Музыкальная индустрия последние два года переживает непростые времена, но говорить о том, что в этой отрасли нет денег и перспектив точно не стоит. Как заработать на мелодиях, когда нет концертов?
Цифровая революция повлияла на весь наш мир, в том числе на мир искусства. Зарабатывать на музыке стало, с одной стороны, намного труднее, ведь вложений музыка стала требовать намного больше. Но в то же время открылись совершенно новые возможности, в том числе для тех, кто не является музыкантом сам.
Фото: pixabay.com
Как зарабатывать на музыке?
Если говорить о том, как зарабатывают музыканты, можно выделить несколько пунктов:
- концертные туры и живые выступления на фестивалях (однако на последние за оплату приглашают только тех, у кого уже есть громкое имя);
- продажа прав на скачивание и прослушивание музыки в сети;
- продажа прав на использование музыкальных дорожек в рекламе, в кафе, на мероприятиях, в роликах;
- продажа дисков (да, есть люди, которые их еще покупают, как и винил);
- сотрудничество со звукозаписывающими студиями — в моде подкасты и аудиокниги, и людям интересно слушать их в исполнении любимого/известного/доселе неизвестного музыканта с приятным тембром.
Отметим сразу: вложений музыка требует немало, сегодня запись качественного альбома для малоизвестных исполнителей стоит едва ли не столько же, сколько выручка от него. Продажа прав на скачивание и воспроизведение песен — весьма туманная перспектива, правовое поле в этой отрасли в России только начало формироваться. Но причины для оптимизма есть: все больше людей готовы платить за прослушивание качественных треков в сети, выход Spotify на рынок России ускорил этот процесс, и даже социальная сеть «ВКонтакте» сделала прослушивание музыки возможным практически только по подписке.
И ЧТО ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ? Музыкальный бизнес в России (специальный выпуск)
Но зарабатывать на музыке могут и те, кто сам не играет/не поет/не пишет треки/не имеет слуха, в конце концов. Когда-то заработок в этом случае грозил только менеджеру и продюсеру музыкантов, теперь же в этой сфере получать деньги могут и грамотные программисты и даже блогеры. Создайте популярный музыкальный сайт – музыканты придут к вам и будут платить зато, чтобы вы разместили их трек. Наберите миллионную аудиторию и советуйте читателям исполнителей… за определенную плату, конечно.
Фото: pixabay.com
Реалии музыкального бизнеса в кризис или как зарабатывают музыканты?
Пандемия и последовавший за ней кризис изменили музыкальный рынок. Концерты массово отменялись, озвучка фильмов и рекламных роликов были приостановлены, артисты заявляли в сети, что им буквально нечего есть. Но, насколько известно, от голода никто в итоге не умер: на рынке появились новые возможности.
Андрей Рыжков, музыкальный продюсер, сооснователь продакшн-студии Kov Kov Music, куратор программы Music Production в Moscow Music School, комментируя происходящее, советует музыкантам присмотреться к дополнительным источникам дохода, которые пока не приносили весомого дохода исполнителями, но «кто знает, что будет дальше?». Например, это продажа мерча и стриминг. Они не только приносят дополнительный доход, но и являются прекрасной рекламой.
Азбука музыкального бизнеса. Вводная лекция. Лекция 1.
Музыкальный бизнес в кризис — это ваш успех до кризиса плюс ловкость, приспособленность и ваше сообщество. Самое время договариваться о бизнесе с людьми, с которыми вы занимаетесь похожими вещами, и с теми, кто потребляет контент, похожий на ваш, — констатирует Андрей Рыжков в колонке на Rusbase.
Что еще советует делать ради заработка современным музыкантам эксперт:
- Браться за любые возможности. Выступить на корпоративе в условиях отсутствия заработка совсем не стыдно.
- Дорожить контактами. Люди намного дороже денег, один совет знающего человека может решить многое.
- Активно использовать соцсети с системой донатов, общаться там с публикой.
В этой борьбе важно понять, что музыка — это не про зарабатывание денег. За зарабатывание денег отвечает бизнес и соответствующий подход.
Фото: pixabay.com
Что делать, чтобы получить хороший заработок на музыке?
Звездами и миллионерами не становятся в одночасье. Поэтому, как и в любой другой отрасли, важны усердная работа, регулярность, развитие, готовность к новому.
Музыкантам очень важно иметь как можно большую аудиторию, так что то, на скольких площадках размещены ваши синглы, может серьезно влиять на заработок.
Связи с продюсерами, готовность идти на уступки во время выступлений и публичность (да, сегодня люди хотят знать о своих любимчиках все, включая то, что они ели на завтрак) могут существенно поднять заработок.
Если говорить о тех, кто музыкантом не является, но зарабатывать в этой сфере хочет, советы примерно те же: максимум публичности, работы, взаимодействия с самыми разными людьми. О вас и вашем продукте должны знать как можно больше людей.
О том, на что точно стоит обратить внимание, написано в книгах:
- Дэвид Бирн «Как работает музыка»;
- Ari Herstand «How To Make It in The New Music Business»;
- Brian M. Jackson «The Music Producer’s Survival Guide».
Фото: pixabay.com
Почему стоит инвестировать в музыкальную индустрию?
Инвестиции в музыку способны принести миллиарды и стать куда более выгодным вложением, чем в нефть или газ. Например, Мерк Меркуриадис заработал огромное состояние на инвестициях в Shape Of You Эда Ширана, Umbrella Рианны и Single Ladies Бейонсе.
Гендиректор Hipgnosis Songs Fund привлекает инвестиции и тратит их на покупку популярных песен. Минувшей весной компания получила более £1,5 млрд (примерно $2,1 млрд) после заключенных в декабре-январе сделок с Нилом Янгом, Шакирой, Fleetwood Mac и другими. Таких огромных цифр и веса в мире шоу-бизнеса 57-летний канадец сумел добиться менее чем за три года.
Дело в том, что несколько лет назад Меркуриадис понял, что будущее музыкальной индустрии за стримингом, так как он привлекает пассивных слушателей — тех, кто не покупает альбомы, но готов платить за подписку. Он начал скупать альбомы, чтобы иметь право на продажу их воспроизведения по подписке, и не прогадал.
Песни как актив, по словам Меркуриадиса, — надежнее, чем нефть и золото, ведь спрос на них не зависит от того, что происходит в политике или экономике. Музыку слушают и когда хорошо, и когда плохо, так что вполне логично, что она источник «предсказуемого, надежного дохода» в непредсказуемом мире, считает предприниматель.
Подписки стали для людей совершенной нормой, как оплата счетов за коммунальные услуги. Рынок растет, но еще не переполнен, так что шансы у тех, кого интересует музыка, точно есть, особенно в России, ведь наш рынок шоу-бизнеса традиционно немного отстает от европейского и американского.
Выводы просты: музыка не самый простой, но вполне реальный способ заработать. Это эмоции и чувства, которые будут необходимы людям всегда. Музыка нужна и на войне, и во время отпуска на райском острове, и люди сегодня готовы платить за доступ к ней. Главное понять, с какой стороны подойти к проблеме заработка на музыке.
Источник: www.dk.ru
Личный опыт: как я открыл магазин музыкальных инструментов
Борис Колесников открыл магазин музыкальных инструментов 10 лет назад, когда учился в старших классах. Сначала SKIFMUSIС базировался только в интернете, а затем обзавёлся двумя физическими точками — в Самаре и в Москве. Кроме того, на волжских берегах витрины с гитарами дополняет ещё и полноценный бар. Пообщались с основателем и выяснили, зачем везти товары из Америки, почему не стоит опускать цены ради привлечения клиентов и для чего магазину музыкальных инструментов нужен собственный бар с гигантской коллекцией крафтового пива.
Борис Колесников
Основатель сети магазинов SKIFMUSIC.
Музыкальная группа и первый заказ из Америки
Я увлёкся музыкой в семь лет. У маминой подруги был сын, который играл на фортепиано. Каждый раз, когда мы приходили в гости, он показывал свои скилы. Мне так понравилось, что я стал просить родителей отвести меня в музыкальную школу. У них не было на это ни времени, ни денег, но ко второму классу я достучался кулачками по столу и всё-таки начал обучаться игре на клавишных.
Когда закончил музыкалку, освоил ещё и гитару, что позволило мне стать полноценным участником школьной рок-группы. В 11-м классе наравне с уже состоявшимися музыкантами мы играли в «Подвале» и «Сквозняке» — культовых барах Самары.
Инструменты для музыканта так же важны, как бумага и ручка для писателя, поэтому мне всегда хотелось иметь качественное оборудование. Однажды я нашёл классную гитару, но в России она стоила 1 000 долларов. Даже с учётом моих летних подработок на стройке денег не хватало, так что я начал искать способы сэкономить.
На одном из тематических форумов я познакомился с человеком, который сказал, что живёт в Америке и может помочь мне приобрести инструмент всего за 300 долларов. Дальше Одессы я на тот момент не уезжал, так что США казались мне другой вселенной, но любопытство взяло верх. Я рискнул, отправил деньги и начал ждать. Спустя два месяца уже перестал надеяться, но домой неожиданно принесли извещение. На почте меня ждала огромная коробка с той самой гитарой.
Я понял, что товары из Америки обходятся гораздо дешевле, и начал доставлять их в Россию на регулярной основе. За рубежом есть такие вещи, которые в нашей стране не найти.
Я создал сайт, выложил туда модели гитар, которые могу доставить, и начал получать заказы. С прибыли покупал инструменты, чтобы они уже были в наличии, как в настоящем интернет-магазине. Клиенты узнавали обо мне на музыкальных форумах, где я активно рекламировался.
Перевалочным пунктом для доставки товаров из Америки стал тот самый парень, который помог мне с покупкой гитары. Он принимал инструменты, проверял их, заново упаковывал и отправлял в Россию.
Доводим новые гитары до идеала, а также чиним винтажные инструменты и технику в собственной мастерской
Первый магазин и столкновение с подрядчиками
Спустя четыре года работы интернет-магазина я понял, что мне нужна физическая точка. У нашей группы была база для репетиций, и со временем она превратилась в настоящий склад: там хранилось настолько много гитар и чехлов, что стало невозможно спокойно передвигаться. Была и другая причина: покупатели с форума не особо доверяли мальчику Боре из Самары, который предлагал им перевести деньги. Чтобы завоевать доверие, нам нужен был реальный магазин.
Винтажные японские и американские гитары ценятся как дорогое вино — чем старше, тем дороже
Лето после первого курса университета я решил потратить на подготовку к открытию своего первого магазина. У меня не было никакого опыта в бизнесе, поэтому я подумал, что открыться неподалёку от нашего самого большого конкурента — хорошая идея. Люди будут приходить к ним и заодно заглядывать к нам. Исходя из этого я нашёл торговый центр, договорился с арендным отделом и выбрал секцию на 17 квадратных метров.
На тот момент у меня были скоплены 250 000 рублей, и ещё 500 000 рублей я взял в кредит. Поручителем стала моя мама, которая вместе с отцом поддерживала эти начинания с самого первого дня.
Первым делом я нарисовал, как в моём понимании должно выглядеть помещение, а затем начал искать торговое оборудование. Оказалось, что те же крючки для гитар в интернете стоят очень дорого, поэтому нашёл обычного чувака-сварщика, дал ему денег, и он сделал всё в какой-то подворотне.
Моей самой большой ошибкой стала мысль, что я успею закончить отделочные работы за три месяца. Казалось, если подрядчики пообещали выполнить всё к 20 августа, так и будет. На деле я пришёл в назначенное время и мне сказали: «Ой, у нас тут ещё конь не валялся, давайте увидимся через месяц?»
Три дня перед открытием я просто жил в магазине, чтобы успеть всё доделать.
Обустройство точки обошлось в 150 000 рублей, а аренда стоила 60 000 рублей за три месяца — нужно было оплатить их сразу. Остальные деньги я потратил на закупку товаров.
Сотрудники, первая прибыль и переезд
Первым сотрудником стал барабанщик из моей группы, который нигде на тот момент не работал. Я предложил ему стать менеджером по продажам в магазине, и он согласился.
Со временем мы поняли, что вдвоём работать довольно сложно, поэтому взяли ещё одного человека. Я сразу же оформил ИП, официально устроил ребят на работу и начал платить за них налоги. Менеджеры получали минимальный оклад и проценты с продаж — это стандартная схема.
Магазин начал приносить прибыль с первого месяца: мы вышли в плюс на 50 000 рублей. Многие ребята из музыкальной тусовки хорошо меня знали, поэтому сразу же стали к нам заглядывать. Но главное, покупатели из других городов уже не боялись обращаться в SKIFMUSIC. Мы выложили фотографии из реального магазина, поэтому они спокойно оплачивали товары заранее и ждали доставку.
В первом помещении мы продержались всего год. Товаров стало слишком много — всё было завалено инструментами. К тому же бабушки из соседних ларьков нас просто ненавидели, потому что рокеры приходили и вовсю лабали на гитарах.
Я стал искать другое помещение, и в 2010 году мы переехали в магазин на 70 квадратов. Аренда обошлась в 40 000 рублей, но мы стали чувствовать себя гораздо комфортнее и смогли расширить ассортимент: завезли клавиши, а также звуковое и световое оборудование.
Сотрудник и гость шоурума
Поиск музыкальной базы и филиал в Москве
В 2011 году я окончил университет и понял, что нам нужна точка в Москве: клиенты интернет-магазина в основном из столицы. Я вспомнил, что музыканты несколько раз в неделю репетируют на специальных базах — мы и сами были на таких, когда гастролировали. Помещения там просто огромные, так что периодически в одном месте оказываются сразу 100 музыкантов. Они наша самая заинтересованная аудитория.
Я нашёл очень большую базу Under The Ground, списался с управляющим и сказал, что хочу открыть свой магазин. Оказалось, что он уже знал о нас благодаря YouTube‑каналу, который мы вели совместно с известным гитаристом Сергеем Табачниковым: он сидел на диване в трусах и делал обзоры инструментов. Видео набирали по 500 000 просмотров, что для узкой тематики вполне неплохо.
Я приехал в Москву, увидел невероятный поток музыкантов, но в аренде мне отказали: не было подходящего помещения.
Магазин SKIFMUSIC в Москве
Я расстроился и несколько дней бродил по этой базе, пока не увидел огромный коридор, который никак не использовался. На следующий день я снова пришёл в отдел аренды со схемой и за свой счёт предложил построить в коридоре две стены, чтобы мы могли организовать магазин. Несколько дней сотрудники думали и решили, что это неплохая идея — так я получил пространство в аренду. За несколько месяцев мы оформили его, и SKIFMUSIC появился в Москве.
Аренда обошлась нам в 25 000 рублей в месяц, а ремонт примерно в 400 000 рублей, но это стоило того. Ещё перед открытием магазина я сотрудничал с товарищем, который работал на студии звукозаписи в Москве. Всех клиентов я отправлял к нему, чтобы он помог заполнить договор и взял деньги: людям проще, когда они передают большую сумму конкретному человеку.
Когда появился магазин, продажи пошли ещё лучше: мы заказали кучу аксессуаров для музыкантов, которые покупали их по пути на репетицию. К тому же люди получили возможность сразу же забрать договор и чек.
Местная тусовка и собственный бар
В 2016 году у меня появилась возможность снять помещение над магазином в Самаре, и я решил ей воспользоваться. Заметил, что SKIFMUSIC — это уже не просто магазин, а место встречи. Люди приходили поболтать с менеджерами, потому что они из той же тусовки. Иногда гости брали с собой пиво и чипсы, а потом стыдливо прятали их под стойку, когда я появлялся на горизонте.
Мне показалось, что логичнее всего поддерживать тусовку, если она уже организовалась — это тоже приносит продажи. Так и появилась идея совместить бар и магазин музыкальных инструментов. Ремонт и закупка оборудования обошлись нам в 1,5 миллиона рублей.
«Гитар Бар» и более 100 видов крафтового пива из российских и зарубежных пивоварен
Изначально я думал, что бар станет маркетинговым инструментом для магазина, потому что туда будут приходить музыканты. На деле наши гости — айтишники, дизайнеры, программисты и ещё множество людей с другими интересами.
В большинстве заведений Самары вечером начинает играть очень громкая музыка, так что поговорить уже не удаётся, а наш бар работает в формате спикизи: можно прийти одному и поболтать с барменом или поставить пластинку на проигрыватель и слушать любимую музыку.
Кроме того, в «Гитар Баре» большой ассортимент крафтового пива — больше 100 позиций. Наверное, это одна из причин, привлекающих людей в наше заведение.
Затраты и перспективы
Сейчас в магазине есть полный сервис: мы настраиваем гитары, чиним оборудование, проводим обучающие уроки для начинающих музыкантов. Наша команда состоит из 35 человек и делится на инсталляционный, розничный и тендерный отделы.
Как сделать музыкальный бизнес
Основатель компании Burmester
Формула успеха: Делай как для себя, постоянно следи за качеством, не масштабируйся в ущерб качеству.
Дитер Бурместер с 15 лет играл на бас-гитаре в группе, параллельно изучал электронику, но и не думал, что когда-нибудь откроет свою компанию. Однажды его собственный гитарный усилитель сломался. Не найдя ничего подходящего в магазинах, Бурместер решил использовать свои знания и сделать усилитель сам. Результат настолько понравился его друзьям, что все просили одолжить усилитель на пару недель, а потом уговаривали сделать им такой же. Так появилась, ставшая легендарной, 777-я модель, которая вскоре начала продаваться по всему миру.
Совместив свои главные увлечения, музыку и электронику, Бурместер создал компанию, ставшую одним из лучших производителей звуковой аппаратуры в мире. Бурместер с самого начала поставил перед собой цель — делать оборудование, которое бы максимально близко передавало звучание оригинальных инструментов. За 40 с лишним лет Dieter Burmester остался верен себе. Это по-прежнему небольшая фирма, которая делать штучную продукцию высокого качества, без оглядки на массовый рынок цифровых устройств.
Пол Толлетт
Создатель музыкального фестиваля Coachella
E-Com Heroes: бесплатное закрытое сообщество русскоязычных предпринимателей, которые хотят запустить или развивать зарубежный e-com-бизнес. Подать заявку
Формула успеха: Начиная с самых низов, изучи бизнес на всех этапах, найди «больные места» конкурентов и сделай лучше.
В юности Пол Толлетт учился на химика в Калифорнии и организовывал концерты местных гаражных групп. Он самостоятельно придумывал афиши, раздавал флаеры и проверял билеты на входе. Толлетту не очень нравились современные фестивали, на которых артистов выбирали в соответствии с их местом в музыкальных чартах.
Тогда он пообещал себе сделать собственный фестиваль, концепция которого будет основана на искусстве музыки, а не ее популярности. Толлетт сразу решил, что раскруткой и организацией займется сам, он лично ездил по всей стране и раздавал брошюры артистам и их менеджерам. В свою команду он взял проверенных и близких людей, старшего брата и друзей по колледжу.
Идея собрать хороших музыкантов, не обязательно успешных, пришлась по душе публике. На первый фестиваль Coachella 1999 года пришли 37 тысяч зрителей. Сейчас билеты на Coachella раскупают за 40 минут, а выручка составляет около 100 миллионов долларов. Одна из главных особенностей Coachella — мирная обстановка.
Толлетту удалось организовать огромный фестиваль и не разругаться ни с фанатами, ни с музыкантами, ни с местными жителями. Сам он объясняет это так: «Знать всех людей и ладить с ними очень важно. Когда вы делаете добро, оно возвращается к вам. Не игнорируйте людей. Познакомьтесь с ними и выслушайте их».
Рикки Фарр
Основатель компании Riva Audio
Формула успеха: Стань профессионалом в своем хобби. Иди в ногу с технологиями .
Рикки Фарр связан с музыкой уже почти 50 лет, еще с конца 60-х годов он организовывал и записал около 5 тысяч выступлений. Именно Фарр отвечал за звучание всех инструментов на концертах Led Zeppelin, The Who, Джимми Хендрикса и других легенд рок-музыки. В наши дни, отошедший от работы Фарр, как-то услышал, как звучит песня Imagine Джона Леннона на Bluetooth-колонке внука. Тут он понял, что в индустрии беспроводного звукового оборудования все очень плохо и пришла пора что-то менять.
Фарр поставил перед собой задачу создать беспроводные аудиосистемы, которые давали бы слушателю ощущения присутствия на настоящем выступлении. Так появился его бренд Riva Audio. «Сегодня люди скачивают музыку через телефоны, потоковые сервисы, хотят слушать ее в любом месте, путешествовать с ней. Без лишних проводов, без сложностей, — рассказывает Фарр. — Я хочу делать звук такого уровня, чтобы вы ощутили себя на концерте или в студии звукозаписи».
Алекс Льюнг и Эрик Вальфорс
Создатели сервиса SoundCloud
Формула успеха: Если твоих компетенций недостаточно, возьми себе в партнеры того, кто будет тебя дополнять, чтобы вы вместе были непобедимы. Найди нишу с низкой конкуренцией.
Будущих бизнесменов Льюнга и Вальфорса объединяла страсть к музыке. Алекс работал звукорежиссёром, а Эрик писал собственные композиции. У них появилась общая идея — создать сервис, где музыканты могли бы загружать треки и обсуждать свою музыку. Создатели сразу решили, что сделают ставку на неизвестных независимых исполнителей и эта тактика себя оправдала — за 10 лет работы SoundCloud открыл миру тысячи музыкантов, привлек около 200 миллионов пользователей и даже сформировал собственный музыкальный жанр, клауд-рэп.
Труднее было монетизировать проект, Льюнг и Вальфорс пытались договориться с крупными рекорд-лейблами, но сервису это пошло только во вред и компания чуть не потеряла своих преданных поклонников. В 2017 году у проекта появились серьезные проблемы, которые чуть не привели к закрытию. Сейчас SoundCloud нашел инвестиции, вернулся к своей первоначальной идее и снова делает ставку на молодых перспективных музыкантов.
Сергей Маричев
Основатель фирмы АМТ Electronics
Формула успеха: Если у тебя есть аудитория, которая тебе доверяет, ты наверняка сможешь найти то, что ей предложить. Не бойся начинать с зарубежного рынка — получив там успех, вернуться в России будет гораздо проще.
В 80-е годы Сергей Маричев слушал The Beatles и Rolling Stones, играл в омской рок-группе на басу и учился на инженера радиосвязи. Однажды вместе с другом он попробовал спаять первую гитарную педаль. Очень скоро Маричев собирал такие педали для всех знакомых музыкантов и зарабатывал небольшие деньги. Дальше дело не пошло, но уже в начале нулевых он решил возобновить бизнес и вместе с сыном открыл фирму по производству гитарных педалей. Чуть позже АМТ Electronics попали на свою первую зарубежную выставку, где познакомились с легендарным Джимом Маршалом, создателем знаменитых усилителей, и получили первые заказы из США и Европы.
Ориентированность на зарубежный рынок и высокое качество продукта стали основными составляющими успеха компании, которую в США и Японии до сих пор знают гораздо лучше, чем в России. Сейчас у АМТ 25 официальных представителей в других государствах и статус одного из главных производителей гитарных эффектов в мире.
Материалы по теме:
Источник: rb.ru