Но какую цену они заплатили, чтобы вырваться из нищеты, поставить на ноги семью? И с чем остались после кризиса 1998 года? Об этом – в фильме «Граждане барыги» из публицистического цикла «90-е».
«Граждане барыги, это ограбление – готовьте деньги!» Эту фразу, выбранную в качестве названия фильма, в лихие 90-е слышали почти все челноки, которых нещадно потрошили бандиты. Почему-то вслед за криминалитетом, окрестившим людей с огромными клетчатыми сумками пренебрежительным словом «барыги», негативным отношением к челнокам преисполнилось едва ли не всё население страны, охваченной первоначальным накоплением капитала.
Чем предприниматели 90-х отличаются от предпринимателей нового поколения? Главные отличия
После развала Советского Союза, напоминают авторы фильма, страну «лечили» при помощи шоковой терапии. Правительство отпустило цены, и за короткое время пустые прилавки магазинов заполнились. Но большинство людей не могли купить эти заграничные продукты и ширпотреб – у них не было денег. Одно за другим закрывались предприятия, на тех, что ещё держались на плаву, не платили зарплату.
Самым простым и быстрым способом заработать была торговля. Казалось, что вся страна превратилась в огромный рынок, а в сферу челночной торговли оказались вовлечены более десяти миллионов человек. Сотни тысяч новоявленных оптовиков устремились в Польшу, Турцию, Китай, Италию, ОАЭ и… Москву за ширпотребом.
Причём большинство из них, до 70%, были женщины, которые ещё вчера работали медсёстрами, учительницами, работницами фабрик. Понижение социального статуса их не сломило, ведь они уже не рассчитывали на государство, не надеялись на вечно пьющего и ноющего мужа: их задача – выжить и спасти семью! Писатель Мария Арбатова свидетельствует: «На самом деле это подвиг. Каждая женщина, у которой был взрослый ребёнок, понимала, что если она не заработает, то её мальчик уйдёт в бандиты, а девочка – в проститутки…»
Челночницы привозили в Россию 30% товаров народного потребления, но государству было совершенно не до этих тёток с огромными баулами. Зато ими очень интересовались представители организованных преступных группировок (ОПГ). Челночный бизнес – концентрация криминала: общий грех – неуплата налогов, чёрный нал, сокрытие реального объёма ввозимых грузов.
Неудивительно, что челноков прессовали бандиты – требовали дань со всех торгующих на рынках, останавливали автобусы по дороге в Польшу. Тех, кто отказывался платить, били, а могли и прикончить! Какое неожиданное открытие сделали челноки, скрутив двух вооружённых грабителей, напавших на автобус? За что бандиты сожгли дом таможенницы из Гродно вместе с её хозяйкой?
Из-за чего челнок мог мгновенно стать банкротом? К каким хитростям прибегали женщины, чтобы провезти валюту через таможню?
Как в 90-х страну наводнили запрещенные вещества. Девяностые (90-е) @centralnoetelevidenie
Но среди всех этих испытаний – многодневных очередей на границе, поборов на таможне, ночёвок в клоповниках – были и светлые моменты. Не только радость от удачной сделки, но и романтика отношений, возникавших в дальних заграничных вояжах. В какой стране у российских челночниц случались самые яркие love story? Что помимо выгодных контрактов прельщало российских бизнес-леди в Италии? Какую песню Татьяны Булановой можно назвать «челночным гимном»?
Кризис 1998 года больно ударил по челнокам. Их бизнес напрямую зависел от курса доллара, а цена валюты выросла в несколько раз. У многих были кредиты, такого удара никто не ожидал. Постепенно челноки превратились в уходящую натуру – в «нулевые» товары в Россию уже везли крупные фирмы. Клетчатые сумки и огромные баулы остались в прошлом.
Как сложились судьбы участников челночного движения вслед за его крахом? Почему автор памятника челнокам в Белгороде изобразил их худыми и измождёнными?
Челноки мало спали, таскали неподъёмные тяжести, отбивались от бандитов и нечистых на руку чиновников, но сохраняли оптимизм и жизнелюбие! Это были люди с непробиваемой нервной системой. Как говорит один из героев фильма, едва ли не все нынешние успешные бизнесмены прошли через школу челночного движения.
Источник: www.tvc.ru
Знаменитые продукты и имена 90-х
Многие помнят такой известный в период 90-х годов продукт, как напиток Invite («Просто добавь воды!»). Но мало кто знает, что история напитка началась с поездки его создателя, предпринимателя Сергея Выходцева в Африку в начале 90-х, где он увидел порошковый напиток Drink-o-pop.
Для бывшего химика, имеющего связи на кафедре в МХТИ, не составило труда найти людей, разработавших по образцу привезенного из путешествия порошка рецептуру знаменитого разноцветного напитка.
Как вспоминал позже предприниматель, Invite создал рынок «в 100 миллионов долларов». Позже в России также получили распространение чилийские аналоги напитка — Zuko и Yupi. Кризис 1998 года помешал развитию «Инвайта», и следующим продуктом предпринимателя стали каши «Быстров». В 2007 году было создано совместное предприятие с компанией Nestle, которая к 2009 году получила полный контроль над производством каш. Последним продовольственным продуктом Выходцева стала запущенная в 2005 году серия молочных продуктов Velle.
Не менее значимым для поколения девяностых является имя «Довгань».
Владимир Довгань основал ЗАО «Довгань», которое продавало около 200 наименований потребительских продуктов, включая водку, сигареты, крупы, кондитерские изделия и многое другое, в 1995 году. Запомнился россиянам «Довгань» благодаря рекламным шоу, а также портретам основателя, размещенным на этикетках продуктов.
В 1997 году доходы компании составили 22,5 миллиона долларов, из которых 14 миллионов были заработаны на продаже водки. На съемки «Довгань-шоу» было потрачено около четырех миллионов долларов.
Интересным фактом является то, что непосредственно ЗАО «Довгань» производством не занималось, а продавало лицензию на бренд другим производителям продуктов.
В январе 1999 года Владимир Довгань стал продвигать собственную политическую партию — «Российскую партию Довгань». Именно это, как сообщают, стало причиной конфликта Довганя с партнерами по бизнесу, которые считали, что имя и лицо предпринимателя должно использоваться только для продвижения водки. В результате Довгань продал свою долю и покинул компанию. А политическая партия существовала около полугода.
Ныне здравствующая компания «Вимм-билль-данн» была основана в 1992 году Сергеем Пластининым и Михаилом Дубининым. Идея, как сообщается, пришла в голову Пластинину после того как он отправился в магазин за соком для жены, но не смог найти ничего, кроме порошковых напитков. Итак, взяв кредит в 50 тысяч долларов, предприниматели арендовали часть Лианозовского молочного комбината для разлива соков.
В 1993 году компания стала первым российским производителем йогуртов, а самый известный продукт компании, сок J7 появился на рынке в 1994-м. В 1996 году появилась серия «Домик в деревне», в 2000-м — «Веселый молочник».
В 2011 году 66% акций «Вимм-билль-данн» были куплены компанией PepsiCo за 3,8 миллиарда долларов.
Сегодня Михаил Дубинин в основном занимается недвижимостью. Кроме того, известным проектом предпринимателя является сеть женских магазинов «Подружка».
Сергей Пластинин до 2015 года занимался сельскохозяйственным бизнесом, а в 2016 году стал первым заместителем гендиректора дочерней компании «Русгидро» — «РАО ЭС Востока». В России знают также дочь предпринимателя Киру Пластинину, которая с 2007 года занимается производством одежды.
Одним из самых известных предпринимателей 90-х является Олег Тиньков.
В 1996 году получили известность такие его проекты, как сеть магазинов электроники «ТехноШок» и сеть музыкальных магазинов «MusicШок», на базе которого также была основана звукозаписывающая студия «Шок Records». В 1998 году предприниматель занялся производством пельменей «Дарья».
В 1998 году Тиньков стал развивать следующий продуктовый бизнес — пивную компанию и сеть ресторанов «Тинькофф». В 2005 году компания была продана бельгийскому концерну InBev за 201 миллион долларов.
В 2006 году открыл «Тинькофф Банк» и начал активные работы над созданием прорывного онлайн-банкинга.
На 2016 год «Тинькофф Банк» имеет хорошие рейтинги и высокие оценки среди аналитиков по удобству кредитных услуг.
Источник: national-expertise.ru