Внеплановая выездная налоговая проверка основывается на главе 14 НК РФ. Порядок ее проведения ничем не отличается от плановых выездов за одним исключением. В этом случае для внезапного посещения контрагента не требуется ждать предварительного утверждения вышестоящей инстанции. При каких же обстоятельствах внеплановая проверка неизбежна, расскажем в статье.
Веские причины
Все виды проверок проводятся в соответствии с пунктами Закона № 294-ФЗ. Здесь же прописано каждое основание для внеплановых поездок. Юридическим лицам, а также ИП не избежать нежданных гостей в следующих случаях:
- Организация не устранила нарушение, выявленное ранее, либо не выполнила требование, установленное специальным правовым актом;
- В органы государственного или муниципального надзора поступило заявление с жалобой определенного характера: 1) работа компании причиняет вред здоровью и опасна для жизни окружающих, культурного наследия и безопасности страны; 2) деятельность нарушает права потребителей.
- Издан приказ органа надзора в ответ на требование прокурора провести внеплановую проверку для контроля соблюдения законов.
Для компании появление на пороге внеплановой проверки всегда оказывается полной неожиданностью. Однако местные органы прокуратуры налоговой необходимо оповестить заранее. Бывают такое чрезвычайные ситуации, когда угроза настолько велика, что произвести проверку нужно незамедлительно. Для этого в органы прокуратуры отправляется извещение, а осмотр контрагента начинается в течение 24 часов.
Налоговые проверки. Часть 1
Этапы проведения
Любая внеплановая проверка, аналогично плановой, начинается с принятия соответствующего решения начальником ФНС. Составляется документ, который и вручается проверяемой стороне по факту прибытия налоговиков. Далее сотрудники надзора отправляются на место проведения проверки, где тщательно просматривается ведение бухгалтерского и налогового учета. На месте работники контроля могут запросить нужную документацию, а также пояснения к ней.
Будьте готовы к тому, что при внеплановых проверках ИФНС могут потребовать бумаги, не относящиеся к главной причине приезда. Таким образом, проверяющие могут попросить осмотреть помещения. Не исключается возможность проведения налоговиками полной инвентаризации.
При необходимости проверяющие возьмут некоторые образцы на экспертизу для выявления нарушений. В некоторых случаях принимаются более жесткие решения. К примеру, налоговики могут изъять всю документацию либо ее часть.
Срок проведения внеплановой выездной проверки составляет от двух месяцев. НК РФ разрешает ее как продлевать, так и приостанавливать. Инспектор вправе растянуть проверку до шести месяцев, а приостанавливать – до девяти. Учитывая все законодательные нормы, максимальный срок проверки составляет один год и три месяца.
Завершение работ подтверждается документально. Составляется справка о проведенной выездной налоговой проверке. Документ подписывается всеми участниками.
Как подготовиться к налоговой проверке?
Источник: zhazhda.biz
На каких основаниях проводят проверки бизнеса
Внеплановые проверки проводят при фиксации фактов, выступающих достаточным основанием в согласии со ст. 10 №294-ФЗ, где также приведены условия к порядку осуществления подобных мер надзора. На осуществление внеплановых проверок (ВП) отводится максимум 20-дневный срок, и его продление законами РФ не предусматривается.
Для осуществления внеплановой проверки используется одна из двух форм:
- документарная;
- выездная.
Выбор формы осуществляется руководствующим лицом или его заместителем в муниципальных или государственных структурах, отображая принятые решения в специальных распоряжениях.
На каких основаниях проводят внеплановые проверки?
- Истек срок, отведенный юрлицам или ИП – индивидуальным предпринимателям – для устранения оформленного в прошлом предписания по ликвидации зафиксированных нарушений.
- В контролирующие структуры поступили прошения от юрлиц или ИП о том, чтобы предоставить разрешения, лицензии или особые статусы, дающие право осуществлять некоторые из видов предпринимательской деятельности, а также согласование для осуществления прочих юридических действий, когда осуществление ВП юрлица или ИП предусматривается нормами предоставления таких лицензий, разрешений и т. п.
- Установление при осуществлении мероприятий, не предполагающих взаимодействие с юрлицами, ИП во время проведения форм госнадзора (ст. 8.1 №294-ФЗ), параметров деятельности юрлица или ИП, если отклонение от них или соответствие им, согласно принятым в структурах госконтроля факторам риска, выступает в роли достаточных оснований для немедленного осуществления налоговыми органами ВП.
- Приказ руководства госорганов, издаваемый согласно поручению Президента РФ и/или Правительства РФ.
Также основанием для осуществления рассматриваемых ВП способны выступать заявления от ИП, юрлиц и обычных граждан, и данные, полученные от СМИ, органов самоуправления на местах, где говорится о таких фактах:
- Риск нанесения потенциального вреда для здоровья и/или жизни российских граждан, растительного или животного мира, культурных и исторических памятников, окружающей среды, музейных экспонатов и предметов, занесенных в перечень Музейного фонда РФ, особенно ценной документации Архивного фонда РФ, документации, имеющей особенное значение для культуры, науки или истории, входящей в Российский библиотечный фонд, а также несущей риск появления чрезвычайной ситуации.
- Нарушение прав и интересов потребителей РФ, обратившихся в компетентные органы, занимающиеся осуществлением госконтроля в сфере защиты прав российских потребителей, при условии, что предварительно заявитель безрезультатно обратился к юрлицу или ИП по поводу защиты или восстановления его нарушенных интересов и прав.
- Нарушение норм маркировки продукции.
Если перечисленные основания отсутствуют, то организация ВП законодательными актами не допускается. В случае нарушения этой нормы поступок классифицируется, как грубейшее нарушение установленных правил по проведению и организации проверок (N294-ФЗ, ст. 20), что влечет за собой полную отмену всех результатов ВП при обращении проверенного лица в компетентные органы, а также выступает в роли достаточного основания, чтобы привлечь должностных лиц к ответственности.
Алгоритм документарных проверок
При осуществлении проверок документарной формы в роли предмета выступают данные, хранящиеся в документации ИП или юрлица:
- Госорганы, занимающиеся надзором, имеют право делать запросы проверяемым субъектам с целью получения дополнительной информации по предмету проводимой у них проверки.
- Не разрешено затребовать удостоверения в нотариальном порядке копий документации, предоставляемой в муниципальные/государственные структуры, занимающиеся надзором, если иное не предусматривается в законодательстве РФ.
- При осуществлении документарной проверки государственные органы, контролирующие работу бизнеса, не могут требовать у ИП и юрлиц документации и данных, которые не относятся к предмету проводимой проверки, а также документации и данных, которые можно получить от других госорганов.
Порядок выездной налоговой проверки
При организации выездных налоговых проверок (ВНП) законодательством предусматриваются следующие обязательные случаи, когда требуется согласование с прокуратурой:
- проверку планируют провести на одной из оснований, прописанных в N 294-ФЗ, ст.10, ч.2, п.2, в подпунктах: а, б, г;
- фиксация в процессе проведенных мероприятий, не предусматривающих взаимодействия с юрлицами, ИП при осуществлении форм госнадзора (ст. 8.1 №294-ФЗ) параметров деятельности юрлиц или ИП, если отклонение от них или соответствие им, согласно принятым в структурах госконтроля факторам риска, выступает в роли достаточных оснований для немедленного осуществления налоговыми органами ВНП.
Нет нужды согласовывать с органами прокуратуры Российской Федерации организацию проверочных мероприятий:
- проводимых по истечении временного периода, отведенного на исполнение юрлицом или ИП выданных в прошлом предписаний по устранению зафиксированных нарушений;
- документарной формы;
- инициированных на основании полученного распоряжения или приказов от руководства надзорных органов, изданных по поручению Президента РФ или Правительства РФ.
Важно учитывать: даже при отсутствии необходимости согласовывать проверку с органами прокуратуры в выше описанных случаях, для ее осуществления в обязательном порядке необходимо присутствие хотя бы одного основания из тех, что предусматривает Закон N 294-ФЗ (ст. 10, ч.2).
Проверяемые предприниматели обязаны быть заранее уведомлены одним из доступных путей не позже, чем за 24-часовой срок до начала ВНП, если в роли основания для их осуществления выступает:
- распоряжение или приказ руководства надзорных структур, изданный согласно поручениям российского Правительства или Президента РФ;
- истекший срок выполнения юрлицом или ИП сделанных в прошлом предписаний по устранению зафиксированных нарушений.
Если указанный срок нарушат, то проверяемое лицо имеет полное право подать заявление, чтобы отменить результаты ВНП.
Предварительных уведомлений не нужно, если в роли основания для проводимых ВНП выступает риск нанесения вреда здоровью или жизни российских граждан и нарушения прав отечественных потребителей.
На каких основаниях проводят прокурорские проверки?
В соответствии с ФЗ N 2202-I от 17.01.1992 «О прокуратуре РФ» при проведении надзора за исполнением законодательных актов прокуратура не может подменять прочие госорганы. Проверки в подобных случаях проводят на основании полученных органами прокуратуры данных, которые вынуждают прокурора принять соответствующие меры.
Соответственно, в качестве поводов для осуществления прокурорской проверки у юрлиц выступают следующие события:
- Прокуратура получила обращение в устном виде или в письменной форме, где содержатся сведения о нарушениях каких-либо законов.
- Публикации СМИ.
- Приказ прокурора о необходимости проведения выборочных проверок с целью установить – исполняется ли законодательство на определенных предприятиях.
- Осуществление плановых надзорных мероприятий, проводимых в соответствии с планом работы прокуратуры на 6 мес.
- Распоряжение вышестоящих органов прокуратуры.
Приведенная выше информация поможет предпринимателям понять сущность и основания проведения налоговых проверок и прочих контрольных мероприятий.
Другие публикации
25 сентября 2023
Проходите через процедуру банкротства? Узнайте, как изменилось законодательство о несостоятельности, и чего ждать от налоговых органов
25 сентября 2023
Принятие нового законопроекта грозит созданием простора для развития коррупции и усиления бюрократии при рассмотрении в арбитражных судах дел о банкротстве
25 сентября 2023
Готовитесь к судебным спорам в связи с банкротством? Узнайте, какой инструмент урегулирования между кредиторами и должниками готовится к появлению
25 сентября 2023
Готовитесь к корпоративному спору? Узнайте, какие изменения произойдут в порядке их рассмотрения с осени 2019 года
25 сентября 2023
Как защитить свои интересы во время налоговых проверок? Нововведения в налоговый кодекс 2019 года
Источник: www.kmklegal.ru