Как сделать бизнес в университете

Не так давно в стране был запущен федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства». Его задача – стимулировать развитие стартапов и технологических бизнесов в вузах, помогать начинающим предпринимателям с запуском проектов.

Цель у проекта амбициозная – к 2030 году университеты должны дать экономике 30 тысяч технологических предпринимателей. Но как готовить команды? Как помочь студентам найти проектную идею и превратить ее в стартап, который привлечет инвестиции и разовьется в бизнес? И наконец, как организовать такую работу в вузе? Отвечаем на эти вопросы в нашем материале.

Быстрый способ прокачать стартап

Один из инструментов, который позволяет быстро вывести на новый уровень развития большое количество проектов — это акселератор. Сегодня в рамках федпроекта по всей стране в вузах запущены более 150 акселерационных программ — как общей направленности — для команд с проектами под разные рынки и с разными технологиями в основе­, — так и тематические.

Как создать лучший онлайн-университет? Основатель компании Нетология-групп научит! Разборщик!

Например, есть акселераторы для проектов в сфере искусственного интеллекта, для решений по цифровизации сельского хозяйства и другие. Оператором выступает АНО «Платформа НТИ». В каждом акселераторе около 300 участников, это значит, что опыт работы над стартапами за год получат 45 тыс. студентов. Даже, если свою жизнь с технологическим бизнесом свяжут несколько процентов из их числа, это не так уж и мало.

Для большинства российских вузов акселераторы и вообще работа со стартапами — новая история. Чтобы запустить акселерационные программы, часть университетов провела переобучение сотрудников на трекеров. Это специалисты, которые сопровождают стартап во время акселерационной программы и помогают командам достичь определенных целевых показателей. Масштабное обучение трекеров прошло, например, на интенсиве «Архипелаг 2022».

7 отличий проекта от продукта, которые должны учитывать вузы при запуске акселератора

Одна из основных задач стартапа — создать решение, продукт, который будет отвечать на потребности или, как говорят маркетологи, “боли” целевой аудитории. Однако многие университеты подходят к созданию продуктов, над которыми работают студенческие стартапы, в проектной логике. Это понятно, ведь в университетах сейчас активно внедряется проектная деятельность, но это не совсем правильно. При запуске акселератора важно учитывать разницу между проектным и продуктовым подходами. В чем же состоят отличия?

1. У проекта есть четкий план, в работе над продуктом плана быть не должно.

2. В проекте обязательно есть заказчик, у продукта на входе нет клиентов, их нужно найти.

3. У проекта срок известен заранее и как правило прописан в договоре. У продукта нет сроков, продукт «живет» до тех пор, пока есть клиенты и компании, готовые за него платить.

4. Бюджет проекта — обязательное условие. У продукта нет бюджета, в начале работы над продуктом неизвестно, какие будут расходы, ведь вы не знаете кто ваши клиенты, сколько денег потребуется вложить, чтобы заработать. Оценить жизнеспособность продукта позволяет валидация бизнес-идеи и Unit-экономика.

НОВЫЙ БИЗНЕС. ОТКРЫВАЕМ СТОЛОВУЮ В УНИВЕРСИТЕТЕ

5. В проекте команда собирается под задачу. Продуктовая команда более живучая — она существует, пока жив продукт.

6. В проекте финансирование планируется заранее, и без денег проект не стартует.

7. Результат проекта известен заранее. Результат продукта нельзя определить на начальном этапе работы.

Многие вузы совершают ошибку как раз в последнем пункте. Зачастую преподаватели сразу говорят студентам, как должны выглядеть их решения. Но продукты делаются не для преподавателей, а для потенциальных клиентов. И даже самый опытный преподаватель едва ли все знает о болях и потребностях целевой аудитории, поэтому работа над продуктом — это всегда предмет исследования.

Читайте также:  Малый бизнес инстаграм что это

Продуктовые команды отвечают на три вопроса:

— в чем его проблема,

— как эту проблему можно решить.

Стартап должен проанализировать рынок, понять его объемы и посчитать, сколько можно зарабатывать на продукте и с этим уже может идти к инвестору. Да, на ранних стадиях развития продукт сложнее «продать» инвестору. Здесь включаются различные меры господдержки. И в рамках «Платформы университетского технологического предпринимательства», и в рамках мероприятий Национальной технологической инициативы у университетских стартапов есть доступ к грантам, экспертам, инвесторам, индустриальным партнерам и заказчикам и т.д.

Кто и за что отвечает в университетском акселераторе

Вузовские акселерационные программы отличаются от других акселераторов. Здесь есть 3 организационных уровня:

— команда акселератора, которая делает программу, управляет работой, ставит задачи трекерам. Важно разобраться в организационной модели акселератора: как его запускать, какие есть роли, этапы, что должно быть в программе.

— трекеры. Они работают с командами по определенной логике и методологии. Если эту логику нарушить, шансы команды дойти до цели близки к нулю. Конечно, работа с трекером не гарантирует успех, но отсутствие трекера кратно снижает эффективность работы. Трекер помогает команде сфокусироваться, приоритизировать задачи и у него есть насмотренность

— преподаватели-практики. В вузовском акселераторе должна быть образовательная часть. Многие студенты еще не знают, ни что такое акселератор, ни как работать над продуктом. Важно дать им практические знания по экономике, маркетингу, менеджменту. В идеале — интегрировать курсы в основную образовательную программу или реализовать в формате ДПО.

В результате студенты получат компетенции product-менеджера — одного из самых востребованных на рынке специалистов, на которого, кстати, не учат в российских университетах.

Получить дополнительную специальность — одна из ценностей, которую можно доносить до студентов — участников акселератора. Вузу же важно понимать свои ожидания от запуска акселератора и привязывать его к своим КПЭ и планам.

Важно дать ребятам попробовать себя в предпринимательской деятельности, получить опыт, компетенции и решить, в какой сфере они дальше хотят развиваться. Федпроект «Платформа университетского технологического предпринимательства» эту возможность студентам дает.

И если желающих продолжить свой профессиональный путь в предпринимательстве будет больше, это станет важным результатом. Логика карьерных траекторий сегодня такова, что вы можете работать в найме, а завтра запустить свой проект и наоборот. На образовательной программе по продуктовой методологии, которую мы читаем студентам в акселераторах, они получают профессию джуниор-продакта. Ей не учат ни в одном университете, а она одна из самых востребованных на рынке. Это дает ребятам дополнительные возможности, пусть пробуют себя.

Источник: snob.ru

Как развивать сеть кофеен без отрыва от студенческой жизни

Современная молодежь тщательно следит за digital-трендами. В особенности это касается студентов-предпринимателей, которые начали свой бизнес внутри alma-mater. Какую пользу в таких проектах дают онлайн-кассы, ОФД и как технологические инновации помогают развивать сеть студенческих кофеен, проекту «Маркировка. ЭДО. ОФД» рассказал сооснователь проекта Lafayette Александр Будаков.

Александр, учеба в Финансовом Университете подтолкнула вас к идее открыть свой бизнес прямо не выходя из его стен? Как начинался ваш путь предпринимателя?

Читайте также:  Люди которые помогают с деньгами для бизнеса

Мой путь предпринимателя начался два года назад в студенческой аудитории. Тогда мне было 19 лет и я был студентом 2-ого курса Финансового Университета. Я всегда очень любил кофе. О хорошем напитке в моем корпусе вряд ли кто-то слышал в 2017 году. Все что предлагали студентам – вендинговые автоматы, которые наливали в пластиковые стаканчики жижу, мало похожую на кофе.

Во время лекции по социологии я вышел из аудитории и пошел к одному из этих автоматов, выбрал самое адекватное из того что там было и получил горячий пластиковый стакан… я моментально облился. Это меня взбесило: у меня были деньги, было желание попить нормальный кофе, но купить его было негде. В буфете и столовой кофе тоже не было.

Неужели так сложно поставить в корпусе нормальную кофейню?

Я вернулся в аудиторию, сел и начал считать. В буквальном смысле: в столбик пытался рассчитать, сколько будет стоить приготовить один стакан качественного и вкусного кофе. Тогда у меня получилась цифра сильно ниже реальной: около 25-26 рублей за стакан. На практике до 55-56 рублей. Я посчитал, сравнил с ценами в кафетериях ближайших к вузу.

Наценка в 10-12 раз.

— Вот это маржа!,- подумал я тогда, и не стал откладывать идею. И прямо там, на лекции по социологии, начал разрабатывать бизнес-план. На выходе из аудитории я поделился бизнес-идеей с моим другом и партнером, Куаном Фамом.

— Давай откроем кофейню? — предложил я.

— А почему бы и нет? — ответил Куан.

В Финашке должен был открыться новый корпус, где, по идее, должно было быть много свободных площадей. Я решил действовать: пришел в арендный отдел Университета и сказал, что хочу открыть кофейню в корпусе. Догадайтесь, что мне там ответили? «Кофейня там не предусмотрена планом, мы установим там кофейные автоматы».

На этом этапе я должен был плюнуть на эту идею и опустить руки. Но обида и гнев сильно повлияли на ситуацию. Я решил рискнуть: написал эмоциональное письмо ректору, у него открыта почта и он её, как оказалось, читает. В письме я описал проблему и предложил решение. К моему удивлению, потому что большинство ректоров в принципе игнорируют письма студентов, я получил ответ.

Ректор поддержал идею открытия кофейни в корпусе и дал команду организовать конкурс: он был проведен и я в нем победил. И подписал договор аренды с Финансовым Университетом.

На первую кофейню денег у нас с партнером не было. Мы обычные студенты без богатых родителей. Мы прошлись по знакомым и у одного товарища Куана нашлись свободные деньги — 500 т.р. Взяли их под проценты. Отдали за 3-4 месяца, точно не помню.

Открылись мы 5 октября 2017 года. В день открытия мы запустили акцию «плати сколько хочешь» и у нас в течение дня была нескончаемая очередь из студентов. Клиентов было настолько много, что в 15:00 сломалась кофе-машина. Это в первый день! Клиентов толпа, а кофемашина не работает.

Мы вызвали мастера и он все исправил. Но стресс был, конечно, серьезный.

По итогам первого дня мы получили около 20 тысяч рублей выручки. В первый день нам казалось, что это колоссальный результат, но нет. Мы не окупились. Нам платили по 10 рублей, по 1 рублю за чашку кофе, которое по итогу стоило около 50 рублей по себестоимости. Далее мы стабильно получали 20-30 тысяч выручки за день, но уже с нормальными ценами.

Читайте также:  Системное мышление как управлять хаосом и сложными процессами платформа для моделирования архитектуры бизнеса

Выручка росла, и мы начали стремительно окупаться.

Студенты – аудитория требовательная, которую мало чем удивишь. Какие «фишки» предлагаете клиентам?

Lafayette Coffee – кофейня каждого студента. Эти кофейни всегда будут управляться студентами. Этот принцип нам помогает выигрывать конкуренцию у буфетов и других кофеен.

Только студенты понимают, чего они хотят на самом деле. И очень охотно делятся с нами этими идеями. Мы эти «хотелки» собираем и интегрируем в свою работу. Мы делаем именно то, чего от нас ждут. Поэтому клиенты к нам возвращаются каждый день.

Одна из самых главных проблем нынешнего общепита в ВУЗах — проблема отцов и детей. Желания студентов опытный предприниматель может проигнорировать и проиграть. Мы их услышим и победим.

Пока мы были студентами, мы обещали, что кофейня всегда будет управляться студентами. После окончания университета мы сдержали свое слово и наняли управляющего из числа студентов корпуса, где стоят наши кофейни. От своих принципов мы не уйдем.

Как добивались репутации и узнаваемости?

Как сделать бизнес в университете

Студентам Мининского университета рассказали, как найти подработку или построить бизнес

В вузе прошел бизнес-интенсив

Студентам Мининского университета рассказали, как найти подработку или построить бизнес Студентам Мининского университета рассказали, как найти подработку или построить бизнес Студентам Мининского университета рассказали, как найти подработку или построить бизнес

30 мая 2023 года в Точке кипения Мининского университета прошел образовательно-практический интенсив “Бизнес — навигатор: перспектива”. Успешным предпринимательским опытом с более чем 80 студентами вуза поделились нижегородские бизнесмены.

По словам ректор Виктора Сдобнякова, студенты заинтересованы в том, чтобы начать свое дело в сфере образования.

“Общение с молодыми, но опытными предпринимателями — очень полезный опыт для наших студентов. Во-первых, эта встреча расширила их кругозор, они больше узнали о поддержке бизнеса со стороны как региона, так и государства в целом. Во-вторых, коммуникация с успешными людьми всегда заряжает на собственный успех, на выстраивание своей профессиональной траектории”, — отметил ректор Виктор Сдобняков.

Директор Ассоциации рестораторов Нижегородской области Алексей Беляев рассказал студентам о вариантах подработки на лето в сфере ресторанного бизнеса, руководитель отдела развития предпринимательства центра “Мой бизнес” Анна Яничева — о тех возможностях, которые сейчас создаются для инициативной молодежи. Историей успеха также поделились члены Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “Опора России”: руководитель Комитета по госзакупкам Никита Суходоев и основатель группы компаний “MaxDar”, владелец 10 автономных бизнесов Максим Дедов.

По мнению Максима, самыми главными качествами для бизнесмена являются отвага, готовность действовать и позитивный настрой.

“Моя цель — рассказать ребятам про свой опыт, ведь совсем недавно я также учился у ведущих бизнесменов в разных сферах. Считаю, что нужно общаться именно с практикующими специалистами, у них можно перенять важные бизнес-инструменты. Мне хотелось бы, чтобы ребята не боялись идти в бизнес, реализовывали свои идеи и делали этот мир лучше”, — рассказал предприниматель.

Советы оказались действительно полезны. Так, студентка 4 курса факультета гуманитарных наук Арина Горячева планирует построить свой бизнес в сфере образования.

“Мы привыкли, что предпринимателями в большинстве своем являются экономисты. Но это не так. Сегодня в сфере образования популярно онлайн-обучение, развита система частного дополнительного образования. Мне бы хотелось открыть свою онлайн-школу, где дети будут заниматься научно-исследовательской деятельностью”, — рассказала Арина.

Поделиться

  • Просмотров: 35

Источник: mininuniver.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин