Акт сверки взаиморасчетов (чаще просто — Акт сверки) — это документ, который позволяет бухгалтеру уточнить задолженность одной организации перед другой, когда эти две организации периодически оказывают друг другу услуги (или передают товары) и перечисляют оплату за них.
Акт сверки — это необязательный документ, так же, как сама сверка — необязательная процедура. Ее проводят по собственной инициативе. Он не является первичным учетным документом и его форма не регламентирована законодательно.
Задачи сверки расчетов и составления акта — определить или уточнить сумму задолженности одного контрагента перед другим. Период для этого может браться произвольный, как правило — с момента последней сверки.
Как провести сверку расчетов?
Предположим, организация А желает провести сверку с организацией Б.
Шаг 1 — Организация А выводит по данным своей программы учета сумму задолженности, заполняет акт сверки со своей стороны и пересылает его бухгалтеру организации Б. Чаще всего это происходит по электронной почте, но иногда — и по обычной.
Упрощенка в 1С 8.3 самостоятельно. Акт сверки
Шаг 2 — Организация Б сверяет полученную информацию с данными своего учета.
- Если данные обеих организаций совпадают — отлично! Сверка закончена.
- Если данные расходятся, что бухгалтеры обеих организаций выявляют причины расхождений и корректируют данные в учете. После чего Организация А составляет новый, исправленный, акт сверки. Этот акт уже не содержит расхождений.
Что должна содержать форма акт сверки?
- Название документа — акт сверки расчетов.
- Названия организаций, которые составляют акт.
- Дату и место составления.
- Номер акта.
- Период сверки. Также можно указать номер и дату договора, по которому проводится сверка расчетов. Это могут быть и несколько договоров.
- Сумму задолженности одного контрагента перед другим на начало периода и на конец периода.
- Суммы и даты совершения хозяйственных операций, совершенных между контрагентами.
- Реквизиты документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций.
- Наличие расхождений в учетных данных сторон (если таковые обнаруживаются).
- подписи и печати сторон. Рекомендуется ставить подпись лично руководителя или ИП — это позволит сделать акт сверки не только документом бухучета, но и представить его в качестве доказательства в суд, если дело дойдет до судебного разбирательства.
Образец акта сверки
Формы предоставлены экспертами Консультант Плюс. Акт сверки (образец) (скачать в формате RTF)
Акт сверки (образец) (скачать в формате PDF)
Источник: ppt.ru
Акт сверки взаиморасчётов
Для сверки взаиморасчетов юридические лица и индивидуальные предприниматели часто составляют соответствующий акт. Единого образца и обязанности использовать именно этот документ законодательство не предусматривает, поэтому каждая компания может разработать собственный бланк. Готовый пример и инструкция по заполнению представлены в статье.
Как провести сверку взаиморасчетов с контрагентами
- Назначение и разновидности
- Бланк и образец документа
- Инструкция по составлению
- Поделиться ссылкой:
Назначение и разновидности
Фиксирование расходных операций каждой компании производится в обязательном порядке. Для этого составляются платежные документы, квитанции, счета-фактуры, поручения и другие бумаги. Однако на практике возникает необходимость сравнения взаиморасчетов между двумя и более контрагентами, для чего и составляется акт сверки.
Как правило, его подписывают юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Наименования сторон аналогичны тем, что указываются в соответствующих договорах:
- «Заказчик»;
- «Исполнитель».
Документ отражает все виды операций между компаниями (или отдельные расчеты, выборочно) за конкретный период – месяц, квартал, год (отчетный период определяется по согласованию). Ответственными за оформление являются сотрудники бухгалтерии. Они производят:
- составление акта;
- сверку с теми данными, которые пришли от контрагента.
Документ может составляться как приложение к договору, так и в качестве отдельного документа. И в связи с этим можно условно выделить 2 разновидности:
- Приложение к основному соглашению – например, к договору поставки. В этом случае документ является неотъемлемой частью этого договора и не имеет юридической силы сам по себе, в отсутствие основного соглашения. Как правило, в таких них фиксируется информация обо всех операциях, прошедших в рамках данного договора.
- Самостоятельный документ, который используется вне привязки к конкретному договору. В нем объединяются взаимные финансовые расчеты за конкретный период времени (или по отдельным группам товаров и услуг).
В договоре поставки следует дополнительно прописать условия сверки взаиморасчетов, сроки и порядок подписания акта. В противном случае недобросовестный контрагент может уклониться от подписания бумаги.
Бланк и образец документа
Как правило, он представляет собой сводную таблицу с описанием каждого вида операции (услуги, работы), ее суммой. В документе обязательно отражают реквизиты и названия обеих сторон, фиксируют наличие/отсутствие задолженности заказчика перед исполнителем на конкретную дату.
Бланк и образец акта сверки взаиморасчетов представлены ниже.
Количество экземпляров определяется количеством сторон, поэтому минимально составляется 2 оригинальных документа, имеющих одинаковую юридическую силу.
Инструкция по составлению
Для начала необходимо обратить внимание на несколько рекомендаций:
- В документе обязательно указывают отчетный период, за который производится сверка.
- Всегда следует указать дату его составления. Она необязательно должна быть связана с отчетным периодом. Например, акт составлен 29 января 2018 года, в то время как отчетный период – с 1 января 2017 по 31 декабря 2017 года.
- Стороны указывают не только виды операций (услуг), но и документы, на основе которых был произведен их учет (например, счет-фактуры).
- Как правило, указывают не только итоговую сумму, но и начальный баланс (сальдо).
- В конце страницы представители сторон ставят свои подписи. Как правило, право подписания имеет главный бухгалтер. Также он может быть подписан и руководителями – это особенно важно в тех случаях, когда между партнерами есть разногласия по поводу расчетных операций.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. В некоторых случаях компания не использует обычную печать в виде синего оттиска. Тогда представителю достаточно поставить собственную подпись, расшифровать ее (фамилия, инициалы) и указать должность.
Таким образом, составление акта позволяет упростить процедуру сверки взаиморасчетов и подтвердить факт отсутствия претензий между заказчиком и исполнителем. Документ обычно составляется в печатном виде, помарки и исправления в нем не допускаются.
Источник: 2ann.ru