Переход на упрощенную систему налогообложения дает возможность субъектам предпринимательства воспользоваться большим числом преимуществ. В их числе отсутствие необходимости вести полноценный бухгалтерский учет, составлять полный комплект отчетной документации, снижается и налоговая нагрузка. Но вместе с достоинствами у УСН есть ряд ограничений. С несоблюдением этих норм и связаны основные риски предпринимателя в налоговой сфере.
Налоговые риски при применении УСН: утрата права на применение спецрежима
Переход на условия УСН возможен при регистрации или с начала следующего налогового периода. В первом случае уведомление можно подать одновременно с пакетом документов на постановку на учет или в течение месяца после даты начала предпринимательской деятельности. Во второй ситуации налоговый орган уведомляется заблаговременно – письменную форму заявления надо направить в ФНС до конца декабря года, предшествующему дате начала применения спецрежима.
Налоговые риски при применении УСН обусловлены накладываемыми на «упрощенцев» ограничительными мерами (ст. ст. 346.12, 346.13 НК РФ):
Налоговая льгота 1% вместо 6% на УСН доходы для ИП и организаций
- соблюдение утвержденных законодательно пределов по доходам в расчете на каждый налоговый период (сумма лимита сейчас «заморожена» на уровне 150 млн. рублей в годовом исчислении);
- мониторинг численности нанимаемого персонала с целью устранения ситуаций по превышению этим показателем нормы 100 человек;
- приобретение основных средств должно учитывать ограничение по общей стоимости таких активов – 150 млн. рублей.
Нарушение указанных лимитов грозит утратой права на УСН с начала квартала превышения и переходом на ОСНО.
НДС и риски при УСН
Ошибки могут возникать и в процессе переходного периода. Это обусловлено сложностями правильного подсчета налоговых обязательств по НДС при переходе с ОСНО на УСН и наоборот. Например, предприниматель использовал УСН, счета контрагентам выписывались без НДС. В течение года было утрачено право применения спецрежима по причине превышения доходного лимита.
У предпринимателя появилась обязанность по включению в счета суммы НДС, что повлечет увеличение цены. Если на период переходного периода договориться с покупателем о корректировке стоимостных параметров в незакрытом договоре не удастся, разницу придется покрывать самому предпринимателю.
Смена объекта обложения на УСН
Налоговые риски при применении УСН могут быть связаны с датой подачи уведомления о применении иного объекта налогообложения повторно регистрируемыми ИП.
Изменить налоговый объект «упрощенец» может только с начала года. Налоговики придерживаются позиции, что предприниматель не вправе совершать переход на «упрощенку» с другим объектом сразу после повторной регистрации, поскольку смена налогового объекта не значится в числе оснований для снятия ИП с учета в ИФНС.
Налоговые риски при применении УСН: за что начисляются штрафы
К предпринимателям и юрлицам может применяться система штрафов и пеней в таких ситуациях:
- при расчете налогового обязательства были допущены ошибки;
- произошло занижение величины налоговой базы;
- налоговая декларация не была подана или ее сдача произведена с опозданием.
Размер штрафа напрямую зависит от объема недоплаченных в бюджет средств и причин совершения правонарушения. Если недоимка образовалась по объективным причинам или налогоплательщик случайно допустил ошибку, то к нему применяется правило 20% от суммы недоплаты. Если будет доказан факт умышленного искажения налогового обязательства, то размер штрафа вырастает до 40% (п.п. 1 и 2 ст. 122 НК РФ).
Меры ответственности могут быть приняты не только в отношении субъекта предпринимательской деятельности, но и применительно к его ответственным должностным лицам. В случае представления «упрощенной» декларации с опозданием, или в случае ее несдачи, штраф, выставляемый должностным лицам, варьируется в диапазоне от 300 до 500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ). На организацию налагается штраф в пределах 5 – 30% от суммы налога к уплате по декларации, минимум 1000 руб. (ст. 119 НК РФ).
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Источник: spmag.ru
Статья. Пути совершенствования упрощенной системы налогообложения
17.12.2014 В отношении специальных налоговых режимов все еще актуальной остается проблема возможности уклонения от налогообложения недобросовестных налогоплательщиков путем дробления крупных предприятий и применения вновь образованными юридическими лицами УСН. Это требует разработки механизма, препятствующего дроблению крупных налогоплательщиков, что позволит избежать ситуации, когда вновь образованные в результате дробления предприятия переходят на УСН и, таким образом, минимизируют свои налоговые платежи.
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
Учитывая искажающие эффекты критериев отнесения предприятий к малым, предлагается отказаться от дальнейшего поиска «идеального» критерия и поддержку малого бизнеса производить адресно и преимущественно неналоговыми методами. Особые же (или специальные) налоговые режимы следует применять лишь для категории особо малых предприятий. К ним следует отнести хозяйствующие субъекты, не применяющие труд наёмных работников.
Для того, чтобы УСН продолжала оставаться льготным налоговым режимом для небольших предприятий, нужно при закрытом указании расходов (определенном гл. 25 НК РФ), оставить существующую ставку 15%. При увеличении предельных оборотов, обладая статусом субъекта малого предпринимательства, налогоплательщику следует сохранить его право на использование льготного режима налогообложения.
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
Право на использование УСН необходимо предоставить предприятиям с численностью до 250 сотрудников. Другими критериями также могут быть: область деятельности, выручка от продажи товаров (услуг, работ) без учета НДС или (и) балансовая цена активов. В таком случае возможность применения УСН будет предоставлена и промышленным предприятиям.
Будучи льготной моделью налогообложения, УСН не должна использоваться по отношению к взаимозависимым предприятиям. Если у группы предприятий один хозяин, если важнейшие функции и менеджмент этих предприятий взаимозависимы или (и) централизованы, то в этом случае данную группу предприятий следует считать единой компанией, и критерии использования УСН должны применяться ко всем предприятиям в совокупности. Реализация этих правил сделает налоговое администрирование более сложным, но данный недостаток будет компенсирован увеличением налоговых выплат в связи с использованием общего режима налогообложения. Более того, лучше всего законодательно установить, что в случае постановки на учет организации в органе налоговой инспекции в качестве налогоплательщика по модели УСН она обязана сообщить налоговому органу о наличии компаний, созданных с её участием (не зависимо от того, работают ли они по факту или нет).
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
Следует учитывать, что упрощенный режим, снижая издержки контроля властей в одних видах деятельности, в других, напротив, создает возможности для трудно идентифицируемых способов уклонения от уплаты налогов. Поэтому важность вопроса заключается еще и в создании продуманной и рационально организованной системы налогового администрирования, по возможности исключающей злоупотребления.
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
Необходимо отметить, что скорректировано одно из требований, ограничивающих право на применение УСН: из подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ исключены слова «нематериальные активы». Соответственно, рассматриваемый специальный налоговый режим вправе применять организации, у которых лимит остаточной стоимости амортизируемого имущества в 100 млн.руб. не превышает только остаточная стоимость основных средств. Теперь остаточная стоимость нематериальных активов не влияет на право организации применять УСН.
При учете доходов и расходов налогоплательщикам необходимо будет учитывать, что переоценка имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в т.ч. по валютным счетам в банках, в связи с изменением официального курса иностранной валюты к российскому рублю, установленного Центральным банком РФ, не производится. Доходы и расходы от указанной переоценки не определяются и не учитываются (пп.34, п. 1, ст.346.16 НК РФ).
Второе направление совершенствования УС касается изменения сроков и порядка подачи документов лицами, применяющими упрощенную систему налогообложения в налоговые органы. С одной стороны, увеличивается срок, отведенный на уведомление инспекции о переходе на УСН вновь зарегистрированным налогоплательщиком до 30 дней. Это конечно окажет положительное влияние на развитие малого бизнеса, однако оно не будет существенным.
С другой стороны, в перечне ограничений на применение упрощенной системы налогообложения появилось новое положение, согласно которому при непредставлении уведомления о переходе на УСН в установленные сроки налогоплательщики не вправе применять специальный налоговый режим (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). [6] В результате в Налоговом кодексе РФ была закреплена позиция налоговых органов, что при несвоевременном представлении вновь зарегистрированным налогоплательщиком названного уведомления он должен применять общий налоговый режим. [7]
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
Кроме того, с 2013 г. переход на УСН носит не заявительный, а уведомительный характер. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на данный режим должны будут уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения, а также остаточная стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого предполагается переход на УСН.
Также в 2013 г. в целях совершенствования УСН изменилось еще одно правило: организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть плательщиками единого налога на вмененный доход, будут иметь право на основании уведомления перейти на УСН с начала месяца, когда была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход. Налогоплательщики, не поставившие налоговые органы в известность о своем желании применять УСН в установленные сроки, не вправе перейти на упрощенную систему.
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
Проведя анализ поступления налогов от предприятий и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих упрощенную систему налогообложения, мы выяснили, что большинство налогоплательщиков практически не выбирают объектом налогообложения «доходы минус расходы». Следовательно, мы считаем, что одним из направлений совершенствования упрощенной системы является либо снижение действующей ставки с 15% до 10% или же отмена указанного объекта налогообложения вовсе из Налогового Кодекса Российской Федерации.
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
Также мы считаем, что одним из важных пунктов в целях совершенствования упрощенной системы налогообложения является изменение сроков подачи заявления о переходе на УСН с других систем налогообложения. В 2014 году срок подачи заявления – 30 дней, однако не все организации и индивидуальные предприниматели (особенно находящиеся в других городах и уплачивающие УСН в налоговой инспекции только по месту прописки) могут за столь короткий срок бросить все дела и писать заявление о переходе на УСН. В последнее время регистрация налогоплательщиков проходит удаленно на сайте www.nalog.ru. Заявление о переходе на УСН в онлайн-режиме не предусмотрено, а онлайн-платежи проходят с задержкой. Получается, что индивидуальный предприниматель оплатил госпошлину через платежную систему, подал заявление о регистрации ИП, а спустя несколько месяцев (!) ему приходит уведомление на электронную почту о том, что он поставлен на учет в налоговом органе такого-то числа и месяца, и у ИП просто нет времени физически приехать в налоговой орган и написать заявление о переходе на УСН.
Из последнего пункта вытекает последнее направление совершенствования упрощенной системы налогообложения, которое мы рассматриваем на собственном примере: автоматический переход на упрощенную систему налогообложения при регистрации организации или индивидуального предпринимателя в соответствии с перечнем некоторых видов деятельности, при которых возможен автоматический переход на УСН без заявлений.
05.03.2021 | Статья. Корпоративная культура предприятия и ее использование в стратегическом управлении
В исследовании проводится анализ возможностей использования корпоративной культуры предприятия
01.09.2019 | Статья. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Особенности воспитания патриотических чувств у дошкольников
17.09.2018 | Адаптация ребенка в детском саду
Исследование особенностей адаптации детей к детскому саду
Источник: www.dagdiplom.ru
Налогообложение малого бизнеса. Влияние упрощенной системы налогообложения на финансовое состояние малых предприятий
2.3. Налогообложение малого бизнеса. Влияние упрощенной системы налогообложения на финансовое состояние малых предприятий
Сложившаяся в экономике ситуация требует незамедлительного совершенствования налоговой системы. Проблема чрезвычайно многогранна и делится на ряд частных проблем; К ним относятся: введение монополий на ряд товаров, ограничения доходов естественных монополистов, налоговое стимулирование инвестиционного процесса и производителей и много других. Какие-то мероприятия надо проводить немедленно, чтобы получить быстрый эффект, с какими-то можно подождать до определенной перспективы.
Представляется, что рациональное решение налогообложения малого бизнеса, в котором влияние неустойчивого, кризисного состояния финансовой системы на деятельность хозяйствующих субъектов проявляется особенно остро, может дать положительный результат достаточно быстро, поскольку одной из особенностей этого вида бизнеса является не столько его способность быстро разрушаться, сколько способность быстро восстанавливаться.
Нельзя сказать, что в последние годы налогообложению малого бизнеса совсем не уделялось внимания. Скорее наоборот: здесь значительно больше новаций, чем в других секторах экономики. Прежде всего это отражается в выходе в 1995 г. Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» и в 1996 г. Закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В июле 1998 г. вышел Закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
Я же хочу более подробно рассмотреть влияние упрощенной системы налогообложения на состояние малых предприятий.
Переход на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности осуществляется малыми предприятиями на основании и в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ [1].
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности применяется наряду с общепринятой системой, установленной законодательством Российской Федерации.
Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход на упрощенную систему или возврат к общепринятой системе, предоставляется организациям в добровольном порядке.
Переход на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности осуществляется малыми предприятиями при условии их соответствия следующим критериям:
1. Среднесписочная численность работников (до 15 человек), включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также работников филиалов и подразделений, не являющихся самостоятельными юридическими лицами
2. Совокупный размер валовой выручки в течение года (не выше 100.000-кратного размера МРОТ), предшествующему кварталу, в котором подано заявление на право применения упрощенной системы
Организации, не подлежащие переводу на упрощенную систему
Не подлежат переводу на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства:
- занятые производством подакцизной продукции;
- созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий;
- кредитные организации;
- страховщики;
- инвестиционные фонды;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- предприятия-игорного и развлекательного бизнеса;
- другие организации, для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведения учета.
При этом не разрешается переход на упрощенную систему налогообложения и в том случае, если вышеуказанные виды деятельности являются лишь одним из направлений деятельности организации и формируют даже небольшую долю доходов в общем объеме ее выручки.
На основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» право перехода на упрощенную систему предоставляется предприятию, если оно по всем предусмотренным названным законом критериям соответствует понятию «субъект малого предпринимательства».
Таким образом, предприятие может выбирать между упрощенной и традиционной системами налогообложения. Выясним, по каким критериям следует делать выбор.
Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятия. Для перешедших на упрощенную систему предприятий сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений во внебюджетные фонды.
В законе предусмотрены два варианта налогообложения по упрощенной системе. Согласно первому — объектом налогообложения является совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал); согласно второму — валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта обложения осуществляется органом государственной власти субъекта РФ.
Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и следующими затратами:
стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, затрат на текущий ремонт, аренду помещений, аренду транспортных средств, расходов по уплате процентов за пользование банковскими кредитами (в пределах действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс 3 %), оказанных услуг, а также суммами НДС, уплаченными поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений во внебюджетные фонды, государственных пошлин и лицензионных сборов.
Таким образом, совокупный доход — это разность между выручкой от реализации товаров (работ, услуг) и затратами предприятия. Однако состав затрат предприятий, перешедших на упрощенную систему, иной, чем предполагает традиционная себестоимость. В него не включаются затраты на оплату труда, амортизационные отчисления, представительские, командировочные и другие расходы.
Максимальная ставка налога на совокупный доход составляет 30 %.
Валовая выручка как объект налогообложения — это сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов. Если объектом налогообложения является валовая выручка, то максимальная ставка налога — 10 %. Конкретные ставки налогов при любом из двух объектов обложения устанавливаются решением органа государственной власти субъекта РФ. В отличие от налога на прибыль, ставки единого налога могут зависеть от вида деятельности предприятия.
Органы государственной власти субъектов РФ могут вместо установленных законом объектов налогообложения и ставок определять для предприятий в зависимости от рода их деятельности расчетный порядок применения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представителям. Расчетный порядок имеет существенный ограничитель: при его применении суммы единого налога, подлежащие уплате, не могут быть выше определенных законом.
Исходя из изложенного попробуем определить, выгодно ли предприятию переходить на упрощенную систему налогообложения, и, если выгодно, то какой вариант упрощенной системы для него предпочтительнее. Хотя выбор варианта не является компетенцией предприятия, ему важно понять экономические последствия того или иного решения органов власти.
Критерий выгодности в данном случае один — чистая прибыль (или нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.
Рассмотрим, насколько целесообразен для предприятия переход от традиционной к упрощенной системе налогообложения с совокупным доходом в качестве объекта обложения.
Совокупный доход меньше балансовой прибыли на сумму НДС по приобретенным материалам, которая включается в себестоимость продукции, так как предприятия, перешедшие на упрощенную систему, не платят НДС в бюджет.
Наконец, совокупный доход может быть больше или меньше балансовой прибыли на величину разницы между операционными доходами (стр. 090 ф. № 2) (за исключением выручки от реализации имущества) и операционными расходами (стр. 100 ф. № 2). При положительном сальдо совокупный доход меньше балансовой прибыли, при отрицательном — больше.
Суммарное воздействие всех перечисленных факторов определяет разницу величин балансовой прибыли и совокупного дохода. Следует учесть, что ставка налога на прибыль и максимальная ставка налога на совокупный доход почти не различаются. Следовательно, вопрос о выгодности перехода на упрощенную систему в данном случае определяется главным образом величиной объекта обложения.
В табл. 1 оценка целесообразности перехода на упрощенную систему показана на примере конкретных данных.
Таблица 1 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВЕЛИЧИН НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И НАЛОГА НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД
Источник: infomanagement.ru