Согласно статье 14 закона №422-ФЗ плательщики НПД (самозанятые) обязаны выдавать клиентам чеки, сформированные в приложении «Мой налог». Причем чеки нужно выдавать всем клиентам: физическим лицам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
По закону (п.3 ст.14 422-ФЗ) самозанятый должен пробить чек в приложении «Мой налог» в тот момент, когда он получает деньги от покупателя наличными или на карту («с использованием электронных средств платежа»). «При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке» чек может быть пробит и направлен покупателю до 9 числа следующего месяца. Что это за «иные формы расчетов» из закона не ясно, однако в законе есть информация о неких посредниках между клиентом и самозанятым. С этим еще придется разобраться, так как закон новый и по нему только складывается практика применения.
Нередко встречается ситуация, когда самозанятый забывает сразу пробить чек, за это предусмотрена ответственность.
За нарушение срока предоставления чека клиенту самозанятый должен заплатить штраф 20% от суммы расчета, на которую должен быть сформирован чек. При этом минимальная сумма штрафа составляет 1000 рублей.
За повторное нарушение в течение 6 месяцев штраф составит 100% от суммы такого расчета и минимальный размер штрафа уже будет 5000 рублей.
Что делать, если чек не пробит вовремя?
В приложении «Мой налог» есть возможность указать фактическую дату получения выручки даже если этот день уже прошел, то есть пробить чек «задним числом». Такая выручка будет учтена при расчете налога за следующий месяц и к самозанятому должны будут применить санкции.
Вот варианты как информация о нарушении может попасть в инспекцию:
- Чек пробит «задним числом» (это будет зафиксировано в приложении «Мой налог»).
- Жалоба клиента о том, что не получен чек (в России такое бывает не часто).
- Проверка налоговой в виде контрольной закупки (на нашей практике такого пока не случалось).
- Камеральная проверка расчетов самозанятого (для этого налоговикам нужно запросить в банке выписку по счету и сравнить все поступления с пробитыми чеками, что очень трудоемко).
Как видно из списка выше – последние три пункта довольно редкие. Первый пункт вполне возможен.
Давайте разберемся, когда стоит пробивать чек «задним числом», если не пробили его вовремя?
Если деньги от клиента не проводились по карте, а поступили наличными, сможет ли налоговая проверить дату пробития чека? На наш взгляд, это практически невозможно, за исключением жалобы клиента. Если же клиент не жаловался, то чек нужно пробить сразу, как только самозанятый вспомнил о том, что забыл пробить чек, то есть текущей датой. И больше никогда не забывать вовремя пробивать чеки.
Если деньги поступили на карту, то есть риск что при налоговой проверке возможно обнаружение факта несвоевременного пробития чека. Но как мы выяснили выше, проверка самозанятого это очень трудоемкий процесс, на нашей практике не случавшийся, однако риск, все же есть.
Чтобы не нарушать законодательство и не быть оштрафованным, рекомендуем всем самозанятым пробивать все чеки вовремя и в полном объеме!
Успешного вам бизнеса!
Источник: prouchet24.ru
Разбираем в деталях приложение «Мой налог» для самозанятых
Приложение «Мой Налог» для самозанятых — это специальная программа для смартфонов, при помощи которой можно вести бизнес, формировать чеки, отправлять их клиентам, а также изучать отчеты о деятельности.
Как самозанятому зарегистрироваться в приложении «Мой налог»
Для того чтобы регистрация в личном кабинете «Мой Налог» для самозанятых прошла по правилам, необходимо, чтобы заявитель являлся гражданином РФ и получил ИНН. Процедура регистрации включает несколько шагов.
Шаг 1: Загрузить приложение из официального магазина приложений для iOS или Android.
Шаг 2: Установить и открыть его.
Шаг 3: Выбрать вариант регистрации. Доступно три:
- по паспорту;
- через личный кабинет физического лица;
- через портал «Госуслуги».
Выбрать можно любой подходящий вариант, так как разницы между ними нет.
Шаг 4: В зависимости от выбранного варианта ввести и/или проверить и подтвердить паспортные данные и ИНН заявителя.
Шаг 5: Установить пароль на вход в приложение. При желании допускается активация дополнительной функции авторизации по отпечатку пальца. С этого момента человек официально является самозанятым.
Как вести бизнес в приложении
В связи с тем, что регистрация самозанятого через личный кабинет или любым другим подходящим образом не предполагает автоматической уплаты налогов и выполнения каких-то действий, для ведения бизнеса придется каждый раз при получении прибыли самостоятельно формировать чек. Без этого программа не сможет определить, что из поступлений на карту является доходом, а что, например, просто возвратом долга или перечислением от родителей. Следует учитывать, что предусмотрена возможность подключения партнеров, поступления от которых автоматически будут формироваться в виде чеков с соответствующим начислением налога.
Как формировать чеки
Официальное приложение для самозанятых «Мой Налог» работает по принципу формирования чеков за выполненную работу. Это является основным действием, которое выполняет налогоплательщик. Для этого нужно выполнить несколько шагов.
Шаг 1: Нажать на кнопку «Новая продажа».
Шаг 2: Выбрать дату операции, название услуги и стоимость. При необходимости в одном чеке указывают несколько услуг.
Шаг 3: Выбрать, кому отправляется чек — физическому или юридическому лицу. Если выбран второй вариант, то потребуется ввести название компании и ее ИНН. Доступна возможность выбрать юридическое лицо — иностранную организацию. В этом случае ИНН не указывается.
Шаг 4: Нажать на кнопку «Выдать чек» и отправить его клиенту любым удобным способом.
Как учитывать доходы и расходы
При внесении данных в личный кабинет самозанятого в графе доходов необходимо указывать сумму прямого дохода. Например, если человек занимается созданием сайтов и получил за один из них 50 000 рублей, то эту сумму он и указывает. Но есть и другая позиция, которая предполагает, что необходимо указывать сумму чистого дохода.
Например, человек занимается продажей бижутерии ручной работы. Сумма чистой прибыли — это доход от продажи за вычетом затрат, понесенных на закупку материалов. Впрочем, чаще всего все потенциальные затраты уже заложены в сумму прибыли, и поэтому почти всегда сумма, полученная от покупателя, соответствует тому, что указывается в чеке.
Как подтверждать свой статус
Действующее налогообложение самозанятых граждан в 2020 году предполагает предоставление справки о получении этого статуса по первому запросу. Для формирования этого документа есть функция в приложении. Чтобы его получить, необходимо выполнить следующие действия.
Действие 1: Зайти в общее меню программы и найти пункт «Справки».
Действие 2: Выбрать вариант «Справка о постановке».
Действие 3: Выбрать год формирования документа и подтвердить операцию. Документ сформируется в виде отдельного файла, который отправляют клиенту или используют любым другим способом.
Как платить налог
Разобраться самостоятельно в том, как уплатить налог самозанятым, достаточно просто, но если возникают проблемы, вот простая инструкция:
- Получить уведомление из налоговой о необходимости уплатить ту или иную сумму.
- Перейти в раздел «Налоги» и найти соответствующее начисление.
- Нажать на кнопку «Оплатить».
- Ввести данные счета, с которого осуществляется платеж.
- Подтвердить операцию.
Как прекратить самозанятость
Если с тем, как зарегистрироваться самозанятым в личном кабинете ФНС или любым другим подходящим образом, разобраться несложно, то вот вопрос снятия с учета мало где освещается, и найти нужный пункт в приложении затруднительно. Для этого нужно:
- Перейти в общее меню и выбрать пункт «Профиль».
- Пролистать страницу до конца вниз.
- Найти кнопку «Сняться с учета НПД».
- Нажать на нее и указать все требуемые данные.
Источник: fms-forum.ru
Что такое чеки самозанятых, как и для чего их формируют
Режим налога на профессиональный доход (НПД) появился с 2019 года в нескольких регионах РФ, а с лета 2021 на НПД можно работать по всей стране. Этот режим налогообложения разработан главным образом для самозанятых, но также может использоваться мелкими индивидуальными предпринимателями. Для НПД характерно отсутствие бухгалтерии и каких-либо отчетов. Поэтому наличие чека для гражданина в статусе самозанятого – это единственное документальное свидетельство проведенной им сделки и получения оплаты за товар или услугу. Именно на основе чеков рассчитывают размер налога.
Чек может быть как бумажным, так и электронным. В статье разберем все особенности формирования чеков для самозанятых.
- 1 Как и кому самозанятый выдает чек?
- 2 Где и как сформировать чек самозанятому?
- 3 Что зафиксировано на чеке
- 4 Оплата сделки в валюте другого государства
- 5 Аннуляция документа: как произвести отмену платежной операции
- 6 Поступление платежей от самозанятого
Как и кому самозанятый выдает чек?
Чек – необходимый документ для обеих сторон, участвовавших в сделке. Самозанятый таким образом фиксирует полученный доход, а его контрагент, будучи ИП или юрлицом, получает обоснование своего расхода и принимает чек на учет. В процессе сделок с физлицами самозанятый тоже обязан дать покупателю чек, но там не указывают его данные (например, ИНН). В электронном виде чеки можно выслать на мессенджер или адрес электронной почты, или просто дать считать с чека графический QR-код.
У самозанятых есть законное право не использовать онлайн-кассу, поэтому они формируют свои чеки в «Мой налог» – приложении для смартфонов или через его web-версию. Документ также можно оформлять через оператора торговой интернет-площадки, кредитную или банковскую организацию. Список таких учреждений публикует ФСН. В процессе прямой продажи чек сразу нужно отдать на руки покупателю.
Когда сделка осуществляется безналом или заочно, то гражданин, работающий на профналоге, обязан отдать покупателю чек. Желательно сделать это сразу, крайний срок – до 9 числа месяца, следующего за налоговым периодом, включительно.
Когда сделка с покупателем проводится при посредничестве магазина, которому для реализации поставляется продукция, чек можно не передавать. Согласно закону, в данной ситуации чековый документ оформляет посредник, если таковой имеет онлайн-кассу. Исходя из того, кто покупатель и кому выдавать чек, выбирается ставка налогообложения.
Если в документе, подтверждающем оплату, фигурирует ИНН покупателя юрлица или ИП, то самозанятому в этой продаже на доход начисляется 6%. Когда чек оформляется контрагенту-физлицу, взимается налог 4%.
Где и как сформировать чек самозанятому?
В программе для смартфонов или ее веб-версии под названием «Мой налог» добавляется торговая сделка. Также чек можно пробить через приложение банка, если вы регистрировались в нем как самозанятый.
Например, такая опция есть у Сбербанка.
Для этого нужно найти в меню карты, которую вы указали для перечисления доходов плательщика НПД, раздел “Настройки”, Сервис “Свое дело” – “Новый чек”.
В полях вбивается следующая информация:
- название реализованных товаров, выполненных работ или услуг (в приложении банков эта графа отсутствует);
- кто контрагент – юридическое или физическое лицо;
- полная стоимость сделки;
- если покупатель – индивидуальный предприниматель или юрлицо, вводится его ИНН;
- дата чека.
Подтверждение данных автоматически перенаправляет информацию о сделке в ФСН.
Затем формируется чек, который можно передавать контрагенту. Если документ в электронном формате, его пересылают на мейл, также чек можно распечатать на бумагу или предложить считать его матричный QR-код с экрана смартфона самозанятого продавца.
Читайте, может ли самозанятый открыть магазин.
Что зафиксировано на чеке
Как у любого документа, у чека есть своя утвержденная форма. Таким образом, чек самозанятого содержит:
- Название документа, дату и время расчета по сделке.
- ФИО самозанятого-продавца, а также его индивидуальный налоговый номер.
- Обозначение вида налогообложения, в данном случае «Налог на профессиональный доход».
- Наименование продукции, услуг или работ, реализованных через сделку (может быть просто “Услуги самозанятого” или “Услуги по договору №…”
- Расчетная сумма по сделке.
- Когда покупатель – это юрлицо или ИП, вписывается его индивидуальный налоговый номер. Если таковой не указать, документ будет оформлен, как для физического лица.
- Матричная графическая QR-кодировка.
- Уникальная нумерация чека для идентификации – автоматически присваивается налоговой в период формирования документа.
Обратите внимание на такой момент: если в процессах по сделке участвуют операторы торговых электронных площадок, кредитные организации или банки, то в чеке обязательно должен быть прописан их ИНН и название.
Еще один немаловажный нюанс. При расчетах по сделкам с предпринимателями, организациями продавцу на НПД может понадобиться официальное оформление договорных отношений.
Если сумма торговой операции более 10 000 руб., а одна сторона– юридическое лицо, по закону РФ обязателен письменный формат договора с реквизитами, которые потом будут отражены в чеке.
Оплата сделки в валюте другого государства
В том случае, если самозанятый получает оплату сделки в иностранной денежной единице, при оформлении чека необходимо указать, что контрагент-юрлицо с пометкой «Иностранная организация». Затем – произвести конвертацию с расчетом по текущему курсу от Центробанка, а в поле чека вписать уже фактическую сумму в российской валюте.
Как правило, денежные средства поступают на счет самозанятого после валютного контроля, и тогда можно формировать чек. Его затем передают покупателю до девятого числа последующего отчетного месяца.
Аннуляция документа: как произвести отмену платежной операции
Случается, что платеж уже проведен, но есть необходимость в отмене чека, так как покупатель решил вернуть продукцию или отказывается от услуги, заказанной заранее. Тогда в программе проводится аннуляция чека.
Плательщику НПД нужно понимать, что налоговая сумма рассчитывается в десятых числах месяца, когда учитываются подтвержденные и аннулированные чеки за отчетный период.
Непосредственно после аннуляции документа никаких сообщений о том, что сумма налога уменьшилась, самозанятый не получит. Но после 12-го числа придет уведомление о суммарном налоге, где будут учтены все корректировки сделок, которые произошли до этого периода.
Поступление платежей от самозанятого
При поступлении платежей за реализацию услуг и товаров в ночное время или на выходные сформировать чековый документ можно на завтрашний день. За такое оформление даты фискальная служба штрафы не будет выписывать штрафы. В том случае, когда вы с опозданием заметили на счету сумму платежа, ее необходимо проводить прошедшим числом. При формировании чека есть возможность выбрать дату в прошлом.
Чек самозанятого подтверждает оплату работ или услуг плательщика НПД и служит основанием для начисления налога самозанятому гражданину, а его клиенту позволяет не учитывать эти расходы для уплаты налогов. Оформлять чеки в онлайн-приложении банка или через “Мой налог” – обязанность каждого плательщика НПД. Сделать это не сложно: оформление такого чека займет не более 1-2 минут.
Источник: lifeha.ru