Как рассказать ребенку что такое бизнес

Почему предпринимательство — это не «купи-продай», и почему оно должно стать частью школьной программы.

Нам нужны проекты, которые приносят пользу! Я, конечно, понимаю, фарцовщики могут стать вполне успешными людьми, но это не то, чему мы хотим учить детей в школе. Вот если бы всё заработанное ребята направляли на благотворительность, это был бы социальный проект. Но не себе же в карман!

Завуч одной из школ, где я помогаю школьникам развивать их проекты.

Что такое предпринимательство

Теоретическая часть

На первой же встрече со школьниками мы задаём им вопрос о том, что такое бизнес, предпринимательство. И большинство ребят отвечает, увы, в этом же ключе: «купить подешевле, впарить подороже». После чего проводится долгая воспитательная беседа, потому что с таким определением предпринимателя я совершенно не согласен.

Существует и другое понимание этого слова.

Во-первых, предприниматель ищет возможность сделать что-то настолько полезное для людей, чтобы они не просто расстались со своими деньгами, но и остались довольными, уверенными, что пользы они получили больше, чем потратили денег, чтобы пришли снова и рассказали об этом всем своим знакомым. Только так можно развить бизнес. Разные разовые или короткие модели купли-продажи и, тем более, мошенничества, бизнесом называть некорректно.

Ребенок — бизнесмен. Бизнес на продаже животных #Shorts

Предпринимательство — это про пользу, про добавленную стоимость, про потребительскую ценность, «уникальное ценностное предложение», как говорят маркетологи.

Во-вторых, предпринимательство связано с риском. Прежде, чем что-то получить, предприниматель вкладывается своими деньгами, силами, временем, связями… и понимает, что есть риск, что эти вложения могут не окупиться. Предприниматель сначала много отдаёт, а потом только получает, если он всё сделал правильно.

По разным данным, от 60% до 80% предприятий не доживают до своего третьего года жизни. И такая статистика всегда учитывает только уже юридически оформленные предприятия. Подавляющее большинство предпринимательских инициатив не доживают даже до этой стадии. Шансы среднестатистического предпринимателя заработать на своём проекте составляют процентов 5-10. Поэтому меня так радует, если у школьника получается хоть сколько-то заработать.

Социальное предпринимательство.

Есть проекты, которые по своей сути нацелены, в первую очередь, на решение социальных проблем, а не на извлечение прибыли. Например, проекты в области образования ( Образ Жизни ) или здорового образа жизни ( ЛавкаЛавка ). Прибыль в таких проектах тоже нужна, но только для того, чтобы предприятие могло развиваться. Несмотря на социальный аспект, эти проекты тоже «делают бизнес», причём он может быть вполне прибыльным и инвестиционно привлекательным ( Кнопка Жизни ).

И, наконец, можно утверждать, что предпринимательство естественно, оно заложено в процесс развития каждого человека, если рассматривать понятие предпринимательства шире.

Дети которые работают на ваш бизнес в США | Как заплатить детям зарплату

Б. Д. Эльконин говорит, что всякое продуктивное действие состоит из двух фаз: произведение и выставление. Сначала ребёнок должен что-то произвести. При этом он рассчитывает, что результат его действий будет интересен, полезен кому-то (родителю/учителю/классу…), назовём его Потребителем. А затем ребёнок выставляет своё произведение на оценку Потребителя.

И это выставление связано с риском, потому что произведение может не понравиться. Это и есть предпринимательство в широком смысле. И это тот опыт, который ребёнок должен начать получать как можно раньше.

Читайте также:  Ооо бизнес ком телефон

Борис Данилович Эльконин
идеолог системы развивающего обучения

Предпринимательству необходимо учить с детства

Практическая часть

Предпринимательство развивает ученика в двух направлениях. С одной стороны, он усваивает важные для взрослой жизни знания: основы финансовой грамотности, основы правовой системы, правила проведения исследования рынка, инструменты продаж и техники ведения переговоров. А с другой – он осваивают необходимые для реализации проекта компетенции: лидерство, креативность, личная эффективность, готовность к риску и умение принимать решение в условиях неопределённости и другие, так называемые «компетенции 21 века». Они вырабатываются в проекте, как необходимое условие для работы в команде, создания востребованного продукта и доведения идеи до воплощения в реальность.

Предприниматель умеет делать выбор и отвечать за него, даже если этот предприниматель – школьник (по крайней мере, если учитель не берёт на себя всю ответственность за результаты в проекте).

Предпринимательство воспитывает осознанность. А осознанный школьник совершенно иначе относится к школе и к обучению, потому что лучше понимает их место в своей будущей жизни. Насколько положительно будет его отношение к школьным предметам, конечно, во многом зависит от того, как они преподносятся с точки зрения его предпринимательских проектов. Предпринимательские проекты позволяют продемонстрировать школьнику важность не только иностранных языков, информатики и обществознания, но и менее «прикладных» предметов, таких, как математика, физика, география и история.

Люди с развитыми предпринимательскими компетенциями не просто востребованы в современном мире. Они составляют основу нового технологического уклада. Об этом говорят и на экономических форумах, и в научных работах (см., например, работы П. Г. Щедровицкого).

Спросите работодателей, каким они видят идеального кандидата, они опишут вам того же предпринимателя: осознанный, самостоятельный, ответственный, креативный, способный идти на разумные риски, умеющий доводить дело до конца, критически мыслить и работать в команде. Я сам выступал в роли работодателя много лет, знаю, как сложно найти таких людей. Выпускники наших школ и вузов требуют долгого обучения этим базовым компетенциям. Поэтому такую большую роль играют в наше время корпоративные университеты: система образования не справляется со своей задачей подготовки таких людей, какие нужны бизнесу.

Компетенции XXI века

Компетенции XXI века, большинство из которых развивает реальная, в особенности предпринимательская, деятельность, хорошо структурированы у Марка Пренски в книге The World Needs a New Curriculum . Все компетенции разделены на четыре категории (эффективное мышление, эффективное действие, эффективные коммуникации и эффективное воплощение идеи в жизнь) и максимально детализированы. В апреле 2016 эта книга выйдет на русском языке и будет доступна в электронном и бумажном варианте в АНО «ЦСИО» и на сайте bookscriptor.ru

Для того, чтобы удовлетворить этот спрос, предпринимательское обучение должно начинаться с младших классов или даже с детского сада. Раннее предпринимательское обучение, как показывают научные исследования , наиболее успешно позволяет привить ребёнку необходимые компетенции, которые сохраняются на всю жизнь. Естественно, в детском саду никто не создаёт компании, но производить и выставлять (по Эльконину) можно в любом возрасте. И с самого раннего возраста ребёнок знает, что есть деньги, и может учитывать это в своей деятельности.

В средней школе дети вполне способны осуществлять разработку и опытное производство вполне востребованного продукта.

Мне довелось недавно побывать в одной из государственных школ под Лондоном. Там предмет «промышленный дизайн» начинается с 7 класса. В рамках этого предмета ребята выбирают продукт, который они хотят разработать, проводят настоящее глубокое исследование выбранной целевой аудитории, анализ рынка аналогичных продуктов, делают несколько черновых дизайн-проектов, на основе строгих критериев отбирают лучший и производят опытный образец.

Читайте также:  Что такое дисциплина в бизнесе

Итоговый продукт получается вполне достойным выставления не в школе, а в магазине, чему, конечно, способствуют и универсальные знания и навыки педагога, и прекрасно оборудованные производственные цеха. Одним из критериев оценки дизайна является экономика производства. Некоторые ребята в старших классах уже открывают малые предприятия и реально выводят свои продукты на рынок.

Помимо воспитания замечательных качеств, необходимых каждому человеку в наше время, предпринимательское образование создаёт предпосылки для появления у школьников намерения создать собственное предприятие. А это насущная потребность экономики. Без малых предприятий не будет и больших. Это одна из причин, по которой предпринимательство введено в школьную программу во многих странах.

В Европе, например, с 2003 года действует план развития предпринимательства, в котором особая роль отводится образованию. А в 2012 году были опубликованы рекомендации по предпринимательскому образованию и ведётся мониторинг динамики его развития. Все без исключения европейские страны реализуют свои программы предпринимательского обучения в школах и вузах (см. сайт Европейской Комиссии и отчёт EURYDICE ). В США существует даже национальный стандарт обучения предпринимательству.

В России за последние 10 лет было проведено несколько экспериментов по внедрению предпринимательства в школьную программу, появились методические разработки, и ряд школ их осваивают. Есть и проекты, относящиеся к дополнительному образованию, например, Школа юного предпринимателя МИРБИС , MATRIX CAREER в Новосибирске, онлайн программы Основы бизнеса для школьников , Национальная Академия Предпринимательства и московские проекты: Киндер МВА и наш Солярис . Я слышал ещё о нескольких центрах, но не знаком с ними. Они есть, но их мало. Повсеместного распространения предпринимательского обучения в ближайшее время ожидать не приходится. Кроме того, существующие массовые модели обучения за редким исключением не предполагают осуществления школьниками реальной предпринимательской деятельности, реальных продаж реальным клиентам.

Жаль, ведь разбор учебных кейсов не даёт и малой доли того, что даёт воплощение в жизнь своего проекта, даже самого маленького. Реальный проект требует не только и не столько обучения (лекции, тренинги, практикумы), сколько индивидуального сопровождения, коучинга команды опытным профессионалом.

Одним из препятствий на пути школьников к реализации своих бизнес-идей в нашей стране являются законодательные ограничения. Но я бы не стал усложнять ситуацию. Для большинства юных предпринимателей этот вопрос просто не успевает возникнуть, поскольку до реальной выручки их проект не доживает, а для оставшихся можно найти решение в рамках закона, по крайней мере, для тех, кому исполнилось 14 лет. Главное, чтобы родители поддерживали начинания своего ребёнка.

Опыт предпринимательской деятельности школьников

Прикладная часть

Какие мультфильмы показать детям, чтобы они учились бизнесу

Думаю, не очень хорошо, что в обычных школах не учат бизнесу. Кто-то скажет, что для ребенка подобная информация окажется слишком сложной, но все зависит от того, в какой форме ее преподносить. Ведь объяснить азы бизнеса детям можно по мультфильмам, в которых содержатся доступные для понимания примеры.

Читайте также:  Студия аппаратного массажа как бизнес

В детских мультфильмах очень четко показаны моменты, как стоит и как нельзя вести бизнес. Фото автора Anna Tis с сайта Pexels, используется по лицензии Creative Commons

Главному принципу поиска инвестиций научат «Трое из Простоквашино»

Отсутствие стартового капитала для собственного дела — основная преграда в начале пути. Самым очевидным решением кажется кредит или заем, но здесь важно просчитать все риски.

В мультфильме это наглядно показано в эпизоде с покупкой коровы, когда Шарик предлагает занять у соседей деньги, а потом отдавать молоком. Кот Матроскин делает правильное замечание: долг нужно возвращать, а если отдавать его своей продукцией, получится нерентабельно .

О выборе партнеров расскажет «Буратино»

Начинать с нуля в одиночку — задача для многих непосильная, люди ищут партнеров . Успех предприятия зависит от того, насколько надежными они окажутся. Это описано в «Буратино», когда хитрая лиса хочет провернуть мошенническую схему и рассказывает историю о стране Дураков, где на Поле Чудес можно заклинанием «Крэкс, фэкс, пэкс» вырастить дерево с золотыми монетами.

Распоряжаться ресурсами научит «Жадный богач»

Прибыльность бизнеса напрямую зависит от умения правильно распоряжаться имеющимися ресурсами. Нужно знать, как распределить задачи и организовать рабочий процесс . Например, в мультфильме «Жадный богач» нерадивый бизнесмен хотел получить семь шапок из шкуры одной овцы, что невозможно.

Как мотивировать сотрудников покажет «Кот, который гулял сам по себе»

Чтобы сотрудники на совесть выполняли свои обязанности, их необходимо дать им стимул. В советском мультике Женщина с помощью кости договаривается с диким псом, что тот будет сторожить пещеру и помогать на охоте. Это отличный пример мотивации.

О важности перспективы расскажет «Джек в Стране чудес»

В этой истории сын обменял единственную корову, которая кормила их с матерью, на бобы. За это он не только получил нагоняй, но и доказал полезный для бизнеса факт: сиюминутная прибыль не всегда лучше долгосрочных перспектив.

Опасность риска можно увидеть в мультике «Три богатыря: ход конем»

Когда князь и Конь Юлий остались без денег, они прорабатывали разные варианты, но остановились на самом рискованном. «Заработать мы не можем, а красть не умеем» — заметил конь, предложив выиграть нужную сумму. В результате они лишились даже того, что имели, из чего следует вывод — нельзя разбогатеть мгновенно, рискуя всем, можно остаться без ничего .

Ценность отношений и честности демонстрирует «Фунтик»

Искренность и надежные друзья могут дать гораздо больше, чем обман. Фунтик выманивал деньги у доверчивых людей для госпожи Беладонны, но это не приносило ему радости . Только познакомившись с циркачами и начав зарабатывать честно, поросенок стал счастливым.

Делитесь в комментариях, какие еще полезные уроки можно извлечь из детских сказок и мультиков.

Источник: dzen.ru

Финансовая грамотность: как воспитать в ребенке бизнесмена с помощью игры в магазин?

Многие крупные бизнесмены обучались финансовой грамотности еще с детства. Их родители помогали им освоить основы экономики. Играли с ними в различные финансовые игры. Рассказывали основы ведения бизнеса. И помогали развиваться в этом направлении.

Если вы хотите вырастить ребенка бизнесменом, то к его обучению нужно подходить с раннего детства. Чтобы развить финансовую «жилку» у школьника, вам нужно сыграть с ним в магазин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин