Важное условие – постоянное местонахождение иностранной организации не должно входить в перечень офшорных зон. С 01.07.2023 вступает в силу новый Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорных зон), утвержденный Приказом Минфина России от 05.06.2023 N 86н. Он более чем в 2 раза объемнее, чем действовавший ранее.
Стоит проверить, включены ли в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства!
Пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные для субъектов малого и среднего предпринимательства, можно начать применять только с момента внесения сведений об организации в реестр малых и средних предприятий.
Какие организации с иностранным участием могут быть признаны малыми или средними предприятиями
Субъектами малого и среднего предпринимательства являются организации, соответствующие критериям, установленным ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (реестр МСП) (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Российская организация относится к субъектам малого или среднего предпринимательства, если соответствует следующим условиям (пп. «а» п. 1, п. п. 2, 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265):
- доход за предшествующий год не более 800 млн руб. для малых и не более 2 млрд руб. для средних;
- среднесписочная численность за предшествующий год не более 100 чел. для малых и не более 250 чел. для средних;
- суммарная доля участия в капитале государства, общественных, религиозных организаций и фондов (за исключением инвестиционных) не превышает 25%;
- суммарная доля участия в капитале других организаций, не являющихся малыми или средними предприятиями, а также иностранных организаций, у которых за предшествующий год доход более 2 млрд. руб., а среднесписочная численность более 250 чел., не превышает 49%.
Иными словами, доля участия иностранных организаций, у которых за предшествующий год доход не превышает 2 млрд. руб., а среднесписочная численность — 250 чел., не учитывается при расчете 49%-ного ограничения. Например, если в капитале организации участвует иностранная организация и ее доля участия превышает 49%, то необходимо сравнить ее доход и среднесписочную численность за прошлый год с предельными величинами (2 млрд руб. и 250 чел.). Если показатели иностранной организации меньше предельных величин, то российская организация является малым или средним предприятием (при выполнении всех остальных условий).
Правило не действует, если государство постоянного местонахождения иностранных участников включено в перечень офшорных зон, утвержденный Минфином России (пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
С 01.07.2023 действует новый Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорных зон), утвержденный Приказом Минфина России от 05.06.2023 N 86н. В отличие от ранее действовавшего него включены, в частности, такие юрисдикции, как Республика Кипр, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Швейцарская Конфедерация, США и Федеративная Республика Германия. Он гораздо шире предыдущего.
Это связано с тем, что обмен финансовой информацией между РФ и «недружественными» странами по факту прекратился, и подтвердить информацию по этим юрисдикциям государство не может.
Те российские организации, у которых есть участники, зарегистрированные в государствах и территориях из нового Перечня, с 01.07.2023 смогут попасть в реестр только на общих основаниях – если суммарная доля участия иностранного участника и российских участников, не являющихся субъектами МСП, не превышает 49%. Включение в реестр в этом случае происходит без участия аудиторской компании.
Свяжитесь с нами
Задайте любой интересующий вас вопрос или запросите предложение.
Каким образом аудиторские организации участвуют в ведении реестра малых и средних предприятий
В целях ведения реестра МСП аудиторские организации должны сопоставить данные, содержащиеся в отчетности за прошлый год, представленной иностранной организацией в налоговый орган страны, где учреждена эта иностранная организация, с российскими критериями отнесения организаций к малым или средним предприятиям. По результатам аудиторская организация формирует перечень российских ООО, иностранные участники которых по состоянию на 1 января текущего года по доходу и среднесписочной численности соответствуют этим критериям, и в период с 1 по 5 июля текущего года передает его в ФНС России (п. 1 ч. 6.2 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
- анализировать надо отчетность той иностранной организации, которая является участником российской организации по данным ЕГРЮЛ по состоянию на 1-ое число месяца, а не на начало года. Это следует из п. 1, 5 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Например, при смене участника 27 июня текущего года надо предоставить для анализа отчетность нового участника за прошедший год;
- ограничения дохода и среднесписочной численности установлены только для иностранных организаций, непосредственно являющихся участниками российских организаций. Проверять доход и численность материнских компаний иностранных участников на соответствие предельным величинам закон не требует.
Если сведения об ООО по каким-либо причинам не будут переданы в период с 1 по 5 июля, то аудиторская организация вправе сделать это в период с 1 по 5 число любого другого месяца (ч. 7.1 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, Информационное сообщение Минфина России от 29.10.2020 N ИС-аудит-35). При этом надо понимать, что налоговый орган, не получив эти сведения в период с 1 по 5 июля текущего года, исключит ООО из реестра 10 июля, а получив сведения, восстановит организацию в реестре МСП с 10 числа месяца, в котором аудиторская организация подаст сведения (при выполнении иных условий для отнесения к МСП) (п. п. 5, 5.1 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Однако поскольку в Законе N 209-ФЗ есть требование о предоставлении для сопоставления отчетности за прошлый год, а также необходимость проверки соответствия иностранного участника критериям по состоянию на 1 января текущего года (пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4, п. 1 ч. 6.2 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ), то можно прогнозировать сложности с включением в реестр «опоздавших» российских организаций в первые месяцы года. Ведь в этот период по вполне понятным причинам российская организация еще не может предоставить отчетность иностранного участника за прошлый год.
Обратите внимание: в отношении АО перечень формирует и передает в ФНС России не аудиторская организация, а держатель реестра акционеров (ч. 6.1 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Как ведется реестр малых и средних предприятий в отношении ООО с иностранным участием
- аудиторская организация оказывает ООО, заинтересованным во включении сведений о них в реестр МСП, услугу (по инициативе ООО). Услуга заключается в подтверждении соответствия дохода и среднесписочной численности иностранной организации критериям, установленным российским законодательством (доход за предшествующий год не более 2 млрд руб., среднесписочная численность не более 250 чел.). Подтверждение рекомендуем делать ежегодно в период до 1 июля, чтобы у аудиторской организации была возможность передать сведения об организации не позднее 5 июля, иначе 10 июля организация будет исключена из реестра;
- аудиторская организация сравнивает доход за предшествующий год и среднесписочную численность работников иностранной организации, используя отчетность этой организации за соответствующий год, представленную в налоговый орган страны, где она учреждена. Отчетность для сопоставления должно предоставить ООО. Факт представления отчетности в налоговый орган должен быть подтвержден соответствующей отметкой;
- аудиторская организация по результатам оказания услуги формирует перечень ООО, участниками которых являются иностранные организации, соответствующие критериям. Аудиторская организация предоставляет заказчику информационное письмо по принятой в аудиторской организации форме с указанием, что включила / не включила его в перечень ООО, участники которых соответствуют критериям;
- аудиторская организация с 1 по 5 числа ближайшего после оказания услуги месяца направляет перечень ООО в ФНС России. Перечень представляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием официального Интернет-сайта ФНС России ;
- если дата получения ФНС России сведений об организации пришлась на период с 1 января по 5 июня, то помимо полученных от аудиторской организации сведений ФНС России проанализирует (ч. 4.1, п. п. 1, 5.1 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ):
- сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ по состоянию на 1 число соответствующего месяца;
- данные о среднесписочной численности работников за год, предшествующий предыдущему;
- данные о доходе за год, предшествующий предыдущему.
Если все условия для отнесения организации к субъектам МСП соблюдены, то ФНС России включит или восстановит ООО в реестре МСП 10 числа месяца получения сведений от аудиторской организации;
- сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ по состоянию на 1 число соответствующего месяца;
- данные о среднесписочной численности работников за год;
- данные о доходе за год, предшествующий предыдущему.
- оставит данные в реестре без изменения, если имеющиеся сведения подтверждают наличие статуса;
- изменит данные, но оставит сведения об организации в реестре, если имеющиеся сведения подтверждают изменение категории субъекта (например, ранее организация признавалась средним предприятиям, но теперь в отношении нее выполнены условия для отнесения к субъектам малого предпринимательства) (Письмо Минэкономразвития России от 27.01.2020 N Д13и-2174);
- исключит организацию из реестра МСП, если подтверждающие статус сведения отсутствуют либо организация перестала удовлетворять критериям отнесения к малым или средним предприятиям.
В случае превышения предельных величин дохода и среднесписочной численности изменение категории субъекта МСП возможно только при условии, что превышение наблюдается в течение 3 лет подряд (ч. 4 ст. 4 от 24.07.2007 Федерального закона N 209-ФЗ).
Вопрос определения момента, с которым связана утрата статуса МСП, является спорным.
Существуют официальные разъяснения, что исключение из реестра на основании ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ также возможно только при условии, что превышение наблюдается в течение 3 лет подряд (Письма Минэкономразвития от 11.04.2016 N Д28и-913 (п. 1), от 10.09.2015 N Д05и-1163).
Как определяется предельная сумма доходов в целях отнесения к субъектам МСП
Предельная величина дохода для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса – 2 млрд руб., которая установлена Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265.
Согласно п. 1 данного Постановления, предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяются в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам.
В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. Доходы от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, а внереализационные доходы — в порядке, установленном ст. 250 НК РФ.
Из суммы доходов исключаются суммы налогов, предъявленные поставщиком покупателю.
Организации, применяющие УСН, в соответствии со ст. 346.15 НК РФ также учитывают в составе доходов доходы от реализации и внереализационные доходы, определение которым дано в ст. 248 НК РФ.
Таким образом, для подтверждения предельного размера дохода следует ориентироваться на налоговые декларации за соответствующий период.
Аналогичные выводы следуют из Писем Минфина России от 06.04.2021 N 03-03-07/25152, от 30.01.2018 N 03-11-06/2/4870.
Как произвести пересчет доходов иностранного участника в рубли
Специальных указаний на способ пересчета в данной ситуации нет. По аналогии можно воспользоваться методом, предусмотренным п. 2 ст. 309.1 НК РФ для пересчета прибыли иностранных контролируемых компаний. Пересчет в рубли производится с применением среднего курса иностранной валюты к рублю, устанавливаемого Банком России, определяемого за период, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год.
С какого момента организация может применять пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные для малых и средних предприятий
Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства, применяются пониженные тарифы страховых взносов Совокупный тариф составляет 15% (вместо 30%) для выплат в пользу физических лиц, превышающих МРОТ на начало расчетного периода. Величина МРОТ в 2023 г. равна 16 242 руб. (пп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 НК РФ, ст. 1 Федерального закона от 19.12.2022 N 522-ФЗ).
Плательщики страховых взносов начинают применять пониженные тарифы страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП; а заканчивают — с 1-го числа месяца, в котором сведения о них были исключены из реестра МСП (Письма Минфина России от 29.05.2023 N 03-15-06/48898, от 08.12.2022 N 03-15-05/120508, от 20.01.2022 N 03-15-05/2932, от 03.06.2021 N 03-15-06/43307, от 07.04.2021 N 03-15-06/25772).
Свяжитесь с нами
Задайте любой интересующий вас вопрос или запросите предложение.
Источник: kskgroup.ru
Малое предприятие — критерии отнесения в 2022-2023 годах
Критерии отнесения к малому предприятию в 2022-2023 годах регламентированы законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Рассмотрим более детально, кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2022-2023 годах и каковы критерии приобщения компаний к этому списку.
- Кто относится к субъектам малого предпринимательства
- Основные и дополнительные критерии, указывающие на малые предприятия
- Относится ли компания к СМП (пошаговая таблица для определения статуса фирмы)
- Нюансы малого и среднего предпринимательства
- Когда малое предприятие превращается в среднее или крупное
- Итоги
Кто относится к субъектам малого предпринимательства
Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:
- индивидуальные предприниматели;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- хозяйственные общества;
- хозяйственные партнерства;
- потребительские кооперативы;
- производственные кооперативы.
Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.
Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Все МСП включены в специальный реестр на сайте ФНС. Если вы не нашли там свое МСП, отправьте заявку на проверку сведений реестра.
Подобнее смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ можно получить бесплатно.
Основные и дополнительные критерии, указывающие на малые предприятия
Первым критерием, на который нужно ориентироваться, является доход, полученный за минувший календарный год при осуществлении всех видов деятельности. Максимальное значение данного критерия 800 млн руб.
Кроме параметра доходности к основным критериям относятся среднесписочная численность кадров за минувший календарный год. У малых предприятий эта характеристика колеблется в пределах 16–100 человек. Среднесписочная численность вычисляется на основе определенного правила, а именно:
- Сначала исчисляется среднесписочная численность кадров, имевших полную занятость.
- После этого определяется среднесписочная численность кадров, имевших частичную занятость.
Что касается дополнительных критериев, то к ним относится суммарный процент членства других хозяйственных субъектов в уставном капитале субъекта. Во-первых, для хозяйственных товариществ или обществ этот показатель должен иметь не более 25% суммарного участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов. Во-вторых, УК должен иметь не более 49% доли участия иных юридических лиц (не считающихся МСП) или иностранных компаний. То есть минимум 51% уставного капитала должно принадлежать физлицам или организациям малого и среднего бизнеса.
Критериям малого предприятия могут соответствовать также юридические лица, деятельность которых связана с интеллектуальными разработками в различных сферах, к примеру, созданием информационных баз данных, промышленных образцов и т. п.
Акционерные общества также могут иметь статус малой организации, только в этой ситуации их акции должны относиться к инновационному сектору экономики государства.
Отдельной категорией субъектов малого бизнеса выступает микропредприятие. В данную категорию подпадут субъекты с доходом не более 120 млн руб. в год и среднесписочной численностью до 15 человек включительно.
Важно! В 2022-2023 годах субъекты МСП имеют право на ряд мер антикризисной поддержки. Что это за меры, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, пробный доступ можно получить бесплатно.
Относится ли компания к СМП (пошаговая таблица для определения статуса фирмы)
Рассмотрим алгоритм определения категории компании пошагово.
1. Определяем среднесписочную численность персонала за минувший календарный год
Исчисляется расчетным путем. Информация для расчета берется из сведений, подаваемых в налоговую инспекцию. У малых предприятий показатель колеблется в диапазоне от 16 до 100 человек.
Для средних установлено несколько значений:
- от 101 до 250 — независимо от вида деятельности;
- от 251 — до 1000 — если субъект входит в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в соответствии с Постановлением Правительства от 22.11.2017 № 1412.
- до 1500 — для организаций с основным видом деятельности в сфере общественного питания, критерий введен с 2022 г.
2. Вычисляем доход, полученный за минувший календарный год от осуществления всех видов деятельности
Информация берется из налоговой декларации за прошлый год. При совмещении режимов доход суммируется по каждой декларации. У малых предприятий значение не должно превышать 800 млн руб. У средних — 2 млрд руб.
3. Определяем процент членства иных обществ в уставном фонде компании
1. Процент членства государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов составляет не более 25%.
2. Процент членства иностранных юридических лиц или российских юридических лиц (не имеющих статуса малого предприятия) составляет не более 49%
Нюансы малого и среднего предпринимательства
При соответствии малого предприятия критериям 2022-2023 годов оно вносится в особый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом организация не обязана подавать какие-либо особые сведения в налоговые органы или совершать иные действия — она автоматически причисляется к малому бизнесу. Сотрудники ФНС причисляют компании к малым на основании предоставляемых ими в обычном порядке сведений, к которым относятся:
- среднесписочная численность работников;
- данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- налоговые декларации.
Как ведется и когда обновляется реестр МСП, читайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Необходимо отметить, что субъекты, имеющие статус малого предприятия, получают право пользования определенными льготами в сфере бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:
- Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене.
- Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета.
- Льготные условия специального налогообложения, которые устанавливаются на региональном уровне.
- Сокращение срока проверки государственными контролирующими органами — для малых предприятий он составляет 50 часов в год.
- Некоторые категории индивидуальных предпринимателей получают налоговые каникулы, которые должны быть обозначены в нормативно-правовых актах региона.
Разобраться в нюансах упрощенного бухучета и отчетности на малых предприятиях помогут материалы:
- «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях»;
- «Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий за 2022 год».
Когда малое предприятие превращается в среднее или крупное
Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2022-2023 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:
- Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
- Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.
Итоги
Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.
Источник: nalog-nalog.ru
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАС ИСКЛЮЧИЛИ ИЗ РЕЕСТРА МСП И ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛЬГОТАМИ
Правительство активно оказывает поддержку субъектам малого и среднего бизнеса из пострадавших от коронавируса отраслей. Но компании и ИП, которые соответствуют критериям МСП, однако по какой-то причине были исключены из реестра, могут лишиться «коронавирусной» господдержки: отсрочек, субсидий из бюджета, права на пониженные тарифы взносов и пр. И если исключение незаконно, то нужно как можно скорее принять меры для исправления ошибки.
Кто и как попадает в реестр
Для отнесения к субъектам МСП компания или ИП по общему правилу должны соответствовать критериям :
— по среднесписочной численности сотрудников — не более 15 человек для микропредприятий, 100 человек для малых и 250 человек для средних предприятий. Исключение — средние предприятия, у которых 70% дохода составляет доход в сфере легкой промышленности. Они могут иметь до 1000 работников ;
— по доходу — не более 120 млн руб. для микропредприятий, 800 млн руб. для малых и 2 млрд руб. для средних предприятий;
Доход определяется по данным налогового учета без НДС. Размер дохода и численность работников оцениваются по данным прошлого года.
Реестр МСП формируется на основании показателей дохода из налоговых деклараций (в том числе по спецрежимам), сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий год, сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, информации, поступившей в ФНС от других госорганов . То есть представлять какие-либо заявления и документы для включения в реестр не нужно. Если компания (ИП) соответствует критериям субъекта МСП, налоговики должны включить ее в реестр автоматически.
Данные о компаниях и предпринимателях, которые отвечают критериям МСП, вносятся в реестр ежегодно 10 августа текущего года на основе сведений, имеющихся у ФНС по состоянию на 1 июля этого же года .
Вновь созданные ООО, АО с одним акционером, хозяйственные товарищества, соответствующие условию о структуре уставного капитала, производственные и потребительские кооперативы и КФХ, вновь зарегистрированные предприниматели для целей ведения реестра МСП признаются микропредприятиями. Они включаются в реестр 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Ограничения по среднесписочной численности работников и доходам при этом по понятным причинам не учитываются — таких данных еще просто нет .
Когда и почему исключают из реестра
Сведения о компании (ИП) — субъекте МСП исключаются из реестра в тот же срок, что и вносятся в него: ежегодно 10-го августа, по сведениям, которыми налоговики располагают на 1 июля того же года . Исключить из реестра могут по следующим причинам .
Причина 1. Не представлены сведения о среднесписочной численности работников за прошлый год. Напомним, сведения сдаются в ИФНС по месту учета ежегодно не позднее 20 января . Причем то, что компания сдала сведения, к примеру, за 2018 г., не спасет ее от исключения из реестра в 2020 г. по итогам 2019 г. Бесполезно и ссылаться на то, что налоговики располагали данными о численности работников из отчетности по страховым взносам, представленной компанией . Ведь в Законе N 209-ФЗ однозначно говорится, что соответствие критериям МСП определяется именно по сведениям о среднесписочной численности .
С 2021 г. сведения о среднесписочной численности работников будут сдаваться в составе расчета по страховым взносам. Сдавать форму за 2020 г. отдельно уже не потребуется . РСВ за 2020 г. надо будет сдать не позднее 01.02.2021.
Причина 2. Не сданы налоговые декларации, позволяющие определить величину дохода от предпринимательской деятельности за прошлый год. Если деклараций нет по состоянию на 1 июля, то 10 августа компанию исключат из реестра. Учтите: даже если компания исправится и подаст декларации и сведения о среднесписочной численности после 1 июля, в реестр ее вновь внесут только в следующем году .
Причина 3. Компания (ИП) перестала отвечать условиям отнесения субъекта к МСП. Отметим, в Законе говорится, что статус субъекта МСП изменяется, если компания превышала установленные ограничения по среднесписочной численности работников и доходам в течение 3 календарных лет подряд. То есть перейти, например, из категории микропредприятий в категорию малых фирма могла не раньше 10.08.2019 (напомним, что реестр ведется с 2016 г.), если показатели по доходам и численности работников были последовательно превышены в 2016 — 2018 гг.
Казалось бы, это можно понимать так, что «вылететь» из реестра из-за превышения предельных ограничений по доходам и численности работников тоже можно только по итогам 3 лет. Но налоговики и суды считают иначе: норма ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ регулирует исключительно порядок изменения категории субъекта МСП. А вопрос об исключении фирмы из реестра с изменением категории субъекта МСП никак не связан. И если по итогам хотя бы одного года допущено несоответствие критериям МСП по численности работников и доходам, из реестра вас исключат правомерно . Например, если доходы компании за 2019 г. превысили предельное значение в 2 млрд руб. или среднесписочная численность сотрудников превысила 250 человек, то 10 августа текущего года ее уберут из реестра независимо от того, что в предыдущие годы доходы не выходили за пределы лимита. Такой вывод можно сделать и из разъяснений ФНС .
Причина 4. Прекращение деятельности организации или ИП. В этом случае данные исключаются из реестра МСП 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
Этот перечень причин исчерпывающий . То есть, скажем, исключить вас из реестра из-за того, что не сдан расчет по форме 6-НДФЛ или расчет по страховым взносам, инспекторы не вправе.
Восстанавливаем справедливость через сервис ФНС
Что делать, если компания (ИП) соответствует всем критериям МСП, отчетность сдала вовремя, а в реестре фирмы нет? Способов несколько. Но мы советуем определенную последовательность действий. Прежде всего надо попытаться решить вопрос через сервис «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» на сайте ФНС rmsp.nalog.ru. Это официальный инструмент.
Если вы пропустите этот шаг, ваша налоговая все равно отправит вас на сайт. Но, хотя налоговики на местах и говорят иногда, что руками они ничего в реестр не вносят и технических возможностей для этого не имеют, разбираться с вашим вопросом в конечном итоге все равно придется им. Расскажем подробнее.
Организация или ИП могут быть принудительно включены в реестр МСП. Для этого через сервис ФНС направляется специальное сообщение об отсутствии сведений в реестре или о неверном отражении в нем категории субъекта МСП. Для направления сообщения используется функция сервиса «Вас нет в реестре или данные некорректны?». Сообщение может быть сформировано любым лицом, указавшим адрес электронной почты и заполнившим соответствующие поля .
Удостоверившись, что сервис не находит вашу компанию в реестре, зайдите в раздел «Вас нет в реестре или данные некорректны?», введите ИНН или ОГРН (ОГРНИП), заполните данные о режиме налогообложения, доходах и численности работников за прошлый год, структуре уставного капитала и отправьте заявку на проверку сведений.
В зависимости от причины, по которой сведения о компании исключены из реестра МСП (несоответствие ограничениям по структуре капитала или требованиям к среднесписочной численности работников и доходу), сообщение поступает на рассмотрение в регистрирующий орган, или в ИФНС по месту нахождения организации (месту жительства ИП), или в оба органа сразу . Им будут заниматься отделы, отвечающие за ведение ЕГРЮЛ и ЕГРИП и (или) за камеральный контроль отчетности.
Сообщению присваивается номер, по которому можно отслеживать его статус в этом же разделе на сайте ФНС .
Информацию из сообщения налоговики проверят по сведениям из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), налоговой отчетности, данным о выданных ИП патентах и т.д. Если инспекторы установят некорректность информации, содержащейся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), или тот факт, что сведения о субъекте МСП ошибочно не были переданы в ФНС для включения в реестр МСП, они должны устранить некорректное отражение данных в своей информационно-аналитической подсистеме. Если это невозможно, регистрирующий орган или ИФНС должны направить :
— сообщение о наличии документов, подтверждающих соответствие компании или ИП критериям МСП, на обработку в региональное УФНС. И тогда сведения в реестр МСП должно внести УФНС ;
— заявку на сайт технической поддержки ФКУ «Налог-Сервис» ФНС и проконтролировать ее исполнение.
Если информация заявителя не опровергает данные, использовавшиеся при формировании реестра МСП, или у инспекторов нет сведений, на которые ссылается заявитель, обработка сообщения завершается без внесения сведений в реестр .
Если же вопрос решился положительно, данные о компании вновь включат в реестр МСП при его ежемесячном обновлении, то есть вместе с новичками. К сожалению, не с той даты, с которой компания была из реестра исключена. Задним числом данные в реестр не вносятся.