В начале 2019-го года сразу в четырёх субъектах Российской Федерации стартовал налоговый эксперимент. Он заключался в легализации самозанятости и возможности платить налог на профессиональный доход – и оказался настолько успешным, что сегодня самозанятые успешно работают практически по всей территории РФ. Юридические лица поняли, что нанимать их очень выгодно, поскольку не требуется платить взносы и налоги.
В то же время существует целый ряд особенностей сотрудничества с ними, которые нужно знать и правильно применять в работе для того, чтобы исключить любые налоговые риски. Если Вы хотите быть уверены в исключении любых ошибок, можете заказать у нас профессиональное бухгалтерское сопровождение.
Кто такие самозанятые и почему их выгодно нанимать на работу?
Самозанятость – это одна из форм получения вознаграждения за труд напрямую от заказчика. В отечественном законодательстве это понятие появилось в 2017-ом году, позволяя представителям целого ряда профессий (переводчики, программисты, няни, репетиторы, прочие) получить этот статус. Он предусматривает их регистрацию в качестве налогоплательщиков с профессионального дохода и позволяет быть в этом статусе как физическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям.
ГлавБлог Новости #18. Учет малоценки, вычеты по НДФЛ и расходы на самозанятых
Сегодня предприятия и сами индивидуальные предприниматели нанимают их на проведение определённых работ, не требующих наличия постоянного специалиста в штате. В процессе используют один из видов договоров: гражданско-правовой, подряда, на предоставление услуг. Такие специалисты нередко работают на дому, их не нужно оформлять в штат, а их работа привязана к определённому результату, что действительно удобно и по-настоящему выгодно.
Основные преимущества сотрудничества с самозанятыми заключаются в следующем:
- Серьёзная экономия на специалистах высокой квалификации. Бизнесу нередко требуются настоящие профи для ведения проектов различной направленности. В этих ситуациях ему нет нужды содержать сотрудника в штате, а достаточно нанять самозанятого, договорившись об оплате за проект, сроке его выполнения и результате;
- Экономическая выгода, которая заключается в отсутствии необходимости платить страховые взносы и налог на доходы физических лиц. Это стало возможным благодаря тому, что согласно законодательству самозанятый сам занимается их оплатой, перечисляя налог на профессиональный доход в 6% от каждой сделки с юридическим лицом;
- Минимальная ответственность, обусловленная тем, что самозанятый не является сотрудником юридического лица или индивидуальным предпринимателем, а само оно не является его работодателем или партнёром по бизнесу. Это значит, что сотрудничество между ними происходит вне правил Трудового кодекса РФ, что освобождает работодателя от решения вопросов о рабочем времени, месте и предоставлении ресурсов для выполнения проекта;
- Привлечение специалистов из стран Евразийского Экономического Союза. Получить статус самозанятого в России могут и граждане этих стран. В свою очередь, для отечественного бизнеса это значит возможность находить специалистов более высокой квалификации.
Как начать работу с самозанятым?
Как уже упоминалось, для этого достаточно заключить договор. Если самозанятый не является индивидуальным предпринимателем, нужно предварительно убедиться в следующем:
Стоит ли вести учет денег самозанятому и как это делать правильно
- Не работает ли он с наёмным персоналом на основании трудовых договоров;
- Не подпадает ли его деятельность под исключения, прописанные в законодательстве;
- Не превышает ли его доход за год 2 400 000 рублей.
В последнем случае превышение данного порога чревато для самозанятого потерей статуса: он становится обычным физическим лицом, нанимая которое работодатель должен заплатить соответствующие налоги. Если же он этого не сделает, представители налоговой службы начислят ему штрафы и пени. Чтобы определить статус лица, которое Вы нанимаете для выполнения проекта, перейдите на сайт налоговой инспекции, введи в соответствующие поля индивидуальный налоговый номер самозанятого и дату, на которую нужно определить актуальность статуса. Кроме того, можно попросить самозанятого предоставить справку, подтверждающую то, что он официально является плательщиком налога на профессиональный доход.
Особенности заключения договора и сотрудничества с самозанятым
В гражданско-правовом договоре, подписываемым сторонами, должны быть прописаны следующие пункты:
- Права и обязанности обоих сторон;
- Порядок проведения расчётов за предоставленные услуги;
- Ответственность обоих сторон;
- Реквизиты, контактные данные и подписи исполнителя и нанимателя.
Для того чтобы исключить его перевод в трудовой договор, не забудьте закрепить статус исполнителя. Это значит, что в договоре должно быть чётко прописано, что юридическое лицо является заказчиком, а не работодателем, а самозанятый – исполнителем, а не наёмным сотрудником. Кроме того, в нём не должны фигурировать такие понятия, как «трудоустройство», «заработная плата», «рабочее время». Также следует:
- Указать, что исполнитель является плательщиком налога на ПД;
- Определить услугу, которую он будет предоставлять;
- Определить размер вознаграждения на её предоставление;
- Определить штраф за непредоставление чека;
- Добавить пункт об ответственности за снятие с учёта как плательщика НПД.
В последнем случае самозанятый обязуется письменно предупредить об этом компанию-нанимателя в течение трёх рабочих дней.
Если предоставление услуги происходит сразу после договорённости с предоставлением оплаты, подтверждающей это, достаточно устной договорённости. Эта возможность предусмотрена соответствующим Письмом Федеральной налоговой службы от 20-го февраля 2019-го года.
Согласно статье 14 ФЗ №422, во время расчёта за услуги самозанятый обязан предоставить своему клиенту чек, который тот обязан хранить либо в электронном формате, либо на бумажном носителе.
Юридический консалтинг и право
Проводим консультации и предлагаем комплексные решения в областях, сопряжённых с ведением бизнеса
Риски сотрудничества с самозанятыми
Представители налоговой инспекции имеют право уточнять сведения по невыясненным платежам и задавать вопросы при выявлении нарушений в оформлении и расчёте за услуги самозанятых. Чтобы исключить их, уделите внимание следующим моментам:
Отношения между самозанятым и заказчиком
Они не должны быть трудовыми. В статье 6 ФЗ №422 чётко указано, что оплата налога за профессиональный доход не распространяется на доход, полученный в рамках трудовых отношений. Был период, когда юридические лица начали активно расторгать трудовые договоры со своими сотрудниками и этим – направлять их на путь получения статуса самозанятых. Понятно, что это было сделано с целью не платить налог на доходы физических лиц и страховые взносы.
Однако, согласно письму Министерства финансов Российской Федерации такие действия перешли в разряд неправомерных. Сегодня компании имеют право сотрудничать с бывшими сотрудниками, нанимая их в качестве самозанятых, но только если они состояли в трудовых отношениях более 2-ух лет тому назад.
Наличие чека
Оно обязательно для того, чтобы признать расходы при расчёте налога на прибыль. Как уже упоминалось, законодательством предусмотрена необходимость предоставления чека юридическому лицу от самозанятого после получения оплаты за предоставление услуг. Он должен быть сформирован в приложении «Мой налог» и при необходимости храниться либо в печатном, либо в электронном виде. Исключительно его наличие позволяет компании списывать оплату за услуги самозанятого на расходы.
Доходы самозанятых
Они не могут быть в натуральном виде. Это значит, что юридическое лицо не имеет права рассчитываться за услуги, к примеру, своей продукцией. Это обусловлено тем, что подобные доходы не являются доходами, с которых можно уплатить налог на профессиональную деятельность. При обнаружении их в договоре налоговый инспектор обязует компанию уплатить 13% налога от суммы продукции, предоставленной самозанятому в виде оплаты.
Статус самозанятого
Он обязательно должен быть подтверждён. Перед тем как перечислять оплату, нужно убедиться в его достоверности, воспользовавшись вышеупомянутым сайтом налоговой инспекции. Это очень важно, поскольку договор не может быть заключён с тем, кто не имеет этого статуса, и вызвал бы множество вопросов у представителей налоговой инспекции.
Будьте внимательны и используйте все преимущества от сотрудничества с самозанятыми правильно, исключая ошибки и неточности в оформлении документов!
Источник: www.ap-group.ru
Налог на подарки: в каких случаях самозанятый обязан отдать презент государству
РАЗДАЕМ КНИГИ нашим подписчикам каждую неделю в Телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы стать участником раздачи.
Самозанятые, самые активные бизнесмены 2022 года, растущий как на дрожжах новый класс работников — обязаны заплатить процент с любых сумм за выполненную работу. А как быть с бартером? Подарком? Как точно высчитать стоимость презента в деньгах и сколько отдать налоговой? А может, ну ее, все равно не узнает?
Читателям Финтолка все объясняют аналитики консалтингового агентства «Простые решения».
Специальный налоговый режим был веден в России с 2019 года. Сегодня, по данным ФНС, в стране зарегистрировано около 5,5 млн самозанятых. Причем это не только россияне, но и граждане некоторых иностранных государств. Вопросов по налогообложению в рамках спецрежима возникает все больше и больше.
Что такое НПД и как он работает
Налог на профессиональный доход (НПД) существует в России уже три года. По задумке законотворцев, инициатива упрощенного налогообложения для фрилансеров должна была помочь легализовать доход тем, кто отказывался оформляться как индивидуальный предприниматель (ИП). Ставка более чем лояльная — от 4 % до 6 %. Более чем в два раза ниже, чем НДФЛ, например.
Однако, напомним, пока проект с самозанятыми считается временным и его реализация рассчитана на десять лет, до 2029 года.
Плюсы в том, что самозанятому, если он оказывает услуги и выставляет чеки в мобильном приложении «Мой налог», не нужно формировать отчеты и каким-либо образом взаимодействовать с налоговыми органами. Система ежемесячно автоматически высчитывает сумму налога, а оплатить его можно в один клик через «Мой налог». Из минусов — есть пределы по годовому заработку (не более 2,4 млн рублей, дальше уже ИП или юрлицо), невозможность нанимать людей и ряд ограничений по сферам деятельности.
Источник: fintolk.pro
Содбис отвечает: Как учесть расходы при покупке товара у самозанятого?
Продолжаем серию публикаций, в которых даем ответы на актуальные вопросы в юридической сфере, сферах трудового законодательства, бухгалтерского учета и налогообложения, госзакупок, финансов и маркетинга. Сегодня поговорим об особенностях сотрудничества организаций и самозанятых.
Вопрос: Может ли организация учесть расходы на приобретение у самозанятого продукции собственного производства? Какие документы должен выдать такой продавец?
Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ (далее — Закон N 422-ФЗ) введен специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
При заключении сделок между организациями и самозанятыми физлицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», может оформляться гражданско-правовой договор. Если сделка исполняется немедленно, заключение договора в письменной форме не требуется. Факт заключения договора подтверждается уплатой соответствующей суммы самозанятому лицу.
Организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у физических лиц, являющихся плательщиками НПД, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном ст. 14 Закона N 422-ФЗ (ч. 8 ст. 15 Закона N 422-ФЗ).
При произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения, плательщик НПД обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику), если иное не предусмотрено Законом N 422-ФЗ (ч. 1 ст. 14 Закона N 422-ФЗ).
Чек должен быть сформирован и передан покупателю (заказчику) в момент расчета наличными денежными средствами и (или) с использованием электронных средств платежа. При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю (заказчику) не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.
Чек может быть передан покупателю (заказчику) в электронной форме или на бумажном носителе (ч. 3, 4 ст. 14 Закона N 422-ФЗ).
Следует отметить, что выдача чека для плательщика НПД обязательна как в случае внесения предоплаты, так и при окончательном расчете за товары, работы, услуги.
В целях налога на прибыль денежные средства, внесенные налогоплательщиком, применяющим метод начисления, в качестве предоплаты, не учитываются (п. 14 ст. 270 НК РФ).
Таким образом, для организаций наличие чека, сформированного плательщиком НПД (продавцом, исполнителем), является обязательным для учета расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Подготовлено по материалам Содбис (18+).
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Источник: vkurske.com