Все больше предпринимателей начинают пользоваться услугами самозанятых. По данным PwC, в России на 2020 год было зарегистрировано 14 миллионов фрилансеров. Это примерно пятая часть от общего количества работающего населения. Многие аналитики предполагают, что к 2025 году компании будут отдавать до 20% задач проектным работникам вне штата.
Тенденция на фриланс диктует бизнесу новые правила соответствия времени и требованиям законодательства. Как оформлять отношения с самозанятыми – выясняем с «Рокет Хьюманс».
В чем преимущества работы с самозанятыми
Разделим достоинства на 2 условные категории – для самих работников и для бизнеса.
Для самих фрилансеров официальный статус самозанятого позволяет упростить коммуникацию с заказчиками. Компании гораздо охотнее сотрудничают с исполнителями, у которых есть налоговый статус, и с которыми можно составить трудовой договор. Таким образом пул потенциальных рекрутов для выполнения проектов увеличивается и выбор становится куда богаче.
Также самозанятые могут пользоваться облегченной системой налогообложения, оплачивая только НПД (налог на профессиональный доход) – от 4 до 6% (в зависимости от того, кто прислал деньги – физическое, юридическое лицо или ИП). Другие отчисления, привычные штатным сотрудникам, самозанятых не касаются.
Также официальный статус дает юридическую защиту. При заключении договора заказчик больше не сможет «испариться», не оплатив работу, потому что она не понравилась или по другим недобросовестным причинам. А это одна из самых распространенных проблем работы на фрилансе.
Что касается выгод для предпринимателей – за работу с самозанятым не нужно платить НДФЛ, делать страховые взносы и сдавать отчетность. Налоговые пошлины будут составлять всего 6%. Человек не находится в штате компании, а потому нести за него ответственность перед государством (выплачивать отпускные, больничные и делать прочие отчисления) не придется. Все рабочие взаимоотношения фиксируются договором об оказании услуг.
Что прописывать в договоре
При составлении договоров с самозанятыми за образец можно брать любое соглашение гражданско-правового характера (ГПХ), которое компания обычно заключает с другими партнерами. В документ необходимо включить следующие положения:
- дату заключения;
- предмет договора;
- порядок оказания услуг и их соответствие определенным условиям (SLA);
- детализацию процедуры сдачи/приемки;
- права, обязанности сторон и ответственность за их несоблюдение;
- стоимость услуги и способы оплаты;
- порядок изменения условий;
- вариативность разрешения трудовых споров;
- реквизиты сторон.
Помимо этого, эксперты рекомендуют указывать, что:
- исполнителем будет являться гражданин, зарегистрированный в качестве самозанятого;
- компания-заказчик освобождается от уплаты налогов и взносов (согласно п. 8 ст. 2 № 422-ФЗ);
- условие о санкциях в случае, если исполнитель утратил статус самозанятого и не уведомил заказчика об этом.
Кто может помочь
Многие компании все еще не имеют опыта работы с фрилансерами, а потому все официальные мероприятия для их владельцев могут вызывать большие сложности. Поиски специалистов с необходимыми компетенциями, изучение портфолио, торги о величине гонорара, проверка статуса самозанятости, составление договора об оказании услуг – все это выглядит сплошной неизвестностью для человека, который никогда ни с чем подобным не связывался.
В этом случае стоит обратиться к услугам профи, специализирующихся на оформлении сотрудничества с самозанятыми.
«Рокет Ворк» – сервис, позволяющий упростить как процесс поиска исполнителей, так и работу с ними. Это платформа, предоставляющая доступ к базе самозанятых, из которых бизнес может выбрать подходящего. После заказчик формулирует задачу, добавляет ее в личный кабинет фрилансера, а далее – контролирует ход ее выполнения. Это, своего рода, и фриланс-биржа, и регулятор, и посредник в работе с профильными государственными органами «в одном лице».
Сервис автоматически генерирует договор, а стороны подписывают его с помощью электронной подписи через СМС. По итогам выполнения задачи и подтверждения «Рокет Хьюманс» проверяет наличие статуса самозанятости у исполнителя, после чего выплачивает оговоренную сумму. Также одномоментно платформа отправляет данные о транзакции в ФНС, создает фискальный чек для заказчика и выплачивает налог за самозанятого. Такой подход существенно упрощает коммуникацию с налоговой и другими инстанциями.
Доступ к сервису осуществляется как с компьютера, так и через мобильное приложение. Такой форм-фактор позволяет максимально упростить процедуру поиска контрагентов, заключения договоров и процесса выплаты гонораров, а также всех операционных мероприятий. «Рокет Хьюманс» может стать средством оптимизации таких бизнес-процессов как рекрутинг, юридическое оформление исполнителей и подача налоговой отчетности.
Для фрилансеров «Рокет Хьюманс» становится официальным источником проверенных юридических лиц, с которыми налажен абсолютно прозрачный механизм работы.
Источник: hussle.ru
Как законно и безопасно организовать работу самозанятых мерчандайзеров

Компаниям выгодно поручать задачи самозанятым. Услуги такого специалиста не облагаются НДФЛ и страховыми взносами, не нужно оплачивать больничный и отпуск. Но важно правильно вести документооборот и соблюдать законодательство, чтобы избежать штрафов. В этой статье рассказываем, как мерчандайзинговому агентству учесть все тонкости сотрудничества с самозанятыми.
В июле 2021 ФНС зарегистрировала уже 2,6 млн самозанятых граждан, использующих специальный налоговый режим — налог на профессиональный доход (НПД). Число с амозанятых и их доходы растут повсеместно, а компании поручают таким специалистам все больше задач, например, в ритейле.
Модель отношений, при которой специалист и компания сотрудничают в рамках краткосрочного договора, выгодна обеим сторонам.
Выгода для самозанятого. Можно легально работать с юрлицами: появляется больше вариантов для заработка, средний чек таких заказов выше. Оформление сотрудничества проходит быстро, достаточно стандартного договора оказания услуг. Проекты на самозанятости можно совмещать с основной работой, при этом доход от такой подработки можно подтвердить справкой — пригодится для получения кредита в банке.
Выгода для компании. Вести документооборот и оформлять самозанятых просто. Компания может гибко реагировать на вызовы или всплески, связанные с сезонностью. Например, нанимать временный персонал на работу в вечернее время, выходные и праздничные дни. Или усиливать команду за счет самозанятых специалистов, пока сотрудники, работающие полный рабочий день, болеют.
Сотрудничать с самозанятыми будет комфортнее, если иметь под рукой «облако рабочей силы», к которому можно обращаться, когда нужен временный работник. Есть вариант заняться его формированием самостоятельно: искать самозанятых, собирать данные в Google-таблицу, контролировать их статус и вести документооборот. Такая работа будет отнимать время у штатных сотрудников — бухгалтера, HR, юриста.
Иногда проще обратиться к партнеру, который сделает все сам. Например, найти самозанятых можно на YouDo. Это крупная категория временного персонала, в которую входят мерчандайзеры, промоутеры, курьеры, разнорабочие, дизайнеры, копирайтеры, IT-разработчики и др.
Плюсы сотрудничества с самозанятыми
Самозанятые специалисты появились на рынке труда два года назад, но больша́я часть работодателей (в том числе и мерчандайзинговых агентств) ещё находятся под влиянием мифов о таком сотрудничестве.
На самом деле
Самозанятые не могут работать мерчандайзерами.
В ФЗ №422 от 27.11.2018 нет конкретного перечня видов деятельности, которыми может заниматься плательщик НПД.
Компании придется платить большие налоги.
Самозанятые сами платят 6% с доходов получаемых от юрлиц и ИП.
Заключать договор и вести бухучет с самозанятыми сложно.
Для оформления и расчетов с ним понадобятся договор оказания услуг/выполнения работ и чек.
Не смотря на плюсы, компаниям нужно помнить об ограничениях при работе с самозанятыми. Это позволит заранее выстроить производственные процессы, спрогнозировать дополнительную нагрузку на персонал и избежать штрафов.
Сложности в работе с самозанятыми
Мерчандайзинговому агентству, работающему с самозанятыми, нужно следить за грамотностью составляемых договоров, которые бы не включали трудовые отношения, контролировать лимиты дохода, следить, чтобы самозанятый грамотно выставлял чеки. Это можно делать самостоятельно, когда объемы небольшие, но при увеличении таких запросов сотрудничество с самозанятыми лучше делегировать посреднику.
За чем следить
В чем сложность
Как поможет YouDo
Работать с исполнителем-юрлицом проще: компания получает одного контрагента, который может обеспечить пул услуг.
С каждым самозанятым придется заключать отдельный договор, это увеличивает нагрузку на штатных специалистов (юристы, HR, бухгалтеры).
Сервис может взять весь документооборот на себя: выплачивать вознаграждение самозанятому, вовремя оплачивать налоги, отправлять чеки и предоставлять закрывающие документы.
Оказывает поддержку при оформлении статуса самозанятого конкретным исполнителям.
Проверять статус самозанятого
Самозанятый может получить деньги и в любой момент закрыть свой статус или аннулировать чек. Тогда компания-заказчик не сможет включить траты в налоговые расходы.
Перед каждой оплатой нужно проверять статус самозанятого на сайте налоговой и запрашивать свежую справку о его постановке на учет в качестве налогоплательщика НПД.
YouDo, как партнер ФНС, может проверять статус самозанятого, выставлять чеки и отправлять за него данные в налоговую.
Соблюдать гражданско-правовые отношения
Из-за риска переквалификации отношений заказчика и исполнителя из гражданско-правовых в трудовые может последовать штраф и доначисление налогов.
В памятке, которую сервис YouDo разработал совместно с ФНС и Рострудом, описаны отличия услуг самозанятого (гражданско-правовые отношения) от услуг штатного сотрудника (трудовые отношения).
Все самозанятые на YouDo — временный персонал, который можно быстро нанять для выполнения проектных или периодических работ, оставаясь в рамках правового поля.
Как работать с самозанятыми мерчандайзерами на YouDo
YouDo Бизнес — решение для компаний, которые хотят быстро адаптироваться к меняющимся условиям, снизить затраты на персонал, быстро и законно закрыть кадровый пробел. Агентство может найти самозанятых исполнителей самостоятельно и сотрудничать с ними, поручив документооборот и выплаты YouDo. Если запрос нетривиальный, можно описать необходимые критерии для исполнителей, опубликовать вакансию на YouDo и найти кандидатов для собеседования. А с теми, кто прошел отбор, продолжить сотрудничать в рамках сервиса.
B2B-платформа для исполнителей и заказчиков
Все больше исполнителей YouDo становятся самозанятыми, поэтому сервис запустил b2b-платформу, на которой собрана база таких исполнителей. Благодаря ей любая компания сможет быстро организовать работу с самозанятыми
Денис Кутергин, сооснователь онлайн-сервиса услуг YouDo.com: «Мы развиваем b2b-направление, которое дает возможность исполнителям подрабатывать, выполняя заказы компаний. Уже сейчас среди наших исполнителей много тех, кто имеет опыт работы в мерчандайзинге и является самозанятым, поскольку использует YouDo для подработки и сотрудничает с разными компаниями».
Помимо мерчандайзеров, на платформе можно найти исполнителей из других направлений ритейла — сборщиков, упаковщиков, комплектовщиков, курьеров, а также временный персонал в других сегментах, от перевозок до ремонта и строительства.
Редакция Merchandising.ru
Источник: merchandising.ru
