Очень часто успех или неуспех иностранного бизнеса в России зависит от того, что иностранцы не могут понять, как сопоставить личный культурный профиль с российским национальным культурным профилем. От своих зарубежных коллег я часто слышу, что душа России закалялась не только через идеологию, что в этом сыграли роль и гигантские пространства, и суровый климат этой страны.
И действительно, в экстремальных погодных условиях небольшие изолированные группы людей легко становились жертвами тех, кто стремился к управлению, «коллективизм» здесь означал «выживание». Однако страдание и борьба за выживание дали россиянам и теплоту, глубину, понимание таинственной работы человеческой души. И в этом русским нет равных. Кроме этого, россияне обладают пониманием природной цикличности и удачи. Они прекрасно знают, что есть некие сверхсилы, которые могут свести к нулю все их начинания.
КАК РУССКИЕ ДЕЛАЮТ БИЗНЕС В АМЕРИКЕ? / LA ГАРАЖ — ЧАСТЬ 1
Своим западным партнерам я хочу рассказать несколько вещей, которые смогут облегчить налаживание диалога. Первое: если вы приняли решение вести бизнес в стране, помните, что стоит быть терпеливыми. Вспомните, как русские умеют играть в шахматы: им помогает неторопливость. Это черта не раз приводила русских к победам.
Могу привести в пример хотя бы генерала Кутузова, которому лозунг «терпение и время» помог разбить Наполеона. Русские уважают мудрость выжидания, и именно ожидание может дать иностранцам шанс спланировать свои поступки на несколько шагов вперед.
Еще одно правило: русским нравится, чтобы бизнес-предложения от иностранцев были краткими и ясно составленными. Не тратьте много времени на детальные презентации и сразу переходите к делу. Русские позже решат, понравились ли вы им, будут ли они вам доверять и захотят ли начать деловые отношения с вами.
Русские прекрасно знают, что есть некие сверхсилы, которые могут свести к нулю все их начинания
Но, будучи терпеливыми и краткими, пожалуйста, будьте твердыми! Оппозицию вашему мнению следует встречать стойко, не уступать слишком легко или поспешно. Русские заподозрят слабость с вашей стороны и будут требовать дальнейших уступок.
Кроме этого, есть целый ряд особенностей, которые необходимо учитывать, если хотите, чтобы бизнес с русскими удался. Конечно, они касаются «загадочной русской души». Во-первых, русские больше верят слухам и тому, о чем говорят, чем официальным документам. Во-вторых, они вообще очень любят поговорить.
Но их больше интересуют людские надежды, опасения и стремления, чем непосредственно бизнес. В стремлении изучить душу они схожи с немцами. Все еще не верите? Просто сравните то, что читают в московском метро, с тем, что читают в лондонском или нью-йоркском. Русская литература вообще не имеет себе равных в исследовании определения «быть человеком».
Ориентированных «на людей» русских больше впечатляют драматические моменты или проявления сентиментальности, чем сдержанность в эмоциях. Они подвержены театральности момента. В качестве примера стоит вспомнить, что Борис Ельцин вскоре после избрания его на пост президента в 1991 году произносил свою речь, стоя не на трибуне, а на танке. Во многом благодаря этому танку, мы имеем теперь современную Россию.
ИСПАНИЯ / Как разбогатели наши? Бизнес для русских и украинцев, плюсы и минусы #alegriaнедвижимость
В связи с этим хотелось бы озвучить еще одно мое мнение по этому поводу: обязательно поддерживайте с русскими личные взаимоотношения! Как только вы им понравитесь, вы сделаете шаг вперед. Русские предпочитают, чтобы два человека разговаривали лицом к лицу, нежели через посредника, хотя бы и в лице влиятельной организации. Если на вашей стороне русский, значит, у вас есть верный лояльный друг, который с вами заодно в том, как победить систему. Чтобы сделать шаг навстречу, принимайте участие в импровизированных вечеринках, днях рождения русских коллег.
Диссидентство у русских не популярно. Так сложилось исторически: безопаснее жить группами, а чтобы жить в группе, русские должны были уметь подстраиваться. И сейчас сформировавшееся поведение русских характеризуется конформизмом. Не пытайтесь отделить русского от его «группы», какой бы она ни была.
Я не зря постоянно провожу исторические параллели. Русские прислушиваются к истории, не любят перемен, они очень консервативны. Они осторожны и не склонны верить изменениям. Часто у них есть для этого веские причины.
Кажется, вести дело с этими консервативными, сентиментальными и разговорчивыми людьми довольно легко. Не обольщайтесь! Русская земля расположена посередине между Востоком и Западом, характеризуется резкими контрастами. Таковы и ее люди.
Один день ваш русский друг может быть неулыбчивым и немногословным, а на другой он вас встретит по-медвежьи крепкими объятиями и обильными речами на всю ночь. На земле с таким резким климатом и такой обширной территорией контрасты, в том числе и в характере людей, неизбежны.
Источник: expert.ru
Как вести бизнес с русскими
Очень часто успех или неуспех иностранного бизнеса в России зависит от того, что иностранцы не могут понять, как сопоставить личный культурный профиль с российским национальным культурным профилем. От своих зарубежных коллег я часто слышу, что душа России закалялась не только через идеологию, что в этом сыграли роль и гигантские пространства, и суровый климат этой страны.
И действительно, в экстремальных погодных условиях небольшие изолированные группы людей легко становились жертвами тех, кто стремился к управлению, «коллективизм» здесь означал «выживание». Однако страдание и борьба за выживание дали россиянам и теплоту, глубину, понимание таинственной работы человеческой души. И в этом русским нет равных. Кроме этого, россияне обладают пониманием природной цикличности и удачи. Они прекрасно знают, что есть некие сверхсилы, которые могут свести к нулю все их начинания.
Своим западным партнерам я хочу рассказать несколько вещей, которые смогут облегчить налаживание диалога. Первое: если вы приняли решение вести бизнес в стране, помните, что стоит быть терпеливыми. Вспомните, как русские умеют играть в шахматы: им помогает неторопливость. Эта черта не раз приводила русских к победам.
Могу привести в пример хотя бы генерала Кутузова, которому лозунг «терпение и время» помог разбить Наполеона. Русские уважают мудрость выжидания, и именно ожидание может дать иностранцам шанс спланировать свои поступки на несколько шагов вперед.
Еще одно правило: русским нравится, чтобы бизнес-предложения от иностранцев были краткими и ясно составленными. Не тратьте много времени на детальные презентации и сразу переходите к делу. Русские позже решат, понравились ли вы им, будут ли они вам доверять и захотят ли начать деловые отношения с вами.
Но, будучи терпеливыми и краткими, пожалуйста, будьте твердыми! Оппозицию вашему мнению следует встречать стойко, не уступать слишком легко или поспешно. Русские заподозрят слабость с вашей стороны и будут требовать дальнейших уступок.
Кроме этого, есть целый ряд особенностей, которые необходимо учитывать, если хотите, чтобы бизнес с русскими удался. Конечно, они касаются «загадочной русской души». Во-первых, русские больше верят слухам и тому, о чем говорят, чем официальным документам. Во-вторых, они вообще очень любят поговорить.
Но их больше интересуют людские надежды, опасения и стремления, чем непосредственно бизнес. В стремлении изучить душу они схожи с немцами. Все еще не верите? Просто сравните то, что читают в московском метро, с тем, что читают в лондонском или нью-йоркском. Русская литература вообще не имеет себе равных в исследовании определения «быть человеком».
Ориентированных «на людей» русских больше впечатляют драматические моменты или проявления сентиментальности, чем сдержанность в эмоциях. Они подвержены театральности момента. В качестве примера стоит вспомнить, что Борис Ельцин вскоре после избрания его на пост президента в 1991 году произносил свою речь, стоя не на трибуне, а на танке. Во многом благодаря этому танку, мы имеем теперь современную Россию.
В связи с этим хотелось бы озвучить еще одно мое мнение по этому поводу: обязательно поддерживайте с русскими личные взаимоотношения! Как только вы им понравитесь, вы сделаете шаг вперед. Русские предпочитают, чтобы два человека разговаривали лицом к лицу, нежели через посредника, хотя бы и в лице влиятельной организации. Если на вашей стороне русский, значит, у вас есть верный лояльный друг, который с вами заодно в том, как победить систему. Чтобы сделать шаг навстречу, принимайте участие в импровизированных вечеринках, днях рождения русских коллег.
Диссидентство у русских не популярно. Так сложилось исторически: безопаснее жить группами, а чтобы жить в группе, русские должны были уметь подстраиваться. И сейчас сформировавшееся поведение русских характеризуется конформизмом. Не пытайтесь отделить русского от его «группы», какой бы она ни была.
Я не зря постоянно провожу исторические параллели. Русские прислушиваются к истории, не любят перемен, они очень консервативны. Они осторожны и не склонны верить изменениям. Часто у них есть для этого веские причины.
Кажется, вести дело с этими консервативными, сентиментальными и разговорчивыми людьми довольно легко. Не обольщайтесь! Русская земля расположена посередине между Востоком и Западом, характеризуется резкими контрастами. Таковы и ее люди.
Один день ваш русский друг может быть неулыбчивым и немногословным, а на другой он вас встретит по-медвежьи крепкими объятиями и обильными речами на всю ночь. На земле с таким резким климатом и такой обширной территорией контрасты, в том числе и в характере людей, неизбежны.
Ричард Льюис. Глава компании Richard Lewis Communications — международного института языкового и межкультурного обучения (отделения в 12 странах). Работает в области прикладной и антропологической лингвистики уже более 35 лет, говорит на десяти европейских и двух азиатских языках, организует тренинги и семинары для ведущих мировых компаний.
Разработчик теста на определение культурного профиля. В числе его клиентов — ABB, Allianz, Banque de France, Deutsche Bank, Ericsson, Fiat, Gillette, IBM, Mercedez Benz, Nestle, Nokia, Saab, Volvo, Neste Oil, Газпром. Был личным учителем пяти детей японского императора.
Источник: expert-ural.com
Бизнес с русскими. Советы иностранцев.
Многое изменилось в России с «лихих 90-х». Иностранным бизнесменам уже не нужно проходить испытание застольем, опрокидывая рюмку за рюмкой, чтобы заслужить доверие. Сделки больше не подписываются в банях. Но есть негласный набор правил, которые нужно знать каждому гостю из-за рубежа, убеждают западные знатоки. Что ж, давайте взглянем на себя со стороны.
Британский лингвист и полиглот Ричард Льюис, автор бестселлера «Столкновение культур», условно разделил все страны мира на три группы: линейно-активные, мультиактивные и реактивные.
США и ряд европейских стран он отнес к линейно-активному типу. Если обобщить, то это Запад в чистом виде. Те, кто тщательно планирует, составляет расписания, систематизирует, действует по порядку, выполняет по одной задаче за раз.
Ключевые слова, характеризующие эту группу: рассудительность, информативность, строгость фактов, четкое планирование.
Китай — в реактивной группе, где прежде всего ценятся учтивость и уважение, где принято тихо и спокойно слушать собеседников и очень аккуратно реагировать на их предложения. Это Азия!
Ключевые слова: любезность, услужливость, готовность к компромиссу, умение слушать.
Россия, по его мнению, ближе всего к мультиактивной группе, типичные представители которой… латиноамериканские страны. Их населяют энергичные, словоохотливые люди; они делают несколько дел одновременно и строят планы не по времени, а по важности занятий.
Ключевые слова: теплота, эмоциональность, разговорчивость, импульсивность.
А вот что, по опыту иностранцев, включая того же Льюиса, характерно именно для нашей страны. Мы собрали 20 самых интересных рекомендаций.
1. В России должность — синоним авторитета и предмет особой гордости. Важно не ошибаться с названиями должностей, иначе можно получить нагоняй и даже сорвать сделку.
2. Российская бизнес-культура — это помесь бюрократии и западного мышления. Поколение периода perestroika лучше всех умеет лавировать между тем и этим.
3. У русских не приняты светские беседы: достигли соглашения — и до свидания. Не сочтите за грубость.
4. Праздники и дни рождения — это святое. Попробуйте забыть про 8 марта, и коллеги-женщины запомнят это надолго! Сомневаетесь, уместен ли будет подарок? В России лучше прийти с подарком, чем без него.
5. Русским лучше назначать деловые встречи на «попозже»: после обеда будет в самый раз. И между совещаниями обязательно должно быть «окно».
6. Похоже, для россиян мобильник так и остался чем-то вроде привилегии. Они отвечают на звонки везде: на встречах, на уроках, в кино… И ждут, что вы тоже будете всегда доступны.
7. В России порой приходится буквально выслеживать и отлавливать нужного вам человека — это бюрократия в действии. Проявите терпение и настойчивость. Хотя если у вас строгий график, это нужно всем разъяснить очень четко, чтобы сразу дошло.
8. Русские не любят планировать. Не от лени, а потому что не любят нарушать обещания.
9. Часто самый важный человек в российской компании — это бухгалтер. Имейте в виду, что бухгалтеры здесь весьма консервативны и мыслят с точки зрения невозможного.
10. В России больше верят слухам, чем официальным заявлениям и документам. И даже в бизнесе устное соглашение на основе доверия может значить больше, чем письменный контракт.
11. Для русского вы больше интересны как человек, а не как бизнесмен. Не стесняйтесь изливать душу, откройте свои надежды, страхи и мечты.
12. Если вы понравитесь русским, они попытаются сговориться с вами, чтобы «обмануть систему». Они не полагаются на чиновников и добиваются своего через замысловатую сеть полезных знакомств.
13. Выпивайте с русскими в промежутках между встречами — это один из самых простых способов навести мосты.
14. Русские любят, когда их хвалят, особенно за успехи страны в сфере технологий и великие достижения в искусстве.
15. Если русский касается собеседника во время разговора, это признак доверия.
16. Как немцы, русские приходят на встречи без улыбки. И как немцы, могут быстро оттаять и проявить внимание и искренность.
17. Помните, что во время деловых переговоров с русскими приоритеты будут в таком порядке: ваши личные взаимоотношения, внешняя сторона вопроса и только потом возможности для финансовой выгоды.
18. Официальные распоряжения и инструкции, скорее всего, будут встречены в штыки. Но если вы представите ваши личные рекомендации, то русские их примут.
19. Не обсуждайте с русскими Вторую мировую войну и вообще войны с участием России. Все они, по их мнению, были оборонительными. С вашей версией истории они не знакомы.
20. За всю свою историю русские ни разу не познали демократии. Так что не ждите, что они окажутся справедливыми, беспристрастными и открытыми к дискуссии сторонниками равенства.
Источник: uposter.ru