В период становления рыночной экономики появились термины «предприниматель» и предпринимательство». Они происходят от слова «предприимчивость».
Определение 1
Предприниматель – это человек, который вкладывает свои средства в производство какого-либо товара или услуг, ведет дело на свой страх и риск и рассчитывает на получение определенной прибыли.
Определение 2
Занятие предпринимательской деятельностью называется предпринимательством.
Предприниматель должен обладать определенными качествами:
- организаторские способности;
- психологическая устойчивость;
- финансовая смелость;
- склонность к финансовому риску;
- умение быстро просчитывать рыночную ситуацию;
- решительность;
- умение ориентироваться в финансовых и юридических вопросах.
Не каждый человек обладает качествами предпринимателя. Не каждый предприниматель достигает больших успехов. Все зависит от степени развития предпринимательских талантов человека и стечения обстоятельств.
Электронные таблицы для бухгалтера. Как работать в электронных таблицах: EXCEL, ГУГЛ ТАБЛИЦЫ
Предприниматель не зависит ни от кого. Он сам решает, что и в каком объеме будет производить, на какой контингент клиентуры рассчитывать, по какой цене реализовывать готовую продукцию. В случае успеха бизнеса предприниматель получает прибыль. В противном случае он рискует понести финансовые потери – убытки.
Предпринимательство зародилось еще в недрах феодального строя, задолго до возникновения крупных предприятий. Именно благодаря ему оформились основные черты капиталистического способа производства и рыночной экономики.
Бухгалтерский учет и его значение
Успешность ведения любого дела, независимо от формы собственности и политического режима, зависит от правильно поставленного финансового (бухгалтерского) учета. Именно благодаря ему можно получить достоверные данные о степени эффективности (прибыльности) работы того или иного предприятия или отрасли.
«Бухучет индивидуального предпринимателя»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Цифры данных бухгалтерского учета позволяют сопоставить объемы расходов и доходов предприятия, о проведенных коммерческих операциях и их результативности. Кроме того эти данные дают возможность оценить состояние любого бизнеса ил предприятия на конкретный текущий момент.
Тщательно налаженный бухгалтерский учет позволяет избежать банкротства. А своевременная подача финансовых отчетов позволяет правильно оплатить государственные налоги и пошлины. Поэтому ведение бухгалтерского учета очень важно для фискальной политики государства.
Финансовый учет в индивидуальном предпринимательстве
Бухгалтерский учет является очень обширной сферой деятельности и требует специальной подготовки. Поэтому, если предприниматель не обладает бухгалтерскими познаниями, то ему лучше пригласить для этого специалиста.
В финансовом (бухгалтерском) учете выделяют три важных направления:
- налоговый учет;
- управленческий учет;
- общий бухгалтерский (финансовый) учет.
Большинство предпринимателей считают приоритетным направлением своевременную подачу отчетности в фискальные органы и отчислению всех, предусмотренных законом, обязательных платежей. Но нельзя пренебрегать и остальными направлениями. Ибо правильный учет не только облегчает ведение бизнеса, но и способствует повышению эффективности работы предприятия. Он позволяет правильно и с максимальной выгодой перераспределить средства и избежать штрафных санкций.
Ввиду того, что индивидуальный предприниматель не располагает обширным штатом сотрудников, то, как правило, у него нет бухгалтерского учета в его понимании профессионалами. Он не составляет сложные финансовые балансы, не совершает какие-нибудь бухгалтерские проводки. Но у него должен все равно быть облегченный вариант бухучета.
Замечание 1
Индивидуальный предприниматель обязательно должен вести книгу учета доходов и расходов. Каждый индивидуальный предприниматель должен отчислять в пользу государства все виды налогов и фиксированные взносы в Пенсионный Фонд.
Источник: spravochnick.ru
Ведение бухгалтерского учета при УСН
Упрощенная система налогообложения позволяет во многих случаях экономить на обязательных платежах. Также бизнесмены, использующие УСН, могут упростить для себя и ведение бухучета. Рассмотрим, что говорит закон об организации бухгалтерии для «упрощенцев».
Варианты ведения бухгалтерского учета при УСН
Специального регламента ведения бухучета для компаний на УСН закон не предусматривает. Однако нужно отметить, что перечень критериев для «упрощенцев» во многом совпадает с параметрами субъектов малого бизнеса (ст. 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии…).
Более того, конкретные требования к «упрощенцам» гораздо более жесткие. Например, лимит по годовой выручке у них — 150 млн руб. против 800 млн руб. у «малых» бизнесменов. Поэтому можно сказать, что практически любая компания, которая использует УСН, одновременно относится и к малому бизнесу.
Для руководителей малых предприятий ст. 7 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете» предоставляет возможность выбора различных вариантов организации бухгалтерии:
- Вести учет самому.
- Принять в штат главного бухгалтера или сформировать отдел бухучета.
- Заключить договор с бухгалтерской фирмой или индивидуальным специалистом.
Кроме того, при любом из этих вариантов «малые» бизнесмены имеют право вести учет в упрощенном формате. Этот формат не следует путать с упрощенной системой налогообложения, т.к. он относится исключительно к бухгалтерии.
Подробно об особенностях учета при «упрощенке» расскажем в следующих разделах.
Бухучет ООО на УСН
Конкретный порядок «упрощения» учета закон не устанавливает. Особенности ведения бухгалтерии для небольших компаний «разбросаны» по различным ПБУ. В частности, они имеют право:
- Учитывать доходы и расходы «по оплате» (п. 12 ПБУ 9/99 и п. 18 ПБУ 10/99)
- Учитывать все проценты по кредитам, как прочие расходы, даже если кредит получен на приобретение основных средств (п. 7 ПБУ 15/2008).
- Исправлять существенные ошибки прошлых периодов в упрощенном порядке, т.е. в день выявления (п. 9 ПБУ 22/2010).
- Не переоценивать финансовые вложения (п. 19 ПБУ 19/02)
Все перечисленные поблажки применяются бизнесменами в рамках обычного бухучета: с использованием счетов, двойной записи и т.п. Однако возможны и другие варианты.
Институт профбухгалтеров РФ (ИПБ РФ) разработал и согласовал с Минфином (протокол от 25.04.2013 № 4/13) три варианта ведения учета малыми предприятиями:
- Обычный бухучет, но с сокращенным количеством счетов и упрощенным подходом к отражению отдельных хозяйственных операций.
- С двойной записью, но без использования учетных регистров. В этом случае все операции заносятся в специальную книгу.
- Простой учет. Здесь также используется книга учета, но счета и двойная запись не применяются. Такой вариант специалисты ИПБ РФ рекомендуют для микропредприятий с численностью до 15 чел.
Особенности составления учетной политики
С учетом особенностей малого бизнеса в учетной политике обязательно нужно отразить:
- Выбор варианта упрощенного учета
- Перечень используемых счетов и учетных регистров.
- Особенности отражения отдельных операций.
Иногда малые предприятия могут и не использовать все предоставленные законом возможности для упрощения учета.
Например, ведение бухучета «по оплате» во многих случаях неудобно. Такое отражение доходов и расходов часто не показывает реальное состояние бизнеса, особенно, если имеются существенные суммы полученных авансов или задолженностей.
Какую отчетность надо сдавать при УСН и когда?
Упрощение учета распространяется и на бухгалтерскую отчетность. Малые предприятия могут сдавать только две формы: баланс и отчет о финансовых результатах. Кроме того, эти отчеты можно предоставлять по сокращенной форме — с меньшей детализацией показателей (приложение 5 к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н).
Важно!
Все организации, в т.ч. и представители малого бизнеса, должны соблюдать требования п. 1 ст. 13 закона № 402-ФЗ. Там указано, что бухгалтерская отчетность должна давать полноценную информацию об экономическом субъекте.
Если организация, несмотря на формально малые масштабы, имеет сложную структуру активов и занимается разнообразными видами деятельности, то для полного отражения всех данных о бизнесе двух сокращенных форм может оказаться недостаточно. В этом случае следует заполнять отчетность на общих основаниях.
Бухгалтерская отчетность сдается ежегодно и сроки ее предоставления не зависят от состава форм. За 2018 год все организации должны были отчитаться перед налоговиками и органами статистики в течение трех месяцев. Начиная с 2019 года вводится обязательный электронный формат ее сдачи. Но при этом в статистику предоставлять данные будет уже не нужно.
Но и здесь для малых предприятий сделана поблажка: они могут перейти на электронный формат с 2020 года, а за 2019 последний раз сдать баланс и другие бухгалтерские формы на бумаге (п. 4 ст. 2 закона от 28.11.2018 № 444-ФЗ). Трехмесячный срок предоставления отчетов после перехода на онлайн-формат сдачи изменяться не будет.
Налоговый учет при упрощенной системе налогообложения
Здесь основной особенностью является признание доходов и расходов «по оплате». Этот вариант применяется при обоих вариантах «упрощенки»: объектах «Доходы» и «Доходы минус расходы». Также в налоговом учете при УСН фактически отсутствует амортизация: стоимость купленных основных средств списывается в периоде приобретения (за исключением «переходящих» объектов, которые были поставлены на учет до начала применения УСН).
Главным налоговым регистром, который используют «упрощенцы», является книга учета доходов и расходов (КУДиР). В книге отражаются основные доходы и расходы, которые формируют облагаемую базу, а также отдельно учитываются особые виды операций, влияющие на расчет налога, например, покупка основных средств.
Другие виды налогов, требующие специального отражения доходов и расходов (НДС и налог на прибыль) в общем случае при УСН не платятся. Поэтому и учет по ним «упрощенцы» не организуют.
Но в иногда бизнесменам приходится одновременно платить как «упрощенный», так и «общие» налоги. Например, НДС при ввозе импортных товаров платится вне зависимости от используемого налогового режима. Это же относится и к налогу на прибыль с дивидендов.
В подобных случаях компании на УСН приходится вести налоговый учет по нескольким видам обязательных платежей одновременно.
Основной налоговый отчет для «упрощенцев» — декларация по УСН. Она сдается ежегодно, а срок предоставления зависит от категории налогоплательщика: юридические лица должны сдать ее до 31 марта, а ИП – до 30 апреля. Если «упрощенец» платит другие «общие» налоги (например, НДС на таможне), то он должен сдавать отчетность по ним в обычные сроки, установленные для всех бизнесменов.
Если компания или ИП на УСН являются работодателем, то на них распространяется и вся отчетность, связанная с зарплатой: 2-НДФЛ, 6-НДФЛ, РСВ, 4-ФСС, СЗВ-М и СЗВ-стаж.
Важно!
Все указанные отчеты предоставляются «упрощенцами» в таком же порядке, как и бизнесменами, использующими общую налоговую систему.
Особенности ведения бухгалтерии ИП при упрощёнке
Основной особенностью бухучета ИП является то, что его можно вообще не вести. Закон освобождает предпринимателей от этой обязанности, если присутствует налоговый учет.
Однако многие ИП все равно ведут бухучет в добровольном порядке. Причины здесь следующие:
- Налоговый учет ориентирован на расчет базы для обязательных платежей, поэтому он не дает полноценной информации о состоянии бизнеса. Кроме того, КУДиР при УСН ведется «по оплате», а такой подход нередко ведет к неверному пониманию ситуации бизнесменом.
- Внешние пользователи часто запрашивают «стандартную» бухгалтерскую отчетность, потому что она позволяет быстро составить представление о бизнесе. Такая потребность возникает, например, при участии в госзакупках или подаче заявки на получение банковского кредита.
Т.к. для ИП порядок ведения бухучета не регламентирован, то они обычно выбирают один из описанных выше упрощенных вариантов, которые используют малые предприятия.
Как организовать учет при УСН, чтобы избежать претензий налоговиков
В первую очередь нужно отметить, что далеко не каждая компания, работающая на «упрощенке» может заинтересовать налоговиков. На многих малых предприятиях проверяющие не появляются годами. Но не следует думать, что инспектора вообще забыли о существовании этих компаний.
Но специалисты ИФНС используют и другие критерии. В частности, визита проверяющих могут ждать те, кто участвует в налоговых схемах. Кроме того, инспекторы проводят анализ финансовых показателей налогоплательщика, чтобы выявить признаки, свидетельствующие о нарушениях.
Нельзя абсолютно точно предсказать, будет ли в вашей компании выездная проверка. Но нужно знать об этой опасности и максимально снизить ее вероятность.