Нередко при разделе наследства, куда входит ценное движимое и недвижимое имущество, и при отсутствии заранее оформленного по всем правилам завещания, между близкими родственниками разгораются нешуточные страсти, вплоть до обращения в суд. Но даже если никто из наследников не чувствует себя ущемленным, процедура вступления в права наследства все равно оказывается непростой и изобилует достаточным количеством «подводных камней», перешагнуть через которые легко и быстро, без лишних финансовых затрат и нервотрепок могут помочь опытные и квалифицированные юристы в СВАО компании «ЮрАссистент».
Стандартная схема оформления наследства собственными силами.
Обычно люди не особенно задумываются над тем, каким образом оформить наследство и, соответственно, в какую сумму им обойдется выполнение этой процедуры. Многие живут «вчерашним днем» и предпочитают всю длинную и сложную процедуру вступления в наследство пройти самостоятельно, то есть сначала потратить энное количество времени на ожидание в очередях к нотариусу. Тот принимает заявление о принятии наследства и заводит наследственное дело за несколько тысяч рублей.
Как вступить в наследство? С чего начать?
Далее начинается хождение по инстанциям.
Прежде чем выдать вам свидетельство о праве на наследство, нотариус потребует представить ему целый пакет документов. Собирать их придется самостоятельно. «Редкая птица долетит до середины Днепра…», так же как редкий человек сможет уложиться со сбором необходимой документацией в сжатые сроки. Кроме того при самостоятельном ведении дел есть риск натолкнуться на нерадивого или неопытного нотариуса. К сожалению, случаются прецеденты, когда некомпетентный нотариус «гоняет» посетителей за абсолютно ненужными в данном случае «бумажками».
А если вы проживаете в другом городе? Тогда приготовьтесь, что на оформление всех «бумаг» придется потратить очередной отпуск, так как в государственном учреждении рабочий день нормированный, а значит, попасть на прием к нотариусу клиенты могут тоже только в свое рабочее время, что или не приветствуется начальством, или просто невозможно из-за специфики сферы деятельности.
Для того чтобы начать процедуру нотариального оформления наследства, потребуется предоставить свидетельство о государственной регистрации имущества в госоргане. Кроме того, для подтверждения кадастровой стоимости нужно запросить кадастровую справку в Росреестре. Получить такую справку может любой человек на любое имущество, так как эта информация находится в свободном доступе.
При наследовании оформление запроса на выдачу кадастровой справки нужно произвести на конкретную дату (дату смерти наследодателя). Лучше всего заказать выписку, в ней будут указаны сведения о величине кадастровой стоимости на требуемую дату. Наличие подобной справки даёт право на нотариальное засвидетельствование вступления в наследство.
Необходимо напомнить, что если до 1998 г. имущество регистрировалось в БТИ и земельном комитете, то с февраля 1998 г. право собственности получает только тот владелец, который прошёл процедуру государственной регистрации в Росреестре. Подтверждением постановки на госучёт является свидетельство о государственной регистрации права.
ВСТУПЛЕНИЕ В НАСЛЕДСТВО: НОВЫЕ ПРАВИЛА С 2021 ГОДА! ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ И УЧИТЫВАТЬ? СОВЕТЫ АДВОКАТА
Исходя из вышесказанного следует, что при обращении в нотариальную контору, у вас на руках должны быть следующие документы:
- Справка (выписка) из Росреестра о кадастровой стоимости имущества
- Информации по банкам о наличие и сумме наследуемых вкладов
- Сбор информации по банкам о наличие и сумме наследуемых вкладов.
- Свидетельство о государственной регистрации права собственности
Осложнить процесс вступления в права наследства может также необходимость восстановления документов на собственность, и такая ситуация — явление в России распространенное.
На основании справки, удостоверяющей стоимость наследного имущества, взимается определенный процент госпошлины, причем ее размер не зависит от того, принимаете ли вы наследство по закону или по завещанию.
В случае если в права наследства вступают дети, супруг, родители или родные братья и сестры, им следует заплатить 0,3 процента, но не более 100 000 рублей от стоимости наследуемого имущества. Размер госпошлины для всех других наследников в два раза выше, но не может превышать 1 миллиона рублей.
Кроме того, в услуги любого нотариуса входит техническая работа, которая оплачивается отдельно (от 1000 р. за свидетельство по вкладам и от 5000 р. за каждый наследуемый объект).
Оформление наследства с помощью юристов
Все, кому довелось сравнить оба варианта вступления в законное наследство (самостоятельно и через частные юридические компании), утверждают, что гораздо удобнее и рентабельнее воспользоваться услугами профессиональных юристов, занимающихся частной практикой и наизусть знающих все тонкости действующего законодательства.
Конкретные выгоды платных юридических услуг:
- за счет отказа от хождения по инстанциям, вы не вычеркнете безвозвратно драгоценные дни из личной жизни;
- вы реально и существенно сэкономите на оплате госпошлины, сокращении расходов на бензин или билеты в общественном транспорте;
- процедура оформления документации независимым юристом проходит значительно быстрее, так как ваш юрист не ограничен временными рамками и сам финансово заинтересован в качественном результате, ведь только положительные отзывы клиентов доказывают высокую профессиональную репутацию конкретной юридической компании и являются основой успешного бизнеса.
Авторитетная юридическая компания в СВАО «ЮрАссистент» все ваши заботы в оформлении документов возьмет на себя — здесь сформируют наследственное дело у нотариуса, соберут все необходимые справки, в случае необходимости проведут дополнительные работы по восстановлению документов на наследуемую собственность и вручат Вам готовое свидетельство о праве на наследство и о регистрации Ваших прав собственности в соответствующих госреестрах.
Остались вопросы? Пишите или звоните.
Ошибка: Контактная форма не найдена.
Источник: www.ur-assistent.ru
Фактическое принятие наследства
Вступая в наследство, наследник принимает на себя все права и обязанности наследодателя в части владения и распоряжения имуществом. Обычно для этого он обращается в нотариусу, чтобы оформить вступление нотариально. В ряде случаев оформление возможно только через суд. Однако помимо судебного и нотариального существует также фактическое вступление в наследство, предусмотренное статьей 1153 Гражданского кодекса РФ.
Фактическое вступление в наследство означает, что наследник не стал обращаться к нотариусу и открывать наследственное дело, а просто стал распоряжаться имуществом как своим собственным. Особенно часто это происходит, когда наследник проживал в квартире вместе с наследодателем и остался жить там после его смерти. Чаще всего в таких случаях люди не обращаются к нотариусу, чтобы получить свидетельство о праве на наследство, а просто продолжают жить там же и пользоваться ранее общим имуществом.
Гражданский кодекс считает фактическое принятие наследства юридически равнозначным оформленному нотариально. Означает ли это, что, получив по наследству квартиру или автомобиль, вы можете не оформлять его, просто владеть им и это полностью безопасно?
Нет!
О факте вашего вступления в наследство знаете только вы. В случае с обычными вещами — мебелью, книгами, наличными деньгами — это не проблема. В случае с регистрируемым имуществом — автомобилями и недвижимостью — проблемы будут наверняка:
- Другие наследники (если они есть) могут подать нотариусу заявление о принятии наследства по закону, не известив вас. Если вы тоже не обратитесь к нотариусу с заявлением о принятии наследства, для нотариуса это будет означать фактический отказ от его принятия. Ваша доля будет распределена между другими наследниками в соответствии с законом. Восстанавливать свои законные права придется через суд: это сложно, долго и довольно дорого.
- Если других наследников нет, имущество может быть признано выморочным, и тогда его попробует получить в свою собственность департамент городского имущества или иные Федеральное агентство по управление государственным имуществом. Обнаружив вас в качестве распорядителя имуществом они могут подать на вас в суд. Если вы сможете доказать в суде фактическое вступление в наследство, они подадут апелляцию: поскольку деньги у них государственные, и их рабочее время также оплачено деньгами налогоплательщиков, они его не жалеют и могут дойти до Верховного суда. Вам же придется потратить немало времени, сил и денег, чтобы защитить свое право на собственность: поэтому мы рекомендуем своевременно обратиться к юристу для нотариального оформления наследства.
Источник: ilant-pravo.ru
Какие документы собрать для нотариуса, чтобы вступить в наследство. Памятка наследникам
Когда люди вступают в наследство по закону – то есть без завещания, то нередко возникают путаница и непонимание: какие документы нужно собрать и принести нотариусу, чтобы процесс вступления в наследство не затянулся. Или, может, ничего не надо вовсе – достаточно лишь паспорта.
Расскажу, какие документы вам пригодятся для оформления наследственных прав – часть из них нотариус может запросить сам по своим каналам, но если документы принесут наследники, то будет гораздо проще.
Какие документы нужны для вступления в наследство без завещания
![]() | Заявление о принятии наследства или о выдаче свидетельства о праве на наследство. Зависит от того, успел наследник фактически принять активы покойного или нет. |
![]() | Документ о родственной связи с умершим. Свидетельство о рождении, о заключении брака и т. д. – зависит от обстоятельств. |
![]() | Свидетельство о смерти наследодателя (или судебное решение о признании его умершим). Зависит от того, умер человек «сам» или пропал без вести и был признан умершим. |
![]() | Документы, подтверждающие место жительства наследодателя. Выписка из финансово-лицевого счета или выписка из домовой книги. |
![]() | Правоустанавливающие документы на квартиру или дом. Их может получить нотариус, но если их принесут наследники, это будет быстрее. |
![]() | Документы для вступления в наследство на автомобиль. Понадобится паспорт авто, СТС и отчет о рыночной оценке. |
![]() | Документы для вступления в наследство на участок. При оценке участка по рыночной стоимости придется заказывать отчет у независимого оценщика. |
Заявление о принятии наследства или о выдаче свидетельства о праве на наследство
Суть. Чтобы вступить в наследство, нужно обратиться к нотариусу. Тот предложит подать одно из двух заявлений – о принятии наследства или о выдаче свидетельства о праве на наследство. Первый вариант включает в себя и просьбу о принятии наследства, и просьбу выдать свидетельство о праве на наследство. Второй вариант подается, когда наследник уже фактически принял активы умершего – и ему осталось только документально это оформить.
Независимо от того, какое заявление будет подано, итог один: наследник вступает в наследство и получает соответствующее свидетельство. Если вы точно не уверены, какое из двух заявлений нужно подать именно в вашей ситуации, не волнуйтесь – нотариус вам подскажет.
Документ о родственной связи с умершим
Суть. Здесь нужны документы, которые бы подтверждали родственную связь наследника и наследодателя. Это могут быть свидетельство о рождении, о заключении или расторжении брака, об усыновлении и т. п. – в зависимости от обстоятельств.
Свидетельство о смерти наследодателя (или судебное решение о признании его умершим)
Суть. Свидетельство о смерти нужно в подлиннике (оригинале). Регистрирует факт смерти и выдает свидетельство орган ЗАГС по последнему месту жительства усопшего или по месту смерти. Получение свидетельства происходит на основании медицинских документов о смерти, и сделать это могут как родственники покойного, так и похоронный агент (если таковой имеется).
Что касается судебного решения о признании человека умершим, то суд может вынести такое решение только в случае, если в течение пяти лет нет никакой информации о месте пребывания гражданина. Срок сокращается до шести месяцев, если человек пропал при угрожающих жизни обстоятельствах.
Вы знаете, какие документы нужны для вступления в наследство?
Да, в свое время сам(а) собирал(а) полный пакет Нет, никогда не интересовался(лась) Мне никто не оставит наследства
Документы, подтверждающие место жительства наследодателя
Суть. Для подтверждения места последней регистрации усопшего понадобится выписка из финансово-лицевого счета или выписка из домовой книги с отметкой о том, что покойный снят с учета. Данные документы можно получить в МФЦ или в УК (управляющей компании) – в зависимости от региона проживания.
Правоустанавливающие документы на квартиру или дом
Суть. Для выдачи свидетельства о праве на наследство нотариусу нужно будет выяснить, что входит в наследственную массу. Конечно, после обращения к нему наследников он может самостоятельно запросить данную информацию из ЕГРН, но если сведения ему предоставят наследники, это сэкономит время.
Правоустанавливающие документы на недвижимость должны храниться у наследодателя. Это те документы, которые доказывают, что усопший был собственником наследственного имущества – договор купли-продажи, мены, дарения, свидетельство о приватизации и т. д. А если право собственности наследодателя было зарегистрировано до 31 января 1998 года, то также потребуется справка из БТИ по форме №2.
Документы для вступления в наследство на автомобиль
Суть. После смерти наследодателя все его документы на автомобиль становятся недействительными. Соответственно, наследники не имеют права пользоваться транспортным средством, пока не переоформят его на себя.
Нотариусу нужно предоставить паспорт транспортного средства, СТС и отчет о рыночной оценке авто. Отчет заказывается у оценщиков в специализированных компаниях, имеющих квалификационные аттестаты – поэтому перед оценкой уточняйте наличие у компании нужных документов, иначе такой отчет не примут.
На основании указанной в отчете стоимости нотариус рассчитает размер госпошлины для вступления в наследство. Только после этого он выдаст свидетельство о праве на наследство, с которым нужно пойти в ГИБДД, перерегистрировать авто – и уже спокойно им пользоваться.
Почему нельзя унаследовать муниципальное жильё. Общее правило и одно исключение
Как оформить наследство на земельный участок, если документов на него нет или они устарели. Разъяснение Верховного суда
Источник: zakonguru.com