В целях снижения административной нагрузки на бизнес в условиях санкций власти утвердили временный порядок осуществления проверок организаций и ИП до конца 2022 года. Рассказываем, какие проверки попали под запрет, а какие продолжат проводить в порядке исключения.
Мораторий на проверки
Правительство РФ постановлением от 10.03.2022 № 336 утвердило до конца 2022 года временный запрет (мораторий) на проведение большинства плановых проверок, осуществляемых в рамках государственного и муниципального контроля и надзора.
Плановые проверки в текущем году будут проводиться только в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
При этом мораторий не распространяется на налоговые проверки. Выездные и камеральные налоговые проверки будут проводить в обычном режиме. Никаких ограничений в отношении таких проверок власти в настоящее время не вводили.
Проверки бизнеса: новые правила и тонкости
В свою очередь все плановые проверки, которые попали под мораторий и запланированы на 2022 год, подлежат отмене. Уже начатые проверки подлежат незамедлительному завершению (п. 5 Постановления). Сведения о завершении проверок по причине их отмены вносятся в Единый реестр контрольных мероприятий и Единый реестр проверок.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Правительство РФ утвердило до конца 2022 года временный запрет (мораторий) на проведение большинства плановых проверок, осуществляемых в рамках государственного и муниципального контроля и надзора.
2. На некоторые виды проверок мораторий не распространяется (например, проверки в рамках санитарно-эпидемиологического контроля и государственного пожарного надзора и другие).
3. Мораторий не распространяется на налоговые проверки. Выездные и камеральные налоговые проверки будут проводить в обычном режиме.
4. Все плановые проверки, которые попали под мораторий и запланированы на 2022 год, подлежат отмене.
5. Утвержден перечень оснований для проведения внеплановых проверок. Их можно будет проводить только при согласовании с органами прокуратуры, кроме проверок по поручению президента, правительства, прокурора.
В исключительных случаях, если в ходе начатой проверки были выявлены факты нарушений, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений. Это возможно, если выявленные нарушения влекут непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения ЧС или ущерба обороне страны и безопасности государства.
Причем во всех случаях выдача предписаний без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается. Если предписания контролеров были выданы организациям/ИП до 10 марта 2022 года (момент вступления в силу моратория) их исполнение автоматически продлевается на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения.
Никакого ходатайства/заявления контролируемого лица для продления срока исполнения предписаний не требуется. При этом контролируемое лицо вправе будет направить ходатайство о дополнительном продлении срока исполнения предписания. В указанных целях ходатайство должно быть направлено в контролирующий орган за 1 день до истечения 90 дней, на которые автоматически был продлен первоначальный срок исполнения предписания (п. 8 Постановления).
Мораторий на проверки бизнеса в 2022г.
Проверки, которые не попали под запрет
В отношении ряда проверок, запланированных на 2022 год, правительством было сделано исключение, и на них мораторий распространяться не будет. Так, в текущем году контролеры смогут провести (п. 2 постановления):
- проверки в рамках санитарно-эпидемиологического контроля и государственного пожарного надзора (разрешено проверять объекты, осуществляющие деятельность по водоподготовке и водоснабжению, а также образовательные и социальные учреждения − детсады, школы, детские лагеря, родильные дома и перинатальные центры);
- проверки в области промышленной безопасности (в отношении опасных производственных объектов, отнесенных ко II классу опасности);
- проверки в рамках ветеринарного контроля (в отношении деятельности по содержанию, разведению и убою свиней).
Во всех указанных случаях контролеры вместо плановой проверки могут нанести профилактический визит. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы либо по месту осуществления деятельности контролируемого лица, либо по видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, а также получает рекомендации и необходимые консультации (ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном и муниципальном контроле в Российской Федерации»).
Проведение внеплановых проверок
Одновременно власти утвердили исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок. В 2022 году все внеплановые контрольные мероприятия и внеплановые проверки смогут проводиться исключительно по следующим основаниям (п. 3 Постановления):
- при угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, а равно по фактам причинения такого вреда;
- при угрозе обороне страны и безопасности государства и по фактам причинения данного вреда;
- при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и по фактам их возникновения;
- при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований на опасных производственных объектах;
- истечение срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение ранее выявленных нарушений (проверку разрешено проводить только в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов);
- по жалобам граждан в сфере управления многоквартирными домами;
- по решению ИФНС о проведении проверки соблюдения порядка применения ККТ.
Все указанные внеплановые проверки контролеры смогут проводить только при условии их согласования с органами прокуратуры. Организации и ИП о проведении внеплановых проверок заранее уведомлять не будут. При этом без согласования с прокуратурой внеплановые проверки в 2022 году разрешается проводить:
- по поручению Президента РФ и Правительства РФ;
- по требованию прокурора;
- при представлении контролируемым лицом документов и сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного разрешительного документа.
Что касается некоммерческих организаций (НКО), то их смогут проверить, в частности, при поступлении в контролирующие органы сведений о совершении НКО действий, не соответствующих уставным целям и задачам, а также о наличии в ее деятельности признаков экстремизма. Также НКО смогут проверить при поступлении сведений об осуществлении ею деятельности в качестве иностранного агента без подачи заявления о включении организации в соответствующий реестр (п. 4.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Источник: buh.ru
На каких основаниях проводят проверки бизнеса
Внеплановые проверки проводят при фиксации фактов, выступающих достаточным основанием в согласии со ст. 10 №294-ФЗ, где также приведены условия к порядку осуществления подобных мер надзора. На осуществление внеплановых проверок (ВП) отводится максимум 20-дневный срок, и его продление законами РФ не предусматривается.
363 просмотров
Для осуществления внеплановой проверки используется одна из двух форм:
Выбор формы осуществляется руководствующим лицом или его заместителем в муниципальных или государственных структурах, отображая принятые решения в специальных распоряжениях.
На каких основаниях проводят внеплановые проверки?
1) Истек срок, отведенный юрлицам или ИП – индивидуальным предпринимателям – для устранения оформленного в прошлом предписания по ликвидации зафиксированных нарушений.
2) В контролирующие структуры поступили прошения от юрлиц или ИП о том, чтобы предоставить разрешения, лицензии или особые статусы, дающие право осуществлять некоторые из видов предпринимательской деятельности, а также согласование для осуществления прочих юридических действий, когда осуществление ВП юрлица или ИП предусматривается нормами предоставления таких лицензий, разрешений и т. п.
3) Установление при осуществлении мероприятий, не предполагающих взаимодействие с юрлицами, ИП во время проведения форм госнадзора (ст. 8.1 №294-ФЗ), параметров деятельности юрлица или ИП, если отклонение от них или соответствие им, согласно принятым в структурах госконтроля факторам риска, выступает в роли достаточных оснований для немедленного осуществления налоговыми органами ВП.
4) Приказ руководства госорганов, издаваемый согласно поручению Президента РФ и/или Правительства РФ.
Также основанием для осуществления рассматриваемых ВП способны выступать заявления от ИП, юрлиц и обычных граждан, и данные, полученные от СМИ, органов самоуправления на местах, где говорится о таких фактах:
1) Риск нанесения потенциального вреда для здоровья и/или жизни российских граждан, растительного или животного мира, культурных и исторических памятников, окружающей среды, музейных экспонатов и предметов, занесенных в перечень Музейного фонда РФ, особенно ценной документации Архивного фонда РФ, документации, имеющей особенное значение для культуры, науки или истории, входящей в Российский библиотечный фонд, а также несущей риск появления чрезвычайной ситуации.
2) Нарушение прав и интересов потребителей РФ, обратившихся в компетентные органы, занимающиеся осуществлением госконтроля в сфере защиты прав российских потребителей, при условии, что предварительно заявитель безрезультатно обратился к юрлицу или ИП по поводу защиты или восстановления его нарушенных интересов и прав.
3) Нарушение норм маркировки продукции.
Если перечисленные основания отсутствуют, то организация ВП законодательными актами не допускается. В случае нарушения этой нормы поступок классифицируется, как грубейшее нарушение установленных правил по проведению и организации проверок (N294-ФЗ, ст. 20), что влечет за собой полную отмену всех результатов ВП при обращении проверенного лица в компетентные органы, а также выступает в роли достаточного основания, чтобы привлечь должностных лиц к ответственности.
Алгоритм документарных проверок
При осуществлении проверок документарной формы в роли предмета выступают данные, хранящиеся в документации ИП или юрлица:
1) Госорганы, занимающиеся надзором, имеют право делать запросы проверяемым субъектам с целью получения дополнительной информации по предмету проводимой у них проверки.
2) Не разрешено затребовать удостоверения в нотариальном порядке копий документации, предоставляемой в муниципальные/государственные структуры, занимающиеся надзором, если иное не предусматривается в законодательстве РФ.
3) При осуществлении документарной проверки государственные органы, контролирующие работу бизнеса, не могут требовать у ИП и юрлиц документации и данных, которые не относятся к предмету проводимой проверки, а также документации и данных, которые можно получить от других госорганов.Порядок выездной налоговой проверки
При организации выездных налоговых проверок (ВНП) законодательством предусматриваются следующие обязательные случаи, когда требуется согласование с прокуратурой:
— проверку планируют провести на одной из оснований, прописанных в N 294-ФЗ, ст.10, ч.2, п.2, в подпунктах: а, б, г;
— фиксация в процессе проведенных мероприятий, не предусматривающих взаимодействия с юрлицами, ИП при осуществлении форм госнадзора (ст. 8.1 №294-ФЗ) параметров деятельности юрлиц или ИП, если отклонение от них или соответствие им, согласно принятым в структурах госконтроля факторам риска, выступает в роли достаточных оснований для немедленного осуществления налоговыми органами ВНП.
Нет нужды согласовывать с органами прокуратуры Российской Федерации организацию проверочных мероприятий:
— проводимых по истечении временного периода, отведенного на исполнение юрлицом или ИП выданных в прошлом предписаний по устранению зафиксированных нарушений;
— инициированных на основании полученного распоряжения или приказов от руководства надзорных органов, изданных по поручению Президента РФ или Правительства РФ.
Важно учитывать: даже при отсутствии необходимости согласовывать проверку с органами прокуратуры в выше описанных случаях, для ее осуществления в обязательном порядке необходимо присутствие хотя бы одного основания из тех, что предусматривает Закон N 294-ФЗ (ст. 10, ч.2).
Проверяемые предприниматели обязаны быть заранее уведомлены одним из доступных путей не позже, чем за 24-часовой срок до начала ВНП, если в роли основания для их осуществления выступает:
— распоряжение или приказ руководства надзорных структур, изданный согласно поручениям российского Правительства или Президента РФ;
— истекший срок выполнения юрлицом или ИП сделанных в прошлом предписаний по устранению зафиксированных нарушений.
Если указанный срок нарушат, то проверяемое лицо имеет полное право подать заявление, чтобы отменить результаты ВНП.
Предварительных уведомлений не нужно, если в роли основания для проводимых ВНП выступает риск нанесения вреда здоровью или жизни российских граждан и нарушения прав отечественных потребителей.
На каких основаниях проводят прокурорские проверки?
В соответствии с ФЗ N 2202-I от 17.01.1992 «О прокуратуре РФ» при проведении надзора за исполнением законодательных актов прокуратура не может подменять прочие госорганы. Проверки в подобных случаях проводят на основании полученных органами прокуратуры данных, которые вынуждают прокурора принять соответствующие меры.
Соответственно, в качестве поводов для осуществления прокурорской проверки у юрлиц выступают следующие события:
1) Прокуратура получила обращение в устном виде или в письменной форме, где содержатся сведения о нарушениях каких-либо законов.
2) Публикации СМИ.
3) Приказ прокурора о необходимости проведения выборочных проверок с целью установить – исполняется ли законодательство на определенных предприятиях.
4) Осуществление плановых надзорных мероприятий, проводимых в соответствии с планом работы прокуратуры на 6 мес.
5) Распоряжение вышестоящих органов прокуратуры.
Источник: vc.ru
Как в 2022 году будут проводиться проверки бизнеса: отвечает Минэк РФ
В связи с трудной экономической ситуацией Правительство РФ внесло изменения в правила проведения надзора в 2022 году. Минэкономразвития России выпустило письмо-разъяснение о том, как будут проходить проверки граждан и юридических лиц, в том числе управляющих домами организаций. Читайте обзор документа.
Минэк РФ пояснил особенности проведения проверок в 2022 году
10 марта 2022 года Правительство РФ опубликовало постановление № 336, которое отменяет проведение плановых проверок в 2022 году. В том числе документ утверждает особенности внепланового контроля для управляющих многоквартирными домами.
Для плановых проверок в ПП РФ № 336 есть исключение – в текущем году их могут провести в отношении объектов контроля, отнесённых к категории чрезвычайного риска. Внеплановые проверки в отношении организаций ЖКХ правомерны только после согласования с прокуратурой и в следующих случаях:
- при осуществлении лицензионного контроля,
- при поступлении жалоб граждан,
- по истечению срока исполнения предписания об устранении нарушений,
- при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
ПП РФ № 336 продлевает сроки исполнения ранее выданных органами контроля предписаний – автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока их исполнения без заявления контролируемого лица. Такое лицо также имеет право направить заявление о продлении срока исполнения предписания.
Профильный департамент Минэкономразвития России в письме от 24.03.2022 № Д24и-8436 дал разъяснения по отдельным вопросам организации и проведения надзора в 2022 году. Минэк РФ в письме разъяснил:
- к кому применяются положения документа;
- как определить наличие угрозы причинения какого-либо вреда;
- проводится ли проверка УО по жалобам граждан;
- будут ли проводиться профилактические мероприятия и проверки без взаимодействия с контролируемыми лицами;
- как надзорный орган должен оценивать исполнение предписания, выданного до и после вступления в силу ПП РФ № 336;
- порядок привлечения лиц к административной ответственности.
Ниже приводим обзор каждого вопроса из письма Минэка РФ.
На кого распространяются требования ПП РФ № 336 к проверкам
ПП РФ № 336 регулирует все проверки, которые проводятся согласно положениям Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ и Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Новые правила проверок применяются по отношению к любому проверяемому лицу, независимо от его организационно-правовой формы, а также к физическим лицам.
Ограничения, предусмотренные ПП РФ № 336, не распространяются на надзорные мероприятия, которые проводятся в соответствии с ч. 6 ст. 2 № 248-ФЗ – в отношении военных и оборонных предприятий.
Как надзорный орган должен определять наличие угрозы причинения какого-либо вреда
Основанием для проведения внеплановой проверки лица, согласно пп. «а» п. 3 ПП РФ № 336, является выявление следующих фактов:
- причинения вреда либо непосредственной угрозы его причинения жизни и здоровью граждан;
- возникновения ЧС природного и техногенного характера;
- ущерба обороне страны и безопасности государства.
Законодатели не прописали критерии для определения угрозы причинения вреда: их нет в № 248-ФЗ и ПП РФ № 336. Как отметил Минэк РФ, решение о внеплановой проверке надзорный орган принимает после оценки конкретных обстоятельств и согласования с органами прокуратуры.
Под непосредственной угрозой ведомство рекомендует понимать «высокую степень вероятности причинения» вреда в краткосрочной перспективе:
- если негативные последствия обязательно наступят в случае отсутствия реакции надзорного органа;
- если есть прямая причинно-следственная связь между нарушением обязательных требований и причинением конкретным лицам какого-либо вреда.
При определении причинения вреда жизни и здоровью граждан Минэк РФ рекомендует использовать положения приказа Минздрава России от 24.04.2008 № 194-н.
Является ли жалоба гражданина основанием для проведения внеплановой проверки УО в 2022 году
В соответствии с абз. 7 пп. «а» п. 3 ПП РФ № 336, жалоба гражданина для защиты его прав – основание для проведения внеплановой проверки работы УО в рамках лицензионного контроля и госжилнадзора.
Внеплановая проверка не проводится, если указанные в жалобе гражданина нарушения УО не причинили вреда или ущерба, не нарушили права заявителя. Защита или восстановление прав гражданина предполагает наличие прямой взаимосвязи между угрозой нарушения управляющей организацией обязательных требований и правами конкретного заявителя.
Может ли надзорный орган проводить проверки без взаимодействия с контролируемым лицом
В п. 10 ПП РФ № 336 прописано, что надзорные органы могут проводить проверки без взаимодействия с контролируемыми лицами и профилактические мероприятия, в том числе объявлять предостережения о недопустимости нарушений. При этом по итогам таким мероприятий нельзя выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований (п. 7 ПП РФ № 336).
Надзорный орган может предложить проверяемым лицам на время запрета контрольных проверок проводить дополнительные профилактические визиты. Их необходимо внести в программы профилактики нарушений обязательных требований на 2022 год. Это можно делать без проведения общественного обсуждения таких программ.
Как орган контроля проверяет исполнение предписания, выданного до и после появления ПП РФ № 336
Правила оценки исполнения предписания зависят от того, когда оно было выдано:
- До появления ПП РФ № 336, а срок исполнения истёк после вступления его в силу.
В соответствии с абз. 1 п. 8 ПП РФ № 336, срок исполнения предписаний, выданных до 10 марта 2022 года, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения.
Если нарушения, из-за которых было выдано предписание, не влекут причинения вреда или ущерба, указанных в абз. 2 п. 7 ПП РФ № 336, то надзорные орган проверяет их исполнение только по сведениям и документам, которые у него есть.
Исключение – когда контролируемое лицо должно предоставить документы или данные об исполнении требований надзорного ведомства для получения или возобновления лицензии. Если таких документов недостаточно, тогда ведомство может объявить лицу предостережение.
2. После вступления в силу ПП РФ № 336.
После 10 марта надзорный орган вправе выдать предписание об устранении нарушений, если по результатам проверки выявлены факты непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения ЧС или ущерба обороне страны и безопасности государства (абз. 2 п. 7 ПП РФ № 336).
Если таких нарушений во время проверки не выявлено, то контрольный орган фиксирует иные нарушения в акте, но ведомство выдаёт не предписание, а предостережение.
В случае, когда было выдано предписание, а надзорный орган не может оценить его исполнение без взаимодействия с лицом, то на основании абз. 6 пп. «а» п. 3 ПП РФ № 336, ведомство вправе провести внеплановую выездную проверку.
Вправе ли орган надзора в этом году привлечь проверяемое лицо к административной ответственности
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 90 № 248-ФЗ, надзорный орган вправе привлекать нарушителей обязательных требований к административной ответственности, если в ходе проверки выявил признаки правонарушения.
Согласно п. 9 ПП РФ № 336, после 10 марта 2022 года привлечь контролируемое лицо к ответственности можно только по результатам проверки с взаимодействием с таким лицом. Это требование распространяется на признаки любых нарушений обязательных требований, в том числе если сведения о них получены от граждан, организаций, органов власти или СМИ.
Если контрольное мероприятие проведено без взаимодействия с нарушителем, то надзорный орган не вправе привлечь его к административной ответственности и возбудить дело.
Иногда орган надзора из-за ограничений, введённых ПП РФ № 336, не может оценить данные, указывающие на состав административного правонарушения. Тогда он отказывает в возбуждении дела об административном правонарушении и может объявить контролируемому лицу предостережение.
Ограничения ПП РФ № 336 на возбуждение административных дел не распространяется на случаи, когда надзорный орган выявил признаки преступления или если основания для этого получены в ходе проверки с взаимодействием с контролируемым лицом, вне зависимости от даты начала такой проверки.
На заметку
Управляющие организации, как и другие представители бизнеса в России, из-за трудной экономической ситуации переживают непростые времена. Правительство РФ принимает различные меры поддержки предприятий, например, на полгода ввело мораторий на банкротство по заявлениям кредиторов .
Ограничение на проверки также является мерой поддержки организаций в кризис. Плановых проверок не будет, а внеплановые разрешены только в ситуации, если нарушения, допущенные УО, влекут причинение вреда гражданам или ущерба имуществу и государству.
Введено ограничение не только на проведение проверок, но и на выдачу предписаний и привлечение к административной ответственности. Во многих случаях органы надзора вправе только выдавать предостережение.
Как вы считаете, поможет ли данная мера управляющим организациям и ТСЖ в кризис? Поделитесь в комментариях.
Хотите, чтобы в вашей ленте было больше статей и новостей о ЖКХ и эффективном управлении МКД? Тогда:
Источник: dzen.ru