Многие руководителя и бухгалтеры как мелких, так и крупных компаний уже сумели оценить все особенности взаимодействия с самозанятыми лицами, число которых с каждым годом стабильно увеличивается. С 2019 года на территории Российской Федерации работает новый налоговый режим, который регулирует работу лиц, которые не являются штатными/внештатными сотрудниками предприятий или индивидуальными предпринимателями.
В чем преимущества взаимодействия с самозанятыми лицами
Многие люди оформляются как самозанятые, поскольку это дает им возможность вести официальную деятельность по льготным условиям налогообложения. Согласно закону, для такой категории лиц действует налог на профессиональный доход (НПД), который подразумевает небольшую налоговую ставку:
- 6% с дохода при работе с юридическими лицами.
Взаимодействие с самозанятыми выгодно, в том числе для бухгалтеров организаций, поскольку такие сотрудники не числятся в штате, а поэтому за них не требуется уплачивать страховые взносы, пенсионные отчисления и НДФЛ. Таким образом, сотрудничество с самозанятым – очень разумная идея, когда нужно привлечь для конкретного проекта специалистов, которых нет в штате.
Как работать с самозанятыми и не попасть на налоги ООО и ИП? Оптимизация налогообложения 2019.
Что представляет собой самозанятость
В настоящий момент самозанятость представляет собой определенный налоговый режим (НПД), который аналогичен с основной системой обложения, патентом, ЕНВД, УСН и многими другими. Налог на профессиональную деятельность является более удобным в плане учета, так как не требует от человека углубленных знаний бухгалтерии или же сложных расчетов.
Сегодня в качестве самозанятых выступают фотографы, домашние кондитеры, няни, хендмейд-мастера, специалисты по маникюру, парикмахеры, переводчики, репетиторы и многие другие. К ним также следует прибавить большую категорию фрилансеров, оказывающих услуги в области разработки и продвижения web-сайтов.
Для взаимодействия юридических лиц с самозанятыми разработано специальное приложение «Мои самозанятые». Программа автоматически проверяет статус самозанятого на каждом этапе сделки: в момент заключения договора, при выплатах. Это важно, так как потеря статуса будет означать для компании-заказчика обязательную уплату за исполнителя налогов и отчислений. Также сервис дает возможность распечатать чек, который является закрывающим документом для компании заказчика. Вся система работает онлайн и в автоматическом режиме.
На что стоит обратить внимание при работе с самозанятыми лицами
Нужно понимать, что любое взаимодействие фирмы с самозанятым должно осуществляться в точном соответствии с требованиями действующего законодательства. Учитывая, что далеко не все предприятия имеют опыт взаимодействия с такой категорией работников, многим будет полезно рассмотреть основные риски работы с самозанятыми, чтобы избежать ошибок и штрафных взысканий со стороны налоговой.
Составление договора
По закону основанием для сотрудничества между самозанятым лицом и предприятием может быть договор, контракт или иной документ в зависимости от договоренностей сторон.
Вредные советы: как работать с самозанятыми, чтобы точно получить проблемы с налоговой
Однако здесь важно обратить внимание на 2 момента:
- Нельзя заключать договор с исполнителем-самозанятым, если этот человек в течение последних двух лет был сотрудником компании-заказчика.
- При составлении договора следует избегать формулировок, указывающих на трудовые взаимоотношения. Если трудовая инспекция установит факт «трудовых отношений», то она будет иметь полное право обязать компанию уплачивать налоги, которые взыскиваются с каждого официального сотрудника.
- При перечислении денежных средств на счет самозанятому лицу за выполненную работу нельзя указывать в обосновании слова «зарплата», «премия» или «аванс». В формулировке можно указывать исключительно слово «вознаграждение». Невыполнение этого пункта грозит компании штрафными санкциями со стороны налоговой службы и даже блокировкой счета компании со стороны банка, проводящего политику противодействия отмыванию денежных средств.
Проверка статуса сотрудника как самозанятого лица
Перед заключением договора с самозанятым следует убедиться, что данный специалист действительно имеет статус самозанятого лица. В этом случае он обязан самостоятельно уплачивать налог и предоставлять вам чек. Иначе налоговая служба может предъявить претензии бухгалтеру компании, у которого также возникнут проблемы с закрытием отчетных документов в конце месяца.
Своевременное получение чека
Согласно закону, после перечисления вознаграждения самозанятый обязан до 9 числа отчетного месяца предоставить в бухгалтерию чек. Если организация не получит такой чек, то не сможет уменьшить сумму налога с учетом произведенных расходов.
Выгодные условия сотрудничества
Чтобы снизить все налоговые риски , советуем зарегистрироваться и активно пользоваться нашей платформой «Мои Самозанятые». Сервис дает возможность быстро формировать назначение на перевод денежных средств, обеспечивает безопасные выплаты на счет или карту, проверяет статус исполнителя перед платежом, а также автоматически генерирует чек. Для получения дополнительной информации просим звонить по телефону +7 (499) 553-09-77.
Источник: mysmz.ru
Работаете с самозанятыми? Шесть причин, почему к вам может прийти налоговая
Подмена трудовых отношений гражданско-правовыми — частое нарушение, которое находят у бизнеса во время проверок. На смену историям с компаниями, которые нанимали ИП на «упрощенке», чтобы снизить налоги, рискует прийти проблема с самозанятыми, которые с 1 января платят налог на профессиональный доход (НПД). Office Life спросил у юриста, на что налоговая может обратить внимание, когда компания заключает договор с самозанятым.
Владислав Галуза,
адвокат Минской городской коллегии адвокатов, специализируется на налоговых вопросах, ведет юридический блог для бизнеса
Адвокат Владислав Галуза предполагает, что налоговые органы еще не начали проверять сотрудничество компаний с такими плательщиками, так как с момента появления налога на профессиональный доход прошло немного времени:
— По большому счету подмена трудовых отношений с ИП и самозанятыми имеет схожий характер, поэтому можно прогнозировать, что все наработки в отношении ИП налоговики применят и к самозанятым на НПД.
На что может обратить внимание налоговая?
1. Самозанятый зарегистрировался по просьбе компании, или ему выдвинули такое условие при приеме на работу.
— Такая ситуация часто встречалась при проверке взаимоотношений организаций и ИП. Предприниматели поясняли, что зарегистрировать ИП их попросил директор, чтобы сэкономить на налогах. Думаю, что подобное возможно и с самозанятыми, применяющими НПД, — отмечает адвокат.
2. Человек зарегистрировался самозанятым после увольнения из компании, но продолжает работать только с ней.
По словам специалиста, налоговая может заинтересоваться, поменялось ли что-нибудь для такого «самозанятого» фактически. Если выяснится, что он продолжает выполнять ту же работу, ходит в офис и подчиняется трудовому распорядку компании, — налицо все признаки подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.
3. Самозанятый обналичивает полученные от компании деньги и передает их руководителю за минусом своего процента.
Юрист отмечает, что налоговая часто встречала такую схему «работы» с ИП. Наверняка подобная ситуация возможна и с самозанятыми.
4. Размер вознаграждения самозанятого в разы превышает оплату труда работников с аналогичными функциями.
— Например, если зарплата дизайнера в компании — 1 тыс. рублей в месяц, а вознаграждение дизайнеру, применяющему НПД, — 20 тыс. рублей, к компании могут возникнуть вопросы. Проблемы не возникнет, если разница обусловлена какими-то разумными причинами и вы их можете обосновать, — говорит Владислав Галуза.
5. Договоры с самозанятыми заключают не на определенные услуги, а на календарный год — и продлевают.
По словам эксперта, само по себе заключение компанией договора с самозанятым на год с последующим продлением (при отсутствии признаков трудовых отношений) не проблема, но при оформлении отношений нужно учесть важные моменты.
— В договоре надо прописать перечень услуг, которые оказывает самозанятый, определить их цену и срок выполнения. Оказание услуг необходимо подтвердить актом (или другим учетным документом), в котором следует детально описать, какие услуги и в какой период времени были оказаны, — поясняет собеседник.
Самозанятый должен самостоятельно определять сроки и место оказания услуг, а также способы их выполнения. Важно, чтобы услуги он оказывал на собственном оборудовании.
6. У самозанятого и компании нет претензий друг к другу по просрочкам оплаты — а налоговая знает, что они есть.
— Когда самозанятому должны круглую сумму, а он не требует от заказчика выплат и штрафов за просрочку, это может вызвать подозрение, — говорит Владислав Галуза.
Также налоговые органы могут обратить внимание на технические моменты. Например, поясняет юрист, вопросы к бизнесу возникнут, если запросы в системе «Клиент Банк» компании и на портал МНС по выставлению чеков через приложение со стороны самозанятого будут приходить через одни и те же IP-адреса.
Фото: Envato Elements
Источник: officelife.media
Риски для бизнеса при работе с самозанятыми: как избежать доначисления НДФЛ и взносов
— Расширяете бизнес, наступил сезонный спрос на рынке, не хватает сотрудников? Самозанятые в таком случае — оптимальное решение для компаний. Но в то же время непростое в реализации. И как говорится тут «дьявол кроется в деталях». Разбираемся, что делать, чтобы сотрудничество не превратилось в источник проблем, — Ольга Сенникова, директор ООО «Бухфинанс»
Оптимизация административной и налоговой нагрузки
Для исполнителей преимущества самозанятости очевидны. Причем еще в пандемию по вполне объяснимым причинам произошел рекордный рост количества получивших статус «самозанятый». Компаниям тоже выгодно работать с самозанятыми: существенная оптимизация на выплатах страховых взносов и НДФЛ.
С самозанятыми не надо вести кадровый учет, не надо предоставлять отпуск, нет обязательных платежей в бюджет. Так что нередки случаи расторжения трудовых договоров и заключения договоров ГПХ с теми же работниками — уже как с самозанятыми. Но это запрещено в течение двух лет после расторжения трудового договора!
В последнее время бизнес, который заключил договоры гражданско-правового характера с самозанятыми, налоговики автоматически относят в зону риска. Инспекторы подозревают, что договор подряда может «прикрывать» трудовые отношения. И если они это докажут, то доначислят НДФЛ, взносы, а также пени и штрафы.
Налоговики изменили подход к планированию выездных проверок. Одним из критериев как раз-таки станет подозрительное сотрудничество юрлиц с самозанятыми. Обратите внимание на письмо ФНС № АБ-4-20/13183 от 16.09.2021, где перечислены основные признаки подмены трудового договора договором с самозанятыми. Итак:
1. Организационная зависимость самозанятого от своего заказчика, т.е.:
- регистрация физлица в качестве плательщика НПД – обязательное условие заказчика;
- заказчик распределяет самозанятых по объектам, исходя из производственной необходимости;
- заказчик определяет режим работы самозанятых, в т.ч. продолжительность рабочего дня, время отдыха;
- работник заказчика непосредственно руководит и контролирует работу самозанятых на объекте.
2. Инфраструктурная зависимость самозанятых от заказчика, т.е. самозанятые выполняют работу полностью материалами, инструментами и оборудованием заказчика.
3. Порядок оплаты услуг самозанятых и учет оказываемых услуг аналогичен порядку, установленному ТК.
Контролируемые риски
Остались вопросы? Нужна консультация? Приходите и мы разберем все ваши вопросы по теме бизнес/самозанятые. Мой опыт работы в бухгалтерии и в сфере налогового сопровождения составляет более 20 лет, я предоставляю клиентам полный спектр услуг в рамках финансового и бухгалтерского аутсорсинга, включая:
- восстановление бухгалтерского и налогового учета,
- консультации по оптимизации налогообложения,
- расчет заработной платы,
- подготовку статистической отчетности и налоговой документации,
- ведение отчетов от лица главного бухгалтера,
- работу с ВЭД и ЛесЕГАИС.
Важно!
• Регулярно контролируйте наличие статуса самозанятого. Иначе придется доначислять взносы и НДФЛ. Проверить статус на конкретную дату можно с помощью бесплатного сервиса ФНС.
• На каждую оплату со стороны работодателя самозанятый должен предоставить чек из приложения «Мой налог». Даже если подписан акт выполненных работ, чек нужен. Иначе эти оплаты учесть в расходах не получится.
ул. Карла Маркса, д. 127, оф. 400
+7 (912) 721-23-51
club50946608
finance-buh.ru
Реклама. ООО «БухФинанс»
Источник: navigator-kirov.ru