Физлица, в том числе не зарегистрированные как ИП, могут участвовать в госзакупках. Рассмотрим, каким образом такое участие осуществляется на практике.
Могут ли физические лица участвовать в госзакупках?
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 3 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, участие в госзакупках физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, разрешается наряду с ИП и организациями, в том числе, если физлицо — самозанятое, то есть, является плательщиком налога на профессиональный доход (НПД). Государственному заказчику любое физлицо может осуществлять поставку товаров, работ, услуг, аналогично ситуации, когда поставщиками выступают хозяйствующие субъекты.
Интерес к физлицам в качестве поставщиков у госзаказчиков может возникать по разным причинам. Во-первых, физлица как единственные исполнители обычно не имеют лишних издержек и могут назначать минимальную цену за поставляемые товары, работы или услуги. Во-вторых, физлицо, подав заявку, скорее всего, исполнит ее с должным уровнем качества. В-третьих, у государственных заказчиков может регулярно возникать потребность в небольших по объему закупках, на которые относительно крупные предприятия могут в принципе не обратить внимание, и здесь весьма кстати будут предложения от физических лиц, заинтересованных в получении даже небольшой выручки.
НДС в ГОСЗАКУПКАХ // НДС в ТЕНДЕРАХ // ТЕНДЕРЫ и ГОСЗАКУПКИ для начинающих
Вместе с тем, следует иметь в виду, что практическое участие физлица, не зарегистрированного как ИП, в госзакупках может сопровождаться рядом существенных ограничений:
- Во-первых, заказчики в описании тендеров на сайте госзакупок, как правило, указывают, что контракт адресуется малым и средним предприятиям. К ним физлица, в том числе, самозанятые, не приравнены (хотя и могут получать отдельные меры поддержки, аналогичные тем, что предоставляются субъектам МСП на основании ст. 14.1 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Таким образом, для физлиц на госзакупках может не найтись предложений просто потому, что государственные заказчики, действуя при этом вполне законно, прописывают в требованиях к потенциальному поставщику наличие статуса МСП.
- Во-вторых, по большинству тендеров требуется финансовое обеспечение в виде денежных средств, открытых на спецсчете или банковской гарантии (ст. 44, 45 Закона № 44-ФЗ). На практике очень немногие банки готовы открывать физлицам, не имеющим статуса ИП, соответствующие счета, давать гарантии — тем более.
Отмеченное требование по обеспечению обязательно, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн. рублей в соответствии с п. 1 ст. 44 Закона № 44-ФЗ (с 1 января 2022 года — 1 млн. рублей, в соответствии с Законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ). Таким образом, физлица, которые не могут предоставить обеспечение в силу объективных причин (когда банки не готовы содействовать им в таком обеспечении), вправе претендовать только на небольшие по сумме контракты, и то при условии, что заказчик воспользовался правом не устанавливать обеспечение (он может установить его, даже если НМЦК меньше указанных цифр).
Как физлицу участвовать в госзакупках без регистрации ИП
Как зарабатывать на госзакупках физическому лицу с учетом указанных обстоятельств? Такие обстоятельства образуют, по существу, небольшую проблему, поскольку ничто не мешает физлицу, например, зарегистрироваться как ИП, а затем сразу перейти на спецрежим НПД (при соблюдении соответствующих условий для применения спецрежима). Финансовая нагрузка на него будет практически той же, что и при «самозанятости» в статусе обычного физлица: налог платится по тем же ставкам (6% по доходам от юрлиц — в случае с государственными заказчиками), страховые взносы «за себя» в периоды применения НПД не перечисляются. В статусе ИП возможностей для взаимодействия с госзаказчиками, желающими работать именно с МСП, у физлица будет заметно больше.
Так или иначе, госзакупки для физических лиц открыты точно так же, как и для организаций. При этом можно говорить о наличии специфических ниш в соответствующем сегменте рынка, на котором граждане выступают основными поставщиками для государственных заказчиков.
Рассмотрим теперь, как участвовать в госзакупках физическому лицу можно на практике, что для этого нужно сделать.
Как заработать на госзакупках физическому лицу
Можно выделить следующий общий алгоритм начала деятельности гражданина в данном направлении, включающий следующие этапы:
- Регистрация физлица в качестве самозанятого (плательщик НПД).
Регистрация самозанятости целесообразна, прежде всего, для оптимизации налогообложения. Дело в том, что любые доходы физлица по общему правилу облагаются НДФЛ 13%. Условие об удержании налога из суммы оплаты заказчиком – налоговым агентом фиксируется в госконтракте (подп. 2 п. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
Когда физлицо оказывает услуги или выполняет работы, государственный заказчик исчислит с суммы оплаты также страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Самозанятый же уплатит лищь 6% от дохода, и не потребуется начислять страхвзносы
- Получение ЭЦП для госзакупок в удостоверяющем центре.
- Регистрация на сайте ЕИС госзакупок.
- Практическая работа на сайте госзакупок (поиск подходящих тендеров для физлиц, не являющихся ИП, без требования к статусу МСП, без финансового обеспечения, а также по подходящим видам деятельности, подача заявок).
Как работать на госзакупках физическому лицу на практике, какие заказы искать? Это могут быть направления деятельности, связанные, например:
- с ремонтными работами;
- с изготовлением сувенирной продукции;
- с оказанием различных услуг;
- с поставками собственной продукции (овощей, цветов и т.п.);
- со сдачей в аренду или продажей собственной недвижимости и т.д.
Указанные виды деятельности могут не потребовать от физлица значительных вложений, и потому вполне подойдут начинающему участнику госзакупок.
Одним из основных типов тендеров, в которых будет участвовать начинающий поставщик в системе госзакупок, станет электронный аукцион. В рамках него государственный заказчик выбирает поставщика, который, во-первых, назначил наименьшую цену, а во-вторых, обеспечил соответствие заявки требованиям, прописанным в документации. О специфике электронных аукционов на госзакупках вы можете прочитать здесь.
Выиграть тендер у фактических конкурентов физлицу поможет, прежде всего, ответственное и внимательное отношение к подаче заявки. Следует тщательно изучить документацию, прилагающуюся к конкурсу и при подаче заявки учесть каждую деталь, обозначенную заказчиком.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Источник: spmag.ru
Пошаговая инструкция по госзакупкам для новичка
Полная инструкция для участия в закупках есть в № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере госзакупок…» от 05.04.2013. Но она написана сложным юридическим языком, и он может быть непонятен для начинающих — поставщиков товаров и услуг, которые планируют участвовать в электронных закупках.
Если вы только начинаете работать с государственными и муниципальными учреждениями и еще не заключили ни одного контракта по результатам торгов, наша инструкция создана специально для вас.
Подробно о госзакупках
Госзакупка — это приобретение товара или услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Закупки бывают конкурентными и неконкурентными, когда поставщик всего один — тогда контракт заключается с ним. Если же поставщиков много, на контракт может рассчитывать тот, кто предложит меньшую стоимость.
Есть и другие термины, которые желательно знать всем, начинающим работать в сфере закупок:
- Тендер. Может быть конкурсным или проводиться без торгов.
- Аукцион — вид торга, когда заказчик размещает техническое задание (ТЗ), а исполнители предлагают свои цены. Выигрывает тот, кто готов выполнить работу за наименьшую стоимость.
- Конкурс — вид торгов, в которых исполнитель выбирается не только по наименьшей цене, но и по ряду других параметров, которые обычно указываются в заявке. По итогам конкурса заказчик подсчитывает количество баллов, и выигрывает тот, кто максимально соответствует требованиям.
- Запрос котировок — запрос цен, когда заказчик размещает условия закупки, исполнители предлагают свои цены. Договор по результатам торгов заключается с компанией, которая предложит меньшую стоимость.
- Обеспечение исполнения — сумма, которую выносит победитель торгов по закону.
- Банковская гарантия — обязательство банка выплатить заказчику деньги, если исполнитель не выполнит условия. В таком случае исполнитель будет должен не заказчику, а банку.
Все госзакупки проводятся через электронную торговую площадку — ресурс, который обеспечивает взаимодействие заказчика и исполнителя.
Какие нужны документы
Перечень документов зависит от формы деятельности участника. Если в госзакупках участвует представитель малого бизнеса (ИП), понадобится декларация соответствия требованиям № 44-ФЗ, ИНН, декларация о принадлежности к СМП или СОНКО, справка об отсутствии задолженности по налогам, паспорт.
Для участия организации в госзакупках понадобятся следующие документы:
- уставные документы;
- свидетельство СРО, если по закону оно обязательно;
- лицензии, если деятельность подлежит лицензированию;
- декларация соответствия требованиям № 44-ФЗ;
- декларация о принадлежности к СОНКО или СМП;
- сведения о банковском счете для проведения оплаты заказчиком;
- уставные документы;
- документы, подтверждающие полномочия генерального директора.
В некоторых случаях для участия в закупках могут понадобиться копии выполненных договоров и актов о выполнении, справка об отсутствии задолженности по налогам. Все документы предоставляются в электронном виде.
Какие площадки работают по № 44-ФЗ
Организацией закупок занимаются только 8 электронных площадок, которые работают по № 44-ФЗ. Можно участвовать в закупках только на одной или сразу на восьми, но на каждой из них придется аккредитоваться.
Какие площадки может выбрать поставщик для участия в торгах:
- «Российский аукционный дом».
- ЭТП «ТЭК-торг».
- Единая электронная торговая площадка.
- Электронная торговая площадка «Заказ-РФ».
- ЭТП «Газпромбанка».
- ЭТП «РТС-тендер».
- Сбербанк-АСТ.
- ММВБ — «Национальная электронная площадка».
Просто зайти на сайт ЭТП и зарегистрировать личный кабинет недостаточно. Для участия в закупках нужно пройти аккредитацию, которая в общей сложности может занять 2–3 недели.
Как участвовать в госзакупках: пошаговая инструкция
Шаг 1: оформление электронной подписи
Для участия в закупках нужно получить электронную подпись, которая подходит именно для торгов. Ее можно оформить только в аккредитованном удостоверяющем центре. Заявку на оформление подписи можно подать онлайн, но сертификат выдадут лично в удостоверяющем центре.
Какие документы понадобятся для ИП при проведении торгов:
- СНИЛС, ИНН, ОГРНИП (копии);
- копии паспорта.
Сертификат выдается на флешке, срок изготовления — 3–5 дней, но можно сделать быстрее за дополнительную плату. Для участия в закупках достаточно вставить ее в системный блок, затем настроить саму подпись.
Шаг 2: регистрация в ЕСИА
ЕСИА — Единая система идентификации и аутентификации, проще говоря — Госуслуги. Чтобы участвовать в торгах по № 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться на Госуслугах, а затем авторизоваться через ЕСИА на сайте госзакупок.
Если же поставщик уже зарегистрирован как физлицо, нужно просто добавить организацию или сведения об ИП.
Шаг 3: регистрация в ЕИС
ЕИС — Единая информационная система, это не одно и то же с ЕСИА. В ЕИС участник попадает через сайт закупок. После регистрации в ЕСИА личный кабинет создается автоматически, но все равно туда нужно внести регистрационные данные. Для входа обязательно используется электронная подпись.
Шаг 4: открытие спецсчета
Для участия в госзакупках после регистрации в ЕИС нужно авторизоваться на выбранной электронной площадке. Авторизация производится через ЕСИА, понадобится флешка с электронной подписью. Когда все будет готово, необходимо открыть специализированный счет: если сумма контракта превысит 1 млн руб., он обязательно нужен.
На этот счет вносится сумма в обеспечение заявки, и ее временно блокируют. Также со специального счета списывается вознаграждение с победителя госзакупок. В среднем операторы площадок берут 1 % от суммы закупки.
Шаг 5: поиск заказа
Для участия в госзакупках по № 44-ФЗ лучше всего обратить внимание на электронные аукционы и электронные запросы котировок. Это самые оптимальные формы торгов, по которым обеспечение требуется далеко не всегда.
Также на площадке можно поискать тендеры по определенным параметрам с учетом:
- стоимости закупки;
- региона исполнения контракта;
- способа определения поставщика;
- ключевых слов извещения.
Перед подачей заявки на торгах нужно внимательно изучить ТЗ и другую документацию, которую приложил заказчик.
Шаг 6: сбор документов
Перечень документов для закупок указан выше. В некоторых случаях заказчики на торгах могут потребовать документы, подтверждающие квалификацию сотрудников. Если требования слишком высокие, новичкам лучше воздержаться от подачи заявки и заключения контракта, и найти заказ попроще.
Шаг 7: изучение тендерной документации
На площадке госзакупок заказчики размещают всю документацию, касающуюся заказа. Чтобы заявку не отклонили и не возникло проблем уже после утверждения, следует обратить внимание на несколько моментов:
- Сроки исполнения контракта.
- Ответственность сторон.
- Требования к исполнителю и его квалификации.
- Условия денежного обеспечения.
Если есть подозрения, что не уложитесь в сроки исполнения, от подачи заявки на торгах лучше воздержаться.
Шаг 8: внесение обеспечения
В некоторых случаях на торгах требуется обеспечение заявки. Перед подписанием договора необходимо внести требуемую сумму, иначе участие в госзакупках будет невозможным.
Шаг 9: подготовка заявки
При участии в госзакупках крайне важно правильно оформить заявку, указав в ней информацию о товарах или услуге, а также сведения о том, насколько исполнитель соответствует требованиям заказчика. Если допустить малейшие ошибки, она не будет принята.
Сами торги начинаются уже через два часа после окончания приема заявок. Заказчик проверяет указанные сведения, а протокол подведения итогов публикует в течение двух рабочих дней.
Шаг 10: подписание контракта
Контракт должен быть подписан заказчиком не позднее двух рабочих дней после окончания закупки. В нем указывается стоимость работ или товара (цена победителя), описание объема. Если у исполнителя есть претензии к содержанию документа, протокол разногласий должен быть оформлен в течение пяти рабочих дней.
После подписания обеими сторонами контракт размещается в течение пяти дней, он должен быть удостоверен подписью и печатью организации-покупателя.
Шаг 11: исполнение контракта
Поставщик должен выполнить все обязанности, возложенные на него контрактом. Например, нельзя просто так заменить товар одной марки на другой, или сократить объем работ без согласования с заказчиком. Кроме того, последний должен подписать приемочные документы, а расчет в 2023 году производится в течение семи дней после этого.
Полезные советы
Найти выгодный заказ и хорошо заработать на нем не так-то просто. Город исполнения закупки особой роли не играет: если подойти грамотно к участию в госзакупках, можно получать хорошую прибыль и в Москве, и в небольшом провинциальном городке.
Вот несколько полезных советов для госзакупок:
- Начинайте с простых закупок. Так вы быстрее заработаете хорошую репутацию, и сможете перейти к более сложным и дорогостоящим заказам. Например, можно участвовать в региональных закупках малых объемов, где стоимость не превышает 1 млн руб.
- Используйте государственные преференции. Они полагаются по закону в основном малому бизнесу, а покупатели указывают их в извещениях. К примеру, госзаказчики должны проводить не менее 25 % общего объема закупок среди представителей малого бизнеса. Отдельные льготы полагаются и производителям отечественных товаров.
- Убедитесь, что ваша система налогообложения подходит. Большинство муниципальных и государственных организаций предпочитают работать с плательщиками НДС, поэтому, если у вас УСН, вам придется сдавать декларацию и перечислять дополнительные налоги в бюджет.
- Контролируйте срок подачи заявки. На площадках обычно указывается местное время покупателя, в ЕИС — московское. Из-за разницы в часовых поясах можно не успеть.
- Обсуждайте важные вопросы по торгам только письменно. Если вам нужны разъяснения, лучше отправьте заказчику запрос, особенно если дело касается изменения объема товаров или услуг. Телефонные консультации юридической силы не имеют.
- Указывайте в заявке только актуальные сведения. Ошибку все равно рано или поздно заметят.
- Помните про льготы для участников торгов — иногда они позволяют хорошо сэкономить.
Самое главное — рационально просчитывайте свою выгоду и потенциальный рост цен. Может оказаться, что в итоге вы ничего не заработаете или уйдете в минус. Чтобы быть увереннее, изучите доступные финансовые инструменты от TenderHelp и позвоните нам, и эксперты проконсультируют вас по всем вопросам!
Источник: tenderhelp.ru
Госзаказ для «упрощенца»
Государственный заказ всегда желанен для предпринимателей. Контракт с государственным заказчиком позволяет закрепиться на рынке, сохранить (а иногда и увеличить) рабочие места и объемы производства, дает определенную уверенность в завтрашнем дне даже в кризисные для экономике периоды. Вместе с тем участие в размещении заказа зачастую таит в себе массу «подводных камней», столкновение с которыми может иметь негативные последствия для потенциального поставщика товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд.
Для участников размещения заказов, применяющих УСН, одним из таких моментов является включенный заказчиком в цену контракта налог на добавленную стоимость.
Можно ли подписывать государственные контракты с участниками торгов, применяющими УСН?
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом № 94-ФЗ и иными федеральными законами.
Таким образом, любой участник размещения заказа, в том числе тот, который применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в торгах и подписывать государственный (муниципальный) контракт с государственным заказчиком.
Начальная (максимальная) цена контракта
Законом № 94-ФЗ предусмотрено, что документация о размещенном заказе должна содержать сведения о порядке формирования цены контракта (цены лота) (с учетом таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Таким образом, заказчик должен изначально указать в документации о размещенном заказе сведения о том, включает в себя начальная (максимальная) цена контракта сумму налога на добавленную стоимость или нет.
Если заказчик указал в документации начальную (максимальную) цену контракта без учета налогов, никаких проблем возникнуть не должно: участник размещения заказа предлагает цену, за которую он готов поставить товары (выполнить работы, оказать услуги) по государственному контракту, а заказчик оплачивает стоимость товаров (работ, услуг) по цене, указанной в контракте.
Как быть, если цена контракта указана с НДС?
К сожалению, законодателем не урегулирован вопрос о порядке действий при заключении участником размещения заказа, применяющим УСН, государственного контракта, включающего в стоимость товара (работ, услуг) по нему сумму НДС.
И если для участников размещения заказа — физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных занимающихся частной практикой лиц, законодатель прямо предусмотрел порядок действий («уменьшение оплаты такого контракта на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта»), то для «упрощенцев» такого правила Закон № 94-ФЗ не предусматривает.
Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что применение аналогии в данном случае вполне уместно и не нарушает прав и законных интересов «упрощенца».
Так, государственный заказчик включил в проект государственного контракта условие следующего содержания: «Пункт 1.2. Общая сумма контракта с учетом НДС 18 %. в случае освобождения поставщика от уплаты НДС в соответствии с налоговым законодательством цена государственного контракта снижается на сумму НДС без изменений предусмотренного контрактом количества поставляемой продукции».
Антимонопольный орган счел данное положение контракта нарушением Закона № 94-ФЗ, о чем вынес решение по делу № 11-02/57-712/11. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 № 09АП-4319/2012 требования заказчика о признании незаконным решения антимонопольного органа о нарушении законодательства о размещении заказов удовлетворены, поскольку решение антимонопольного органа не соответствует закону. Суд разъяснил, что если при проведении торгов участник размещения заказа работает по упрощенной схеме налогообложения и указывает цену без учета НДС, его ценовое предложение сравнивается с ценой, предложенной участником, который начисляет налог на добавленную стоимость, вследствие чего интересы организации, применяющей УСН, не ущемляются.
И все же как поступить, если документация заказчика не предусматривает какого-либо определенного порядка действий «упрощенца», выигравшего тендер на заключение контракта с учетом НДС?
Статьей 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.
Пунктом 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ предусмотрено, что цена госконтракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1. ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, а также случаев, установленных ч.ч. 4.2, 6, 6.2-6.4. ст. 9 Закона № 94-ФЗ.
Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании ст. 56.1 Закона № 94-ФЗ. Цена госконтракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения муниципального контракта.
Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой НДС, исчисляют сумму этого налога, подлежащую уплате в бюджет, лишь в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
Таким образом, находящийся на УСН участник размещения заказа при формировании ценового предложения контракта должен учитывать стоимость НДС. А для исполнения требования контракта должен учитывать стоимость НДС. А для исполнения требования контракта поставщику-«упрощенцу» следует представить заказчику счет-фактуру с выделением НДС. Данный вывод подтверждается материалами судебной практики (например, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 № 09АП-12094/2011).
Вместе с тем существует противоположная административная и судебная практика, согласно которой в случае, если победитель торгов применяет УСН при заключении контракта, при указании цены контракта вместо указания суммы НДС или процентной ставки должен выставлять заказчику счет-фактуру.
В этом случае при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте (см. письма Минфина России от 28.12.2011 № 02-11-00/6027, от 26.01.2012 №03-07-11/21, а также постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2012 № А10-5127/2011).
Пример из судебной практики
Заказчик обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Поставщику о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 5 124 551 рубля 69 копеек по муниципальному контракту от 22.06.2010 № 4 в связи с завышением стоимости контракта на величину НДС.
В удовлетворении требования отказано, поскольку работы выполнены в соответствии с условиями контракта и оплата произведена по согласованной в нем цене, которая на сумму НДС ответчиком не увеличивалась, так как в представленных в дело справках НДС не выделен и не включен в стоимость работ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2012 № А53-17385/2011).
Вас может заинтересовать
- Списание безнадежных налоговых долгов
- «Серые» патенты и свидетельства на товарный знак
- Истечение срока договора. Какие аргументы используют работники, чтобы оспорить увольнение.
Источник: www.uk-prioritet.ru