Как возник термин логистика какова современная трактовка понятия логистика с позиций бизнеса

В последние лет 7-8 слово «логистика» стало модным, точнее, ? часто употребляемым. Причём настолько, что появились даже почти официальные «матери российской логистики» или «отцы-основатели российской логистики».

Специальность «логистик» или, в другой интерпретации, «логист» стала востребованной. Должность «Директор по логистике» стала престижной. Следствием этого стало появление дисциплины «логистика» и производных от неё с разными названиями во многих ВУЗах.

Отсчёт присутствия логистики в России ведётся с 90-х годов ХХ века, упорно декларируется многими, что пришла она к нам — дикарям с запада, как сакральное знание. Несколько лет уже как появилось понятие «сопли чьи менеджмент».

Попробуем разобраться, что же такое логистика на самом деле. Как и откуда, а главное — зачем возникла. Какие задачи позволяет решить?

Существуют десятки, если не сотни современных определений логистики. Приводить их здесь не стоит. Лучше постараемся понять, какие задачи призвана решать логистика, откуда взялась и каким образом она развивалась.

Современная логистика: закупки и снабжение

Экскурс в историю

Как термин, обозначающий отрасль знаний, логистика сформировалась на просвещённом Западе, говорят, в промежуток (по разным данным) времени с 40-х по 60-е года ХХ века от Рождества Христова.

Но как функция, как задача, логистика родилась намного раньше.

Впервые, возможно, этот вопрос возник в виде: «Как же дотащить этого мамонта до стойбища, пока он не протух или его не спёрло соседнее племя?». Называлось тогда это, наверное, что-то типа «О-РР-ЫЫх-РРыы!», но актуальная идея таким образом была сформулирована внятно и доходчиво для окружающих.

Развивалось человечество, развивалось общество, усложнялась задача. Решение с одним мамонтом теряло актуальность.

Дальнейшие причины развития логистики (будем этот круг задач назвать так, ? по-современному) были максимально приближенными к реальности: возникающие города надо было снабжать свежими продуктами (холодильники и консерванты еще не были изобретены) и дровами (газопроводы и ЛЭП будут построены гораздо поздней).

Кроме того, зарождающимся государствам нужно было обеспечивать войска оружием, пищей, фуражом и т.п. и т.д.

Впервые логистическая задача, возможно, была поставлена официально в Древнем Египте или в Шумерском царстве за 2-2,5 тысячи лет до нашей эры. Параллельно такие же задачи формулировались на другой стороне Земли – в Древнем Китае.

Уже к моменту похода Рамзеса Великого на хеттов подобная задача была сложна для решения. Посудите сами: Рамзесу требовалось провести более 20 тысяч воинов, обеспечив их запасными стрелами и луками, обеспечив их пищей, обеспечив ремонт колесниц и фураж для лошадей. А пирамиды были построены задолго до Рамзеса, т.е. задача стала разноплановой и начала усложняться гораздо раньше.

По мере развития цивилизации усложнялась и логистика.

Когда лицо Елены Прекрасной «позвало в поход десять тысяч кораблей», оно (это лицо) и не подумало о том, что нужно организовать Информационные потоки:

Лекция 1.1 | Понятие и роль логистики в управлении цепями поставок | Дмитрий Гаврилов

  • известить ахейцев, данайцев и прочие племена о том, что лицо их уже-таки позвало,
  • причём, сообщить: куда именно позвало,
  • когда им ? званым там надо быть и
  • зачем, ? чтобы понять, какое оборудование прихватить[1].

Лицу не было понятно, что нужно собрать воинов, определив место (или несколько мест) встречи (точка сбора или рандеву), не просто удобное для многих, но и способное этих многих вместить.

Поэтому пришлось всей работой заниматься другим людям. Также нужно было решить, кто и каким образом добирается до точки сбора, и где собирается все войско. Как и когда войско будет доставлено до точки назначения (Транспортная логистика).

  • обеспечить все сборное войско пищей, оружием, новобранцами и развлечениями (Организация снабжения).
  • проанализировать потоки конкурентов, простите, Трои и перекрыть снабжение города (аналитическая работа).
  • разместить племена и воинов с вождями таким образом, чтобы предводители знали, кто, где находится (Адресное хранение), а воины не ссорились из-за того, что «здесь будет стоять мой шатёр, а не твой, потому что мне больше негде» (Топология склада) и в то же время не мешая друг другу могли собраться на битву. Много вопросов возникает при чтении «Илиады» и лицо, создавшее столько, извините за профессиональную терминологию, геморроев, перестаёт вызывать симпатию: позвать ? позвало, а само даже не озадачилось решением. К сожалению (или к счастью), автор (Гомер – тот, который слепой, а не который Джей Симпсон) не описал, каким образом они решались. Хотя, если бы он их описал, то это, скорей всего, была бы уже не «Илиада», а диссертация по логистике. Но мы слишком углубились в проблемы греческого войска.
    Идём далее. Кир Великий, Александр Македонский, Дарий II и т.п. были не только и не столько великими полководцами и государственными деятелями. Они были великими логистами. Не так сложно мановением руки (или показав свою физиономию) послать десятки тысяч воинов в бой. Намного сложней послать в бой сытое (как минимум не голодное), обученное, хорошо выспавшееся (или хотя бы не очень утомлённое и заморенное) и вооружённое до зубов (как минимум снаряжённое необходимым и достаточным) войско. Именно в эту, первую эру логистики и начала формироваться идеология того, что в ХХ веке было сформулировано и описано как стандарт MRP (Material Requirement Planning) – Управление потребностью в материалах. Следующий этап развития логистики пришёлся на период возникновения и развития Римской империи. Именно в это время возникла потребность и начало формулироваться понятие Управления распределением (DRP). Как переправить зерно или рабов из колоний, имеющих их в избытке, туда, где их не хватает? И переправить таким образом, чтобы не вызвать голод или дефицит рабочей силы у «экспортера». Как перебросить и снабдить всем необходимым легионы разных театров военных действий: от Северной Африки и Ближнего Востока до Британии, Галлии, берегов Дуная и Дона? Везде возникали свои потребности, в соответствии с условиями. Особенно требовалось учесть необходимость удовлетворить широкий спектр потребностей легионов: в пище, оружии, конях, новобранцах и т.п. и т.д. Нужно было понимать, что необходимо привозить издалека, а что можно использовать из местного производства.
    Попробуйте проанализировать Альпийский поход Ганнибала, и станет ясно: он был великий бизнесмен, то есть, извините, полководец, но в логистике понимал гораздо меньше, чем его коллеги: Цезарь, Август, Марк Аврелий или Помпей. Возможно, ещё в Римской империи стал формироваться стандарт MRP II (Manufacture Resource Planning) – Управление потребностью в ресурсах, описанный в 80х года ХХ века. Время падения Римской империи совпало с исторической необходимостью выделения логистики, из задач в отдельную функцию, так как диктаторы, императоры и полководцы уже физически не успевали, не просто оптимизировать распределение, но даже просто им управлять. Византия, возникшая на руинах Римской империи, учла этот опыт, благодаря чему в самом начале существования Византии возникла должность великого логофета, который, фактически, являлся главнокомандующим. Так появился первый директор по логистике. Немецкий исследователь профессор Г. Павеллек отмечает, что главным назначением логистики в Византии было «платить жалованье армии, должным образом вооружать и подразделять её, снабжать оружием и военным имуществом, своевременно и в полной мере заботиться о её потребностях и, соответственно, подготавливать каждый акт военного похода, т.е. рассчитывать расстояния, риски и время, делать правильный анализ местности с точки зрения передвижения армии[2], а также силы сопротивления противника. И в соответствии с этими функциями управлять и руководить, одним словом, распоряжаться движением и распределением собственных вооружённых сил». Это позволило Византийской империи продержаться ещё тысячу лет, несмотря на постоянное давление арабов и турок-сельджуков, накопив при этом (не растрачивая понапрасну) несметные богатства, вызывавшие изумление и восхищение даже у врагов. Погублена она, как известно во время четвёртого крестового похода «просвещёнными и цивилизованными» западноевропейцами. К этому времени логистика усложнилась настолько, что одного, даже самого прекрасного, лица было уже недостаточно, чтобы «позвать в поход десять тысяч кораблей». Необходимо было что-то посущественней, чтобы позвать: деньги-ресурсы либо «высшие соображения» — идейно-духовные. Впрочем, даже идейно-духовных соображений и даже «зова» было уже недостаточно, о чём свидетельствует результат похода Петра Отшельника и «детского похода», предшествовавших Крестовым походам. Поход, возглавленный Готфридом Буйонским (Бульонским), потому и достиг цели, что был подготовлен с точки зрения логистики. А Восток? Восток не отставал, а во многом даже и обгонял Запад. Самый известный пример — Великий шелковый путь. Именно здесь зародилось направление «логистика как бизнес» со своей специализацией, например, ? разделением маршрутов и участком маршрутов. Караванщики, водившие караваны из Китая и Индии через Уйгурию, Среднюю Азию и Персию в Багдад и далее в Европу, были, по сути, прототипами первых транспортно-экспедиторских компаний. Караван-сараи, стоявшие на этом действительно, великом пути, можно считать прототипами современных складских, или даже 3PL-операторов. Первые же европейские прообразы 3PL-операторов появились в XIV-XV веках в Генуе и Венеции, т.е. на тысячу лет позже. Возможно, что именно от Великого шёлкового пути берет свои истоки концепция SCM (Supply Chain Management), концепция сквозного управления цепочками поставок. Ведь на всем пути меняли: русские меха на пряности, пряности — на мечи, сделанные в Хорасане и Дамаске из индийского булата, мечи — на драгоценные камни из Индии или Маверранахра, камни — на сартских рабынь, рабынь — на арабских и ахалтекинских скакунов и т.п. и т.д. И так до тех пор, пока не получали в Китае шёлк, чтобы запустить цепочку в обратном направлении. В течение длительного времени логистика больше развивалась с точки зрения организации процессов.
Читайте также:  Бизнес это экономика или политика

Задачи логистики и предпосылки к развитию

Только в ХХ веке, с развитием информационных технологий, позволяющих обрабатывать и анализировать большие объёмы информации, логистика стала развиваться в части разработки математических моделей и методик, математического описания уже сложившихся способов управления и оптимизации.

В подавляющем большинстве случаев, эта часть логистики развивалась по заказу крупных промышленных компаний, которые имели возможность оплатить исследования. Тем не менее, логистика до наших дней остаётся более отраслью знаний об организации управления товарными потоками, запасами (как частью потока), управления распределением.

В наше время логистика усложнилась настолько, что не только чьё-либо лицо не может позвать в дорогу, но и идейно-духовные соображения уже становятся недостаточными для организации какого-либо потока. Идейно-духовные могут выступить только ширмой – витриной: например, «демократизация».

Сегодня уже пришли к тому, что задачи логистики сформулированы как

«Логистика должна обеспечивать нахождение:

  • Необходимого ассортимента товаров.
  • В нужном месте.
  • Нужного качества.
  • В требуемом количестве.
  • В нужное время.
  • При таком оптимально допустимом уровне затрат,

чтобы компания непрерывно получала максимальную прибыль в течение достаточно продолжительного времени».

Если кратко сформулировать задачи, которые должна решать логистика: обеспечить потоки и их распределение, в соответствии с целевыми параметрами эффективности.

Логистика, ? это не столько методики по расчёту, анализу или оптимизации чего-либо. Логистика, в первую очередь ? это организация.

Что интересно, наибольшее развитие логистика получает при ограничении в ресурсах при высокой потребности в них.

Так, из-за значительных ограничений в ресурсах, во времена индустриализации СССР логистика, как распределение и управления ресурсами получила наиболее мощный толчок к развитию.

Именно отлаженная логистика, — и в организационном плане и в функциональном, — позволила в крайне сжатые сроки перенести множество заводов вглубь страны во время Великой Отечественной войны.

Следующий толчок был дан во время Великой Отечественной войны (конвои союзников, переброска войск из Сибири и с Дальнего Востока, поставки вооружения и боеприпасов с Урала и Сибири на фронты и т.д.) и по её завершении – при восстановлении страны. И, опять-таки, ? из-за ограничения в ресурсах.

По завершении 2й мировой войны логистика получила мощный толчок к развитию не только в СССР: в 60-70 гг. ХХ века законодателями в логистике становятся японские и германские компании.

Специалисты, профессионалы в области логистики давно превратили логистику из сложной «науки» или «искусства» для избранных в технологию, доступную каждой компании. Технологию, которую можно и нужно гибко и адаптивно внедрять на каждом предприятии или в каждой компании.

Впрочем, существует и другая философская школа: что логистика – это то ли наука, то ли набор ритуальных действий шаманов-логистов, ведущий к успеху компании.

Основная цель логистики на сегодняшний день сформулирована как «минимизация совокупных затрат».

При этом в реальной практике возникают парадоксальные ситуации, например:

  • Минимизация локальных затрат зачастую приводит к увеличению совокупных.
  • Минимизация совокупных затрат зачастую достигаются увеличением локальных затрат.
  • В ряде случаев закупка по более высокой цене выгодней, чем закупка по более низкой цене.
  • Совокупный страховой запас сети менее суммы страховых запасов объектов сети.

И другие парадоксы логистики.

В наше время обостряется борьба за ресурсы, с одной стороны, с другой стороны – экономика всё более глобализируется, плечо исполнения заказа и поставки удлиняется.

Всё это требует новых подходов уже не столько к обеспечению логистики (есть ограничения, связанные с уровнем развития технологий), сколько к организации и качеству управления потоками и распределением, повышаются требования к качеству использования ресурсов.

Сегодня уже инструменты и методы, разработанные в 60-80-х годах ХХ века недостаточны не просто для лидерства, а даже для выживания компании.

Осознание этого, хоть и медленно, но подступает. Тем не менее, приходит осознание этого, с точки зрения автора, очень медленно.

По различным оценкам (по данным исследований нескольких компаний), в избыточном материальном (не денежном) запасе российскими компаниями в 2010-2011 гг. было заморожено от 300 до 800 миллиардов долларов.

То есть это те деньги, которые были изъяты из экономики страны из-за неквалифицированного или некачественного управления.

Значительная часть этого запаса будет утилизирована (за дополнительные деньги) или просто «забыта». Деньги на этот запас потрачены напрасно: они не принесли компаниям выгоды, не принесли ничего, кроме затрат. Они не были даже «украдены». Они просто … (есть соответствующее русское слово, но оно непечатное).

Из всего вышесказанного видно, что логистика, как отрасль знаний (наукой её назвать сложно по причине того, что в ней сливаются несколько наук), появилась задолго до современного нам времени и непрерывно развивалась в течение всей истории.

Матери и отцы российской или советской логистики, если и существовали, то творили они не в последние 20-25 лет.

Во многих компаниях логистика занимает наиважнейшее место, наряду с продажами и финансами, в формировании прибыльности компании: компания, просуществовавшая более 1-2 лет на рынке, уже имеет пул клиентов и, с определённого этапа развития компании, именно логистика начинает генерировать значительную часть прибыли.

В наше время коммерческие подразделения больше начинают генерировать не прибыль, а выручку ? входящий денежный поток, ? на формирование которого, впрочем, и логистики начинают оказывать значительное влияние.

Сегодня логистику нередко препарируют на отдельные части: складская, транспортная, таможенная, закупочная и т.д.

Если учесть, что основной целью логистики является снижение совокупных затрат, то становится очевидно, что главная ценность логистики именно в системности – в объединении всех этапов товародвижения: начиная от аналитики и формирования потребности и заканчивая учётом и организацией доставки клиентам. Любая часть бессмысленна без прочих и сильно зависит от эффективности их работы.

Именно это является причиной того, почему большинство логистов разных специализаций ещё имеют работу.

[1] Ну, там шампуры, мангалы или всё-таки мечи и копья со щитами.

[2] учёт инфраструктуры

Шиков Виктор Олегович

Руководитель ООО «Тримас Групп»

Источник: hr-portal.ru

Понятие и сущность логистики

Наиболее известным определением, цитируемым большинством зарубежных университетских учебников, является определение логистики, данное Советом логистического менеджмента США в 1985 г.:

Читайте также:  Для бизнеса характерно положение когда субъект рыночной структуры относится к юридическому лицу

Логистика есть процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требований потребителей.

В этом определении важны три момента. Во-первых, то, что логистическая деятельность имеет интегрированный характер и охватывает процесс от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции. Во-вторых, акцентирована важность управления со­путствующей информацией.

И, наконец, в-третьих, впервые в сферу инте­ресов логистики попал сервис, т.е. нематериальная деятельность. Это имеет принципиальное значение для развития логистических подходов в индуст­рии услуг. Так, ранее объектом изучения и оптимизации в логистике были только материальные потоки.

Современная трактовка понятия «логистика» с позиций бизнеса неодноз­начна и зависит от страны, логистической школы (направления) и конк­ретного исследователя.

В широком смысле: « Логистика — наука об управле­нии материальными потоками, связанной с ними информацией, финансами и сервисом в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед нею целей с оптимальными затратами ресур­сов».

Большинство исследователей сходятся на том, что с позиций бизнеса (как показывает практика промышленно развитых стран и передовых компаний) логистика представляет собой определенную бизнес-концепцию, позволя­ющую оптимизировать ресурсы фирмы, связанные с управлением матери­альными и сопутствующими потоками.

В узком смысле (т.е. с позиций бизнеса): « Логистика — инструментарий интегрированного управления материальными и связанными с ними информа­ционными, финансовыми потоками, а также сопутствующим сервисом, способствующий достижению целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов».

С позиции российской школы:

Логистика – это наука об оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных, финансовых и других потоков и управление ими в определенной макро-, микро- или мезо-экономической системе для достижения поставленных перед ней целей.

Усложнение производства и обострение конкуренции потребовали более точной увязки логистики со стратегическими целями фирм, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагировать на рыночные сигналы.

Задачи, стоящие перед логистикой, можно разделить на общие, глобальные и частные. Достижение максимального эффекта с минимальными затратами – это главная глобальная задача логистики. Моделирование логистических систем и факторов их функционирования также относят к глобальным задачам.

К общим задачам относятся:

1) создание системы регулирования материальных и информационных потоков;

2) прогнозирование возможных объемов производства, перевозок, складирования;

3) определение несостыковки между необходимостью и возможностью реализовать ее на производстве;

4) выявление спроса на продукт, выработанный и продвигаемый в рамках логистической системы;

5) организация предпродажного и послепродажного обслуживания.

На основании решений общих задач создается сеть складских систем для организации обслуживания заказчиков и оптимального прикрепления их к пунктам производства.

Частные задачи имеют более узкое направление и включают:

1) создание минимальных запасов;

2) максимальное сокращение времени хранения готовой продукции;

3) сокращение времени перевозок.

В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций:

Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало чем отличаются от функций традиционного материально-технического обеспечения. К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам. В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта. Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.

К числу функций логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование развития потенциальных рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры. Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения товара. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула — «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» — имеет под собой весомое основание.

В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений — оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.

Более глубокому раскрытию сущности логистики и ее взаимосвязей с процессами, происходящими в различных областях деятельности промышленно развитых стран, служит анализ факторов, способствующих развитию логистики.

Источник: studopedia.org

Логистика. История термина, основные понятия, области применения — УКЦ

логистика

Статья продолжает серию публикаций, посвященных логистике, начатую в предыдущем номере журнала «Мир климата».

Итак, для начала поговорим об истории происхождения термина «логистика» и о том, как он определяется в словарях. Простое обращение к англо-русскому словарю дает нам следующую информацию:

Logistics
(англ.) —

  • тыл и снабжение;
  • материально-техническое обеспечение;
  • работа тыла.

Другие словари позволяют существенно расширить наше представление о термине «логистика».

Таким образом, происхождение термина связано с несколькими областями знания и практической деятельности человека: военной, математической и экономической.

Большинство исследователей сходится на том, что семантика слова восходит к Древней Греции и Византии, где «логистика» обозначала «счетное искусство» или «искусство вычислять, рассуждать». Сам термин «логистика» происходит от греческого λόγος («логос») и впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI Мудрого (886–912 гг.). Есть сведения, что в Византийской империи при дворе императора были «логистики», в обязанности которых входило управление и распределение полученных натуральных налогов.

Исторически можно проследить две основные трактовки термина, которые дошли до наших дней.

Первая связана с военной областью. Здесь логистика определяется как практическое искусство управления войсками и включает широкий круг вопросов, связанных с планированием и управлением материально-техническим снабжением армии, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии.

Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. А. Жомини, который и определял логистику как «практическое искусство маневра войсками». Приоритетное значение вопросам логистики придавалось и в армии Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.

В России в середине XIX века, согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск, организации их тылового обеспечения.

Логистика ж.,

  1. устар
    . Математическая логика.
  2. Одно из философских направлений математики, обосновывающее возможность сведения всей математики к математической логике.

Словарь иностранных слов, орфографический словарь

Логистика (раздел математики; материально-техническое обеспечение на погрузочно-разгрузочных работах).

Логистик (специалист по материально-техническому обеспечению).

Большой толковый словарь

  • Логистика
    , -и; ж. [от франц. logistique — обеспечение]
  1. Матем.
    Раздел математики, занимающийся обоснованием логики математическими методами и возможностями ее в конструировании, информатике и т. п.; математическая логика.
  2. Экон.
    Организация и управление материально-техническим обеспечением предприятия, его товарно-материальными запасами, информационными и финансовыми ресурсами. Л. распределения. Транспортная, складская, производственная л. Знание логистики.< Логистический, -ая, -ое. Л. анализ.

На рубеже XX столетия данный термин широкого применения не имел: «…слово “логистика” в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1896).

В середине прошлого века логистика активно применялась в период Второй мировой войны и прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.

Читайте также:  Бизнес вумен и авто

Помимо военно-практических трактовок термина «логистика» имеется и исключительно научная трактовка — математическая. Живший в XVII– XVIII вв. немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику. Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 1904 г. на философской конференции в Женеве. В отечественных энциклопедических изданиях XX в. и в словарях иностранных слов термин «логистика» также трактуется как математическая логика.

До начала-60-х гг. прошлого века в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Система распределения, как правило, не планировалась. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что борьба за потребителя велась в этот период в основном за счет расширения и совершенствования производства.

Однако во второй половине ХХ века стало очевидно, что повышение конкурентоспособности продукции только за счет производственного потенциала далее невозможно и необходимо искать нетрадиционные пути создания конкурентных преимуществ.

В частности, предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Оказалось, что качественные улучшения в сфере распределения, не требуя дополнительных капитальных вложений, в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надежности поставок.

логистика

Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурентные преимущества, зависящие не столько от величины капитальных вложений, сколько от умения правильно организовать логистический процесс.

Кроме того, поставщики, использующие логистические подходы, могли гарантировать поставку точно в срок нужного количества товара необходимого качества и представляли для потребителя большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивали.

Конкурентоспособность, таким образом, стала напрямую зависеть от возможностей поставщика по снижению себестоимости товара и повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки небольшими партиями).

Вторая причина, обусловившая необходимость применения логистики в экономике, — энергетический кризис 70-х годов прошлого века. Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать пути уменьшения стоимости перевозок. Причем решить эту задачу только лишь за счет оптимизации работы транспортной сети оказалось невозможно — возникла потребность в согласованных действиях всех участников логистического процесса.

На этом этапе развития логистики между транспортом и складом, которые ранее были задействованы лишь на этапах погрузки или разгрузки, возникают тесные взаимные связи, позволяющие работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, например, выбирается с учетом применяемого транспорта, тогда как характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.

Второй этап (80 е годы ХХ века) связывают с японским наступлением в сфере производства и торговли. Европейский и американский ответ на экономическую «агрессию» Японии проявился в повышении качества технологии при подготовке заказов. Отсюда требование к интеграции планирования и управления производством и распределением. Производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм, что позволило сократить запасы, улучшить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов и повысить эффективность работы оборудования.

С точки зрения развития логистики этот период характеризуется следующим:

  • быстрый рост стоимости физического распределения;
  • рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;
  • долгосрочное планирование в области логистики;
  • широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля над логистическими процессами;
  • централизация физического распределения;
  • резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях;
  • четкое определение действительных издержек распределения;
  • определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.

Третий этап развития логистики относится к настоящему времени и характеризуется следующим:

  • появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике;
  • современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта: от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя;
  • развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики;
  • концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепей снабжения, производства и распределения;
  • совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер;
  • решение задач по управлению материальными потоками требует применения все более сложных методов, а также привлечения специально подготовленных специалистов.

Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса. Ключевую роль играет компьютеризация управления логистическими процессами.

Что такое современная логистика применительно к бизнесу?

логистика

Существует множество разнообразных экономических определений логистики. Разнобой обусловлен целым рядом причин. Одна из них заключается в специфике и различии масштабов задач, которые пытаются решать отдельные фирмы в сфере сбыта товара, его перевозки и складирования. Другой причиной являются существующие различия в национальных системах организации и управления товародвижением, а также в уровне исследований проблем логистики в разных странах. Третья причина состоит в множественности функциональных направлений деятельности во внешней среде логистической системы.

Применительно к современному бизнесу и бизнес-процессам, логистика — это:

  • одно из важнейших направлений деятельности любой производственной и торговой компании;
  • крупный самостоятельный бизнес, в котором задействованы тысячи предприятий самого разного профиля — от перевозчиков и экспедиторов до информационных компаний/системных интеграторов и таможенных брокеров;
  • передовая корпоративная стратегия, позволяющая фирме успешно конкурировать на рынке;
  • самые современные информационные системы и технологии поддержки бизнеса;
  • возможности карьерного роста. Менеджер по логистике — одна из высокооплачиваемых категорий персонала компании.

Унификацией и стандартизацией терминологии по логистике за рубежом в настоящее время занимаются в основном две организации: Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management, CLM ) и Европейская логистическая ассоциация (European Logistics Association, ELA ).

Наиболее известным определением, цитируемым большинством зарубежных университетских учебников, является определение логистики, данное CLM в 1985 г.:

«Логистика есть процесс планирования, управления и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требований потребителей».

  • В этом определении важны три момента:
  • Во-первых, то, что логистическая деятельность имеет интегрированный характер и охватывает процесс от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции.
  • Во-вторых, акцентирована важность управления сопутствующей информацией.
  • В-третьих, впервые в сферу интересов логистики попал сервис, то есть нематериальная деятельность.

Это имеет принципиальное значение для развития логистических подходов в индустрии услуг. Ранее объектом изучения и оптимизации в логистике были только материальные потоки.

В последние годы за рубежом активное распространение получила концепция «Supply Chain Management, SCM» — «Управление цепями поставок». Многие исследователи в США и ЕС противопоставляют SCM собственно логистике. Общая идея сводится к тому, что логистика является частью более широкой бизнес-концепции — SCM . Я поддерживаю идею о том, что SCM — естественное продолжение и развитие концепции интегрированной логистики в плане межфункциональной и межорганизационной координации.

Подробнее о концепции
SCM , логистическом менеджменте в компании и о принципах построения логистических систем мы расскажем в других номерах журнала.

Андрей Ломтев, заместитель генерального директора УКЦ «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА»

Источник: hvac-school.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин