Кто такие индивидуальные предприниматели
ИП — это люди, которые трудятся не на работодателя, а сами на себя: самостоятельно ведут бизнес и получают от него доход.
Раньше их называли ПБОЮЛ (предприниматель без образования юрлица) или ЧП (частный предприниматель). Они уплачивают дополнительные налоги и сборы с полученной выручки, сдают особые формы налоговой отчетности, которые отличаются от налоговой отчетности обычных граждан. А если коммерсант выступает в роли работодателя, то ему приходится уплачивать страховые взносы и НДФЛ, а еще и отчитываться по ним.
Одного желания, чтобы стать предпринимателем, недостаточно. Необходимо пройти процедуру регистрации, оплатить государственную пошлину и получить выписку от ФНС.
Иногда ФНС вправе признать гражданина предпринимателем в принудительном порядке. Когда он ведет предпринимательскую деятельность без оформления статуса ИП, налоговики вправе признать его коммерсантом и доначислить налоги и взносы.
Зачем доказывать, что не являешься ИП
В российских законах не обозначены ситуации, в которых обязательна справка об отсутствии статуса индивидуального предпринимателя, но на практике дело обстоит иначе. Документ потребуется в следующих случаях:
- При трудоустройстве на государственную службу: в правоохранительные органы или в судебную систему, в органы власти и управления. Чтобы занять должность, придется получить справку об отсутствии статуса индивидуального предпринимателя, так как чиновникам запрещено вести собственный бизнес.
- При постановке на учет в качестве безработного в службе занятости населения. Обычно представители ЦЗН самостоятельно проверяют отношение граждан к предпринимательству. Но и документ иногда запрашивают.
- При оформлении социальных выплат — стипендий или пособий от государства — придется подтвердить, что получатели не имеют доход от предпринимательской деятельности.
- При получении субсидий. Чтобы встать в очередь на получение государственных субсидий, гражданам придется подтвердить, что они не являются коммерсантами.
- При назначении материальной помощи, выплат социального характера потребуется подтвердить уровень своего дохода. Иначе социальные выплаты и помощь не получить.
- При оформлении льгот и компенсаций на оплату коммунальных услуг.
Обратите внимание, что ИП вправе претендовать на получение социальной помощи от государства при условии, что он отвечает обязательным условиям и требованиям для получения конкретного вида поддержки. Например, если средний душевой доход семьи коммерсанта не превышает установленных минимальных значений.
Как подтвердить, что не ИП
Присвоением статуса индивидуального предпринимателя занимается ФНС, и подтвердить, что гражданин не ведет собственный бизнес, вправе только она. Инспектор проверит актуальные сведения по единой базе данных предпринимателей и выдаст нужную справку.
Информацию выдадут не только самому ИП, но и любому другому заинтересованному лицу: работодателю, который решил проверить своих подчиненных; представителям социальной службы, которые занимаются назначением выплат и пособий.
Все это о том, как подтвердить, что ты ИП, но где взять справку об отсутствии ИП, она потребуется в самых разных ситуациях. Ответ: в любом отделении ФНС при личном обращении или в электронном запросе. Гражданин самостоятельно определяет способ обращения:
- лично в ИФНС по месту жительства, месту пребывания;
- в МФЦ;
- через портал «Госуслуги»;
- через специальный сервис от Инспекции.
Электронная выписка предоставляется бесплатно. А вот за бумажные сведения придется платить (от 200 до 400 рублей за бланк).
Как получить справку в налоговой
Налоговая инспекция выдает данные исключительно по официальному запросу. Иной порядок не предусмотрен, и справка об отсутствии регистрации в качестве ИП — не исключение. Получают ее, только предоставив собственноручное заявление с просьбой выдать нужную информацию.
Формат заявления не установлен, оформляйте его в произвольной форме. Но обязательно укажите следующие реквизиты:
- наименование инспекции, в которую направляете заявление;
- Ф.И.О. и должность начальника ТО ФНС;
- наименование документа («Заявление»);
- суть обращения;
- Ф.И.О. и паспортные данные заявителя;
- адрес места регистрации, проживания;
- способ предоставления ответной информации.
ВАЖНО! Если подаете запрос не на самого себя, а на третье лицо, то придется дополнительно указать сведения о гражданине, по которому требуется информация.
Образец заявления
Выписка с сайта ФНС
Второй способ получения документа — использование специального сервиса от ФНС. Справку об отсутствии статуса ИП официальный сайт Налог.Ру формирует бесплатно. Но требуется регистрация на сайте.
Информацию вы получите в виде электронной выписки из ЕГРИП, подписанной усиленной цифровой подписью Налоговой инспекции. Документ с электронной подписью равнозначен бумажной выписке, выданной ФНС при личном обращении.
Если выписка распечатана без выполнения необходимых для проверки электронной подписи настроек, появляется сообщение о недействительности подписи. Тогда ее нельзя использовать как юридически значимый документ.
Как получить справку на «Госуслугах»
Еще один удобный способ, где получить справку об отсутствии ИП, — это обратиться через информационный портал «Госуслуги». Для этого потребуется регистрация — войти на портал и заказывать услуги разрешено только под собственной учетной записью.
Если учетной записи нет, то обратитесь в МФЦ — и справку получите, и процедуру регистрации пройдете без проблем. Работники МФЦ сразу подтвердят вашу учетную запись, и вы сможете пользоваться всеми государственными услугами портала без ограничений.
Если вы уже имеете учетную запись на портале, то справка об отсутствии ИП через госуслуги формируется в разделе «Предоставление сведений из Государственного реестра». Там введите ИНН лица, по которому необходима проверочная информация, и готовая выписка будет сформирована в течение суток. Документ доступен для скачивания в течение пяти дней. Распечатанный документ с госуслуг является официальным.
Срок действия справки
Конкретных ограничений по срокам действия выписки не предусмотрено. Руководствуйтесь требованиями ведомств и госструктур, которые запрашивают информацию. Например, при трудоустройстве в муниципалитет сроки действия выписки устанавливает местная администрация. Заранее уточните срок действия документа по месту предоставления.
Об авторе статьи
Наталья Евдокимова Бухгалтер-эксперт, опыт практической работы — более 15 лет.
Автор статей в интернет-СМИ по бухгалтерии, налогам, кадровым вопросам.
Последние публикации автора
- 2023.05.23 ПенсияКак отказаться от пенсионных отчислений по закону? Ведь до пенсии доживут не все
- 2023.04.28 ПенсияКак начисляется «северная» пенсия и что нужно знать о северном стаже для пенсии в 2023 году
- 2023.04.27 НДФЛКак получить налоговый вычет на роды по контракту
- 2023.04.26 ДеньгиМатериальная помощь в связи со смертью родственника в 2023 году
Законы все время меняются, но мы стараемся поддерживать статью в актуальном состоянии. Если вы увидите неактуальную информацию, пишите в комментарии — это поможет редакции быстрее обновить статью.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить важное:
Источник: how2get.ru
Пошаговая инструкция, как получить справку об отсутствии ИП через Госуслуги
Если раньше наличие или отсутствие индивидуального предпринимательства можно было подтвердить, только посетив налоговые службы, то теперь справка об отсутствии ИП может быть получена прямо через интернет – с помощью портала Госуслуг. Рассмотрим, какие преимущества и недостатки есть у этого метода, и как получить документ.
Плюсы и минусы получения справки через портал Госуслуги
К основным преимуществам использования портала Госуслуг можно отнести:
- Возможность оформления документа через интернет.
- Не нужно тратить время на посещение налоговой.
- На сайте размещена подробная информация о том, как получить услуги, и что для этого понадобится.
К минусам можно отнести разве что тот факт, что портал Госуслуг выступает посредником, а основное заявление заполняется на сайте ФНС.
Пошаговая инструкция, как заказать справку об отсутствии ИП через сайт Госуслуги
Чтобы получить услугу – нужно предварительно авторизоваться в системе – сделать это можно, используя данные СНИЛС, электронную почту, либо контактный мобильный телефон. При повторном посещении сайта система будет запрашивать у пользователя только его пароль, а логин (почта, телефон или СНИЛС) будет оставаться прежним. После того, как данные будут введены, нужно нажать на клавишу «Войти».
В открывшемся окне в верхнем меню выбираем раздел «Услуги». Здесь будет перечень всех основных услуг, которые предоставляются через Государственный портал.
Во вновь открывшемся окне выбираем раздел «Налоги и финансы», а затем нажимаем на ссылку «Еще». Это позволит открыть все услуги в данном разделе.
Нас интересует самая последняя услуга – «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ». Чтобы просмотреть информацию, нажимаем на нее.
Здесь можно выбрать два варианта документа – это «Предоставление документа (документов), содержащегося в ЕГРЮЛ/ЕГРИП» или последняя строка – «Предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе». Нажимаем на нужную строку.
В открывшемся окне будет подробное описание услуги, начиная от того, как она оказывается, и заканчивая документами, которые понадобятся гражданину. Система перенаправляет нас на официальный сайт ФНС.
Здесь нужно будет также авторизоваться, после чего система предложит подать запрос на выписку. Нажимаем на активную клавишу.
Для того, чтобы сформировать запрос, индивидуальному предпринимателю понадобится не так уж и много – всего лишь ввести ИНН/ОГРНИП, а затем ввести цифры с картинки и нажать на клавишу «Сформировать запрос».
В дальнейшем можно нажать на стрелку «К списку запросов», чтобы найти интересующий гражданина направленный запрос – в том числе и его зарегистрированный номер.
Готовый результат придет пользователю на электронную почту. А информация о том, что услуга оказана, будет продублирована в личном кабинете на сайте Госуслуг и на сайте Федеральной Налоговой Службы. При этом заявление регистрируется в течение одного дня, а сама услуга оказывается в течение пяти рабочих дней.
Возможные трудности
Основная сложность заключается в том, что для того, чтобы готовая справка была действительна и имела такую же силу, как и справка, полученная в Федеральной Налоговой Службе, понадобится действующая электронная подпись, которая не бесплатная.
Также при регистрации на сайте Портала Госуслуг и на сайте ФНС некоторые граждане указывают неактуальный или не существующий адрес электронной почты. В результате справка не приходит на email. Вот почему так важно указывать только настоящие данные и почту, которой вы действительно пользуетесь.
Как видите, получение услуги через Портал Государственных услуг не составит большого труда. Как результат, пользователь сможет сэкономить время и получить достоверную информацию прямо из ФНС. Правда, для этого понадобится зарегистрироваться не только на сайте Госуслуг, но и на сайте налоговой. Кроме того, понадобится действующая электронная подпись, без которой справку, конечно, выдадут, но она будет недействительна.
Источник: gosuslugi-official.help
>»>