Федеральная государственная информационная система «Меркурий», или ФГИС «Меркурий» –система работы с эВСД (электронными ветеринарными сопроводительными документами), входящая в «ВетИс». Ее основная задача – отслеживание фальсификата и предотвращение его попадания на рынок.
До июля 2018-го производители и дистрибьюторы товаров животного происхождения, а также логистические компании могли вести ВСД на бумаге или в электронном виде. Однако после указанной даты ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» обязал документировать деятельность исключительно через «Меркурий».
В федеральном законе прописано несколько исключений, когда есть возможность вести эВСД в бумажном виде:
– когда в документации есть информация, являющаяся служебной или гостайной;
– когда в населенном пункте нет интернет-соединения;
«Меркурий»: как работать в ГИС и гасить ВСД
– когда случилась авария, после чего ФГИС «Меркурий» нельзя было использовать.
«Меркурий» реализован в виде приложения и веб-версии, периодически система обновляется.
Система «Меркурий»: цели
Система «Меркурий» преследует несколько задач:
- контроль перевозки подконтрольных грузов;
- контроль оформления эВСД;
- снижение вероятности фальсификации товаров.
Что можно считать подконтрольным?
В подконтрольную продукцию входят живые животные; корма и добавки для них; рыба и мясо; рыбные и мясные продукты; пищевые товары, а также непищевые продукты животного происхождения (такие как воск и пр.).
Более полный список можно посмотреть здесь https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71877674/.
Кто обязан вести ветсертификацию
Согласно ФЗ, вести электронную ветеринарную сертификацию обязаны все, кто работает с поднадзорной Госветконтролю продукцией. Это производители – молокозаводы, птицефабрики, производители морепродуктов, мясокомбинаты; дистрибьюторы – розничные торговые точки и сетевые магазины; а также центры логистики.
Регистрация в системе «Меркурий»
Существует 2 способа зарегистрироваться :
– подача бумажного заявления в РСН или его территориальное управление;
– отправка заявления по электронной почте.
Система «Меркурий»: как работать с эВСД
Необходимо создавать электронный ВСД для каждой позиции, которая значится в накладной. Документ может быть производственным – в нем указывается, из какого сырья изготовлен товар, и транспортным – для отображения факта перевозки продукции. Производственные эВСД не нуждаются в погашении, в отличие от транспортных.
Оформление эВСД
В документе должны содержаться данные об эпизоотическом благополучии места происхождения продукции, ветеринарно-санитарном состоянии товара. Кроме того, в ВСД указывается уникальный идентификатор предприятия (GUID), а также цель перевозки.
Продуктовый магазин. Россельхознадзор. Меркурий. Вход и гашение сертификатов. 2019
Оформлением эВСД в системе «Меркурий» занимается ИП или организация.
- Создать транзакции на перевозку товара. В ней указать тип транзакции, способ хранения продукции при перевозке и вид транспорта.
- Добавить получателя.
- Добавить продукцию и характеристики груза.
- Закончить оформление транзакции и напечатать документ.
Гашение эВСД
После процедуры гашения электронных ВСД в журнале организации фиксируется акт приемки.
- Осмотреть продукцию и сверить информацию с тем, что написано в электронной версии. Если в результате обнаружены несоответствия, следует составить одноименный акт в системе «Меркурий».
- Оформить принятие груза или отказ от него в «Меркурии».
За непогашение ВСД размеры штрафов варьируются в диапазонах от 500 до 5 тыс. руб. для граждан; для ИП и должностных лиц – от 3 до 50 тыс. руб.; для юрлиц – от 10 до 700 тыс. руб. Кроме того, в последнем случае компании может грозить приостановка деятельности сроком до 90 суток.
Источник: zooinform.ru
Система «Меркурий» от Россельхознадзора
Отныне ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) — сертификаты, свидетельства, справки — оформляются в цифровом виде.
Как будет работать «Меркурий» с 1 июля 2018 года
Возьмем пример колбасного завода.
Фермер отправляет на мясокомбинат туши десяти свиней. На эту партию оформляется электронные ВСД. На фабрике ветеринарные сопроводительные документы «гасятся» — в системе «Меркурий» делается отметка, что мясо было принято.
Дальше наши десять туш идут на колбасу, сосиски, куски охлажденного мяса. Эта продукция отправляется в разные магазины. На каждую поставку создаются новые ВСД. Они «гасятся» в системе, когда магазины принимают коробки с сосисками, мясом и прочими продуктами.
«Меркурий» способен отследить путь любого товара животного происхождения. Можно узнать: кто сделал сосиски, когда, из какого мяса.
Весь список товаров, которые обязательно надо сертифицировать в «Меркурии», есть в приказе Минсельхоза России от 18.12.2015 № 648. В перечне есть 25 крупных групп товаров (в кодах ТН ВЭД).
Кто должен применять «Меркурий»
Все, кто стоят между условной буренкой, щиплющей травку, и покупателем молока. Фермеры, заводы, транспортники, распределители, магазины. Если конкретнее, то вот:
- Мясоперерабатывающие заводы
- Молочные фабрики.
- Птицефабрики.
- Изготовители морепродуктов.
- Логистические центры.
- Торговые сети.
- Розничные магазины.
Как зарегистрироваться в «Меркурии»
Шаблон заявки можно подсмотреть на сайте федеральной государственной информационной системы ветеринарии.
В любом случае, данные, которые надо указать в заявке прописаны в приказе Минсельхоза РФ от 27.12.2016 г. № 589. В обращении обязательно должны быть:
- ФИО ответственного сотрудника
- Его гражданство.
- Паспортные данные.
- Адрес электронной почты, почтовый адрес, если нет имейла.
- Контактный номер телефона.
Как начать работать в «Меркурии»
Людям, которые будут заполнять электронные ВСД, надо пройти аттестацию. Ее проводят комиссии при региональных организациях ветеринарного надзора. График аттестаций обычно есть на официальных сайтах ведомств. Отдельно ведется реестр уже аттестованных специалистов.
Главная проблема электронных ВСД: их в разы больше бумажных. Новые цифровые документы создаются при перевозке товаров, при обработке (когда из мяса делают условные сосиски). ВСД в «Меркурии» делаются на каждую позицию подконтрольного товара. Бумажный документ можно было сделать один на всю поставку.
Гасить каждый электронный ВСД в веб-версии «Меркурия» долго и сложно. Если во время приемки данные надо будет уточнить, то обработка одного входящего ветеринарного сертификата может растянуться на несколько минут. Обычно учетчикам приходится иметь дело с сотнями сертификатов в одной партии. Обработка этих бумаг способна растянуться на долгие часы. Кроме этого, остаются возможности для ошибок, а они в перспективе могут привести к еще большей головной боли.
Сейчас IT-партнеры Россельхознадзора создали программы, способные интегрировать «Меркурий» в учетную систему компании. Можно будет весь массив электронных ВСД обработать в привычном интерфейсе 1С.
Источник: www.kp.ru
Ветеринарная система «Меркурий»: что нужно знать
Одним из многочисленных июльских нововведений стал полномасштабный переход на работу в системе «Меркурий» с 1 июля 2018 года.
Каждый из нас слышал об ЕГАИС – программе, позволяющей отследить путь каждой бутылки алкоголя от производителя до покупателя.
Создание Меркурия преследовало аналогичную цель — проследить путь продукта от завода до прилавка и снизить фальсификат до нуля. Только речь идет не об алкоголе, а о тех товарах, которые сопровождаются ветеринарными справками: мясо, рыба, птица, молоко и т д.
Как понять, нужно ли вам работать в этой программе?
Новые правила коснутся не только производителей и оптовиков, но и всех торговых точек, имеющих дело с товарами животного происхождения: розничные магазины, кафе, рестораны, пекарни и т.д., а также перевозчиков такой продукции.
Список подконтрольной продукции довольно обширный:
- живые животные;
- мясо, рыба, птица, яйца и продукция из них;
- молоко и молочная продукция;
- корма для животных.
Это далеко не полный перечень. Проверить, входит ли товар, с которым вы работаете, в список можно в Приказе Минсельхоза РФ от 18.12.2016 №648 (с учетом изменений, внесенных Приказом от 27.06.2018 N 251).
Все, кто продает, производит или перевозит продукты, упомянутые в этом приказе, и раньше получал ветсправки на бланках, должен зарегистрироваться в системе «Меркурий» и с 1 июля 2018 года полностью перейти на электронный документооборот.
Как работает программа
Ветсправки выписываются на каждом этапе, начиная с ввоза импортного товара на границе или производства сырья в РФ.
Далее документы создаются при любом перемещении продукции или смене собственника, даже если фактически товар не перемещался.
Следующий документ создается только на основе предыдущего, таким образом, формируется цепочка ВСД, по которой можно отследить весь путь молока или мяса.
При получении подконтрольных продуктов розничная точка или ресторан не оформляет документы в программе, а лишь «гасит» ВСД (то есть подтверждает получение), но сделать это нужно обязательно в течение одного рабочего дня с момента получения товара. Сотрудник организации должен иметь права гашения сертификатов. Это необходимо предусмотреть при оформлении доступа к программе.
Если магазин или кафе не зарегистрированы в системе, то с июля 2018 года легально поставить им мясо или рыбу не получится.
Как зарегистрироваться в системе Меркурий
Регистрация в системе «Меркурий» довольно простая. Сделать это можно двумя способами:
- на сайте, получив доступ к учетной записи. Этот способ не требует никаких вложений, покупки дополнительного ПО или оборудования. Так работать удобно, если объем ВСД в компании невелик, так как информацию в программу придется вносить вручную.
- Использовать API-интерфейс. Этот способ подойдет для крупных компаний и заводов, где интеграция с учетной системой предприятия для выписки нескольких тысяч документов в день просто необходима.
Для получения доступа нужно выполнить следующие действия:
- Заполнить заявление в Территориальное Управление Россельхознадзора (контакты можно посмотреть здесь). Обратите внимание, что для индивидуальных предпринимателей и организаций предусмотрены разные формы бланков.
- Отправить заявление по почте, привезти лично, или направить заявление в электронном виде, заверив его ЭЦП.
В ТУ Россельхознадзора зарегистрируют ваши площадки (места производства, переработки, хранения, реализации) и предоставят логин и пароль для доступа в программу. В заявлении нужно указать информацию о сотруднике, который будет иметь права администратора и сможет предоставлять доступ другим работникам.
Штрафы
Штрафы за оборот животных и товаров животного происхождения без необходимых документов предусмотрены статьей 10.8 Кодекса об административных правонарушениях.
Отсутствие сопроводительных документов при переработке, хранении, продаже товара наказывается штрафом от трех до пяти тысяч рублей для ИП и должностных лиц, и от 10 до 20 тысяч рублей для организаций.
Перевозка животных и продуктов животноводства без документов карается значительно строже: индивидуальные предприниматели и должностные лица заплатят от 30 до 40 тысяч рублей, а организации уже от 300-500 тысяч рублей.
Самые последние новости об онлайн-кассах, изменения законодательства, актуальная информация об акциях и скидках в нашей группе ВК. Присоединяйтесь к нам!
Источник: initpro.ru