Все компании и предприниматели, вступая в договорные отношения с самозанятыми, должны иметь четкое представление о том, как документально оформить такое сотрудничество.
Если кратко, то взаимодействие с самозанятым сводится к следующему:
- подтверждение статуса самозанятого;
- заключение договора;
- выполнение работ (оказание услуг);
- сдача-приемка выполненных работ (акт);
- оплата (получение чека).
Законом о самозанятых предусмотрен один обязательный документ — это чек , который является одновременно документом, подтверждающим доход самого налогоплательщика, и отчетным документом для заказчика.
Несмотря на то, что плательщик НПД не обязан вести бухучет и организовывать документооборот, часто появляется необходимость в оформлении дополнительных подтверждающих документов.
Компании и ИП применяют разные системы налогообложения, и если это ОСНО или УСН «доходы — расходы», то заказчику понадобится не только подтверждение перечисления денег исполнителю, но и документы, которые позволят на 100% учесть расходы в бухгалтерском и налоговом учете.
Упрощенка в 1С 8.3 самостоятельно. Поступление транспортных расходов в 1С
Кроме того, если самозанятый передает кроме чека еще и акт, а также подписывает договор, то это повышает к нему лояльность клиентов . Исполнитель, который передал полный пакет документов, и по которому не возникло проблем с налоговой, будет востребован.
Заказчикам, снижающим свою налогооблагаемую базу за счет расходов на услуги самозанятого, нужны гарантии в спорных ситуациях с налоговыми органами. Им нужно обосновать легитимность и экономическую оправданность расхода средств.
Чтобы подтвердить, что сделка состоялась не ради оптимизации налогообложения, а из-за реальной необходимости, потребуется собрать:
- справку о статусе самозанятого (ее можно запросить у исполнителя или самостоятельно проверить статус на сайте налоговой , а на платформе для взаимодействия с самозанятыми Qugo такая проверка происходит автоматически перед каждой выплатой);
- договор ;
При заключении договора с самозанятым, кроме стандартных пунктов, следует учесть некоторые специфические моменты: нужно указать, что исполнителем является физлицо, зарегистрированное в качестве плательщика НПД, зафиксировать порядок оплаты и получение от него чека, предусмотреть обязанность уведомить заказчика в случае утери статуса самозанятого.
- акт (подтверждает факт выполнения работ или оказания услуг, более полно и конкретно описывает суть работы);
- счет (содержит реквизиты для оплаты, но без него как раз можно обойтись, если реквизиты есть в договоре или оплата происходит наличными);
- чек (самый главный и обязательный документ, который подтверждает оплату, выдается на бумаге или в электронном виде).
Используйте готовые шаблоны или обменивайтесь своими вариантами договора и акта в сервисе Qugo. Рассчитывайтесь с самозанятыми и получайте чеки сразу после оплаты.
Записаться на бесплатную демонстрацию платформы
Отражаем в учете документы от самозанятого
Расчеты с самозанятыми проводим в бухгалтерском учете как обычные расчеты с любыми другими контрагентами (ИП или ООО) и отражаем на счете 76.16 «Расчеты с самозанятыми» в корреспонденции со счетом в зависимости от выполненных работ (оказанных услуг).
- Дт 44—Кт 76.16 — начислено вознаграждение самозанятому за услуги, связанные с продажей продукции, товара, работ, услуг (например, за курьерскую доставку). Данная проводка характерна для торговых организаций.
- Дт 20—Кт 76.16 — начислено вознаграждение самозанятому, который выполнил работы для нужд основного производства (например, расходы на ремонт станка).
- Дт 26—Кт 76.16 — вознаграждение самозанятому за услуги для общехозяйственных нужд (за настройку компьютера, клининг офиса).
- Дт 08—Кт 76.16 — начислено вознаграждение самозанятому за монтаж (настройку) нового основного средства. Например, дизель-генераторной электростанции, сервера.
- Дт 91.2—Кт 76.16 — начислено вознаграждение за работы и услуги, оказанные самозанятым, не связанные с производством (услуги по ликвидации последствий ЧС — ремонт после пожара на складе).
Выплата вознаграждения отражается проводкой Дт 76.16 — Кт 51(50).
Qugo позволяет взаимодействовать с вашей учетной системой (выгружать и загружать документы), работать с платформой по API и максимально автоматизировать всё взаимодействие с самозанятыми, в т.ч. выплаты, формирование и получение документов. Вы можете работать с несколькими исполнителями или сразу с массовыми задачами (например, сразу с десятками или сотнями курьеров, программистов или клинеров).
Задайте нам вопрос , если хотите узнать больше.
Для заказчиков также важно правильное отражение расчетов в налоговом учете. С одной стороны нужно сделать это по НК, тем самым оградив себя от штрафов и доначислений, а с другой стороны снизить налоговые расходы легально и без негативных последствий.
Если выплата вознаграждения самозанятому происходит в момент приобретения товара или услуги, то проблем с признанием расходов не возникает. В момент передачи денег, совпадающий с приобретением товара или услуги, самозанятый выдает чек. Именно в этом периоде можно учесть расходы на выплату самозанятому.
Согласно положениям частей 8 — 10 статьи 15 закона № 422-ФЗ для организаций и индивидуальных предпринимателей наличие чека, сформированного налогоплательщиком НПД ( продавцом, исполнителем ), является обязательным для учета расходов при определении налоговой базы.
Что делать, если в акте и чеке разные даты?
Есть общие правила признания расходов в соответствии с НК:
- При кассовом методе расходы признаются по мере их фактической оплаты ( п. 3 ст. 273 НК ). То есть датой чека.
- При методе начисления расходы признаются в том периоде, к которому они относятся исходя из условий сделок ( п. 1 ст. 272 НК ). Другими словами, на дату подписания акта.
Из положений НК и закона о самозанятых не следует однозначного вывода о дате принятия к налоговому учету, если расплатились с плательщиком НПД до подписания акта или если договором предусмотрена отсрочка платежа.
Анализируя разъяснения ФНС, можно сделать следующие выводы:
- для признания расходов на услуги самозанятого чек обязателен, а акт крайне желателен;
- если дата чека раньше даты акта (то есть произведена предоплата), то такие расходы принимаются датой акта при наличии чека;
- если дата акта раньше даты чека (то есть оплата предусмотрена после приема-передачи работ и услуг), то расходы следует принять на дату чека.
Источник: gorodskoyportal.ru
Что делать, если самозанятый не предоставил чек?
Получив вознаграждение за работы, услуги или оплату за товары, самозанятый должен зафиксировать доход в приложении «Мой налог» и сформировать чек. Только с чеком организация или индивидуальный предприниматель может учесть расходы при определении налоговой базы. Соответственно, если самозанятый не предоставил чек вовремя или совсем, последствия будут не самые приятные. В статье рассказываем, что делать, если самозанятый не выдал чек.
Почему чек от самозанятого — обязательный документ для признания расходов организации или ИП?
Может ли акт выполненных работ заменить чек?
Нужно ли вообще заключать договор с самозанятым и подписывать акт выполненных работ?
Логичный вопрос, если учитывать, что эти документы не смогут подтвердить произведённые расходы. Закон № 422-ФЗ не содержит положений об обязательстве заключать с самозанятыми договоры и акты. Договорённость о предоставлении услуг или продаже товаров может быть устной или письменной по соглашению сторон.
Если сделка или продажа осуществляется немедленно, и заказчик или покупатель может сразу получить чек, то договор можно и не заключать. Другое дело, если оказание услуги или выполнение работы будет занимать какое-то время. Тогда лучше подстраховаться и заключить договор, а затем подписать акт выполненных работ. В этом нет ничего сложного, если организовать электронный документооборот с самозанятыми. В сервисе «Подписант» от СберКорус можно обмениваться любыми юридически значимыми документами с самозанятыми, экономя время и обходясь без затрат на бумагу, доставку и хранение документов.
Как самозанятый должен выдать чек?
- если заказчик или покупатель рассчитывается с самозанятым наличными или с использованием электронных средств платежа, то налогоплательщик НПД обязан сразу зафиксировать в приложении новую продажу, сформировать чек и передать его;
- при безналичном расчёте чек формируется и передаётся покупателю или заказчику не позднее 9 числа следующего месяца (например, если оплату произвели 25 сентября, самозанятый может сформировать чек до 9 октября).
Передача чека возможна разными способами — его можно распечатать и отдать в бумажном виде, направить на электронную почту или в мессенджер, заказчик может считать QR-код при личной встрече с самозанятым.
Чем заказчику грозит непредоставление чека самозанятым?
Без чека ФНС не примет расходы к вычету, а ещё переквалифицирует договор ГПХ с самозанятым, если такой был заключён, в договор ГПХ с физическим лицом, по которому нужно будет заплатить:
- НДФЛ 13 %;
- страховые взносы 30 % (ОПС, ОМС, ВНиМ);
- пени за просрочку начисления НДФЛ и страховых взносов.
Также возможен штраф в размере до 40 % от суммы неуплаченных налогов и взносов (п. 1 ст. 122 НК РФ). Кроме того, нужно будет направить в фонды и налоговую уточняющие расчёты.
Что делать, если самозанятый не даёт чек?
- Напомнить самозанятому о штрафах.
Сначала лучше попытаться решить вопрос мирно и напомнить самозанятому, что для него ответственность тоже предусмотрена. Конкретных штрафов за невыдачу чека нет, но, согласно ст. 129.13 НК РФ, за нарушение порядка и сроков фиксации дохода налоговая выпишет:
- штраф в размере 20 % от суммы расчёта;
- штраф в размере суммы расчёта при повторном нарушении в течение 6 месяцев.
Если с самозанятым удалось договориться, и он пробил чек, но с опозданием, юридическое лицо или ИП может учесть расходы на дату получения чека. Хотя в приложении «Мой налог» самозанятый может зафиксировать новую продажу «задним» числом. При этом не факт, что налоговая обратит внимание на нарушение, если не будет жалобы от заказчика.
На сайте ФНС в специальном разделе можно написать обращение с просьбой провести проверку и помочь решить проблему. Но ответа придётся ожидать в течение 30 дней.
Вот в этом случае как раз и пригодятся подписанные с самозанятым договор и акт выполненных работ (оказанных услуг). Если приложить их к обращению, будет больше шансов решить вопрос в свою пользу: налоговая убедится, что договор заключался действительно с самозанятым, акт им же подписан, и на основании этого акта произведён расчёт. К обращению также можно приложить переписку с самозанятым, счета и другие документы, которые помогут провести проверку.
ВАЖНО: налоговая сможет выставить самозанятому требование о проведении новой продажи, уплате налога и штрафа, а также передаче чека заказчику, если на дату заключения договора и подписания акта выполненных работ у него был действительный статус налогоплательщика НПД. Поэтому перед заключением договора и проведением расчётов рекомендуют проверять этот момент на сайте ФНС.
Источник: www.esphere.ru
Выплаты самозанятым
Выплаты самозанятым. С 01.01.2019 появилась новая категория налогоплательщиков «Самозанятые». Это физические лица и ИП, которые применяют спецрежим «Налог на профессиональный доход». Рассмотрим как в конфигурации 1С:Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 оформлять расчеты с самозанятыми.
Для возможности вести расчеты с самозанятыми включим соответствующую функциональную опцию в разделе «Главное — Функциональность — Расчеты — Выплаты самозанятым».
При заведении карточки контрагента необходимо указать вид контрагента «Самозанятый». Для регистрации оказанной услуги самозанятыми создаем документ в разделе «Покупки — Выплаты самозанятым». В документе можем указать как единую услугу, если все самозанятые в заполняемом документе оказывают одну и ту же услугу, либо разные услуги.
Также есть возможность указать общий счет затрат и аналитику для всех услуг, указанных в документе, либо разные. Это регулируется выбором варианта отображения счета затрат «В шапке» или «В списке».
В табличной части указываем самозанятых и остальные реквизиты. Проводим документ. Созданный реестр по кнопке «Выгрузить реестр» можно выгрузить для отправки в Сбербанк в формате «.csv» или распечатать реестр самозанятых по кнопке «Реестр выплат самозанятым».
Посмотрим сформированные проводки.
Для отражения факта выплаты самозанятым создаем документ «Списание с расчетного счета» с видом операции «Выплаты самозанятым по реестру». Обратите внимание, что в поле «Получатель» указывается банк – агент по выплате физлицам-самозанятым. Также в банковской выписке можно загрузить чеки самозанятых из присланного банком файла.
В случае, если выплата производится через кассу организации, то необходимо создать документ «Выдача наличных» с видом «Оплата поставщику» и указав нужный счет расчетов. Короткое видео, в котором рассказывается, как это делать в программе 1С, смотрите на нашем канале Youtube или Дзен. Консультацию для Вас составила специалист нашей Линии консультаций.
Закажите тестовую консультацию по Вашей программе у нас по телефону: +7(343) 288-75-45. *Для оказания консультации необходимо сообщить ИНН вашей организации, регистрационный номер вашей программы (для программ 1С:Предприятие версии ПРОФ необходим активный договор 1С:ИТС ПРОФ)
Поделиться
Загрузка комментариев.
- Актуально о маркировке. 9
- Заметки Линии Консультаций 106
- Онлайн-кассы: обзор, новости. 6
- Отвлеченно о разном 3
- Решения для малого бизнеса. 6
- Технологии 4
Это интересно
Средний заработок по данным СФР
17 Июля 2023
Отражение денежной премии за объем закупок
Как восстановить в должности незаконно уволенного сотрудника?
Прайс-лист в программе 1С:Бухгалтерия
Источник: tlink.ru