По общему правилу регистрация физического лица в качестве самозанятого – плательщика налога на профессиональный доход (НПД) проходит почти моментально.
Но возможны и ситуации, когда присвоение статуса плательщика НПД затягивается до 5-7 рабочих дней, когда необходимо уточнить какие-либо данные, есть проблемы со сканом паспорта или же в системе есть неточности в данных заявителя.
Зачем нужно уточнять статус самозанятого лица?
Законодательство не обязывает плательщика НПД немедленно формировать чек за оказанную услугу – исполнитель может это сделать до конца месяца. Да и большинству заказчиков – физических лиц малоинтересны все эти юридические и финансовые тонкости. Услуга получена, деньги уплачены.
Однако при работе с юридическим лицом наличие статуса плательщика специального налога и его актуальность актуальны не только для заказчика – компании, но и для самозанятого.
Все дело в том, что практически любой договор с самозанятым лицом содержит следующие обязанности плательщика НПД:
САМОЗАНЯТОСТЬ. ИНСТРУКЦИЯ КАК СТАТЬ САМОЗАНЯТЫМ ЧЕРЕЗ СБЕРБАНК ОНЛАЙН? ПРИЛОЖЕНИЕ МОЙ НАЛОГ
- Обязанность следить за наличием статуса плательщика НПД и уведомлять заказчика об отмене этого статуса.
- Ответственность за все убытки, которые понесет заказчик из-за доначисления налогов, страховых сборов на сумму вознаграждения, выплаченного самозанятому лицу.
Поэтому если самозанятый вдруг «прозевал» задержку в постановке на учет и при этом получил деньги от организации – ему придется возместить все понесенные из-за этого издержки.
Как узнать когда стал самозанятым?
Если вы работаете с нашим сервисом КУБ24 –в нашей системе есть автоматическая регулярная проверка актуальности статуса самозанятого лица.
С ее помощью ни сам плательщик НПД, ни его контрагенты не окажутся в ситуации, когда сделка будет проведена с гражданином без действующего статуса самозанятости.
В остальных же случаях можно воспользоваться официальными инструментами, предлагаемыми ФНС.
Самозанятый может посмотреть свой статус в приложении «Мой Налог» или на веб-сайте lknpd.nalog.ru
Контрагенты могут проверить постановку на учет в качестве самозанятого на сайте ФНС: https://npd.nalog.ru/check-status/
Во всех случаях будет известен статус самозанятого лица и дата его постановки на учет.
Последнее, кстати, особенно важно именно для компании, заключающей с самозанятым лицом договор – ранее даты постановки плательщика НПД на учет оплату производить нельзя. В противном случае придется доначислить страховые взносы и удержать 13% в качестве налогового агента.
КУБ24 — ПОРЯДОК в ФИНАНСАХ
ФинДиректор – сервис по контролю и планированию
денег бизнеса. Помогает наводить порядок в финансах
и находить ТОЧКИ РОСТА
Попробовать бесплатно object(WP_Term)#13652 (17) < [«term_id»]=>int(46) [«name»]=> string(22) «Самозанятые» [«slug»]=> string(12) «samozanyatye» [«term_group»]=> int(0) [«term_taxonomy_id»]=> int(46) [«taxonomy»]=> string(8) «category» [«description»]=> string(0) «» [«parent»]=> int(0) [«count»]=> int(17) [«filter»]=> string(3) «raw» [«term_order»]=> string(1) «0» [«cat_ID»]=> int(46) [«category_count»]=> int(17) [«category_description»]=> string(0) «» [«cat_name»]=> string(22) «Самозанятые» [«category_nicename»]=> string(12) «samozanyatye» [«category_parent»]=> int(0) > > —>
Самозанятость в приложении «Сбербанк онлайн»
Источник: kub-24.ru
Как проверить статус самозанятого: 3 надежных способа
В России сейчас очень популярен режим самозанятости. В последнее время каждый год получать статус самозанятых стали все больше граждан, и сейчас их число насчитывает уже несколько миллионов человек.
Компании в свою очередь стали часто привлекать самозанятых к различным проектам. Но при этом важно правильно заключать с ними договора, чтобы избежать возможных проблем.
Для этого нужно вовремя проверить статус самозанятого, чтобы убедиться в его правомерности. В данной статье мы рассмотрим, почему компаниям важно автоматизировать процесс проверки статуса самозанятого исполнителя и как это поможет избежать рисков.
Что такое самозанятый налогоплательщик и каковы преимущества работы с ним
Самозанятый — это физическое лицо, в том числе и индивидуальный предприниматель, выбравший специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход” (НПД). Таким образом гражданин может работать на себя и уплачивать налог только с полученного дохода.
Преимущества работы с самозанятыми заключаются в том, что это выгодно компаниям при разовых проектах, так как не нужно заключать с исполнителями трудовой договор и платить налоги, страховые взносы, что позволяет сэкономить бюджет.
Какие есть способы проверки статуса самозанятого
Чтобы не рисковать перед ФНС, компания должна проверить статус самозанятого, как в момент заключения договора, так и перед выплатой вознаграждения. Так как если самозанятый-физлицо прекратит свою деятельность, компания должна будет становиться налоговым агентом такого исполнителя.
Если самозанятый работник теряет свой статус и остается ИП, то заказчику не придется менять ничего в своих процессах. Индивидуальный предприниматель самостоятельно оплатит все свои налоги и взносы. Однако, если бывший самозанятый становится обычным физическим лицом, компании, привлекающие такого исполнителя, должны принять ряд мер. В частности, при выплате вознаграждения необходимо удерживать НДФЛ и оплатить страховые взносы. Кроме того — представлять отчетность в налоговую инспекцию в установленные сроки, или же незамедлительно сообщить налоговой о том, что НДФЛ не удерживался.
Существует несколько способов проверки статуса самозанятого:
- на сайте ФНС, в окне поиска нужно ввести ИНН исполнителя и проверить его статус на любую дату;
- запросить у исполнителя справку «О постановке на учет по форме КНД 1122035» из приложения «Мой налог»;
- автоматизировать процесс проверки статуса в сервисе «Мои самозанятые», который будет проверять статус перед каждой выплатой и автоматически уведомлять об изменениях в статусе налогоплательщика.
Почему компаниям выгодно автоматизировать проверку статуса
- Экономия времени: Автоматизация проверки позволяет компаниям трудозатраты штатного персонала для выполнения этой задачи. Это может привести к сокращению затрат на персонал, увеличению производительности и сокращению времени реакции на изменения статуса.
- Улучшение точности и сокращение ручной работы: Когда процесс проверки статуса выполняется вручную, есть вероятность ошибки, связанной с человеческим фактором. Автоматизация процесса позволяет исключить такую возможность, что повышает точность и надежность получаемой информации.
- Более быстрая и эффективная обработка: позволяет быстрее и более эффективно обрабатывать большое количество данных, особенно когда самозанятых десятки или сотни. Это дает возможность компаниям быстрее принимать решения на основе актуальной информации.
- Улучшение менеджмента и контроля бизнес-процесса: Автоматизированный процесс проверки с уведомлениями об изменениях статуса позволит оперативно реагировать на них и принимать соответствующие меры.
Настроить такую автоматизацию можно в сервисе “Мои самозанятые”.
Источник: astv.ru
Проверка самозанятого: как узнать статус
Бизнес уже оценил преимущества работы с самозанятыми и подключает их к своим проектам. Исполнитель-плательщик НПД самостоятельно уплачивает налоги. Компании в этом случае не нужно платить за него взносы, удерживать НДФЛ, отчитываться.
Обычно свой статус самозанятый на момент подписания договора подтверждает справкой из приложения «Мой налог». Тем не менее, компании лучше проверить статус самозанятого как на этапе заключения договора, так и перед каждой выплатой.
Почему важно узнать статус самозанятого до перевода вознаграждения
Если исполнитель «слетит» с налогового режима НПД в момент выплаты, компании может грозить штраф, пени, доначисления и другие санкции от ФНС.
Например, предприниматель или компания обратилась за услугами к стороннему дизайнеру-самозанятому. На старте проекта, когда заключался договор, фрилансер имел статус самозанятого. Но в процессе выполнения заказа превысил допустимый годовой лимит по доходу в 2,4 млн.руб и утратил право на льготный налоговый режим.
Заказчик перевел деньги исполнителю, а чек от бывшего самозанятого не получил. Значит, эта выплата считается сделанной обычному физлицу.
Или менее очевидная ситуация:
Допустим, самозанятый-дизайнер уже заработал за год 2,2 млн. руб. получил от параллельного проекта 100 тыс.руб. и ваша выплата в 150 тыс. руб. уже превышает его годовой лимит на 50 тыс.руб. В этом случае уплата налогов и взносов с этих 50 тыс. руб. становится обязанностью компании.Первая же проверка налоговой обяжет юрлицо уплатить за дизайнера недостающие налоги плюс штрафы и пени.
Ведь для налоговой выплаты в результате такого разового сотрудничества будут считаться выплатами по договору ГПХ, с которых требуется заплатить в бюджет НДФЛ, взносы на ОМС и ОПС.
Избежать неприятного разговора с сотрудником ФНС и санкций можно, если проверять статус самозанятого до перечисления выплат ему.
Как проверить статус самозанятого
Удостовериться, что внештатный исполнитель использует систему НПД можно несколькими способами:
- Проверить на сайте ФНС
У налоговой службы есть официальный сервис, в котором можно ввести ИНН исполнителя и узнать, является ли он самозанятым. Сервис бесплатный и работает без регистрации. Также он позволяет узнать статус исполнителя на любую дату. Для этого в поисковом окне нужно ввести ИНН и выбрать в календаре нужную дату.
Результат проверки будет доступен моментально и укажет, является ли ваш исполнитель плательщиком налога на профессиональный доход.Обратите внимание, что на сайте нельзя проверить внештатника по ФИО. А производить проверку рекомендуется перед каждой выплатой. - Попросить фрилансера предоставить справку
Это лучше сделать в момент заключения договора. Заказчик имеет право запросить у самозанятого справку «О постановке на учет по форме КНД 1122035». Внештатник сам формирует такой документ в приложении «Мой налог». Практически моментально получает заверенную электронной подписью от ФНС справку и пересылает заказчику. В справке будет указана более полная информация, которую не отображает сервис ФНС: дата постановки на учет в качестве плательщика НПД и инспекция, к которой прикреплен самозанятый. - Автоматизировать проверку с сервисом «Мои самозанятые»
Проверки перед заключением договора недостаточно: лучше повторять этот процесс регулярно, хотя бы раз в два-три месяца на долгосрочных проектах. И обязательно — перед каждой выплатой.
Конечно, вручную это не всегда удобно, тем более когда самозанятых много среди внештатников компании.
В таком случае проверку статуса лучше автоматизировать с помощью сервиса «Мои самозанятые». Площадка является официальным партнером ФНС и легко проверит статус самозанятого перед каждой выплатой. И не проведет выплату, если статус самозанятого не подтвердится. А также отследит актуальность чеков, сообщит юрлицу об изменении данных.
Что делать, если статус самозанятого не подтвердился
Узнав о том, что самозанятый на самом деле не самозанятый, а обычное физлицо — лучше действовать, не дожидаясь проверок от ФНС:
- сдать за исполнителя (физлицо) отчеты в налоговую и Пенсионный фонд;
- оплатить НДФЛ;
- перечислить пенсионные и страховые взносы.
А также отразить это в зарплатных отчетах, скорректировав их за каждый месяц, начиная с даты заключения договора.
Если самозанятый — это ИП, то после утраты статуса самозанятого индивидуальный предприниматель переходит на другой налоговый режим, продолжает сам платить свои налоги и отчисления. Для компании-заказчика ничего дополнительного оформлять или выплачивать в бюджет не требуется.
Источник: mysmz.ru