25.04.2023 Арбитражный суд Челябинской области вынес Решение по делу ИП Балюк (А76-42307/2021), в рамках которого рассматривался вопрос о признании сделок физического лица совершенными в рамках ведения им предпринимательской деятельности.
Как следует из судебного акта, налоговый орган провел выездную налоговую проверку в отношении ИП Балюк А.В. (далее – «Физическое лицо») за период, в котором у Физического лица отсутствовал статус индивидуального предпринимателя. По результатам проведенной выездной налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что до момента регистрации Физического лица в качестве ИП данное Физическое лицо осуществляло предпринимательскую деятельность, связанную со строительством недвижимости, межеванием земельных участков и их дальнейшей реализацией.
При этом ввиду отсутствия у Физического лица в проверяемый период статуса ИП право на уменьшение полученного дохода на произведенные расходы у Физического лица, по мнению налогового органа, не возникло. На данном основании налоговый орган доначислил Физическому лицу НДФЛ, пени и штрафы по п.1 ст. 122, п. 1 ст. 119 и п. 1 ст. 126 НК РФ.
Как ФНС находит нелегальных предпринимателей. Деятельность без регистрации. Что будет?
Физическое лицо не согласилось с позицией налогового органа и оспорило его решение в суде.
Суд поддержал позицию налогового органа в части вывода о том, что Физическое лицо использовало объекты недвижимости не в личных целях как физическое лицо, а исключительно для дальнейшей продажи с целью извлечения прибыли, указав следующее:
- Реализация Физическим лицом объектов недвижимого имущества (домов и земельных участков) (в том числе передача по уступке прав аренды) обладает признаком множественности и повторяемости как в части количества сделок купли-продажи, так и в части количества реализованных объектов.
- Объекты недвижимого имущества реализованы через незначительный промежуток времени и в ряде случаев с наценкой.
- Сделки купли-продажи осуществлялись Физическим лицом на постоянной основе и носили системный характер.
- Физическое лицо осуществляло действия по преобразованию земельных участков.
- Физическое лицо не использовало недвижимое имущество для проживания членов его семьи и в целях улучшения своих жилищных условий.
На данном основании суд согласился с выводом налогового органа о предпринимательском характере деятельности Физического лица. Суд также отметил, что указание Физического лица не в качестве предпринимателя в договорах само по себе не свидетельствует о реализации объектов недвижимого имущества не в рамках предпринимательской деятельности.
Вместе с тем суд согласился с доводом Физического лица о том, что последнему должно быть предоставлено право на учет документально подтвержденных расходов, несмотря на отсутствие у него статуса ИП и их декларирования. Обосновывая данный вывод, суд ссылался на следующее:
- Поскольку доход Физического лица, не зарегистрированного в качестве ИП, получен им в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, что приравнивается к деятельности ИП, даже при отсутствии у Физического лица соответствующего статуса такое лицо не может быть лишено права на учет экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов.
- Ограничение права на профессиональный налоговый вычет в виде документально подтвержденных расходов прямо не оговорено в налоговом законодательстве в качестве санкции за осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности без регистрации в качестве ИП. Между тем любые ограничения прав налогоплательщика, равно как и санкции за нарушения налогового законодательства должны быть в силу конституционных принципов прямо предусмотрены в законодательстве.
На данном основании суд отменил решение налогового органа в части, относящейся к доначислению НДФЛ без учета документально подтвержденных расходов, понесенных Физическим лицом в ходе предпринимательской деятельности.
2.7. Предпринимательская деятельность физических лиц
Не секрет, что налоговые органы все больше внимания уделяют операциям, совершаемым физическими лицами, в особенности если из характера таких операций можно сделать вывод о том, что физическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность (следует обратить внимание на то, что в данном случае выездная налоговая проверка была проведена фактически в отношении физического лица, не имевшего статус ИП).
При этом крайне важны ссылки суда в решении на принцип добросовестного налогового администрирования и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону. Отсюда следует, что, даже если налоговый орган в ходе проверки приходит к выводу о том, что физическое лицо ведет предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП, такое физическое лицо не может быть лишено прав на учет расходов, которые оно могло бы учесть в случае, если бы оно было надлежащим образом зарегистрировано в качестве ИП.
Специалисты налоговой практики Nextons имеют богатый опыт консультирования налогоплательщиков по любым вопросам, связанным с налогообложением физических и юридических лиц, а также сопровождения налоговых проверок и защиты интересов налогоплательщиков в судах, и будут рады оказать всестороннюю поддержку по данным направлениям.
Источник: www.russiantaxandcustoms.com
Государственная регистрация как гражданско-правовое средство приобретения физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя Текст научной статьи по специальности «Право»
Текст научной работы на тему «Государственная регистрация как гражданско-правовое средство приобретения физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя»
УДК 347 А.Г. Демиева,
канд. юрид. наук, ассистент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ КАК
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО ПРИОБРЕТЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
In author’s opinion procedural means of legalization of an entrepreneurial activity subject without establishing a firm is a sphere of interactions of various public relations (personal and public) which considerably impacts the peculiarities of a legal regulation.
Keywords: entrepreneurial activity, physical person, economic activity subject, economic expediency, civil legislation.
Приобретение физическим лицом статуса субъекта предпринимательской деятельности без образования юридического лица является одной из наиболее значимых процедур, непосредственно влияющих на экономику государства. Действительно, уровень экономического развития страны в некотором роде зависит от характерных для этой страны требований к субъекту хозяйственной деятельности, наличия административных барьеров, призванных упорядочивать их организацию. Законодательство развитых стран Запада обычно не предусматривает требование о регистрации индивидуальных предпринимателей по причине отсутствия её целесообразности как дополнительного ограничения прав предпринимателей. Зарубежное законодательство о предпринимательской деятельности регулирует бизнес с позиций экономической целесообразности. Анализ норм гражданского законодательства позволяет сделать вывод о том, что в гражданском праве используют-
ся различные виды государственной регистрации. В основе классификации государственной регистрации в гражданском праве используются функции, которые она осуществляет. Таким образом, выделяются общие и специальные функции государственной регистрации. К общим функциям государственной регистрации относятся:
1. Регулятивная. Процесс государственной регистрации упорядочивает отношения между субъектами гражданского права и регистрирующими органами.
2. Контролирующая. С помощью государственной регистрации государство ведёт учёт и контроль за определёнными субъектами гражданских правоотношений (субъектами предпринимательской деятельности, субъектами малого предпринимательства, собственниками недвижимого имущества и др.).
3. Информационная (коммуникативная). Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за ис-
ключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральным законодательством. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (ст. 4 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
4. Охранительная. Охранительная функция направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту от нарушений прав личности и других субъектов права (например, незаконное предпринимательство (ст. 171 Уголовного кодекса РФ [1])). Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п.1 ст. 2 от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [2]).
К специальным функциям государственной регистрации относятся:
1. Создание нового субъекта гражданского оборота (ст. 51 Гражданского кодекса РФ «Государственная регистрация юридических лиц»).
2. Гарантия прав на принадлежащее недвижимое имущество, в том числе придание законной силы правоустанавливающим документам (ст. 131 Гражданского кодекса РФ «Государственная регистрация недвижимости»).
3. Реализация механизма правостиму-лирования индивидуального предпринимателя как субъекта малого предприни-
мательства (ст. 8 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»). Законодательством о малом и среднем предпринимательстве предусмотрено правило о прохождении регистрации хозяйствующим субъектом для получения определённого вида государственной поддержки.
Таким образом, в гражданском праве виды государственной регистрации выделяются в зависимости от выполняемых ими специальных функций.
Следует отметить, что вопрос о функциях государственной регистрации затрагивался в диссертационном исследовании
Н.В. Половниковой. Автор считает, что государственная регистрация является институтом, выполняющим учётно-
контролирующие функции и легализующие (правообразующие) функции [3].
Гражданин приобретает статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации. Лица, желающие осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, «должны в обязательном порядке пройти необходимую для легитимного статуса субъекта предпринимательской деятельности государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя» [4].
Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя представляет собой, во-первых, законодательно определённую процедуру признания его индивидуальным предпринимателем. Во-вторых, государственная регистрация — это необходимое условие осуществления гражданами права на предпринимательскую дея-
тельность. С.М. Чаплыгина подчёркивает, что «государственную регистрацию следует рассматривать как юридически обязательное условие реализации субъектом предпринимательства своего права на ведение предпринимательства в результате общего конституционного дозволения» [5]. В-третьих, государственная регистрация представляет собой юридический факт, влекущий возникновение у гражданина субъективных прав и обязанностей индивидуального предпринимателя.
Так, К. Тотьев указывает, что гражданин должен приобрести субъективное право на предпринимательскую деятельность, которое возникает только при наличии особого юридического факта -государственной регистрации [6].
Очевидно, что государственное регулирование предпринимательской деятельности в большинстве случаев происходит в рамках определённого юридического процесса или юридических процедур. Это позволяет предпринимателю иметь чёткое представление о том, какие действия, в какое время и в какой последовательности он может совершать.
С процедурным средством получения статуса индивидуального предпринимателя тесно связан вопрос взаимодействия частного и публичного права.
С одной стороны, индивидуальный предприниматель является необходимым субъектом ряда специальных правоотношений (например, отношения с потребителями по розничной купле-продаже), с другой стороны, приобретение гражданином статуса предпринимателя происходит в результате осуществления ряда юридических процедур, которые имеют явно
выраженный публичный характер (государственная регистрация, получение лицензии). К тому же и сама деятельность индивидуального предпринимателя подлежит контролю со стороны государства [7]. По этому поводу А. Поздрачев считает, что государственная регистрация — это «юридически регламентированный порядок признания (подтверждения) факта образования предпринимателя в любой организационноправовой форме с целью учёта и контроля за законностью возникновения, реорганизации и ликвидации» [8].
При получении статуса индивидуального предпринимателя физическое лицо, по мнению Г.Н. Давыдовой [9], проходит через последовательность следующих процедур, которые в качестве общей предпосылки предполагают наличие общей правоспособности и отсутствие запретов на выступление в гражданском обороте в качестве предпринимателей: процедура ходатайства перед уполномоченным государственным органом о проведении государственной регистрации, заключающаяся в подаче заявления и уплате государственной пошлины; процедура непосредственной регистрации в качестве предпринимателя; послерегистра-ционный этап. Установленное в ч. 3 ст. 23 Гражданского кодекса РФ положение о распространении на индивидуального предпринимателя норм о юридических лицах не привело к объединению процедурных средств формирования правового статуса. Процедурные средства обеспечения, связанные с возникновением и прекращением статуса индивидуального
предпринимателя, носят более упрощённый характер. Фактически перечень до-
кументов, необходимый для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, больше, чем для регистрации при создании юридического лица. Однако если физическое лицо является гражданином Российской Федерации и совершеннолетним, ему необходимо предоставить в регистрирующий орган лишь заявление, паспорт и документ об уплате государственной пошлины. Что касается срока государственной регистрации, то он является общим как для индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц (не более 5 рабочих дней со дня представления всех необходимых документов в регистрирующий орган).
Следовательно, упрощённый характер процедурных средств выражается на предрегистрационном этапе, где для приобретения статуса индивидуального предпринимателя установлено меньшее количество необходимых документов, а также отсутствуют требования о подтверждении в необходимых случаях согласования с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления, применяемого при создании юридического лица [10].
Таким образом, процедурные средства легализации субъекта предпринимательской деятельности без образования юридического лица — это сфера взаимодействия разнородных общественных отношений (частных и публичных), которая оказывает значительное влияние на особенности правового регулирования.
1. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
2. Гражданское право : учебник : в 2 т. / отв. ред. Е. А. Суханов. — М., 2000. Т. 1. С. 4; Алексеев, С. С. Частное право : научнопублицистический очерк / С. С. Алексеев. -М., 1999. С. 32.
3. Половникова, Н. В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности (гражданско-правовой и финансовоправовой аспекты) : автореф. дис. . канд. юрид. наук / Н. В. Половникова. — Екатеринбург, 2008. С. 6.
4. Пахолкова, А. Ю. Правовое регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации : дис. . канд. юрид. наук / А. Ю. Пахолкова. — М., 2002. С. 130.
5. Чаплыгина, С. М. Правовое положение индивидуального предпринимателя : дис. .канд. юрид. наук / С. М. Чаплыгина. -СПб., 1997. С. 64.
6. Тотьев, К. Ю. Легитимация субъектов предпринимательской деятельности / К. Ю. Тотьев // Законность. 2002. № 12. С. 10 — 15.
7. Лаптев, В. В. Предпринимательское право : понятие и субъекты / В. В. Лаптев. -М. : Юристь, 1997. С. 18 — 19.
8. Поздрачев, А. Статус предпринимателя / А. Поздрачев // Хозяйство и право. 1994. № 1. С. 24.
9. Давыдова, Г. Н. Юридические процедуры в гражданском праве : дис. .канд. юрид. наук / Г. Н. Давыдова. — Казань, 2004. С. 89 — 90.
10. О защите конкуренции : ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (ст. 27) // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст.
3434.
Источник: cyberleninka.ru
Статья 1201 ГК РФ. Право, подлежащее применению при определении возможности физического лица заниматься предпринимательской деятельностью
Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности.
Комментарий к Статье 1201 ГК РФ
Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.
Другой комментарий к Ст. 1201 Гражданского кодекса Российской Федерации
1. Включение в ГК комментируемой статьи обусловлено тем, что в практике современного бизнеса нередки случаи, когда место жительства физического лица — предпринимателя и место осуществления им предпринимательской деятельности (регистрации в качестве предпринимателя) находятся в разных странах. При этом указанное лицо может иметь гражданство третьей страны. Так как вопросы наличия или отсутствия у физического лица права на занятие предпринимательством в разных правопорядках решаются по-разному, возникает дилемма: право какого государства применять для установления «предпринимательского статуса» физического лица, его возможности участвовать в обязательствах и способности отвечать по ним. Смысл комментируемых положений как раз состоит в том, чтобы разрешить этот коллизионный вопрос.
2. В отличие от принципов установления применимого права, используемых при определении общей гражданской право- и дееспособности физического лица (ст. 1196 — 1197 ГК РФ), основным из которых является обращение к личному закону физического лица, в качестве которого признается право страны гражданства либо право страны места жительства (убежища) (ст. 1195 ГК РФ), в комментируемой статье устанавливаются принципы определения специальной право- и дееспособности физических лиц в отношении возможности их участия в индивидуальной предпринимательской деятельности.
Согласно первому (генеральному) правилу правом, применимым при определении возможности физического лица заниматься предпринимательской деятельностью, является право страны регистрации индивидуального предпринимателя в этом качестве. Иными словами, если физическое лицо (в том числе и не имеющее российского гражданства либо места жительства в России) зарегистрировано в качестве предпринимателя без образования юридического лица на территории РФ, его легальные возможности по занятию индивидуальным предпринимательством будут определяться по российскому праву. Соответственно, в случае если физическое лицо зарегистрировано в качестве предпринимателя без образования юридического лица на территории иностранного государства, его права по осуществлению данной деятельности будут определяться в соответствии с правилами, установленными в этом государстве.
В комментируемой статье прямо не урегулирован вопрос о том, право какого государства будет применяться, когда физическое лицо зарегистрировано как индивидуальный предприниматель в нескольких государствах. Представляется, что в подобных случаях так называемой «двойной регистрации» возможно применение следующих правил.
Первое: если наряду с регистрацией в иностранном государстве физическое лицо зарегистрировано в качестве предпринимателя в России, при определении «предпринимательского статуса» этого лица должно применяться российское право (аналогия п. 2 ст. 1195 ГК РФ). Второе: в случае если такое лицо зарегистрировано в качестве предпринимателя в нескольких иностранных государствах, должно применяться право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности, т.е. использоваться субсидиарное правило, содержащееся во втором предложении комментируемой статьи и применяемое прежде всего к случаям, когда общее правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации. Основным местом осуществления предпринимательской деятельности применительно к физическому лицу — предпринимателю, как представляется, следует прежде всего считать страну, где лицо преимущественно использует собственное (или взятое в пользование) имущество, а также собственный либо наемный труд для достижения результатов предпринимательской деятельности.
Таким образом, комментируемая статья содержит императивную двустороннюю коллизионную норму, имеющую как генеральную (основную), так и субсидиарную (дополнительную) привязки.
3. Ранее в отечественном коллизионном праве нормы, подобные содержащимся в комментируемой статье, отсутствовали. Нет аналогичного специального регулирования в законах и других источниках большинства стран мира.
Следовательно, определение «предпринимательской» правосубъектности физического лица в этих государствах осуществляется по общим правилам, предусмотренным для физических лиц — непредпринимателей. Нормы, близкие к комментируемым, содержатся в § 14 Указа Венгрии о международном частном праве 1979 г. N 13, согласно которому «осуществление хозяйственной деятельности частным лицом. определяется по праву государства, на территории которого осуществление этой хозяйственной деятельности разрешено», а для «осуществления хозяйственной деятельности, не требующей разрешения или которая была разрешена несколькими государствами, применяется право того государства, на территории которого находится центральный орган управления этой хозяйственной деятельностью». Приведенные положения были во многом восприняты в коллизионном праве стран СНГ, и сходные нормы были закреплены сначала в Модельном ГК для стран СНГ (ч. 4 ст. 1205), а затем в законодательстве тех стран СНГ, которые приняли свое регулирование на основе Модельного ГК.
4. Согласно российскому праву способность физического лица заниматься предпринимательской деятельностью (определение и признаки этой деятельности см. в п. 1 ст. 2 ГК и комментарий к нему) является одним из компонентов содержания его правоспособности (см. ст. 17, 18 ГК и коммент. к ним).
Для реализации этой способности физическое лицо обязано зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Согласно п. 4 ст.
23 ГК физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и без государственной регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что оно не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Регистрация индивидуальных предпринимателей на территории РФ с 1 января 2004 г. осуществляется в соответствии с гл. VII.1 Закона о государственной регистрации. Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений .
———————————
СЗ РФ. 2003. N 43. Ст. 4238.
В некоторых иностранных государствах физическое лицо вправе заниматься предпринимательством без специальной регистрации в каком-либо органе, однако в большинстве государств подобная регистрация предусмотрена. На практике факт регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя в соответствующем иностранном государстве подтверждается выпиской из торгового реестра либо иным эквивалентным документом в соответствии с законодательством этого государства.
5. В Российской Федерации иностранные граждане имеют право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (ст. 13 Закона о положении иностранных граждан).
Очевидно, что если иностранный гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, при том что в стране, гражданином которой он является, не предусмотрена регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, то он обязан зарегистрироваться в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя. Однако обязанность иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей за пределами Российской Федерации, дополнительно зарегистрироваться для осуществления предпринимательской деятельности в аналогичном качестве на территории РФ в российском законодательстве однозначно не сформулирована. Вместе с тем Закон о положении иностранных граждан в ст. 2 под иностранным гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, понимает иностранного гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя в Российской Федерации и обусловливает подтверждение права этого лица на осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации получением разрешения на работу.
Источник: gkodeksrf.ru