Аннотация. В статье рассмотрена проблема определения налоговой нагрузки организаций, приведены наиболее распространенные методики ее определения и расчет для конкретной организации.
Налоговая нагрузка представляет собой налоговое бремя или совокупность налогов и страховых взносов, которую должен заплатить налогоплательщик в государственную казну [1].
Налоговые органы рассчитывают налоговую нагрузку как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. Такой метод расчета простой, но не достаточно точно позволяет оценить реальную налоговую нагрузку на организацию.
Организации должны рассчитывать налоговую нагрузку для того, чтобы понять, насколько их деятельность и уплата налогов может привлечь внимание налоговых органов, которые могут принять решение о проведении выездной налоговой проверки.
Помимо этого, расчет налоговой нагрузки может иметь еще одну важную для организации цель — это прогнозирование налогового бремени на будущий период. Деятельность организации обычно не стоит на месте — одни направления демонтируются, другие развиваются, реализуются новые проекты. За счет этого налоговая нагрузка может изменяться. Размер налоговой нагрузки зависит от результатов деятельности организации, динамики налоговых баз, изменения внешних факторов, влияющих на порядок исчисления и уплаты налогов.
Расчет налоговой нагрузки организации: базовые принципы
Дополнительно можно рассчитать долю налогов в выручке, прибыли, «зарплатных» налогов в фонде оплаты труда и т.д. Все это должно помочь организации в налоговом планировании отчислений в бюджет. При этом также важно предусмотреть различные налоговые риски, которые могут повлиять на увеличение налоговой нагрузки.
Таким образом, налоговая нагрузка применяется для сравнения предлагаемых вариантов налогообложения, посредством определения налогового бремени, а также для оценки влияния налоговых платежей на финансовое состояние предприятия. Такой показатель зависит от множества факторов: начиная от вида деятельности, а это лежит в основе классификации налоговых органов и заканчивая особенностями ведения налогового и бухгалтерского учета.
Таблица 1 — Исходные данные для расчета налоговой нагрузки по методике Департаментом налоговой политики Министерства финансов России, тыс. руб.
Показатель | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Общая сумма всех уплаченных налогов (НП) | 1895,9 | 2206,4 | 2147,7 |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) (В) | 15785 | 22863 | 17629 |
Внереализационные доходы (ВД) | 20276,2 | 22863 | 17629 |
Первой методикой к рассмотрению является общепринятая методика определения налогового бремени на организацию, разработанная Департаментом налоговой политики Министерства финансов России, согласно которому уровень налоговой нагрузки — это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:
НН = ((НП / (В + ВД)) х 100%, (1)
где: НН — налоговая нагрузка на предприятие;
НП — общая сумма всех уплаченных налогов;
В — выручка от реализации продукции (работ, услуг);
ВД — внереализационные доходы.
НН2012 г. = (1895,9 / (15785 + 20276,2)) х 100 %
Налоговая нагрузка в 2012 г. составляет 5 копеек на 1 рубль выручки или 5,26 % составляют налоги в выручке предприятия.
НН2013 г. = (2206,4 / (22863 + 22863)) х 100 %
Налоговая нагрузка в 2013 г. составляет также 5 копеек на 1 рубль выручки или 4,8 % составляют налоги в выручке предприятия.
НН2014 г. = (2147,7 / (17629 + 17629)) х 100 %
Налоговая нагрузка в 2014 г. составляет 6 копеек на 1 рубль выручки или 6,1 % составляют налоги в выручке предприятия.
Данная методика может успешно применяться для организаций, использующих специальные налоговые режимы, ведь у них именно выручка от реализации является полноценным источником уплаты налогов [3].
Второй методикой к рассмотрению является методика Лазутиной Д.В., согласно которой налоговая нагрузка определяется по формуле:
НН = (((Д — Р) х СН + (ПФ х (1 — СН)) / (Д — Р))) х 100%, (2)
где: НН — налоговая нагрузка;
Д — сумма полученных доходов;
Р — сумма произведенных расходов;
СН — ставка налога;
ПФ — сумма уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды [59].
Таблица 2 — Исходные данные для расчета налоговой нагрузки по методике Лазутиной Д.В.
Показатель | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Сумма полученных доходов, тыс. руб. | 20276,2 | 22863 | 17629 |
Сумма произведенных расходов, тыс. руб. | 20072,1 | 22355,8 | 17372,3 |
Ставка налога, % | 15 | 15 | 15 |
Сумма уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды тыс. руб. | 1693,1 | 1977,7 | 1971,4 |
НН2012 г = (((20276,2 — 20072,1) х 0,15 + (1693,1 х (1 — 0,15)) / (20276,2 — 20072,1))) х 100% = 7,2 %;
НН2013 г = (((22863 — 22355,8) х 0,15 + (1977,7 х (1 — 0,15)) / (22863 — 22355,8))) х 100% = 3,5%
НН2014 г = (((17629 — 17372,3) х 0,15 + (1971,4 х (1 — 0,15)) / (17629 — 17372,3))) х 100% = 6,7%.
Следующей методикой к рассмотрению является методика Литвина М.И., согласно которой налоговая нагрузка определяется по формуле:
НН = SN / SI х 100% (3)
Где НН — налоговая нагрузка;
SN — сумма налогов;
SI — сумма источника средств для уплаты.
Таблица 3 — Исходные данные для расчета налоговой нагрузки по методике Литвина М.И.
Программа Финансовый анализ — ФинЭкАнализ 2023 для расчета налоговой нагрузки по методике Литвина и большого количества финансово-экономических коэффициентов.
Показатель | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Сумма налогов, тыс. руб. | 1895,9 | 2206,4 | 2147,7 |
Сумма источника средств для уплаты, тыс. руб. | 15785 | 22863 | 17629 |
НН2012 г = 1895,9 / 15785 х 100% = 0,12%;
НН2013 г = 2206,4 / 22863 х 100% = 0, 1%;
НН2014 г = 2147,7 / 17629 х 100% = 0,12%
Таблица 4 — Сводная таблица показателей налоговой нагрузки предприятия
Методика расчета | Налоговая нагрузка, % | Отклонения | ||||
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2013 г. к 2012 г. | 2014 г. к 2013 г. | 2014 г. к 2012 г. | |
Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ | 5,3 | 4,8 | 6,1 | -0,5 | 1,3 | 0,8 |
Методика Лазутиной Д.В | 7,2 | 3,5 | 6,7 | -3,7 | 3,2 | -0,5 |
Методика Литвина М.И. | 0,12 | 0,1 | 0,12 | -0,02 | 0,02 | 0 |
Произведенные расчеты по трем методикам показывают, что уровень налоговой нагрузки сократился в 2013 году в связи с ростом произведенных расходов за налоговый период, которые свели к минимальному разрыву доходов и расходов учитываемых в целях налогообложения.
Абсолютную налоговую нагрузку можно рассчитать, используя методику Кировой Е.А., согласно этой методики налоговая нагрузка определяется по формуле:
АНН = НП + ВП + НД, (4)
где: АНН — абсолютная налоговая нагрузка;
НП — налоговые платежи, уплаченные организацией;
ВП — уплаченные платежи во внебюджетные фонды;
НД — недоимка по платежам.
АНН2012 г = 2027,6 + 16931,3 + 0 = 1895,9 тыс. руб.;
АНН2013 г = 2286,32 + 19777,2 + 0 = 2206,4тыс. руб.;
АНН2014 г = 1762,9 + 19714,4 + 0 = 2147тыс. руб.
Абсолютная налоговая нагрузка отражает сумму налоговых обязательств без учета влияния налогового бремени. В связи с этим Е.А. Кирова использует показатель относительной налоговой нагрузки, который есть отношение абсолютной налоговой нагрузки (АНН) к вновь созданной стоимости или это соотношение налоговых платежей и с источниками их уплаты [2].
Рассчитаем эффективность налогообложения ООО «Домоуправление №24» на основе коэффициента налогового эффекта, который непосредственно характеризует эффективность налоговой политики организации. Для расчета используем формулу:
КНЭ = ЧП / SН х 100%, (5)
где: ЧП — чистая прибыль;
SН — сумма налоги с учетом платежей во внебюджетные фонды.
КНЭ12 = 120 тыс. руб. / 1895,9 тыс. руб. х 100% = 0,06
КНЭ13 = 507 тыс. руб. / 2206,4 тыс. руб. х 100% = 0,2
КНЭ14 = -131 тыс. руб. / 2147,7 тыс. руб. х 100% = — 0,06
Рассчитанные показатели указывают на соотношение чистой прибыли, и общей суммы налоговых платежей организации. Увеличение показателя 2013 года по сравнению со значениями данного показателя в предыдущем налоговом периоде свидетельствует о превосходстве полученной предприятием прибыли по сравнению с налоговыми издержками, а это в свою очередь свидетельствует о повышении эффективности налоговой политики и соответственно противоположная тенденция 2014 года говорит об обратном.
1. Батюков М.В. Управление налоговой нагрузкой как фактор повышения эффективности экономики // Экономика социум. 2015. № 1. С. 34.
2. Кудрина О.Ю. Анализ способов определения налоговой нагрузки предприятия [Электронный ресурс]. URL: http://www.nbuv.gov
3. Лапина Е.Н. Специальные налоговые режимы как метод оптимизации малого бизнеса// Экономика социум. 2015. № 1. С. 94.
Программа Финансовый анализ — ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Источник: 1-fin.ru
Налоговая нагрузка для разных спецрежимов: расчет от ФНС
Эксперты ФНС рассчитали налоговую нагрузку по трем налогам: налогу на прибыль, НДС и УСН-налогу.
Информация Федеральной налоговой службы
от 12.09.2019
ФНС России сравнила налоговую нагрузку типового предприятия для разных режимов налогообложения
Налоговая нагрузка для малого бизнеса на «упрощенке» в два раза ниже, чем на общем режиме налогообложения. Для расчета ФНС России построила финансовую модель типового предприятия. Расчет проведен по трем налогам: налогу на прибыль, НДС и налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Для упрощения расчетов подразумевается, что предприятие не занимается внешнеэкономической деятельностью, у него нет кредитов и активов в иностранной валюте.
Доходы предприятия приняты за 100%, а стоимость реализованной продукции с НДС по ставке 20% – 120%. Прибыль определена по показателям среднероссийского значения рентабельности проданных товаров (12,3% за 2018 год по данным Росстата — как отношение прибыли от продаж к себестоимости проданной продукции) и составляет 11%, а налог на прибыль по ставке 20% — 2,2%.
Для определения налоговых вычетов по НДС использованы данные Росстата о структуре расходов на производство и реализацию продукции: доля расходов, облагаемых НДС, составляет 65,4%, сумма вычетов НДС по ставке 20% — 13,1%. Соответственно, сумма НДС к уплате в бюджет составляет 6,9%.
В результате налоговая нагрузка, рассчитанная как отношение сумм налога на прибыль и НДС к стоимости реализованной продукции для предприятия на общем режиме налогообложения, составит 7,6%. Налоговая нагрузка типового предприятия с аналогичными финансовыми результатами на упрощенной системе налогообложения составит:
- для УСН «Доходы» по ставке 6% — 3% (с учетом права уменьшения суммы исчисленного налога на уплаченные страховые взносы);
- для УСН «Доходы минус расходы» по ставке 15% — 2,24%.
Существенное различие в уровне налоговой нагрузки обусловлено ключевой особенностью упрощенной системы налогообложения, направленной на развитие малого бизнеса – заменой уплаты НДС и налога на прибыль единым налогом по более низким ставкам.
Полная версия расчета доступна по ссылке в подразделе «Аналитические справки» раздела «Аналитические материалы» .
Источник: www.berator.ru
Налоговая нагрузка в разных отраслях, видах деятельности и регионах: допустимые уровни для ОСНО и УСН, понятие налоговой нагрузки
При изучении налоговой системы важно понять понятие налоговой нагрузки. Налоговая нагрузка – это доля доходов налогоплательщика, уплачиваемая в виде налогов. Каждая отрасль экономики имеет свои особенности, а следовательно, и свой уровень налоговой нагрузки.
Одной из форм налогообложения для индивидуальных предпринимателей является упрощенная система налогообложения (УСН). УСН позволяет снизить налоговую нагрузку за счет применения упрощенных процедур по расчету и уплате налогов, а также использования фиксированных ставок. Однако, несмотря на это, уровень налоговой нагрузки по УСН может быть допустимым только для некоторых видов деятельности.
Кроме того, налоговая нагрузка может различаться в зависимости от региона. В разных регионах страны уровень налоговой нагрузки может быть разным из-за различных ставок налогов, налоговых льгот и особенностей местного законодательства. Как результат, некоторые регионы могут иметь более высокую налоговую нагрузку, что может затруднить развитие определенных отраслей экономики в этих регионах.
Налоговая нагрузка по отраслям, видам деятельности и регионам
При осуществлении хозяйственной деятельности любой организации или индивидуального предпринимателя возникает налоговая нагрузка. Налоговая нагрузка представляет собой сумму денег, которую приходится платить в бюджеты различных уровней на основании действующего законодательства. В зависимости от отрасли, вида деятельности и региона налоговая нагрузка может различаться.
Одним из основных видов налоговой нагрузки является налог на прибыль (НП). Данный налог взимается с организаций, занимающихся основной экономической деятельностью. Уровень налоговой нагрузки в случае определенных отраслей может быть существенно выше, чем у других. Например, отрасли связи и финансового сектора обычно имеют более высокий уровень налоговой нагрузки, поскольку прибыль в этих сферах может быть значительной.
Для некоторых видов деятельности предусмотрены специальные налоговые режимы, которые позволяют снизить уровень налоговой нагрузки. Один из таких режимов — упрощенная система налогообложения (УСН), которая предоставляет участникам субъектов малого предпринимательства, осуществляющим определенные виды деятельности, возможность платить налоги в упрощенном порядке. Это позволяет снизить нагрузку на предпринимателей и стимулирует развитие малого бизнеса.
Советуем ознакомиться: Возврат неиспользованного электронного ж/д билета: правила, сроки и условия
Понятие налоговой нагрузки включает в себя также налоги на имущество, налоги на добавленную стоимость (НДС), налоги на землю и другие виды налогов. Уровень налоговой нагрузки по отраслям и регионам зависит от экономических условий, специфики деятельности и региональных налоговых политик.
Понятие налоговой нагрузки
Налоговая нагрузка — это понятие, которое используется для описания уровня налоговых платежей, которые бизнес субъекты при осуществлении своей деятельности должны уплачивать в бюджет государства. Основой для определения налоговой нагрузки служат налоговые поступления, которые являются источником формирования доходов федерального, регионального и местного уровней бюджетов.
Допустимый уровень налоговой нагрузки может различаться в зависимости от конкретной отрасли или вида деятельности. Некоторые отрасли, такие как добывающая промышленность, имеют более высокий уровень налоговой нагрузки, чем другие секторы экономики. Это объясняется тем, что ресурсоемкие отрасли могут вносить больший вклад в экономику, и поэтому имеют более высокие налоговые ставки.
Основной целью определения допустимого уровня налоговой нагрузки является обеспечение сбалансированного развития экономики и стимулирование предпринимательской активности. Высокий уровень налоговой нагрузки может отрицательно сказываться на инвестиционной активности и развитии отраслей, поэтому важно находить оптимальное соотношение между налогами и развитием бизнеса.
Влияние налоговой нагрузки на различные отрасли экономики
Понятие налоговой нагрузки важно при изучении различных отраслей экономики, так как уровень налогового бремени может существенно влиять на их развитие и конкурентоспособность. Налоговая нагрузка представляет собой сумму всех налогов, которые должны быть уплачены предприятиями или физическими лицами за определенный период времени.
Допустимый уровень налоговой нагрузки может различаться в зависимости от отрасли деятельности. Например, некоторые отрасли, такие как энергетика, могут быть более восприимчивы к высоким налогам из-за больших инвестиций и высоких операционных затрат. В то же время, отрасли, связанные с инновационными технологиями или экспортом, могут иметь более низкую налоговую нагрузку, чтобы поощрять их развитие и конкурентоспособность на мировом рынке.
Основные виды налогов, влияющих на отрасли экономики, включают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль и трудовые налоги. Уровень этих налогов может значительно различаться в зависимости от отрасли и страны. Например, для некоторых отраслей может быть предоставлено налоговое льготное положение или применяться специальные режимы налогообложения, такие как упрощенная или единая система налогообложения (УСН, ЕСН).
Советуем ознакомиться: Как правильно составить резюме на работу: шаблоны, образцы и полезные советы
В результате, налоговая нагрузка играет важную роль в формировании экономических условий для различных отраслей. Подходящий уровень налогообложения может способствовать росту и развитию промышленных и сервисных отраслей, а также стимулировать инвестиции и технологический прогресс. Однако, неподходящая или слишком высокая налоговая нагрузка может оказать отрицательное влияние на развитие и конкурентоспособность отраслей, что может привести к сокращению инвестиций, деятельности и снижению вклада в экономику страны.
Распределение налоговой нагрузки по видам деятельности
Налоговая нагрузка – понятие, которое отражает объем налоговых выплат, уплачиваемых предприятиями и индивидуальными предпринимателями в государственный бюджет. В России существует несколько систем налогообложения, и одной из самых популярных является упрощенная система налогообложения (УСН).
УСН позволяет малым предприятиям и ИП упрощенно вести бухгалтерию и снизить налоговую нагрузку. Налоговая база при УСН определяется на основе выручки, а налоговая ставка – фиксированная. Это позволяет субъектам малого бизнеса уплачивать налоги в размере, значительно ниже, чем при использовании общей системы налогообложения.
Однако нельзя забывать, что упрощенный режим УСН не приемлем для всех видов деятельности. Например, предприятиям, осуществляющим добычу полезных ископаемых или производство продукции, имеется ограничение по максимальной выручке в год для применения УСН. В таких случаях необходимо перейти на общую систему налогообложения с более высокой налоговой нагрузкой.
Таким образом, распределение налоговой нагрузки по видам деятельности зависит от применяемой налоговой системы и допустимого уровня выручки для использования упрощенного режима. Предприятиям и ИП важно осознать свои возможности и правильно выбрать налоговую систему, чтобы минимизировать налоговые выплаты и оставить больше средств для развития бизнеса.
Влияние региональных особенностей на уровень налоговой нагрузки
Уровень налоговой нагрузки – это показатель, отражающий долю доходов или активов, которую предприятия или физические лица должны перечислить в бюджет государства в виде налоговых платежей. Налоговая нагрузка может варьироваться в зависимости от региона, отрасли или вида деятельности.
Влияние региональных особенностей
Региональные особенности играют важную роль в формировании уровня налоговой нагрузки. Во-первых, каждый регион имеет свои экономические особенности, которые могут требовать допустимого уровня налоговой нагрузки. Например, регионы с развитой экспортной деятельностью могут быть облагаемыми налогами на экспорт, что может повлиять на общий уровень налоговой нагрузки.
Советуем ознакомиться: Услуга-МФЦ Иркутской области: простой способ получить государственные услуги
Во-вторых, региональные особенности могут повлиять на уровень налоговой нагрузки через различные налоговые льготы или налоговую политику. Некоторые регионы могут предоставлять особые налоговые льготы для привлечения инвестиций или развития определенных отраслей, что может снизить общий уровень налоговой нагрузки в этих регионах.
Допустимый уровень налоговой нагрузки
Каждый регион имеет свой допустимый уровень налоговой нагрузки, который зависит от его экономического состояния, социальной сферы и других факторов. Слишком высокая налоговая нагрузка может негативно сказаться на развитии региона, отталкивая потенциальных инвесторов и снижая конкурентоспособность предприятий. Слишком низкая налоговая нагрузка, напротив, может привести к нехватке средств в бюджете и ограничить возможности государства для реализации своих функций.
Оптимальный уровень налоговой нагрузки при ОСНО и УСН
Понятие налоговой нагрузки имеет ключевое значение при выборе оптимального налогового режима для предпринимателя.
Допустимый уровень налоговой нагрузки при использовании общей системы налогообложения (ОСНО) и упрощенной системы налогообложения (УСН) различается. При выборе ОСНО, предприниматель обязан уплачивать налоги по ряду видов деятельности, что может существенно повлиять на его доходы. Однако, при использовании УСН, плательщик уплачивает ежемесячную сумму, исходя из размера выручки, что делает налоговую нагрузку предсказуемой и более легкой для прогнозирования.
Оптимальный уровень налоговой нагрузки при ОСНО и УСН зависит от конкретной ситуации предпринимателя. Низкий уровень налоговой нагрузки может способствовать росту доходности и улучшению финансового положения предприятия. Однако, слишком низкий уровень может привести к ущербу для бюджета и ограничению финансирования государственных программ и проектов. Поэтому, необходимо стремиться к справедливому и уравновешенному уровню налоговой нагрузки, который будет учитывать особенности отрасли, видов деятельности и региона.
Рекомендуем:
- ВС разъяснил правила использования участка соседа
- Вопросы о возмещении вреда и ремонте автомобиля, каско и стоа страховщика. Ответы пользователей и действия при отказе в ремонте
- Протокол АА № 000000 — Тематический хронологический архив
- Открытие расчетного счета для ООО онлайн в МТС Банке: выгодные условия для бизнеса
Источник: xn--80aabsolbxkye.xn--p1ai