Ниже представлены ответы на наиболее распространенные вопросы при бухгалтерском учете ГСМ:
- Использовать документацию Минтранса.
- Использовать информацию изготовителя транспортного средства.
- Собственные нормы, подтвержденные актами ответственной комиссии
Как списывается ГСМ
Списание ГСМ происходит путем внесения их в затраты. Осуществляется это на основании нормативов, которые были разработаны Министерством транспорта РФ. Однако согласно НК РФ предприятие имеет право разработать собственные нормативные документы для списания.
При работе по установленным нормам используют следующие документы:
- Распоряжение Минтранса № .
В последнем документе указаны все нововведения, которые актуальны на сегодняшний день. Также были внесены новые виды автомобилей, ранее отсутствовавшие. Поэтому рекомендуем компаниям, которые уже несколько лет ведут учет ГСМ по установленным нормам, ознакомиться с документом. Вероятно, там появился ваш транспорт, если его там не было ранее.
Учет ГСМ в 1С 8.3 — пошаговая инструкция
Стоит учесть, что любая автотранспортная организация обязана использовать документацию Минтранса РФ для учета расходов ГСМ. Собственный регламент разрабатывается, когда предприятию невыгодно использовать стандартные нормы, т.е. расходы значительно превышают установленные Минтрансом лимиты.
При разных типах налогообложения есть свои особенности списания:
- При УСН: списание в графу «Расходы» происходит в день покупки.
- При ОСНО: последним числом месяца за весь месяц.
Коэффициенты при расчете ГСМ
При расчетах разрешено применять различные повышающие коэффициенты в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. Документы Министерства транспорта РФ содержат подробную информацию о них.
Например, повышающий множитель в зимнее время года колеблется в диапазоне от 10 до 20% в зависимости от регионального расположения. Также влияние на расход топлива оказывает количество жителей города, в котором транспорт числится (от 5 до 35%), и возраст авто (5-10%).
Если налоговая инспекция запросит основание множителей при расчете, то вы сможете сослаться на рекомендации Министерства транспорта (выше по тексту).
Формула для вычисления расхода ГСМ
Для легкового транспорта существует типовая формула расхода топлива:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D), где Qн – нормативная трата топлива, Hs – базовая трата топлива на 100 км, S – пробег транспорта, D – коэффициент в процентах.
Примеры расчета друг от друга практически не отличаются, т.к. почти все применяют общую формулу. Отличия могут быть в том случае, если на предприятии были введены собственные правила.
Пошаговая инструкция по расчету нормы (на основе документации Минтранса):
На балансе компании находится автомобиль, который зарегистрирован в области с 2-миллионным населением. За зимний период машина прошла 300 км. Базовая трата на 100 км – 8,5 литра, коэффициент D (работа в зимнее время ) – 15%, коэффициент D (город с 2-миллионным населением) – 25%, пробег S – 250 км.
Как списать бензин на расходы предприятия?
Применив формулу, получим:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 8,5 х 250 х (1 + 0,01 х (0,25 + 0,15)) = 21,34 л.
Составляем Бюджет расходов на закупку ГСМ для заправки автомобилей
Чтобы построить достоверный бюджет затрат на ГСМ, нам понадобятся:
1. Данные о количестве и марках автомобилей, для которых будут закупаться ГСМ.
Планировать закупку ГСМ будем только для тех автомобилей, которые будут эксплуатироваться в планируемом периоде.
2. Данные об индивидуальных характеристиках указанных автомобилей:
• государственный номер транспортного средства;
• расход бензина или дизельного топлива на 100 км пути.
Расход бензина и дизельного топлива — ключевые параметры для планирования ГСМ. Они как раз и зависят от вышеупомянутых характеристик автомобиля.
Кроме того, расход топлива зависит от скорости движения автомобиля. Например, расход топлива для УАЗ 2206 при скорости 60 км/ч составляет 9 л/100 км пути, а при скорости 80 км/ч — 11,2 л/100 км пути. Поэтому чтобы определиться, какой норматив брать для расчетов, необходимо знать условия, в которых будет эксплуатироваться каждый отдельно взятый автомобиль (будут это поездки в пределах города, междугородние поездки, др.).
3. Данные о пробеге автомобилей за соответствующий период прошлого года.
При составлении бюджета на следующий год исходим из того, что предшествующий период по количеству и длительности поездок идентичен планируемому. Если на предприятии планируется использовать имеющийся транспорт более интенсивно, то планируемые показатели следует пересмотреть в сторону увеличения.
Теперь рассмотрим порядок заполнения в Еxcel таблицы для составления Бюджета расходов на закупку ГСМ для заправки автомобилей (табл. 1, фрагмент бюджета).
На предприятии ООО «Олимп-Инвест-Груп», для которого мы и будем составлять бюджет, эксплуатируются автомобили, работающие как на бензине, так и на дизельном топливе (ДТ). Поэтому в расчетных таблицах мы предусмотрели возможность планировать отдельно разные виды топлива.
Итак, порядок составления бюджета:
Так, например, расход бензина по автомобилю УАЗ 2206 с объемом двигателя 2693 см3 — 11,2 л на 100 км. В январе предыдущего года пробег УАЗ 2206 составил 1430 км, цена за 1 л бензина — 43,96 руб.
Тогда планируемый расход топлива в январе планируемого года составит:
(11,2 л × 1430 км) / 100 × 43,96 руб. = 7040,63 руб.
Таким образом, Бюджет затрат на закупку ГСМ для заправки автомобилей бензином — 315 952,24 руб., для заправки дизельным топливом — 43 308,06 руб.
Всего Бюджет затрат на закупку ГСМ для заправки автомобилей на год — 359 260,70 руб.
Нормирование расходования ГСМ при собственной разработке
Расчет расходов на топливо можно произвести 2-мя способами:
- Применением документов, разработанных производителем транспорта.
- Вычислением фактического расхода ГСМ на транспорт.
Ведение учета по 2-му способу применяется чаще, чем по 1-го.
Порядок замера расхода ГСМ, в частности бензина, дизельного топлива и газа, следующий:
- Создание комиссии.
- Несколько замеров при различных условиях эксплуатации (теплое и холодное время года, интенсивность движения, наличие пробок, простой с работающим двигателем). Замер происходит при полном баке с фиксацией пробега на момент заправки до полного опустошения бака.
- Полученные результаты оформляются в несколько нормативных документов, которые в дальнейшем используются в ходе списания ГСМ.
Можно пойти и другим путем: после формирования комиссии происходит замер при обычных условиях эксплуатации. После этого рассчитываются коэффициенты для поправок при отклонениях от нормы.
Инструкция, разработанная локально, должна соответствовать действительности, т.к. при завышении норм налоговая инспекция может запросить у вас обоснование таких показателей.
При разработке локального норматива использования топлива не запрещено за основу брать распоряжения Минтранса.
Источник: gosuslugiguide.ru
Методика списания топлива на УСН
При расчетах следует помнить, что учет горючего ведется исходя из его расхода. В зависимости от количества бензина или солярки подсчитывается стоимость израсходованного топлива.
Особенности списания
- Фирма приобретает топливо, а затем распределяет его между транспортными средствами посредством собственной заправочной станции. Это приемлемо для компаний с большим автопарком. Списание горючего происходит на основании данных путевых листов.
- Водитель транспортного средства самостоятельно приобретает бензин или солярку на средства, выданные компанией. Дальше, он предоставляет в бухгалтерию все необходимые документы: путевой лист и чек с АЗС.
Применение топливных карт АЗС Газпромнефть упрощает процесс учета, и снижает вероятность нецелевого использования денежных средств компании. Списание горючего проводится по счету 10, где будут отражаться средства, потраченные на закупку топлива. Чтобы сделать отчет более прозрачным и понятным лучше задействовать субсчет.
Рекомендации
Бухгалтерский учет предусматривает использование нескольких счетов, предназначенных для учета списания горючего. К ним относятся:
- 20 – производственная деятельность;
- 26 – хозяйственные нужды;
- 44 – учет расхода топлива для продаж.
Путевой лист нужен для расчета топливных затрат, поскольку из него легко узнать информацию о пройденном транспортным средством километраже. Бланки для оформления могут быть собственными и типовыми. В документации указывается маршрут, пройденное расстояние, объем бензина или солярки до поездки и после нее.
Нормативы, регламентирующие расход топлива
Нормы, утвержденные Министерством транспорта, высчитаны по среднестатистическим параметрам и условиям. Однако в жизни уровень потребления топлива зависит от сложности маршрута, погодных аномалий, загруженности трассы и прочих факторов. При списании топлива, необходимо учитывать, что если путь транспортного средства проходит по бездорожью, то расход горючего возрастет на 40% с грузом и 20% без него. Немаловажное значение имеет сезон и состояние дорожного полотна в отдельных населенных пунктах.
Источник: www.toplivnaya-karta.ru
Расходы на ГСМ
Грамотный учет горюче-смазочных материалов позволяет планировать закупку топлива, учитывать издержки в полном объеме, контролировать расход ресурсов. Какие механизмы учета топлива существуют, какие нормы можно использовать в работе, как правильно оформлять путевой лист — вы узнаете из этой статьи.
Компания, которая имеет в собственности, аренде или безвозмездном пользовании автотранспортное средство, должна вести учет поступления и расхода горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ).
К ГСМ относятся три группы материалов:
• топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ);
• смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, смазки);
• тормозные и охлаждающие жидкости.
Контроль за расходованием топлива и смазочных материалов обычно ведется в специальной ведомости учета и движения ГСМ.
В бухгалтерском и налоговом учете основная задача списания ГСМ относится к 1-й группе (топливо), так как его расход при эксплуатации автомобиля несоизмеримо выше, чем охлаждающей жидкости.
Способ учета расходов на ГСМ нужно утвердить в учетной политике. Здесь надо отразить, будет ли компания нормировать расходы и если да, то по каким нормам списывать — собственным или утвержденным Минтрансом.
Нормативы можно использовать не только для списания ГСМ, но и для планирования закупки топлива. Этот момент особенно актуален, если речь идет о транспортном предприятии.
Ранее Минфин утверждал, что расходы на ГСМ нужно учитывать с применением норм, которые были утверждены Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.08 № АМ-23-р. Списывать топливо по своим лимитам разрешалось только в том случае, если в распоряжении нет норм на нужный автомобиль.
Позже чиновники согласились, что нормировать расходы на топливо необязательно (письмо Минфина РФ от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875).
Однако нормы помогают экономически обосновать расходы на ГСМ. Операции по списанию топлива в пределах лимита не вызовут нареканий со стороны налоговой инспекции. Расходы сверх лимита компании придется обосновать (п. 1 ст. 252 НК РФ).
На практике зачастую требуется устанавливать собственные нормы расхода для автомобилей, так как утвержденные показатели не всегда соответствуют фактическим.
Принятые для учета нормы, независимо от того, свои или Минтранса, необходимо утвердить приказом руководителя.
Наиболее безопасный и удобный способ определения норм расхода ГСМ — это использовать показатели, установленные Минтрансом. Если для автомобиля нет утвержденных Минтрансом норм или организация решила использовать другие показатели, она вправе установить свой лимит. Рассчитать нормы разных марок авто можно двумя способами.
Первый, самый простой способ удобно использовать для расчета норм новых автомобилей. За основу можно взять технические характеристики автотранспорта в документации от завода-изготовителя. Такой подход соответствует позиции Минтранса.
Второй способ подразумевает использование контрольных замеров. Для этого в пустой бак автомобиля, по которому разрабатывают нормы, заливают фиксированное количество топлива, например, 100 литров.
Затем автомобиль выпускают на маршрут до полного опустошения бака. Контрольная комиссия снимает показания одометра до выезда авто и после приезда и путем деления литров на километраж высчитывает, сколько топлива надо для проезда одного километра пути.
Полученный показатель фиксируют в акте и подтверждают подписью всех членов контрольной комиссии. Акт контрольного замера расхода топлива вы можете скачать по ссылке.
Так как расход бензина зависит от разных факторов, лучше произвести замеры в различных ситуациях использования авто: для груженого и порожнего транспорта, в летнее и зимнее время, в дождь и снег. Отдельно следует зафиксировать расход топлива во время простоя с включенным двигателем.
Такой способ нормирования довольно сложный. Так как для учета всех вариантов потребуется неоднократно повторять контрольные замеры, и это только по одному виду транспорта.
Чтобы облегчить задачу, можно воспользоваться следующим вариантом. Утвердить один стандартный норматив и повышающие коэффициенты для разных сезонов, степени загрузки, езды по городу или по трассе.
Организациям, использующим спецтехнику, лучше воспользоваться нормами, которые утверждают отраслевые ведомства. Например, для предприятий лесной промышленности это будут нормы, утвержденные Приказом Рослесхоза от 13.09.1999 №180.
Чтобы расходы по путевому листу не подвергались сомнению со стороны налоговиков, документ должен быть правильно оформлен и содержать определенные реквизиты.
Правила заполнения путевых листов утверждены Приказом Минфина РФ от 11.09.2020 № 368 и действуют до конца 2026 года. Согласно документу в путевом листе должны быть заполнены следующие реквизиты.
Наименование и номер.В наименовании указывают тип транспортного средства – легкий, грузовой, автобус и др. В заголовке проставляют номер в хронологическом порядке.
Срок действия путевки.Порядок и сроки составления путевого листа определяют самостоятельно и прописывают в учетной политике. Путевку можно оформлять на один день, один рейс, если его длительность превышает один день, и на более длительный период, независимо от продолжительности поездки.
При оформлении путевого листа на один день или один рейс в заголовке потребуется указать соответствующую дату, когда совершается выезд. Если путевой лист открывается на время рейса, прописывают даты начала и окончания рейса, например, с 13.01.22 по 16.01.22.
При заполнении путевки на определенный период при каждом отправлении и возвращении из рейса нужно проставлять дату и время. Так как типовая форма путевого листа не предусматривает такой возможности, потребуется разработать свой бланк и утвердить его в учетной политике.
Данные о владельце автотранспорта.Заполнение этого поля отличается для организаций и предпринимателей. Организации заполняют наименование, организационно-правовую форму, ОГРН, адрес и телефон. Бизнесмены вписывают Ф.И.О., ОГРНИП, почтовый адрес и телефон.
Данные нужно указать в соответствии с учредительными документами. Любые ошибки при заполнении реквизита о владельце автотранспорта могут привести к снятию расходов по этому путевому листу, так как налоговые инспекторы не смогут идентифицировать компанию или ИП в реестре налогоплательщиков.
Тип, марка и госзнак транспортного средства.Эти сведения заполняют по данным СТС и ПТС автомобиля. Если используется машина с прицепом, нужно указать модель и госномер прицепа.
Показания одометра при выезде на смену и возвращении в парк.Эти сведения являются ключевыми, так как по ним определяют пробег авто и расход топлива. Пробег нужно указывать в полных километрах без десятичных знаков.
Километраж по отдельным участкам маршрута должен совпадать с общим пробегом по путевому листу. Отсутствие показаний одометра является основанием для отказа в расходах по налогу на прибыль со стороны ИФНС.
Если одометр неисправен, нужно указать это в соответствующем поле путевого листа и составить акт о наличии дефекта. К путевке нужно будет приложить документ, подтверждающий пробег автомобиля. В частности, для учета километража можно данные системы ГЛОНАСС.
Дата и время выезда из автопарка.Укажите дату и время в часах и минутах, когда машина покинула гараж и вернулась обратно. Укажите время прибытия в промежуточные точки маршрута для подтверждения использования авто в служебных целях.
Если в листе стоит дата выезда в выходной, нужно подтвердить документально привлечение сотрудника к работе в этот день.
Отметка о техническом контроле состояния транспортного средства.Контроль за состоянием транспорта напрямую влияет на безопасность пассажиров и водителя. Механик, заполняющий в путевке реквизит об исправности транспорта перед выездом и при въезде в парк, подтверждает, что автомобиль не сломается и не создаст аварийную ситуацию на дороге.
Заполнять этот реквизит нужно только в том случае, если компания и предприниматель профессионально занимаются перевозками или они осуществляются грузовым транспортом или автобусом.
Сведения о водителе и результат медосмотра.Здесь нужно указать Ф.И.О. водителя, дату и время проведения его предрейсового и послерейсового медицинского осмотра. Дополнительно можно указать номер водительского удостоверения, но это необязательный реквизит.
Проходить медицинское освидетельствование должны все работники, принятые на должность водителей (ст. 23 Закона от 10.12.95 № 196-ФЗ). Также медосмотр обязателен для сотрудников, работа которых связана с постоянными разъездами.
По итогам предрейсового медосмотра медработник ставит штамп с надписью о допуске к работе, свою подпись, расшифровку и дату. По итогам послерейсового осмотра медработник ставит штамп о прохождении осмотра, подпись, расшифровку и дату.
Если путевой лист оформлен на нескольких водителей, в нем должна стоять отметка о медосмотре всех, указанных в листе, водителей. Если предрейсовый осмотр обязателен для всех водителей, то послерейсовый должны проходить только те работники, которые перевозят пассажиров и опасные грузы (ст. 23 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
За выпуск в рейс водителя без медосмотра или при наличии медицинских противопоказаний установлена административная ответственность в виде штрафа. Должностных лиц могут оштрафовать на сумму до 25 тыс. рублей, юридических лиц – на сумму до 130 тыс. рублей (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ). При повторном нарушении деятельность компании могут приостановить на срок до 90 суток (ч.
5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Сведения о перевозке.Этот реквизит появился в 2021 году. Здесь нужно указать виды сообщения и перевозки. К виду сообщений относится городское, пригородное, междугородное и международное. Если видов сообщений несколько, их нужно перечислить через запятую.
Порядок заполнения вида перевозки Минтранс пояснил в письме от 03.03.21 № Д3-468-ПГ, согласно которому в графе «Вид перевозки» нужно указать один из следующих видов перевозки — регулярная перевозка пассажиров и багажа, перевозка пассажиров и багажа по заказу, организованная перевозка группы детей, перевозка пассажиров и багажа легковым такси, перевозка грузов, перевозка для собственных нужд.
Кроме обязательных, в путевом листе можно указать любые дополнительные реквизиты, связанные с особенностями работы предприятия.
Важно отметить, что при самостоятельном техобслуживании транспорта и технических средств также может потребоваться топливо и другие горюче-смазочные материалы. В этом случае расходы списывают не на основании путевого листа, а на основании акта. Акт о списании ГСМ вы можете скачать по ссылке.
Кроме того, транспортные компании могут списывать естественную убыль бензина, если они имеют собственные емкости для его хранения и разрешение на закупку и хранение ГСМ. Однако это дозволено делать, только если не нарушается техника работы с топливом.
Чтобы избежать проблем с излишними недостачами и чрезмерным списанием топлива, необходимо разработать инструкцию по работе с ГСМ и ознакомить с ней сотрудников. Инструкцию по работе с ГСМ можно скачать по ссылке.
Независимо от выбранной формы учета нормы расхода на ГСМ нужно утвердить приказом руководителя. Он требуется для того, чтобы экономически обосновать затраты на топливо. Приказ об утверждении норм расхода ГСМ можно скачать по ссылке.
В приказе 2022 года нужно утвердить нормы расхода на каждый автомобиль, прописать вид топлива и, если есть, надбавочные коэффициенты. Чтобы не дублировать приказ несколько раз в году, целесообразно сразу прописать в документе летние и зимние нормы.
При наступлении холодов или оттепели руководитель вправе изменить срок действия надбавок своим приказом. Для правильного расчета сезонного повышения нормы можно воспользоваться таблицей значений, утвержденной Минтрансом РФ в Распоряжении от 14.03.08 № АМ-23-р).
Если у предприятия нет в наличии транспорта, работник может задействовать свой автомобиль для выполнения служебных обязанностей. За использование личного транспорта организация обязана выплатить работнику компенсацию (ст. 188 ТК РФ).
Возмещение расходов на бензин выплачивается работнику при соблюдении следующих условий:
• руководитель согласовал работнику использование личного автомобиля;
• сотрудник подтвердил расходы первичными документами (чеками, путевыми листами);
• работник должен быть официально устроен в компанию.
Для корректного ведения учета нужно закрепить условия выплаты компенсации в дополнительном соглашении к трудовому договору. В документе можно указать особые условия работы, сумму компенсации, марку и номер автомобиля, необходимость предоставления подтверждающих документов.
Далее нужно утвердить выплату приказом руководителя о возмещении расходов, связанных с использованием личного автомобиля в служебных целях. Приказ о назначении компенсации за использование личного автомобиля можно скачать по ссылке.
Учет расходов на ГСМ осуществляется в разрезе каждого работника. В бухучете издержки на ГСМ относятся к коммерческим или общехозяйственным расходам.
Закон ограничивает сумму компенсации для легковых автомобилей. Максимальные суммы выплат указаны в Постановлении Правительства РФ от 08.02.02 № 92. Нормативы зависят от объема двигателя:
• для двигателя объемом до 2 000 куб. см. – 1 200 рублей;
• двигателей свыше 2 000 куб. см – 1 500 рублей.
За использование грузового личного автотранспорта сотруднику выплачивают компенсацию, покрывающую издержки, понесенные в процессе выполнения служебных обязанностей. Компенсационная выплата не облагается НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ) и взносами (пп. 2 п. 1 ст.
422 НК РФ), так как не является оплатой труда работника.
При упрощенной системе налогообложения есть некоторые особенности учета ГСМ. Компании и бизнесмена на УСН с объектом «Доходы» не учитывают расходы на ГСМ, здесь в налогообложении учитываются только доходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).
При УСН с объектом «Доходы минус расходы» к учету можно принять только подтвержденные документально и оплаченные расходы на приобретение топлива. В составе материальных расходов можно списать затраты на топливо при оказании автотранспортных услуг. Расходы на ГСМ для служебного автомобиля относятся к прочим расходам (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Признать расходы можно только при выполнении следующих условий:
• ГСМ должны быть приобретены для ведения деятельности и оплачены;
• расходы должны быть подтверждены первичными документами, как и при расчете налога на прибыль (путевые листы, чеки АЗС).
С таким подходом согласны и налоговые органы (письмо ФНС РФ от 22.11.2010 № ШС-37-3/15988).
Источник: www.v2b.ru