х) и (Секретный соус Х)

Название компании, логотип и описание деятельности в одну строку
Название компании, логотип и описание деятельности в одну строку
Титульный слайд
Опишите проблему не глобально, а с точки зрения клиента, которому будете предлагать решение
Описываем «боль» клиента и то, как он сейчас ее «лечит»
Обозначаем проблему и то, как она влияет на жизнь людей или бизнес

Описание продукта/услуги и преимуществ, которые он дает
Описание продукта/услуги и преимуществ, которые он дает Приведите примеры кейсов использования
Описание продукта/услуги и преимуществ, которые он дает
«Почему сейчас?»
«Секретный соус»
Метрики. Часть 1

Читайте также:  Производство шприцов как бизнес

Рассказываем про пользовательский опыт или технологические особенности.
Самое время для демонстрации видео / скриншотов / демо

Расскажите, как эволюционировал ваш продукт/услуга, как изменялись глобальные тренды и почему именно сейчас вам пора выходить на рынок

Рассказываем про показатели, которые уже удалось достичь (например, объём продаж)
Перспективы развития рынка
Метрики. Часть 2

Показываем, как растет выручка или количество клиентов. Не больше одной метрики на слайд. В зависимости от типа бизнеса обычно используют MRR, GMV, MOM. Также можно добавить логотипы крупных клиентов

Опишите вашу целевую аудиторию и размер рынка Используйте метрики TAM, SAM и SOM

Есть еще важные показатели? Отлично, расскажите сколько клиентов к вам вернулось после первой покупки и т.д.

Конкуренты
Бизнес-модель
«Секретный соус»

Расскажите, как вы уже зарабатываете деньги или как планируете. Покажите все источники доходов и приоритезируйте их по размеру.

Перечислите конкурентов и расскажите об их слабых и сильных сторонах
Пришло время рассказать инвестору, почему вы такой уникальный
«Секретный соус»
Конкуренты
Бизнес-модель

Худшее, что вы можете сказать инвестору: «У нас нет конкурентов». Найдите их и покажите, прямых и косвенных.
Используйте фразу “По сравнению с (главный конкурент) (ваш продукт) отличается (преимущество 1) и (преимущество 2)

Расскажите все особенности вашего продукта (дизайн, функциональность, интеллектуальная собственность, взаимодействие с пользователем, ИТ архитектура и т.д.) .
Опишите план дальнейшего развития продукта/услуги

Расскажите как и на чем вы собрались зарабатывать деньги
Бизнес модель
Перспективы развития рынка
Перспективы развития рынка

Опишите объем рынка и укажите, как он будет расти.
Будет ли он большим или ваше решение сделает его таким

Опишите как и откуда формируется выручка, стоимость продукта/услуги, средний чек, жизненный цикл клиента. Расскажите про модель продаж, кол-во клиентов и контрактов в работе

Опишите объем рынка и укажите, как он будет расти.
Будет ли он большим или ваше решение сделает его таким

Текущий прогресс

Расскажите обо всем, чего уже удалось достичь. Когда вы запустили проект и когда появился первый клиент? Получали ли вы уже награды или инвестиции?

Расскажите про основателей и ключевых сотрудников компании. Если есть, укажите членов совета директоров и советников стартапа

Самый важный слайд на посевном раунде.
Показываем только основателей компании и их опыт в решении проблем

Бизнес модель
Перспективы развития рынка
Перспективы развития рынка

Самый важный слайд на начальных раундах. Расскажите про предпринимательский опыт, глубокую экспертизу в индустрии, продукте или технологии. Опыт в продажах и привлечении пользователей схожей компании.
Не пишите много. 1-2 коротких предложения про каждого основателя более чем достаточно

Рассказываем, сколько нужно денег, и на что они будут потрачены. В идеале, показать, чего мы должны достигнуть через год после инвестиций

Источник: presium.pro

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин