Когда и как заполняется табель учета рабочего времени, подробно описано в Постановлении Комитета по статистике «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации».
Обязанность учитывать отработанное подчиненными время возложена на руководителя в ст. 91 Трудового кодекса. Унифицированные формы разрешено не применять с 2013 года. Можно разработать и утвердить свои. Однако зачем изобретать велосипед, если все уже давно придумано?
На основании данных табеля осуществляется расчет зарплаты сотрудникам предприятия. Поэтому точность и аккуратность его заполнения — это главное требование.
Если вам непонятно, как правильно учитывать отработанные часы, или есть другие вопросы по кадровому делопроизводству, обращайтесь к юристам. Неправильно рассчитанная зарплата на основании ошибочно заполненного табеля — повод для серьезной проверки.
Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
С этим вопросом могут помочь 245 юристов на RTIGER.com
Решить вопрос >
Кто заполняет табель
Оформление табеля обычно поручается кадровой службе предприятия или бухгалтеру-расчетчику. Если учреждение большое, в нем выделяется отдельный штатный сотрудник для регистрации рабочего времени — табельщик.
Табель учета рабочего времени Т 13
Организация может воспользоваться специально разработанными унифицированными формами, а может разработать и утвердить свои. Единый порядок ведения бухгалтерского учета установлен для закрытого перечня организаций. Это:
- органы госвласти;
- местное самоуправление;
- внебюджетные фонды;
- муниципальные предприятия.
Они обязаны применять табель учета рабочего времени по форме 0504421 — так постановил приказ Минфина РФ No52н. Остальные свободны в выборе и обычно выбирают форму Т-12 или Т-13. Разницы между ними практически нет, первая применяется при ручном ведении делопроизводства, вторая — при автоматизации обработки кадровых документов.
Требования к оформлению учетных форм
Условные обозначения для оформления и внесения данных в табель размещены на первой странице формы Т-12. Их можно использовать и для Т-13. На основании этих обозначений организация может разрабатывать собственные символы, добавлять столбцы или строчки, исходя из специфики организации. Для 0504421 утверждены свои коды, обязательные для бюджетных организаций.
Требование к ведению табеля одно — чтобы из него было видно, где находился сотрудник в определенный час. Табельщик может фиксировать явки и неявки на работу — это сплошная регистрация. Могут фиксироваться только неявки.
Заполненный документ должен быть подписан руководителем. Поэтому расчетный лист, составленный по форме Т-13, также распечатывается и подается на подпись.
Когда заполняется и сдается табель учета
Когда нужно заполнять табель — каждый день или в конце месяца? На этот вопрос каждый отвечает для себя сам — так, чтобы реестр отработанных часов был полным и корректным. Для этого необходимо, чтобы кадровая служба своевременно узнавала обо всех изменениях в графике работ служащих. Поэтому оптимальным будет занесение информации в табель сразу, как только пришли сведения о том, что работник заболел, в отпуске и т.д.
Табель учета рабочего времени в 1С Бухгалтерия 8.3. Пошаговая инструкция
Нужно ли заполнение табеля связывать с количеством выплат — зарплаты и аванса? В основном, в организациях аванс выплачивают в виде фиксированной суммы, а рассчитывают только зарплату. Поэтому при авансировании бухгалтерия не требует табель рабочего времени. Соответственно, его надо сдавать один раз в месяц. Если же на предприятии начисляют и аванс, и зарплату, исходя из фактически проработанных часов, заполненная ведомость подается два раза в месяц.
Кадровики не рекомендуют сдавать табель раньше. Отчетным периодом признается месяц, значит, документ должен начинаться первым числом, заканчиваться — последним. Так вы избежите проблем с исправлениями или оформлением корректирующего табеля, если в последних числах месяца сотрудник не выйдет на работу.
Корректирующие документы в кадровом делопроизводстве — не редкость. Как правило, изменения вносятся, если работник не предупредил о невыходе по уважительной причине и в табеле проставлено «НН». Заполнение корректирующего документа, в основном, аналогично обычному. Небольшая разница:
- он составляется только на тех людей, в отношении которых нужна коррекция;
- в названии ставится слово «корректирующий».
Резюмируем: законодательно обусловленных форм учета рабочего времени нет. Коммерческие организации могут следовать рекомендациям, а могут изобретать свои способы. Обязанность работодателя — вести подсчет фактически отработанных часов и правильно начислять зарплату.
Если фиксации рабочих дней совсем нет, инспекция по труду может счесть это нарушением Трудового кодекса. В этом случае ответственность работодателя может выразиться в предупреждении, а может и в штрафе — от 1000 до 5000 руб. для ИП. Организация будет оштрафована на сумму от 30 000 до 50 000 руб.
Остались вопросы? Юристы помогут. Кликните и подберите лучших
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Юристы сделают всё за вас.
Источник: rtiger.com
Табель учета рабочего времени — бланки, правила заполнения
Чтобы корректно начислять вознаграждение, организации учитывают фактический период выполнения производственных задач. Правила заполнения табеля учета желательно знать каждому сотруднику (и тому, кто ведет учет, и самому работнику, чтобы иметь возможность проверить корректность определения размера заработной платы). Нюансы заполнения и бланки для распечатки — ниже в статье.
Нужно ли вести учетный документ
Такую обязанность предусматривает статья 91 ТК РФ, а Госкомстат разработал специальные формы учета — Т-12 и Т-13 (ОКУД 0301007 и 0301008 соответственно) для ООО и ИП. Т абель помогает руководству и специалистам бухгалтерии и отдела персонала компании решать следующие задачи:
- контролировать время выполнения производственных обязанностей;
- учитывать количество неявок, опозданий и нарушений трудовой дисциплины;
- оперативно рассчитывать размер вознаграждения и составлять различные виды отчетности на основании зафиксированной информации.
Табель предоставляет возможность бухгалтеру по заработной плате ответить на вопросы и обосновать размер вознаграждения работника в случае возникновения конфликтной ситуации.
Специалисты кадрового отдела могут использовать данные табеля для определения количества неявок и обоснования дисциплинарных взысканий.
При увольнении сотрудника ему предоставляют выписку из табеля, где отражены нарушения графика нахождения на рабочем месте. Выдача ее регламентирована 62 статьей ТК РФ и возможна только при наличии письменного запроса самого увольняемого. Выписка либо копия табеля выдается в течение трех дней после подачи заявления.
Предприятие или ИП может применять у себя документ собственной разработки.
Порядок ведения
Методическими рекомендациями предусмотрено, что документ обязан вести специальный сотрудник, а подписывает его в конце периода руководитель подразделения, где осуществляется учет времени нахождения персонала на своих местах, и специалист отдела кадров. Правильно оформленный табель передается бухгалтеру, ответственному за начисление зарплаты персоналу.
Законодательством не определена специальная должность сотрудника, осуществляющего оформление документа. Этим может заниматься любой работник организации. Однако необходимо закрепить у него данную обязанность приказом либо отразить в трудовом соглашении. В противном случае требование ведения табеля будет неправомерно.
В крупных компаниях ответственный за учет времени нахождения работников на своих местах назначается в каждом структурном подразделении. Он готовит документ, а затем передает его для согласования руководителю. После утверждения он попадает к сотруднику отдела персонала. Тот, в свою очередь, заполняет необходимые для себя статистические данные, проверяет правильность оформления и отдает документ в бухгалтерию.
В небольших организациях данная процедура значительно проще: табель ведет секретарь или кадровик, который утверждает его у руководителя и сразу передает главбуху.
Как правильно заполнять
На практике существует два способа оформления документа:
- сплошной — отмечают все поля;
- отражение отклонений — в табеле прописывают только прогулы, неявки, болезни, отпуск и так далее.
Наиболее популярным является первый метод. При его использовании инструкция по ведению табеля учета рабочего времени будет выглядеть так:
- Вписываем в соответствующие поля наименование предприятия и его подразделения, где осуществляется учет.
- У казываем код ОКПО в соответствии с письмом, полученным из Росстата при регистрации компании.
- Пишем дату и номер формирования документа. Логично указать последний день расчетного месяца, а номер присваивается каждый месяц.
- Заполняем сведения о сотруднике. Обязательными реквизитами является ФИО, должность, номер (назначается при трудоустройстве и сохраняется на протяжении всего периода выполнения обязанностей в компании), специальные обозначения, отражающие его статус в определенный день.
- Суммарное количество отработанного времени за расчетный период (для аванса — 2 недели, для полной заработной платы — месяц).
- Отражаем сведения, которые требуются для определения вознаграждения: код дохода, счет учета издержек, количество дней и часов фактического нахождения на работе.
- Информация о причинах отсутствия.
- Должность, ФИО и подпись ответственного.
В документе исп ользуются следующие условные обозначения:
- Я — явка, когда работник находился на своем месте и выполнял должностные обязанности;
- В — выходной;
- К — командировка;
- ОТ — отпуск;
- Б — отсутствие по болезни;
- ПР — прогул без уваж ительной причины.
Также есть условные обозначения работы во время повышения квалификации, различных режимов труда (неполный или сокращенный день), видов отпусков и так далее.