Не только юридические лица имеют право нанимать на работу сотрудников. В этом плане предприниматели обладают абсолютно такими же правами, как и любая организация. Тем не менее, индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему, должны учитывать некоторые особенности при привлечении наемных работников. Рассмотрим подробнее как проходит процесс найма персонала.
По какому договору могут работать сотрудники в ИП
По аналогии с организациями, предприниматели имеют право заключать два вида договоров со своими сотрудниками: трудовой и гражданско – правового характера.
Очень важно при этом чувствовать ту грань, когда договор из гражданско – правового плавно превращается в трудовой. Такая ситуация является подменой трудовых отношений и при ее наличии контролирующие органы оштрафуют предпринимателя. При этом придется заплатить еще и страховые взносы с выплаченных сумм.
Чтобы этого не случилось, нужно помнить, что договор ГПХ заключается исключительно на разовые работы.
Почему нельзя устраивать сотрудников как ИП | Тренинг Сергей Филиппов
Трудовой договор – стандартный документ, который составляется при устройстве на работу любого гражданина. В нем закреплены все моменты, касающиеся выполнения трудовых обязанностей. Возникновение трудовых отношений предусматривает в том числе и регулярную выплату вознаграждения (заработной платы) работнику.
Особенности трудоустройства к предпринимателю на патенте
Индивидуальные предприниматели всегда были особой категорией налогоплательщиков. Обычно государство предоставляет им больше льгот, чем обычным компаниям. Предприниматели, купившие патент, обладают некоторыми особенностями.
Наличие работников у такого предпринимателя играет важную роль, ведь от их наличия зависит стоимость патента. Средняя численность работников у такого работодателя не должна превышать 15 человек на период, пока действует патент. В противном случае придется покупать новый.
Может иметь место вариант, когда численность работников в периоде увеличивается, но средняя численность не выходит за рамки патента. В этом случае покупать новый патент не нужно.
Рассмотрим некоторые особенности исчисления и уплаты страховых взносов.
Вид страховых взносов | До 2021 года | С 2021 года |
Пенсионное страхование | 20% | 22% |
Медицинское страхование | – | 5,1% |
Страхование по временной нетрудоспособности | – | 2,9% |
Страхование от НС и ПЗ | 0,2% | 0,2% |
Итого | 20,2% | 30,2% |
С 1 января 2021 года отменены все льготы по страховым взносам для предпринимателей. Это значит, что нагрузка на бизнес значительно увеличивается.
Как правильно ИП оформить продавца (сотрудника, работника)?
Регистрация предпринимателя в качестве работодателя
Представим себе ситуацию, когда предприниматель работал в одиночку и со всем справлялся. Но настал такой момент, когда возникла необходимость принять на работу сотрудников. В этом случае у предпринимателя возникает обязанность зарегистрироваться в качестве страхователя.
В настоящий момент оповещать о появлении сотрудника нужно только фонд социального страхования. В течение 30 дней после появления первого сотрудника необходимо приехать в свое отделение Фонда с пакетом документов на регистрацию.
В состав пакета должны входить следующие документы:
- Заявление. Его можно поискать в интернете, а можно заполнить непосредственно у специалиста Фонда
- Копия паспорта предпринимателя. Оригинал, конечно же, нужно прихватить с собой тоже
- Копия трудовой книжки, трудового договора работника. Не будет ошибкой, если предоставить и одно и второе
- Если заключен договор гражданско – правового характера и в нем есть условие об уплате взносов в ФСС, то нужно предоставить и его копию
Вот такие нехитрые документы понадобятся Фонду для регистрации предпринимателя в системе ФСС.
Одновременно с приемом документов, работник Фонда выдаст уведомление о величине тарифа взносов на травматизм.
Такую регистрацию предприниматель должен пройти всего один раз, при приеме первого сотрудника.
Что нужно для трудоустройства сотрудника в ИП
Рассмотрим какие документы должен предоставить сотрудник при приеме на работу.
- В первую очередь работодателю понадобится ксерокопия паспорта будущего работника. Это основной документ человека, по которому можно идентифицировать личность. Если не будет паспорта, то трудоустроить гражданина нельзя
- «Зеленая пластиковая пенсионная карточка», как ее называют многие или страховое свидетельство ОПС. В большинстве отчетов по сотрудникам нужен страховой номер, поэтому предоставление этого документа обязательно. В настоящее время этот документ отменен на бумажном носителе, однако, у всех лиц трудоспособного возраста он на руках
- Документ, подтверждающий наличие образования. В большинстве случаев таким документом является диплом. Так же здесь можно предоставить документы, выдаваемые после прохождения обучения, повышения квалификации и других подобных случаях
- Военный билет или подобные документы. Тем более, у работодателей в настоящее время есть обязанность по отслеживанию лиц призывного возраста
Это основные документы, которые нужно предоставить при устройстве на работу. Кроме них необходимо принести свидетельство о рождении ребенка, если такое имеется, свидетельство ИНН (также при наличии). Работодатель может запросить еще документы, но это частные случаи.
Заключение трудового договора с работником
Важным этапом в процессе трудоустройства является заключение трудового договора. При этом обсуждаются детали предстоящей работы, сотрудник информируется о графике работы, о величине заработной платы, вероятно о дополнительных стимулирующих выплатах. Также обсуждаются гарантии, которые работодатель готов предоставить сотруднику помимо утвержденных законодательно. Этакий творческий процесс, при котором обговариваются все условия работы.
Договор обязательно составляется в письменном виде, в 2 экземплярах. Один – для работника, второй – для работодателя. Причем, на экземпляре организации работник ставит отметку о том, что свой договор он получил на руки.
Не стоит забывать, что на каждом предприятии своя форма, но есть общие для всех работодателей, обязательные моменты, которые должны в присутствовать во всех договорах. Такое правило закреплено законодательно.
Составление других кадровых документов при приеме сотрудника на работу
После подписания договора издается приказ о приеме на работу. В нем обобщаются основные положения договора. Приказ должен прочитать сотрудник и поставить на нем свою подпись.
Предприниматель также заполняет личную карточку на каждого сотрудника. В ней отражается подробная информация о работнике. Этот кадровый документ обязателен для заполнения.
Если не сразу, то в течение одной недели, предприниматель должен внести запись о трудоустройстве в трудовую книжку работника. Сама трудовая регистрируется в книге учета.
И не стоит забывать о согласии на обработку персональных данных. Работник должен подписать его, иначе у работодателя могут возникнуть проблемы.
Отчетность по сотрудникам, которую необходимо сдать предпринимателю
Как только предприниматель принимает на работу сотрудника, у него появляется обязанность по сдаче отчетности, касающейся работников.
В этом случае предприниматель, как и любая организация, в установленные сроки должны подавать в контролирующие органы следующие виды отчетов:
- СЗВ – М. Сдается в Пенсионный фонд ежемесячно
- 6 НДФЛ. Подается в налоговую инспекцию каждый квартал
- Расчет по страховым взносам. В налоговую, ежеквартально, нарастающим итогом
- 4 ФСС. Сдается в Фонд социального страхования, ежеквартально, нарастающим итогом
- 2 НДФЛ. Подается по итогам года в налоговую инспекцию
- СЗВ – Стаж. По итогу года сдается в Пенсионный фонд
Это основные отчеты, которые должны подавать все работодатели.
Таким образом, порядок трудоустройства работников к индивидуальному предпринимателю на патенте такой же, как и при устройстве в организацию. Единственный нюанс касается численности работников у предпринимателя. В остальном и пакет документов и сама процедура идентичны и обычно вопросов не вызывает. Данные работника – это конфиденциальная информация, ее нужно охранять от чужих глаз особенно бережно. Все данные обобщаются в личных делах по каждому работнику.
Источник: mypravoved.ru
Как нанять сотрудника в ИП на Патенте без нарушения условий заявления?
ИП на Патенте без сотрудников на год. Жена уходит в декрет, нужен сотрудник чтобы трудоустроить, как быть если в том году писала в заявлении что будет без сотрудников?
Ответы на вопрос (3):
24.06.2021, 15:36,
г. Санкт-Петербург
вам нужно оформить трудовой договор, составить штатное расписание все как при обычном оформлении.
Когда ИП нанимает сотрудников, он платит за них взносы в Пенсионный фонд, фонды медицинского и социального страхования.
Для этого нужно зарегистрироваться в фонде социального страхования за тридцать дней после заключения трудового договора. Пенсионный и медицинский фонды узнают всё от налоговой при регистрации ИП.
Зарегистрироваться в фонде социального страхования нужно при найме первого сотрудника, а потом можно нанимать других сотрудников и никуда не ходить. В микропредприятия можно нанять не больше 15 человек. Это лимит, чтобы оформлять сотрудников по упрощенной системе.
Что и куда платить — зависит от фонда.
Налоговый кодекс: пониженные страховые взносы
Снизить взносы на сотрудников в «Деле»
Список отделений и контактов ПФР Москвы и области
Пенсионный фонд. Специально регистрироваться не нужно: информация об ИП Сергея уже есть в фонде.
Фонд медицинского страхования. В этом фонде нужно регистрироваться только ИП на общей системе налогообложения. ИП на упрощенке регистрирует сама налоговая и присылает номер заказным письмом.
Фонд социального страхования. Он оплачивает сотруднику больничные листы по беременности и родам и пособия на детей до 1,5 года. Чтобы зарегистрироваться в фонде, нужно:
Заполненный образец заявления о регистрации
заполнить заявление о регистрации;
сделать копии паспорта предпринимателя, трудовой книжки и трудового договора первого сотрудника. С собой взять оригинал трудовой книжки;
получить выписку из единого реестра предпринимателей на сайте налоговой;
узнать реквизиты ОГРНИП на сайте ФСС.
Эти документы нужно отправить или принести лично в фонд. Адрес своего отделения можно узнать на сайте ФСС по номеру ИНН или КПП.
После этого фонд соцстрахования за три рабочих дня:
закрепляет за предпринимателем номер и код;
вносит данные в реестр страхователей;
выписывает уведомление о регистрации страхователя;
определяет класс профессионального риска;
рассчитывает размер взносов и присылает уведомление о том, что предприниматель зарегистрирован как страхователь.
После регистрации в фондах предприниматель получает извещение с номером, по которому платит взносы.
24.06.2021, 16:00,
г. Владикавказ
Если изначально в заявлении не был указан сотрудник, то при расчете налога в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, связанной с использованием объектов, не указанных в ранее полученном им патенте, предприниматель вправе применять ПСН либо иные режимы налогообложения по своему выбору
Нужно будет вводить корректировки, но делает это ФНС.
На сам патент не повлияет
В п. 5 ст. 346.43 НК РФ установлено, что ИП при применении ПСН вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера.
При этом средняя численность наемных работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.
Тем самым необходимым условием сохранения возможности применения ПСН является соблюдение установленного требования к величине средней численности наемных работников.
В этой связи в письме Минфина России от 28.07.2016 N 03-11-12/44303 «О применении ПСН при изменении количества работников, указанных в патенте» разъяснено, что если в патенте указано одно количество наемных работников, а в течение налогового периода оно изменяется, но при этом не превысило 15 человек, уведомление об утрате права на применение ПСН в налоговую инспекцию не представляется.
Отметим, что положения главы 26.5 НК РФ прямо не регламентируют порядок налогообложения в ситуации, когда у налогоплательщика меняется количество показателей, учитываемых при определении объекта налогообложения. Минфин России в ряде писем разъяснил, что в случае, если у предпринимателя в течение срока действия патента увеличилось количество физических показателей ведения предпринимательской деятельности, в отношении которой данный налогоплательщик применяет ПСН (например, увеличилась численность работников), полученный патент будет действовать только в отношении объектов (числа работников), указанных в патенте.
При этом он не лишен права получить новый патент на осуществление соответствующего вида предпринимательской деятельности с использованием объектов, не указанных в ранее выданном патенте. Самостоятельно производить перерасчет стоимости полученного патента в связи с увеличением количества таких показателей предприниматель не вправе.
Источник: www.9111.ru
Если патент оформлен ИП с привлечением работников, а по факту сотрудников не было и не планируется прием до конца 2022г., на какую сумму можно уменьшить патент на страховые взносы — на 50% или на 100%?
Если у вас не открываются ссылки, обратитесь, пожалуйста, в нашу Компанию для получения доступа к материалам.
Полагаем, если ИП не производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, он вправе уменьшить сумму налога на уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в полном размере. Рекомендуем дополнительно обратиться за разъяснениями в контролирующий орган.
Правовое обоснование.
Налогоплательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе уменьшить сумму налога на уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в размере, определенном в соответствии с пунктом 1 статьи 430 настоящего Кодекса.
Вопрос: ИП в заявлении на патент указал, что у него будет работать один сотрудник, а по факту сотрудников нет. Может ли он уменьшить стоимость патента на всю сумму страховых взносов за себя или только на 50%, потому что в заявлении указано, что привлекается наемный сотрудник?
Ответ: Если нет работников (вы не платите вознаграждения физлицам), налог (стоимость патента) можно уменьшить на всю сумму взносов, которые уплатили за себя, то есть вплоть до нуля (п. 3.1 ст. 346.21, п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ).
поскольку в рассматриваемой ситуации фактическое осуществление предпринимательской деятельности без привлечения наемных работников (в то время как в заявлении о получении патента и при расчете потенциально возможного к получению годового дохода и, соответственно, суммы подлежащего уплате налога учитывалось обстоятельство, что наемные работники будут привлечены) не ведет к возникновению негативных последствий в виде неуплаты налога, а также учитывая, что механизм перерасчета налога в случае уменьшения количества объектов в рамках патентной системы налогообложения не предусмотрен, изменения в заявление о получении патента не вносятся и получать новый патент также не требуется.
Источник: www.tls-cons.ru