Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая нагрузка компании: как и для чего рассчитывать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налогоплательщик может использовать показатель налоговой нагрузки не только для определения степени риска его включения в план выездных налоговых проверок, но и для внутренних целей — налогового планирования и оптимизации налоговой нагрузки.
Кому и зачем это нужно
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Как определить налоговую нагрузку: формулы расчета
В документах, определяющих налоговую нагрузку, приводятся следующие формулы по расчету данной величины (результат, полученный по любой из формул, выражается в процентах):
Как рассчитать налоговую нагрузку
Нндс — НДС к уплате, согласно декларации;
Нп — налог на прибыль к уплате;
В — выручка без НДС по отчету о прибыли и убытках.
Несен — ЕСХН-налог к уплате;
Десен — доход по ЕСХН-декларации.
Нусн — УСН-налог к уплате;
Дусн — доход под декларации.
Нндфл — НДФЛ по декларации;
Дндфл — доход по 3-НДФЛ.
Нндс — НДС к уплате;
НБобщ — налоговая база (сумма налоговых баз по разделам 3 и 4 декларации по НДС).
Нндс — НДС к уплате;
НБрф — налоговая база по разделу 3 декларации по НДС.
Нп — налог на прибыль к уплате;
Др — доход от реализации по декларации;
Двн — внереализационный доход по декларации.
Как контролировать налоговую нагрузку
Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:
- работающие с отрицательными показателями доходности;
- с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
- с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
- с долгами по оплате налогов;
- с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
- применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.
Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.
С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.
Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:
- проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
- спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
- определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
- контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
- Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.
Что такое налоговая нагрузка и какие методики можно использовать для ее расчета
Налоговая нагрузка — это отношение уплаченных налогов к обороту (выручке). Или проще говоря, доля выручки, отдаваемая государству в виде налоговых обязательств.
Налогоплательщики могут самостоятельно оценить нагрузку, используя ежегодно обновляющиеся на сайте ФНС среднеотраслевые данные по регионам.
Как Минфин в ближайшее время планирует снизить налоговую нагрузку, узнайте из другой нашей статьи.
О предлагаемых в этих методиках формулах расчета налоговой нагрузки расскажем далее.
Налоговая нагрузка с точки зрения банков
Добросовестность бизнеса с точки зрения налоговой нагрузки пытаются определять и банки. В частности, с помощью этого показателя кредитные учреждения выявляют и пресекают сомнительные операции у организаций.
Сейчас банки используют Методические рекомендации ЦБ РФ №18-МР. Ваша деятельность привлечет дополнительное внимание, если доля уплаты налогов и других обязательных платежей окажется ниже 0,9 % от дебетового оборота по счету.
Когда низкую налоговую нагрузку выявят, банк проведет подробный анализ движений средств по счету и потребует у компании документы, подтверждающие ее финансовую добросовестность — ими могут стать договоры с клиентами, справки об уплате налогов и отсутствие претензий к бизнесу от ФНС, договоры на оказание услуг или трудовые договора.
Банк может заблокировать расчетный счет до выяснения обстоятельств в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Чтобы счета снова заработали, придется доказать свою добросовестность — например, подтвердить, что вы проводили перевод не с целью отмыть деньги или выплатить серую зарплату, а в реальных бизнес-целях.
Банки проверяют легальность движения денежных средств с помощью налоговой нагрузки у любого бизнеса, неважно, ООО у вас или статус ИП.
Чтобы не вызвать подозрений, контролируйте ваши финансовые потоки — вовремя платите налоги и старайтесь держать их долю выше 0,9 % от общего оборота. Если доля меньше, будьте готовы оперативно доказать свою добросовестность — веди архив документов для каждой денежной операции.
Налоговая нагрузка по НДС и формула расчета
Регламентация расчетов коэффициента по НДС такая же, как по прибыли. Однако здесь для анализа с точки зрения налоговой службы важна не общая нагрузка, а удельный вес НДС, который предъявляется к вычету, в сравнении с уплаченным.
Негативные последствия при превышении указанного предела:
- Включение субъекта предпринимательства в план проверок;
- Направление запроса для получения пояснений и подтверждающих документов;
- Вызов на комиссию в налоговую службу. На ней в большинстве случаев предпринимателя убеждают подать уточненную декларацию и уменьшить размер вычетов.
Как оценить степень налогового давления
Для владельца предприятия или индивидуального предпринимателя важна не величина налоговой ставки, а размер прибыли, который остается у субъекта предпринимательства после завершения расчетов с государством.
Поэтому для оценки налогового давления нецелесообразно использовать формулы, предложенные налоговой службой. В них не учитываются доли каждого из налоговых платежей. То есть невозможно проследить, как влияет каждый из налогов на финансовое состояние компании.
Для должностных лиц налоговой службы, которые разрабатывали эту формулу, важен размер поступающих налогов, а не результаты работы компании, то есть рентабельность бизнеса
Министерство финансов РФ разработало свою методику, при использовании которой можно определить общую долю налоговых платежей в выручке. В этой методике также не учитываются отдельные налоги, то есть степень давления каждого проследить невозможно.
Но и проводить вычисления по каждому налогу также необязательно из-за высокой трудоемкости. Поэтому целесообразно выделить только наиболее крупные платежи. Например, если компания работает на общей системе налогообложения, то рассчитывать и анализировать нужно только прибыль и НДС.
Примерные расчеты можно сделать и самостоятельно без использования сложных формул и методик. Например, если вам приходится платить до 40% налогов в сравнении с прибылью, то работа компании однозначно требует оптимизации. Нормальной считается нагрузка, когда размер платежей находится в промежутке между 20% и 40%. Все, что ниже — слишком рискованно, так как обязательно вызовет повышенное внимание со стороны сотрудников.
Почему важно придерживаться прогнозируемых значений?
Если текущие суммы будут отличаться от запланированных, выделенных на уплату налогов денег не хватит, что может привести к неприятным последствиям для бизнеса. Совершение хозяйственных действий без предварительного плана часто провоцирует налоговые разрывы (то налога нет, то он огромный), которые заставляют извлекать из оборота значительные средства.
Если владелец располагает результатами расчета налоговой нагрузки организации, ему проще принимать правильные решения.
В Фингуру разработан специальный алгоритм, позволяющий оперативно оценить предполагаемую сумму налога. Бухгалтеры могут не только понять, какой налог необходимо будет оплатить клиенту, исходя из уже произведенных операций, но и спрогнозировать его размер на конец квартала. Все это помогает скорректировать его размер и эффективно управлять движением денег, товаров и услуг.
Кому и зачем это нужно
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Существует несколько подходов к тому, как именно будут рассчитываться, и уплачиваться налоговые платежи:
- ОСНО – общая система налогообложения, которая назначается по умолчанию всем, кто прошел регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или юридического лица (ЮЛ). Чтобы был выбор, необходимо в процессе регистрации ЮЛ или ИП подать заявление для перехода на другой режим налогообложения. Эта система подразумевает ведение бухгалтерской отчётности, как правило, самая не выгодная в плане величины уплачиваемых налогов, предполагает уплату НДС. Рассматривать её стоит только если среди ваших бизнес-партнёров будут преобладать контрагенты, работающие с НДС.
- УСН – упрощенная система налогообложения, отличается удобством применения, с точки зрения экономической выгоды и простоты ведения отчетности. Переход на УСН предполагает обращение к одному из двух вариантов уведомления налоговой: не позднее 30 дней после даты открытия бизнеса и тогда УСН можно будет применять сразу, в другом случае использовать УСН можно будет только с 1 января следующего года.
- ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог, находящий применение тогда, когда виды деятельности обусловливаются производством продукции сельскохозяйственного назначения. Ключевой момент применения этого режима заключается в том, что выручка, от реализации сельхозпродукции, не должна быть менее 70%.
- ЕНВД – единый налог на вмененный доход. Не применяется с 2021 года.
- ПСН – патентная система налогообложения, обращение к которой допустимо только индивидуальным предпринимателям с годовым доходом в пределах 60 млн. руб., обеспечивающих работой не более 15 человек. Действие патента ограничивается одним годом и использовать его можно только в той территориально-административной единице, в кторой он выдан. При необходимости допустимо получение нескольких патентов. Заявление о переходе на патентную систему подается за 10 рабочих дней до начала работы по патенту.
Кому и зачем это нужно
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Оправдана ли система налогообложения самозанятых?
Есть два мнения по поводу особого налогового режима для категории людей, работающих сами на себя. С одной стороны, граждане освобождаются от хлопот с регистрацией ИП и выплатами 13% подоходного налога. Но с другой стороны, эта категория людей не отягощает государство.
Самозанятые не регистрируются в центре занятости, не устраивают митинги из-за отсутствия работы, им не нужно выплачивать пособия. Несправедливо облагать их деятельность налогом. Выгода от этого для государства минимальная, а результат очевиден – недовольство граждан.
В 2019 году налогообложение самозанятых официально в некоторых экономически благополучных объектах РФ: регионы-доноры и города-миллионники. Летом 2020 года налоговый сбор будет производиться во всех населенных пунктах России. Как ни странно, система оказался успешной. В 2019 году было зарегистрировано свыше 280 тыс. самозанятых, а ожидалось не более 200 тыс.
Официальная деятельность позволяет людям, работающим самим на себя, расширять клиентскую базу без боязни налоговых служб. Также можно получать помощь из госбюджета, в частности, льготные кредиты.
Но не все категориям самозанятых этот налог подходит. Он хорош для водителей такси, айтишников и частных преподавателей. А вот представителям сферы услуг, таких как маникюр, парикмахерская деятельность, ремонт обувь, домашняя выпечка, данный налоговый режим не понравился. Это обусловлено страхом роста объема требований и, соответственно, расходов.
Стоит отметить, что больше половины зарегистрированных граждан, работающих сами на себя, находятся в Москве. Во всех других регионах их незначительное количество.
Система налогообложения самозанятых оказался не везде востребованной по ряду причин. В первую очередь это обусловлено неравномерностью налоговой нагрузки. К примеру, частному преподавателю почти не требуется вложений для получения дохода. В то же время самозанятым производителям какой-либо продукции требуются немалые инвестиции, порой составляющие 70-80% общего бюджета.
При таких раскладах 4-6% налога – это значительная сумма. Здесь государству лучше применить иную систему налогообложения, например, в виде вычетов по типу НДФЛ.
Государственные документы
Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
- Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
- Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.
Налоговая нагрузка с точки зрения банков
Добросовестность бизнеса с точки зрения налоговой нагрузки пытаются определять и банки. В частности, с помощью этого показателя кредитные учреждения выявляют и пресекают сомнительные операции у организаций.
Сейчас банки используют Методические рекомендации ЦБ РФ №18-МР. Ваша деятельность привлечет дополнительное внимание, если доля уплаты налогов и других обязательных платежей окажется ниже 0,9 % от дебетового оборота по счету.
Когда низкую налоговую нагрузку выявят, банк проведет подробный анализ движений средств по счету и потребует у компании документы, подтверждающие ее финансовую добросовестность — ими могут стать договоры с клиентами, справки об уплате налогов и отсутствие претензий к бизнесу от ФНС, договоры на оказание услуг или трудовые договора.
Банк может заблокировать расчетный счет до выяснения обстоятельств в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Чтобы счета снова заработали, придется доказать свою добросовестность — например, подтвердить, что вы проводили перевод не с целью отмыть деньги или выплатить серую зарплату, а в реальных бизнес-целях.
Банки проверяют легальность движения денежных средств с помощью налоговой нагрузки у любого бизнеса, неважно, ООО у вас или статус ИП.
Планируйте доходы и расходы по статьям, составляйте график платежей по каждому счету
Чтобы не вызвать подозрений, контролируйте ваши финансовые потоки — вовремя платите налоги и старайтесь держать их долю выше 0,9 % от общего оборота. Если доля меньше, будьте готовы оперативно доказать свою добросовестность — веди архив документов для каждой денежной операции.
Похожие записи:
- Какие товары вернуть нельзя? Отвечаем на вопросы подписчиков.
- Пенсионное социальное обеспечение инвалидов
- Страховые взносы – 2023: начисление, уплата, отчетность
Источник: roan-online.ru
Анализ налоговой нагрузки ООО «Стандарт»
Согласно оборотным ведомостям фирмы за 2006-2007 гг. (Приложения 9 и 13) все уплаченные налоги (взносы) обобщены в таблицу 3.
Таблица 3. Налоги и взносы, уплаченные ООО «Стандарт» за 2006 и 2007 гг.
Вид налога (взноса)
Сумма уплаченного налога (взноса), руб.
Налог на добавленную стоимость
Сумма НДС, удержанная и уплаченная при исполнении обязанностей налогового агента
Налог на прибыль организаций
Налог на имущество организаций
Единый социальный налог
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Налоговая нагрузка при общем режиме налогообложения
Итак, ООО «Стандарт», использующее общий режим налогообложения, в совокупности уплатило налогов и сборов в бюджет за 2006 год 240.340 рублей, а за 2007 год 168.772 рубля, учитывая также данные Таблицы №2, можно рассчитать налоговую нагрузку:
Налоговая нагрузка = совокупная сумма уплаченных налогов и взносов / выручка от реализации
1) 2006 год: 240.340/630.000 = 0,3815;
2) 2007 год: 168.772/344.000 = 0,4906.
Т.е. налоговая нагрузка организации в 2006 году составила 38%, а в 2007 году 49%.
Налоговая нагрузка при упрощенной системе налогообложения
ООО «Стандарт» применяет общий режим. Предположим, что организация применяет упрощенную систему налогообложения при выборе объекта налогообложения — доходы и доходы минус расходы.
Объект налогообложения — доходы.
Согласно правилам исчисления, приведенным в пункте 1.3.1 дипломной работы, рассчитаем сумму налога:
1) Умножаем размер выручки за 2006 г. 630.000 рублей (налоговая база) на ставку 6% = 37.800 рублей;
2) Налогоплательщик (при объекте — доходы) вправе уменьшить сумму исчисленного налога на размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС), но не более чем на 50% от суммы такого налога:
а) 37.800 * 0,50 = 18.900 рублей — предельный размер суммы налога для уменьшения на сумму взносов на ОПС;
в) 37.800 — 9000 = 28.800 рублей подлежит уплате в бюджет;
3) Определим налоговую нагрузку: 28.800 + 9.000 + 187 / 630.000 = 0,0603
Таким образом, налоговая нагрузка ООО «Стандарт», при выборе объекта налогообложения — доходы, за 2006 год составила 6%.
Аналогично рассчитаем налог за 2007 год:
1) 344.000 * 0,06 = 20.640 рублей — сумма исчисленного налога;
2) 20.640 * 0,50 = 10.320 рублей — предельный размер суммы налога для уменьшения на сумму взносов на ОПС;
3) 31.773 > 10.320, сумма взносов на ОПС превышает предельный размер суммы для уменьшения, а это означает, что сумму налога организация вправе уменьшить лишь на 10.320 рублей;
4) 20.640 — 10.320 = 10.320 рублей подлежит уплате в бюджет;
5) Определим налоговую нагрузку: 10.320 + 31.773 + 90 / 344.000 = 0,1226
Таким образом, налоговая нагрузка ООО «Стандарт» при выборе объекта налогообложения — доходы за 2007 год составила 12%.
Объект налогообложения — доходы минус расходы.
1) Определим сумму расходов организация за 2006 год: 296.000 (себестоимость проданных товаров, услуг) + 317.000 (коммерческие расходы) = 613.000 рублей;
2) Рассчитываем налоговую базу за 2006 год: 630.000 (выручка от реализации товаров и услуг) — 613.000 (произведенные расходы) = 17.000 рублей;
3) Исчисляем сумму налога: 17.000 * 0.15 = 2.550 рублей, но исходя из правил определения суммы налога при использовании объекта налогообложения — доходы минус расходы (пункт 1.3.1 дипломной работы), необходимо рассчитать размер минимального налога, который исчисляется как 1% от суммы выручки;
4) Сумма минимального налога = 630.000 * 0,01 =6.300 рублей;
6) Определим налоговую нагрузку: 6.300 + 9.000 + 187 / 630.000 = 0,0246
Таким образом, налоговая нагрузка ООО «Стандарт», при выборе объекта налогообложения — доходы минус расходы, за 2006 год составила 2,5%.
Аналогично рассчитаем налог за 2007 год:
1) Произведенные расходы за отчетный период = 17.000 + 306.000 = 323.000 рублей;
2) Налоговая база = 344.000 — 323.000 = 21.000 рублей;
3) Исчисляем сумму налога: 21.000 * 0.15 = 3.150 рублей;
4) Сумма минимального налога = 344.000 * 0,01 = 3.440 рублей;
6) Определим налоговую нагрузку: 3.440 + 31.773 + 90 / 344.000 = 0,1026
Таким образом, налоговая нагрузка ООО «Стандарт», при выборе объекта налогообложения — доходы минус расходы, за 2007 год составила 10%.
Анализ налоговой нагрузки ООО «Стандарт»
Таблица 4. Налоговая нагрузка при разных системах налогообложения
Общий режим налогообложения
Упрощенная система налогообложения
Источник: studbooks.net
VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
В наше время предприятия и организации имеют право использовать законодательно утвержденные инструменты для оптимизации (в частности уменьшения) налоговой нагрузки (налогового бремени) на предприятие. Тем не менее, налоговая нагрузка осуществляется на двух уровнях: макро — и микроуровне.
Макроуровень подразумевает исчисление тяжести налогообложения всей страны в целом или налогового бремени на экономику, также оценивается распределение налогового бремени между группами однородных предприятий, внутри отрасли и т.п. Микроуровень включает определение налоговой нагрузки конкретных хозяйствующих субъектов, а так же исчисление налоговой нагрузки на работника.
С экономической точки зрения налоговая нагрузка представляет собой часть произведенного продукта, которая перераспределяется с помощью налога как единственного законного средства изъятия части прибыли предприятия, не носящего характер наказания; по мнению западных экономистов – меру экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налога [2, c.72].
Существуют также разные точки зрения на соотношение терминов «налоговое бремя» и «налоговая нагрузка»: либо они имеют одно и то же значение, либо различаются. Так, термин «налоговая нагрузка» употребляется на микроуровне, а термин «налоговое бремя» на макроуровне. По мнению д.э.н. А.В. Боброва: «налоговая нагрузка» – это совокупность всех налогов и сборов, уплачиваемых конкретным плательщиком, абсолютная величина, а «налоговое бремя» – относительная величина, частное от деления налоговой нагрузки на финансовый показатель деятельности предприятия.
Первая не характеризует тяжесть налогообложения, так как для ее оценки необходимо располагать всей совокупностью параметров деятельности предприятия. Налоговое бремя свободно от детального факторного анализа и может быть установлено как оптимальная величина для категории плательщиков и каждого из них. В целях настоящей статьи будем считать понятия «налоговое бремя» и «налоговая нагрузка» идентичными.
На микроуровне не существует единой методики расчета налоговой нагрузки. Сравнивая различные методики расчета налоговой нагрузки на предприятие, можно выделить следующие спорные моменты:
— использовать ли в расчете налоговой нагрузки предприятия налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ). Большинство авторов не рекомендуют принимать этот налог при расчете налоговой нагрузки, так как предприятие уплачивает его из средств работника, а не из собственных денежных средств (налоговый агент);
— учитывать ли в расчете косвенные налоги.
Все дискуссии о налоговой нагрузке на предприятия останутся беспредметными до тех пор, пока не будет достигнуто согласие в вопросе о методике расчета сводного показателя, характеризующего эту нагрузку. Существует несколько методик расчета налоговой нагрузки для предприятия.
Основная идея каждой из методик состоит в том, чтобы сделать показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства [4, c.335]. Каждая из методик также учитывает влияние изменения числа налогов, налоговых ставок и льгот на уровень налогообложения, в этом и проявляется практическая ценность различных методик. Рассмотрим некоторые из них.
1. Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ (автор – Е.В. Балацкий). По данной методике налоговая нагрузка — отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации:
где НБ – налоговое бремя;
Т — сумма всех уплаченных налогов предприятием за налоговый период, в том числе взносы в ПФ, ФСС, ФОМС; НДФЛ; налог на дивиденды;
В — выручка от реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации.
Плюсом этой методики является то, то она характеризует долю уплаченных налогов в выручке (с НДС), минусом — не позволяет оценить влияние каждого налога и методов его оптимизации на финансовое состояние предприятие в зависимости от источника уплаты налога; выручка включает в себя прямые и косвенные затраты, в том числе амортизационные отчисления, которые формируют себестоимость продукции. Если предприятие будет оплачивать налоги за счет себестоимости продукции, оно рано или поздно обанкротится [1, c.212].
2. Методика М.Н. Крейниной. Сопоставляет размер уплаченного налога (налогов) и источника уплаты:
НБ = (В-Ср – ПЧ)/(В-Ср)·100% (2)
где НБ – налоговое бремя;
В — выручка от реализации;
Ср — затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов;
ПЧ — фактическая прибыль, остающаяся после уплаты налогов в распоряжении экономического субъекта.
Плюсами данной методики является то, что можно оценить долю уплаченного налога в источнике уплаты, а так же позволяет рассматривать эффективность применения методов налогового планирования по определенному налогу в динамике.
А отрицательным моментом то, что не применяется для косвенных налогов; нужно параллельно рассматривать налоговое бремя косвенных налогов. Так же минусом является неиспользование при убыточной деятельности предприятия и не учитывает НДФЛ.
3. Методика А. Кадушина и Н. Михайловой. Предлагает оценивать налоговую нагрузку как долю отдаваемой в бюджет добавленной стоимости, созданной конкретным экономическим субъектом. Упрощенно расчет добавленной стоимости предприятия (ДС) может быть произведен в виде суммы следующих составляющих за отчетный период:
ДС = ФОТ + ВП + АО+ ПНП + ПР =В-МЗ, (3)
где ФОТ — оплата труда (с учетом НДФЛ);
ВП — платежи, начисляемые на фонд оплаты труда во внебюджетные фонды;
АО — амортизационные отчисления;
ПНП — прямые и косвенные налоги предприятия, выплачиваемые из ДС;
ПР — балансовая прибыль;
В — выручка с НДС;
МЗ — материальные затраты.
Показатель налогового бремени предприятия (НБП) может быть рассчитан как по факту выплаты налогов, так и по факту их начисления (данные налоговых деклараций или данные бухгалтерского баланса о суммах задолженности перед бюджетом и фондами):
Также методика позволяет оценить влияние отдельных налогов на финансовое состояние предприятия с помощью коэффициентов:
Минусом такой методики является удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке (материалоемкость производства — КВ):
Недочетом является: доля заработной платы (с начислениями) в добавленной стоимости (трудоемкость производства) (К ФОТ):
К ФОТ = ФОТ +ВП/ДС; (6)
Удельный вес амортизации в добавленной стоимости (фондоемкость производства) (КАО) – данный показатель является недостатком методики:
Методика позволяет рассматривать долю налогов (налог на прибыль, НДФЛ ЕСН НДС, налог на дивиденды) в источнике, из которого они уплачиваются — ДС;
Но не учитывает влияние таких налогов, как налог на имущество, транспортный налог, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог [3, c.169].
4. Методика М.И. Литвина
Налоговая нагрузка рассчитывается следующим образом:
НН = ∑ НП + ∑ ВП /∑ ИС *100%, (8)
где ∑ НП — сумма начисленных налоговых платежей;
∑ ВП — сумма платежей во внебюджетные фонды;
∑ ИС — сумма источника средств для уплаты — добавленная стоимость.
Добавленная стоимость рассчитывается следующим образом:
ДС = ФОТ +ВП + ПОФ + НП + ПР, (9)
где ФОТ — оплата труда (с учетом НДФЛ);
ВП — платежи, начисляемые на фонд оплаты труда, во внебюджетные формы;
ПОФ — потребление (амортизация) основных фондов, нематериальных активов и запасов;
НП — сумма всех уплаченных налогов;
ПР — прибыль до уплаты налогов.
Методика позволяет рассматривать долю налогов (налог на прибыль, НДФЛ ЕСН НДС, налог на дивиденды) в источнике, из которого они уплачиваются — ДС, используется показатель прибыли из формы №2 «Отчет о прибылях и убытках»;
А так же позволяет сравнивать налоговую нагрузку на разные отраслевые предприятия (за счет ФОТ). Но не учитывает влияние таких налогов, как налог на имущество, транспортный налог, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог, однако не определен источник их уплаты.
5. Методика Е.А. Кировой. Предлагает методический подход оценки уровня налоговой нагрузки, в котором соизмеримым показателем выступает вновь созданная стоимость (ВСС). Сама методика предопределяет расчет абсолютной налоговой нагрузки (АНН) и относительной налоговой нагрузки (ОНН).
Абсолютная налоговая нагрузка — это налоги и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и внебюджетные фонды, а также недоимка по данным платежам.
Относительная налоговая нагрузка — это отношение ее абсолютной величины к вновь созданной стоимости (ВСС):
ВСС = В – МЗ – АО + ВД – ВР = (ФОТ + ВП) + НП + ПР, (10)
где В — выручка от реализации (с учетом НДС);
МЗ — материальные затраты;
АО — амортизационные отчисления;
ВД — внереализационные доходы;
ВР — внереализационные расходы (без учета налоговых платежей);
ФОТ — фонд оплаты труда(без НДФЛ);
ВП — платежи во внебюджетные фонды;
НП — все уплачиваемые предприятием налоги и взносы;
ПР — прибыль организации до налогообложения.
Тогда относительная налоговая нагрузка (ОНН):
ОНН = АНН/ВСС *100%. (11)
Методика позволяет рассматривать налоги по отношению к источнику их выплаты. А так же рассматривает амортизационные отчисления как элемент формирования себестоимости продукции, а не как источник выплаты налогов. Но не рассматривает амортизационные отчисления, как источник выплаты налогов, что не позволяет рассматривать отраслевые нагрузки предприятий (в зависимости от величины их фондов) и не учитывает влияние НДФЛ [5, c.321].
6. Методика В.Д. Новодворского и Р.Л. Сабанина. Методика выявляет ожидаемую долю налогов в предполагаемых доходах и выступает в качестве оценки налоговой нагрузки при переходе на упрощенную систему с общего режима налогообложения.
НН УСНО = (НР + УВ)/Д * 100%, (12)
где НН УСНО — налоговая нагрузка при применении упрощенной системы налогообложения;
НР — ожидаемые налоговые расходы (без НДФЛ);
УВ — ожидаемый показатель упущенной выгоды (величина недополученной выручки от снижения цен на величину НДС);
Д — сумма ожидаемого годового дохода.
Плюсом методики является то, что она применяется для выбора наиболее выгодной системы налогообложения; минусом — она не может использоваться для УСНО «доходы-расходы», а так же не используется при расчете налоговой нагрузки для УСНО.
7. Методика О.С. Салькова. Методика также применяется для сравнения налоговой нагрузки при переходе на упрощенную систему с общего режима налогообложения.
НН УСНО = НР/ПРр *100%, (13)
где НН УСНО — налоговая нагрузка при применении упрощенной системы налогообложения;
НР — налоговые расходы (без учета НДФЛ);
ПРр — расчетная прибыль.
Методики применяется для выбора наиболее выгодной системы налогообложения, но не может использоваться при расчете налоговой нагрузки для УСНО и не используется для предприятий с убыточной деятельностью [7, c.138].
8. Методика расчета налоговой нагрузки при специальном налоговом режиме (УСНО, ЕСХН). При расчете налоговой нагрузки для предприятий, применяющих специальные налоговые режимы, в качестве интегрального показателя желательно применять добавленную стоимость, скорректированную с учетом особенностей режима.
ДС СНР = Р ОСН +(ФОТ +ВП) + НП + ПР, (14)
где ДС СНР — добавленная стоимость, смодифицированная на условия применения специальных режимов;
Р ОСН — расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) и основных средств и нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном УСНО (с учетом обязанности предприятий на УСНО вести бухгалтерский учет, целесообразно применять данные бухгалтерского учета) или ЕСХН;
ФОТ — начисленный фонд оплаты труда;
ВП — начисленные платежи во внебюджетные фонды за налоговый период;
НП — налоговые платежи, включая единый налог, исчисляемый при применении УСНО или ЕСХН;
ПР — прибыль организации до налогообложения.
Налоговая нагрузка исчисляется следующим образом:
НН СНР = НС/ДС * 100%, (15)
где НН СРН — налоговая нагрузка при применении специального режима налогообложения;
НС — налоги, сборы и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и внебюджетные фонды, а также недоимка, пени и штрафы по данным платежам.
Методика позволяет рассчитывать налоговую нагрузку при применении специального режима налогообложения;
- Методика Е.Б. Кожевникова, О.П. Осадчая. Методика позволяет рассчитать налоговую нагрузку в интегрированных бизнес структурах, где параллельно работают предприятия, применяющие и ОСНО, и специальные налоговые режимы.
В качестве интегрального показателя применятся интегрированная добавленная стоимость, рассчитанная с учетом особенностей ОСНО и специального налогового режима.
ДС ИБС = (АО + Р ОСН) + (ФОТ + ВП) + НП + ПР, (16)
где АО — амортизационные расходы;
Р ОСН — расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) и основных средств и нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном УСНО ( с учетом обязанности предприятий на УСНО вести бухгалтерский учет, целесообразно применять данные бухгалтерского учета) или ЕСХН;
ФО — начисленный фонд оплаты труда;
ВП — начисленные платежи во внебюджетные фонды за налоговый период;
НП — все уплачиваемые предприятием налоги и взносы;
ПР — прибыль организации до налогообложения.
Показатель налоговой нагрузки на интегрированную бизнес структуру на интегрированную бизнес структуру (НН ИБС) рассчитывается следующим образом:
НН ИБС = АНН ИБС/ДС ИБС * 100%, (17)
где АНН ИБС – абсолютная налоговая нагрузка — общей величина обязательств перед бюджетными и внебюджетными фондами, возникших в процессе ведения деятельности за календарный год, и представляет собой совокупность сумм, начисленных за год каждого из обязательных платежей, которые должно уплачивать интегрированное образование, вне зависимости от того, является ли оно налогоплательщиком (плательщиком) или налоговым агентом, включая недоимки, пени и штрафы по данным платежам.
Минусом этой методики является то, что она позволяет рассчитать налоговую на интегрированную бизнес структуру вообще, а минусом — сложность практического расчета ДС (разграничения показателей для ОСНО и УСН) [6, c.102].
Ниже приведена таблица, характеризующая вышеприведенные методики расчета налоговой нагрузки по определенным характеристикам.
Методики расчета налоговой нагрузки
Источник: scienceforum.ru