Как рассказать детям о бизнесе

Из всех уроков, которые вы можете преподать детям, самым непонятным и сложным для освоения кажется искусство быть предприимчивыми. В самом деле, чем помогут ребенку навыки предпринимательства? Очень многим! Во-первых, они учатся быть ответственными, разумно распоряжаться временем и деньгами.

Во-вторых, дети привыкают четко следовать принципам делового общения, что очень важно для успешной учебы и карьеры в будущем. Один из способов этого достичь — поощрять стремление ребенка с малых лет начать собственное дело в той сфере, которая ему интересна.

Почему ребенку важно быть предприимчивым

За последние несколько десятилетий значительно увеличилось число детей, умеющих грамотно делать покупки и обладающих при этом довольно большими доходами. Конечно, нет ничего плохого в том факте, что родители дают деньги малышам. Однако дети при этом должны осознавать их ценность и понимать, откуда они берутся.

Помогите вашим детям в этом нелегком деле, научив их быть предприимчивыми. Предприниматель — это человек, который организует свое дело и управляет им по собственной инициативе, на свой страх и риск. Большинство родителей хотят, чтобы их детям были знакомы такие понятия, как «организация», «управление», «инициатива» и «риски». Лучший способ познакомить малышей с подобными вещами — развивать у них навыки деловой этики.

Дети устроили бизнес

Умение ценить деньги

Управление бизнесом помогает ребенку осознать ценность денег. Если спросить детей, откуда берутся деньги, они, вероятно, ответят, что их дают родители или банк. Это будет правдой лишь отчасти, так как не объясняет, как зарабатываются деньги. Организовав собственное дело, ребенок начинает не только понимать, откуда берутся деньги, но и учится их откладывать, вкладывать и приумножать. Процесс отслеживания прибыли и затрат, а также неизбежные расходы, связанные с ведением бизнеса, помогают выработать навыки умелого обращения с деньгами.

Преимущества собственного бизнеса

Собственный бизнес предполагает, что у ребенка появляется некий замысел, который он продумывает и последовательно воплощает в реальность. Это ценно не только для его будущей карьеры, но и для личного развития. Общение с людьми, работа, предложение и развитие идеи — бесценный опыт, который всегда поможет ему в будущем.

Развитие умения мыслить критически

Организация своего бизнеса предполагает взятие на себя ответственности за принятые решения. Привыкая часто привлекать математику для планирования и ведения дел, дети вместе с тем привыкают к мысли, что от принятых ими решений зависит успех предприятия. Это, в свою очередь, воспитывает в них ответственность и стимулирует инициативу, чего было бы сложно добиться в других условиях.

Важность соблюдения сроков

Сроки сдачи работ или проектов — это то,, с чем мы постоянно имеем дело со школьной скамьи до глубокой старости. Ведение бизнеса подчеркивает важность серьезного отношения к срокам. Умение планировать работу и выполнять ее в указанный срок положительным образом скажется на успеваемости в школе, на любой временной работе и на домашних обязанностях.

12 Детей Заработавшие Миллионы Своим Трудом

Развитие умения общаться

Продажа книг или первые шаги в сфере розничного сетевого маркетинга помогают развивать навыки общения с людьми. Некоторые дети общительны от природы, а более застенчивым опыт работы в продажах поможет побороть стеснительность и развить навыки коммуникации.

Высшее образование

Дети, которые ведут собственное дело, почти неизбежно приходят к мысли о необходимости получения высшего образования. Осознав с ранних лет, сколько усилий требуется для организации своего дела и работы в сфере бизнеса, они наверняка оценят преимущества, которые предоставит им образование во взрослой жизни.

Участие родителей

Предприимчивый ребенок, вырастая, обладает творческим началом, умением рисковать, мыслить нестандартно. Как воспитать в ребенке мировоззрение предпринимателя? Вот несколько советов родителям.

— Приучите ребенка ценить каждый рубль. Поощряйте его стремление выполнять дополнительную работу помимо основных обязанностей за отдельную плату.

— Поддерживайте ребенка в том, что ему интересно. Позвольте ему заниматься этим, не испытывая чувства вины за то, что какие-то другие занятия, менее интересные, он пропускает. Разумеется, ни одни родители не хотят, чтобы их ребенок прогуливал занятия, однако заниматься любимыми вещами для ребенка не менее важно, чем нелюбимыми, но необходимыми.

— Старайтесь не перегружать ребенка. Всем детям необходимо немного свободного времени днем, чтобы отдохнуть и обдумать новые замыслы. Усталый ум не может генерировать новые идеи.

— Выбирайте для ребенка такие занятия и кружки, которые стимулируют творческую активность — например, уроки литературного мастерства или рисования.

— Советуйте ребенку больше читать и выражать свое мнение о произошедших с ним событиях, даже если оно не совпадает с вашим. Это хорошая возможность поговорить о ваших надеждах и стремлениях и в то же время создать благоприятную среду, в которой ребенок не боялся бы высказываться сам. Не позволяя детям делиться переживаниями и идеями, вы рискуете задавить их воображение.
Поддерживайте рискованные проекты. Даже если вы сами предпочитаете не рисковать, дети должны чувствовать свое право хотя бы раз в жизни сделать что-то, выходящее за границы привычного и обыденного. Риск лежит в основе гениальных идей и новых возможностей, дети не должны бояться рисковать.

Определение сферы интересов

Сначала убедитесь, что ребенок достаточно взрослый и ответственный, чтобы начинать собственный бизнес. Можно предложить детям заняться предпринимательством, но не стоит заставлять их зарабатывать деньги: это вызовет только негативную реакцию. Когда вы будете уверены, что ребенок готов начать, обсудите с ним, какую ответственность предполагает организация и ведение бизнеса. Это поможет определить, действительно ли ребенок уже достаточно взрослый.

Когда ребенок твердо решит основать собственное дело, помогите ему разработать детальный бизнес-план, который будет включать в себя подробное описание товара или предлагаемой услуги, цену, возможных покупателей и вероятные доходы. Детям следует подумать, откуда взять начальный капитал для вложения в бизнес: возьмут ли они деньги у родителей (с процентами, разумеется) или из каких-либо других источников. Часто родители спонсируют детей в начале их карьеры, не требуя возврата денег. Если вы все же договоритесь о возврате ссуды, то тем самым покажете детям, что капитал достается не так легко.

Возьмите ребенка с собой на работу и покажите ему как вести бизнес. Познакомьте его с работниками вашей компании, у каждого из которых своя задача, выполнение которой помогает успешно работать целой фирме. Если возможно, устройте малышу встречу с некоторыми вашими сотрудниками — например, со специалистом по финансам, секретарем или менеджером по продажам. Это поможет вашему ребенку понять, что бизнес делает целая команда людей и для его успешного развития необходимо, чтобы эта команда мыслила нестандартно и согласованно.

Наконец, позвольте ребенку принимать большую часть решений, касающихся бизнеса, самостоятельно. Конечно, можно давать ценные советы, но основные идеи ребенок должен предлагать и развивать сам. Однако стоит напомнить ему, что принятие решений подразумевает осознание ответственности за них, и в конце может ждать как успех, так и неудача.

Составляющие успеха

Как в большом, так и в малом бизнесе предпринимателя могут ждать неудачи и разочарования. Если бизнес не приносит ожидаемого дохода или разваливается, ребенок может испытать серьезное разочарование. Как помочь ему с этим справиться? Вот некоторые типичные ошибки, которые могут помешать ребенку достичь успеха:

  1. неправильный подсчет доходов и расходов;
  2. неверное распределение времени;
  3. слишком масштабные проекты;
  4. несерьезное отношение к работе;
  5. недостаток уверенности в себе.
Читайте также:  Выращивание миндаля как бизнес

Обязательно обсудите все возможные сложности и подводные камни, которые могут негативно сказаться на бизнесе, еще до того, как ребенок начнет воплощать идеи в жизнь. Зная заранее, с чем он может столкнуться, ребенок имеет больше шансов преуспеть.

Предприниматели

Независимо от того, мечтает ли ваш ребенок стать бизнесменом или балериной, понимание того, как строится бизнес, поможет ему в будущем в любой профессии. Начинать осваивать мир бизнеса следует, пока человек еще юн и полон энтузиазма. Научив ребенка азам предпринимательства, вы развиваете у него чувство уверенности в себе, поскольку он уже подготовлен к будущему: знает цену деньгам, умеет откладывать их и планировать бюджет. Вы можете научить его этому независимо от того, продает ли он лимонад в ресторане быстрого питания или занимается дизайном сайтов. Вы как родители можете не только научить детей обращаться с деньгами, но и вдохновить их на поиски необычных и увлекательных способов заработка.

Источник: 5psy.ru

Бизнес с пелёнок

Бизнес с пелёнок

Нужно ли погружать своего ребёнка с ранних лет в мир финансов или не нужно — об этом упорно дискутируют специалисты образовательной среды и родители. Мы живём в быстро развивающемся экономическом пространстве, нам требуются не только знания, полученные в ВУЗах, но и особый тип мышления, который позволяет анализировать полученные знания и применять их на практике. Можно ли научиться мыслить категориями, которые не привиты с детства? И каким образом нужно начинать обучение правилам управления бизнес процессами и знакомить детей с основами финансового рынка? Давайте обсудим эту тему вместе

Если мы заглянем в словарь банковских терминов, то прочтём: «Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения». Ничего сверхъестественного, казалось бы.

Однако от этой самой финансовой грамотности зависит не только благосостояние каждого отдельного человека, но и экономика государства в целом. По данным статистики уровень финансовой грамотности в России крайне низок. Давайте честно признаемся, многие ли из нас, взрослых, могут уверенно говорить о своей грамотности в финансах. А как тогда мы должны обучить этому своих детей?

Во многих Западных странах существуют государственные образовательные программы для подростков и студентов: «Моя денежная неделя» в Канаде, «Уроки для жизни» в США, программа Национального банка Польши, «Финансы для всех» во Франции. Производители игр и игрушек также пытаются рассказать детям о бизнесе.

Всем известны многочисленные онлайн игры, финансовые стратегии, в которых можно управлять огромными денежными потоками или просто открыть свой небольшой бизнес, купить гостиницу, магазин, взяв ссуду в банке. Настольные игры также популярны среди подростков. «Монополия» — игра, которая знакомит нас с такими понятиями как финансовые сделки, денежные операции, купля-продажа недвижимости, кредитные средства, оплата процентов. «Денежный поток» — эта игра сейчас на пике популярности, о ней мы расскажем более подробно чуть позже. Производители предлагают также игрушки бизнес тематики, но их крайне мало. Это привычные наборы для ролевых игр: «Супермаркет», «Парикмахерская», «Гараж», а также, примечательны наборы ЛЕГО.

В нашей стране о необходимости обучения детей основам предпринимательской деятельности говорят довольно много, причём не только в средствах массовой информации, но и в системе образования и в правительстве, однако пока ничего не двигается с места. А вот американские предприниматели, уже с начала прошлого века считали, что обучать детей ведению бизнеса надо как можно раньше, буквально с пелёнок. И примером тому служат игры и игрушки, которые были изобретены и внедрены в производство именно в западных странах.

Набор ЛЕГО «Логово Лорда Бизнеса»

«Придумай, как управлять миром из офиса» — сказано в анонсе игрушки от фирмы. Из этого конструктора можно создать целый комплекс построек, в центре которых задумано двухэтажное здание, которое внешне напоминает лабораторию. Первый его этаж отдан полностью под конференц-зал с большим столом, вращающимися креслами и большими мониторами.

На балконе установлены камеры для исследовательских наблюдений. В лаборатории ваше внимание сразу привлечёт гигантский тюбик с клеем, который закреплён на стенде в виде скорпиона. Чтобы выключить клеевые рейки, нужно пройти нелёгкий путь, смельчаков поджидают различные ловушки. Да, такая игрушка не учит основам бизнеса малыша, но она формирует ценности и указывает направление развития, а также закладывает возможную тематику ролевых игр.

Игра Бизнес в коробке

Игра Бизнес в коробке «Biz in Boxx»

Своеобразную ролевую игру для развития предпринимательских навыков у детей придумала предприниматель Мелисса Роуз из Соединённых Штатов Америки. «Бизнес в коробке» сродни набору для игры в доктора или учителя. В комплект «Biz in Boxx» входят рабочая тетрадь, визитные карточки, книга счетов или гроссбух. Первым, кто опробовал эту игру в действии, стала дочь Мелиссы, подросток.

Она организовала собственное частное агентство нянь, в которое привлекла своих четырёх подружек. Агентство пользуется большим успехом у соседей и приносит реальную неплохую прибыль. Благодаря этой игре, по замыслу разработчика, у детей будет вырабатываться правильное отношение к деньгам и понимание их реальной стоимости. Кроме того, с малых лет дети приобретают навыки общения с партнёрами по бизнесу и своими сотрудниками.

Игра «Денежный поток»

Игра «Денежный поток» одна из самых популярных настольных финансовых игр для детей. Её придумал американский миллионер и инвестор Роберт Кийосаки. Он придумал эту игру как средство обучения основам инвестирования в своих экономических школах. Сам Кийосаки активно занимается преподавательской деятельностью в финансовой сфере.

Он является автором 15 книг на тему финансовой независимости, которые разошлись общим тиражом более 26 миллионов экземпляров. Его главная книга «Богатый папа, бедный папа» стала абсолютным бестселлером. По мнению автора, нехватка финансовых знаний в будущем приводит к проблемам с материальным положением.

Чтобы восполнить этот пробел в знаниях, Кийосаки создал настольную обучающую игру «Денежный поток для детей». Эта игра в увлекательной и понятной форме учит детей азам бизнеса и инвестиций. Благодаря ей у детей не только формируется представление о деньгах — дети учатся принимать самостоятельные решения.

Игра «Денежный поток»

  • Синее поле. При попадании на этот сектор или при прохождении через него игрок получает свою зарплату, получает доход от имеющихся активов и оплачивает свои расходы.
  • Зелёное поле. Игрок берёт карточку из колоды активов и может купить указанный на ней актив. Это могут быть ценные бумаги, недвижимость или бизнес. Приобретая актив, игрок получает зелёный значок.
  • Красное поле. Это поле расходов. При попадании на это поле игрок берёт карточку расходов и получает от банкира столько красных квадратиков, сколько указано на карточке. В зависимости от типа расходов красные карточки создают три типа пассивов: «заём», «кредитная карточка» и «ипотечный кредит». Эти пассивы заносятся в балансовый отчёт.
  • Жёлтое поле. Попадая на жёлтое поле, игроки берут карточки «Солнышко» и делают то, что на них указано. Карточка «Солнышко» может увеличить доход от активов, дать новый актив, увеличить сумму наличных денег или сократить расходы.
Читайте также:  Как поймать бизнес мта провинция

Для кого эта игра?
Настольная игра «Денежный поток для детей» — это основы бизнеса и инвестирования в весёлой и красочной форме. Игра рассчитана на детей от 6 до 12 лет. Примеры, используемые в игре, близки детям. Например, купить щенка или потратить деньги на мороженое. Правила и сценарий разработаны специально для малышей, а к игровому комплекту прилагается книга Роберта Кийосаки, которая поможет родителям правильно провести обучение. «Денежный поток для детей» развивает у ребят: представление о деньгах; навыки эффективного управления личными денежными средствами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.

Но не только в игрушках и настольных играх можно найти примеры и образцы ведения бизнеса. «Вот, например, загляните в шкаф и возьмите любую детскую книжку. Уверяю, там вы найдёте немало интересного о бизнесе, менеджменте, эффективных продажах и маркетинге» — это совет родителям от Екатерины Болдыревой. Она сама мама и автор познавательной книги «Дети и деньги».

игр4.jpg

Однажды летним тёплым днём маленькая шведская девочка Эстер нашла дохлого шмеля, рассказала об этом событии своему другу, они вырыли ямку и шмеля похоронили. Позже, когда к ним присоединился брат Эстер, дети, осознав, что мир состоит не только из живых, организовали похоронное бюро «В добрый путь»: начали хоронить животных за 10 крон.

Детская шведская книжка с таким сюжетом действительно существует. Написана она явно для того, чтобы рассказывать детям трёх-четырёх лет о том, что всё живое на земле когда-то умирает. К тому, как авторы (Ульф Никсон и Эва Эриксон) объясняют это, можно относиться по-разному, но вот закрыть глаза на то, что книга-то на самом деле не только про смерть, но и про основы предпринимательства, нельзя. Принято считать, что предприниматели – совсем не книжные герои, и про них ничего не напишут. Но стоит только внимательнее прочитать текст и мы увидим, что в детской литературе основы предпринимательства объясняются не в пример лучше серьёзных бизнес-книг.

К «Незнайке на Луне» можно относиться по-разному (вряд ли многие питают к книге особую страсть – она была написала в середине 1960-х годов в качестве сатиры на капитализм), но и в ней сыщутся примеры, которые могут пригодиться для объяснения бизнеса. Вот история про правильное управление: «С общего согласия Незнайка был назначен кассиром, Мига – казначеем, а Жулио — председателем.

Незнайка вспомнил о Козлике и сказал, что хорошо было бы и для него придумать какую-нибудь должность. Мига сказал, что Козлика можно назначить швейцаром, но против этого возразил Жулио, который сказал, что лучше назначить Козлика рассыльным. Мига не согласился с этим и сказал, что рассыльного некуда посылать, в то время как швейцар нужен для престижа, то есть для пущей важности: сразу будет видно, что контора солидная и никого надувать не собирается. Жулио сказал, что рассыльный тоже нужен для престижа, к тому же кто-нибудь может позвонить в контору по телефону и попросить доставить акцию на дом, если же никто звонить не станет, то можно будет посылать Козлика за газетами, за лимонадом или за какими-нибудь другими покупками. Похоже на жизнь, не так ли, убедительны доводы? А сама организация конторы — ведь это пример работы и построения акционерного общества…

В следующем номере мы продолжим беседу на эту тему: следует ли давать карманные деньги детям, как научить ими распоряжаться в реальной жизни, что такое психология денег. Читайте в №62014.

Екатерина Ушакова — выпускающий редактор,
Екатерина Болдырева — блогер, Светлана Черкай — блогер,
Евгения Блискавка — автор книги «Дети и деньги»,
директор Института финансового планирования

Источник: www.i-igrushki.ru

Зачем и как учить детей бизнес-мышлению: главные аспекты, о которых часто забывают

Зачем и как учить детей бизнес-мышлению: главные аспекты, о которых часто забывают

Почему важно учить детей предпринимательству, и как это делать? Каких главных ловушек и ошибок стоит избегать?

Относительно недавно к обязательным предметам в школах добавилось программирование. IT пронизывают все сферы жизни, и нужно хотя бы примерно понимать, как устроена автоматизация.

Удивительно, но куда более старая и важная дисциплина до сих пор почти нигде толком не представлена. Детей не учат предпринимательству. Действительно, все не могут стать владельцами собственных бизнесов. Зачем тратить на это время? Лучше выучить годы жизни персонажей из позапрошлого века или лишний раз повторить валентность водорода.

Такие знания точно пригодятся.

Однако понимание бизнеса, пожалуй, даже важнее IT. По той простой причине, что чем бы вы ни занимались, это так или иначе связано с ключевыми понятиями предпринимательской деятельности. Необязательно быть продавцом или директором, чтобы ценилась способность работать на бренд. Даже некоммерческим организациям нужна реклама и привлечение финансов.

И вообще, почему одни входят в золотой процент богатых и независимых, а остальные нет? Мы ведь хотим, чтобы наши дети жили как можно лучше. Конечно, они могут стать крутыми специалистами и ни в чем не нуждаться. Только это другая лига.

При работе по найму человек сам является продуктом. А время в циферблате и календаре – это конечный ресурс. В любой профессии потолок виден практически сразу. Но нужно потратить много лет или десятилетий, чтобы до него добраться. И это все.

Кроме того, даже генеральные директора не обладают полным карт-бланшем на принятие решений. По всем этажам иерархии ответственность растет непропорционально полномочиям. Спрашивать будут как с водителя, но руль-то у другого.

Учредители бизнесов, владельцы, акционеры будто живут в другом мире. У них есть шансы зарабатывать в десятки, сотни и миллионы (!) раз больше. Полная свобода выбора: чем заниматься, как именно, где, с кем, когда. Это невероятная роскошь, о которой большинство людей всерьез даже не задумываются.

Серьезно, только представьте, что вы никому ничего не должны. Приходить в определенное время, соблюдать дресс-код, делать одно, другое не делать. Более того, лично делать вообще ничего не стоит! Суть бизнеса – в создании рабочих мест. Так работа превращается в увлекательную игру.

Вот почему серийные предприниматели находят силы на несколько компаний сразу, а еще их хватает на отдых, который другим тоже недоступен.

Возможно, ваш ребенок не станет новым Биллом Гейтсом. Скорее всего нет, если в вашей семье нет президента национального банка и достаточно влиятельных родственников, чтобы «намекнуть» корпорации уровня IBM поработать с юным дарованием на эксклюзивных условиях.

Зато Илона Маска вырастить реально. Известно, что его родители — всего лишь модель с обложки Time и совладелец замбийских изумрудных рудников. Гм, как-то нескладно получается.

Читайте также:  Методы оценки ликвидационной стоимости бизнеса

Но ведь на самом деле это не так важно. Даже крупные состояния делают не только потомственные богачи. Например, Ричард Брэнсон из довольно скромной семьи, и таких примеров тоже много.

Наконец, деньги вообще не главное. Символом предпринимательства может стать знаменитый эксперимент с зефирками. Единицы способны отказаться от лакомства здесь и сейчас, инвестируя в нечто большее. Они создают возможности там, где другие видят риски, и дальше не идут. Согласитесь, довольно универсальное качество.

К сожалению, развить такое отношение к жизни — задача непростая.

Ловушки на пути юного предпринимателя

Предпринимательская деятельность неслучайно хорошо рифмуется с изобретательской. Мантра «пусть меня научат» здесь буксует.

С одной стороны, безусловно полезны финансовая грамотность, проектные методики, навыки презентаций и самопрезентаций, нетворкинг, развитие личного бренда. Только это самый нижний уровень, вроде арифметики. Карта любого «Острова сокровищ» либо полностью придумана, либо описывает давно выкопанные сундуки.

Кроме того, предпринимательство – слишком комплексное понятие. Оно вбирает в себя или использует практически все другие дисциплины. Поэтому «запихать» все необходимое в один учебник или даже серию невозможно.

Да и как учить? Получить пятерку за проект, означает вывих смысла. Оценивать должны не учителя, а рынок. Причем голосовать не только лайками, но и кошельками. Итак, вот основные ошибки родителей.

1. Дети как реквизит в проектах родителей

Это территория амбиций старших, которые с помощью детей пытаются реализовать свои идеи. Так, как они это видят и понимают. В своих же интересах. Вспоминается история Бритни Спирс, которая через суд и с большим трудом сумела избавиться от цепкой отеческой опеки. Не совсем корректный пример, но речь именно об этом.

Дети должны жить и действовать самостоятельно, а не ходить на коротком поводке, куда говорено.

Все равно что вместо обучения езде на велосипеде усадить малыша на гоночный байк, а вести самому. Лучше, чем ничего, но полноценных результатов ожидать не приходится.

2. «Домашние деньги»

Вознаграждения за хорошие отметки, мытье посуды, порядок в комнате, еще чего-то. Здесь целый клубок проблем.

Прежде всего, уничтожается ощущение семьи в качестве безусловной гавани. Раз названы тарифы и условия, зачем делать что-то просто так? Давайте торговаться каждый раз, повышать ставки.

Еще хуже то, что выбор оплачиваемых действий происходит в полном отрыве от настоящего рынка. Фактически, нужно понравиться одному или двум конкретным людям, сделать так, как им хочется. Это психология наемного сотрудника, а не предпринимателя.

Получение денег не снаружи, от настоящих клиентов, а от собственных родителей означает бюджетный подход. Таких ролей полно на предприятиях, и поднатореть в них может быть полезным. Но опять же с настоящим бизнесом тут ничего общего.

3. Работа для подростков

Ладно, пусть будут внешние доходы. Честная детская занятость: доставка продуктов из магазина, мытье подъездов и машин, присмотр за детьми поменьше, репетиторство. Делать что-то полезное, получать за это свои кровные и приобретать настоящий трудовой опыт.

Вот именно — трудовой. Опять получается школа наемного сотрудника.

Нужно, чтобы ребенок хотя бы сам находил такие заказы, договаривался об условиях, получал новых клиентов по рекомендациям от старых. А в идеале, конечно, нанимал потом сверстников для выполнения механической работы. Не для того, чтобы получить больше денег (хотя это тоже). Главным образом для понимания масштабирования.

4. Стартапы

Возможно, дело как раз в том, чтобы сразу строить нечто масштабное! Зачем ограничиваться двором или подъездом, когда можно менять весь мир сразу! Тем более что громкие успехи стартаперов на слуху. Это у них быстрые миллиарды буквально из воздуха.

Впрочем, как они зарабатывают? Все начинается с поиска инвесторов. Причем вы первые в классическом FFF (Family, Friends, Fools). Потом бизнес-ангелы, венчурный капитал. Ничего особо рыночного пока нет, опять нужно кому-то понравиться.

Получить пятерку на хакатоне, впечатлить элеватор-питчем. Подозрительно похоже на домашние деньги, только с «иксами», то есть в сотни, тысячи раз больше.

Это уже чистое предпринимательство, конечно. Но если следовать логике стартапов, нужно учиться не делать свой бизнес, а проходить вереницу раундов. Потом все может оказаться пшиком, не так важно. Даже терминология говорящая — деньги не зарабатывают, а «поднимают». Как с пола, будто кто-то их обронил.

Хорошо, а как надо-то?

Пожалуй, все «плохие» примеры выше на самом деле хорошие. Нужно базовое образование, обращение с живыми деньгами, личная работа с клиентами, инвесторами. Только стоит помнить о том, что любой из этих этапов – всего лишь промежуточная тренировка.

Настоящее предпринимательство требует другого. В первую очередь самостоятельности. А поскольку она не берется по щелчку, это не то, что можно отложить на потом. Наоборот, начиная с как можно более раннего возраста, нужно плавно расширять личную зону принятия решений.

Пусть ребенок сам выбирает, как одеваться, как питаться (в разумных пределах), куда ходить или нет, что делать и как именно. Только не в виде «Один дома», разумеется. Самое сложное поймать баланс между поддержкой и анархией.

Еще один большой вектор развития — социализация. Общение с детьми, взрослыми, животными. Поиск себя публичного, нащупывание личного образа. Не фоточки в соцсетях, а осознание собственной личности. Звучит пафосно, но по факту именного этого многим не хватает и в куда более зрелом возрасте.

Путешествия. Критично важная часть уравнения, потому что невозможно по книгам или с экрана осознать реальный пульс жизни планеты. Понять, как много общего у людей, чем они все-таки различаются. Нахвататься разных языков, комфортно чувствовать себя на разных континентах, в трущобах и люксах. И кстати совместное планирование поездок — прекрасный комплексный проект, настоящий тренажер бизнес-проекта.

В идеале нужно стартовать без выбора между онлайном и офлайном. Потому что это орел и решка, две части одного целого. Работа «в поле» незаменима для понимания сути продаж. Электронные площадки дают быстрый рост, а главное обратную связь и статистику.

Как только цифры выучены, полезно все считать. Сначала механически, поручая ребенку все более крупные покупки для всей семьи. Потом домашняя бухгалтерия, аналитика, финансовое планирование, бюджеты на всевозможные проекты. Это интересная игра, в которой деньги не должны быть главной целью. Можно сразу заложить норму потерь.

Не такая большая цена, и гораздо полезнее уроков с заучиванием терминов.

Сверхприцел в том, чтобы спровоцировать системную любознательность. Привычку заглядывать под капот, за кулисы. Замечать шестеренки и ниточки. Трезво оценивать людей. Не цинично, а адекватно. Почему они поступают так, а не иначе.

Как провоцировать их на определенные действия.

И самое сложное — отойти. Дети играют в футбол, куклы, шахматы. Это не означает, что они станут футболистами, моделями, шахматистами. Просто будут знать больше, чувствовать себя увереннее и быстрее добиваться целей. Своих целей.

Источник: www.e-xecutive.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин