Чек от самозанятого — это фискальный документ, подтверждающий получение платежа от клиента и дохода плательщиком НПД.
Когда самозанятый обязан выдать чек
Выдают фискальный документ (ФД) как физическому лицу, так и юридическому. Само исполнение обязанности, время, когда самозанятый должен выбить чек юридическому лицу или гражданину, не зависит от организационно-правовой формы контрагента — п. 1 ст. 14 422-ФЗ . При наличном расчете или расчетах с помощью электронных средств платежа чек самозанятого формируют в момент оплаты.
Электронные средства платежа — это безналичный перевод денег через операторов по удостоверенному распоряжению их владельца с применением специальных технических устройств или программного обеспечения. Таких средств платежа несколько:
При иных видах безналичных расчетов — подтверждение об оплате услуги выдается в интервале до 9-го числа следующего за отчетным месяца. Как это работает и как самозанятый выдает чек на практике:
- если плательщик НПД контактирует с покупателем напрямую — подтверждение передается непосредственно при расчете;
- если продажа происходит заочно и безналично — не позже 9-го числа.
Дополнительные нюанс, который следует помнить плательщику НПД:
Как самозанятому сформировать чек в приложении «Мой налог»
Сроки выдачи ФД регулируются ч. 3 ст. 14 422-ФЗ и п. 3 ст. 1 425-ФЗ.
Какие данные содержатся в чеке самозанятого
Подтверждение оплаты всегда формируется через сервис для самозанятых (мобильную или веб-версию), оператора электронной площадки или банк. Реестр таких операторов и кредитных организаций ФНС ведет самостоятельно. Невозможно сформировать и передать ФД, не заполнив всех его реквизитов. Пункт 6 ст. 14 422-ФЗ содержит исчерпывающий их перечень, который определяет, как выглядит чек самозанятого для юридических лиц и граждан, сформированный в сервисе для плательщиков НПД.
Данные о контрагентах плательщика НПД вносятся автоматически. Система запоминает и предоставляет их на выбор для внесения в новую продажу:
- название постоянного контрагента — юрлица или ИП;
- его ИНН;
- данные договора ГПХ;
- формулировку назначения платежа.
Как сформировать чек и передать клиенту
Интерфейс сервиса для самозанятых очень прост в использовании. Пропустить необходимые данные невозможно — не удастся перейти к следующему шагу.
Вот образец, как выглядит чек от самозанятого для ООО и индивидуальных предпринимателей. Он отличается от выдаваемого физлицам.
Если клиентом является гражданин, процедура и данные для подготовки чека самозанятым отличаются. Это связано с применением иной ставки налогообложения — 4%. Коротко о том, как оформить чек самозанятому для физических лиц:
- Ф.И.О. и ИНН не вводятся;
- описывается услуга и ее стоимость.
Сформированный самозанятым отчет отправляют контрагенту любым удобным способом ( п. 5 ст. 14 422-ФЗ ):
- на бумажном носителе — распечатывается на любом печатном устройстве;
- в электронной форме.
Варианты передачи предложит интерфейс.
В электронной форме ФД направляется следующими способами:
- направляется покупателю (заказчику) на абонентский номер или адрес электронной почты;
- путем считывания компьютерным устройством (мобильным телефоном, смартфоном или компьютером, включая планшетный компьютер) контрагента QR-кода, содержащийся на ФД.
Как аннулировать
Изменяют (аннулируют) сгенерированный ФД по закону только в 2 случаях:
В первом ФД удаляется, во втором — создается новый с прежней датой.
Что будет, если самозанятый не сформирует чек
Ответственность самозанятого за невыдачу отчета о поступлении средств наступает как за уклонение от уплаты налогов. За первое нарушение штрафуют на 20% от суммы платежа, за повторное в течение 6 месяцев — на 100% ( ст. 129.13 НК РФ ).
Закон предусмотрел и возможность сбоя в работе сервиса для плательщиков НПД. В этом случае, согласно п. 9 ст. 3 закона 422-ФЗ , чек формируют и выдают в течение суток после устранения сбоя. За это самозанятых не штрафуют.
Плюсы и минусы сотрудничества с самозанятыми неоднократно освещались нашими экспертами. Теперь поговорим об ответственности самозанятого за нарушение условий договора.
1. На что обратить внимание при заключении договора?
1.1. Какие условия должны быть прописаны в договоре?
Для того чтобы впоследствии можно было безболезненно взыскать с самозанятого дополнительные издержки, связанные с неисполнением обязательств по договору, необходимо прописать сумму следующих санкций:
- убытки за нарушение обязательства (ст. 393 ГК РФ);
- проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ);
- неустойку (ст. 330 ГК РФ).
Договорная неустойка может быть установлена в виде штрафа (в твердой сумме) либо в виде пени (в процентах от суммы неисполненного обязательства).
Нельзя забывать и про документальное подтверждение выполненных работ (оказанных услуг). Необходимо установить обязанность самозанятого предоставлять определенный пакет документов в требуемый срок.
Например, акт выполненных работ.
Нелишним в договоре будет условие об устранении недостатков, если компания или ИП обнаружит дефекты в выполненной работе самозанятым.
2. Как привлечь к ответственности самозанятого?
В Законе о самозанятых не прописано никаких особенностей заключения договоров с этой категорией граждан. Поэтому при заключении договора нужно руководствоваться общими положениями ГК РФ. Но лучше все же проконсультироваться со специалистом в данной области.
Как правило, к самозанятым применяется конструкция договора оказания услуг (п.1 ст.779 ГК РФ).
Поэтому последствия неисполнения обязательств самозанятыми гражданами регулируется теми же нормами ГК РФ.
2.1. Досудебная претензия
При неисполнении обязательств нужно составить претензию в адрес самозанятого.
Всегда ли нужна претензия? Мы уже отмечали, что отношения с самозанятыми регулируются нормами ГК РФ. Поэтому и досудебный порядок соблюдается в тех же ситуациях, что и по любому договору гражданско-правового характера с ИП или компанией.
Например, если компания или ИП заключили договор аренды жилого помещения с самозанятым, то перед судебными баталиями необходимо соблюсти претензионный порядок урегулирования спора.
Тем не менее, целесообразно всегда составлять претензию.
2.1.1. Как написать претензию самозанятому?
Претензия пишется в произвольном виде.
В шапке претензии необходимо указать полные реквизиты своей компании или ИП, а также сведения о самозанятом.
В тексте претензии необходимо четко заявить свои требования к контрагенту в виде:
- возврата ранее перечисленного аванса (задатка);
- устранения дефектов или иных недостатков некачественно выполненной работы;
- расторжения ранее заключенного договора;
- необходимости выполнить предусмотренные договором работы, оказать услуги;
- гарантийного ремонта согласно договорным условиям;
- уменьшения стоимости выполненных работ и возврата разницы в цене.
Помимо этого, в претензии приводится (чаще всего, в виде таблиц) расчет причитающихся денежных компенсаций.
Претензия составляется независимо от того, есть ли бумажный вариант договора или договор был заключен устно (в отдельных случаях допускается не письменная форма договора).
И в заключении претензии нелишнем будет напомнить нарушителю, что добровольное исполнение обязательств поможет ему сэкономить время и деньги. Ведь судебные баталии повлекут за собой дополнительные судебные издержки, которые, в конечном итоге, лягут на плечи самозанятого.
По общему правилу (если иной срок не указан в договоре) ответ на претензию должен быть дан в течение 30 дней.
- Свидетельство младшей медицинской сестры как выглядит
- Как погасить задолженность по алиментам
- Почему низкий уровень безработицы
- Кто виновен что в жизни все не так корж
- Почему паспортные данные не проходят проверку тинькофф
Источник: m-bratstvo.ru
Онлайн-касса для самозанятых
Физические лица и индивидуальные предприниматели теперь могут выбрать уплату специального налога на профессиональный доход (НПД) вместо стандартной ставки НДФЛ. Данная схема предоставляет определенные преимущества и призвана упростить процесс налогообложения для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Расскажем, как работать самозанятому и нужно ли ему устанавливать онлайн-кассу.
Оглавление
Кто может стать самозанятым?
Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя может физическое лицо или предприниматель, получающее доход от самостоятельной деятельности или использования имущества, не имеющее работодателя, с которым заключен трудовой договор, и не привлекающее для этой деятельности работников по трудовым договорам, с годовой прибылью не превышающей двух миллионов четырехсот тысяч рублей.
Льготный налоговый режим будет действовать до 2029 года, после чего правительство примет решение о его сохранении. Федеральный закон № 422-ФЗ от 27.11.2018 определяет правила применения данного спецрежима.
Самозанятость — самый простой способ работать на себя в соответствии с законом
В каких случаях самозанятому нужна касса?
Когда физическое лицо сталкивается с необходимостью перехода с НПД на другую систему налогообложения, получение онлайн-кассы является необходимым. Это может произойти, если его годовой доход превышает 2,4 млн. руб. или если он вынужден изменить вид деятельности в соответствии со статьей 422-ФЗ. Во избежание ошибок любому физическому лицу рекомендуется проконсультироваться с юристом или бухгалтером, прежде чем предпринимать какие-либо действия.
Рассматривая возможность перехода с НПД на индивидуальное предпринимательство, важно учесть расходы, связанные с этим переходом. Вам необходимо будет приобрести кассовый аппарат, соответствующие устройства и фискальный накопитель, а также оплатить услуги оператора фискальных данных.
Цены варьируются в зависимости от масштабов бизнеса: к счастью, можно найти варианты, которые впишутся в ваш бюджет — стоимость онлайн-кассы для бизнеса начинается от 11 900 рублей.
Закон РФ № 54-ФЗ регламентирует требования к бизнесу, использующему онлайн-кассы при расчетах на территории страны.
Как самозанятые выдают чеки?
Мобильное приложение «Мой налог» позволяет создать новый чек о доходах и указать такие данные, как плательщик, дата и сумма дохода. Вы можете отправить покупателю электронный чек по почте или картинкой в мессенджер. После этого в ФНС поступит информация о сделке, такая как номер чека, дата и время расчета, ФИО налогоплательщика, сумма оплаты, общая стоимость и QR-код в качестве идентификатора.
Если оплата произведена юридическим лицом или физическим лицом — предпринимателем, то в сводке будет указан и его ИНН. ФНС может аннулировать квитанцию в случае допущенной ошибки, возврата товара покупателем или неполучения оплаты за услуги.
Какие реквизиты должен содержать чек самозанятого?
По 14–ФЗ чек самозанятого должен содержать такие реквизиты:
- Название документа,
- Дата, время платежа,
- ФИО самозанятого,
- ИНН самозанятого,
- Указание формы налогообложение НПД,
- Номенклатура товара или услуги,
- Стоимость каждого товара или услуги,
- Итоговая стоимость,
- ИНН для ЮЛ и ИП,
- QR-код,
- ИНН оператора электронной площадки или банка,
- Название оператора электронной площадки или банка,
- Уникальный номер чека в системе налоговой инспекции.
Любой чек, созданный в приложении «Мой налог», будет содержать эти реквизиты, поэтому не стоит беспокоиться, если выдаете фискальные документы с помощью официального приложения.
Пример чека, сформированного в приложении «Мой налог»
Как выбрать онлайн-кассу?
В настоящее время малому бизнесу необходимо рассмотреть возможность применения онлайн-касс для ИП и ООО. За последние 5–10 лет технический прогресс позволил оснастить современные кассовые аппараты фискальными накопителями, которые хранят и защищают данные о продажах перед передачей их в налоговый орган.
Перед выбором кассового аппарата следует учесть, какие виды платежей вы будете использовать, насколько автоматизированы те или иные процессы, размер магазина, температурные условия, в которых он будет использоваться, наличие внешнего аккумулятора. В зависимости от этих факторов можно выбрать стационарный или мобильный терминал.
Если у вас есть физический магазин или кафе, то необходимо приобрести кассовый аппарат, который будет постоянно находиться там. Если же ваш бизнес работает в Интернете, то вы можете воспользоваться кассовыми аппаратами на базе облачных технологий. В последнем случае физический кассовый аппарат будет находиться в дата-центре, а клиенты будут получать электронные чеки по электронной почте или в виде текстовых сообщений.
Кроме того, если вы стремитесь к автоматизации бизнес-процессов, стоит рассмотреть возможность приобретения онлайн-кассы, совместимой с популярными системами аналитики и управленческого учета, такими как 1С, «МойСклад» и «Мое дело». Наконец, если вы планируете принимать платежи от покупателей вне торговых точек (например, при доставке), то приобретение портативной кассы, работающей от аккумулятора, просто необходимо.
Особенности работы с онлайн-кассой
Предпринимателям обязательно нужно использовать кассовый аппарат. В противном случае штрафные санкции будут применены — физические лица должны будут заплатить минимум 10 000 рублей, а юридические — 30 000 рублей.
Максимальный размер штрафа составляет 50% от стоимости операций, не прошедших через кассовый аппарат, для физических лиц и 75% — для юридических. При повторном нарушении предпринимательская деятельность может быть запрещена на 90 дней.
Тем не менее, некоторые виды предпринимательской деятельности освобождены от этой обязанности, что прописано в ст. 2 54-ФЗ — это продажа газет, мороженого в киосках или питание в школьных столовых.
Преимущества и недостатки
К плюсам работы с онлайн-кассой можно отнести простоту взаиморасчетов с покупателями — клиент просто прикладывает карту, а деньги уже зачисляются на расчетный счет компании. Поскольку платежи проходят безналично, нет риска получить фальшивую купюру.
Если торгуете только онлайн, можно не устанавливать кассовый аппарат, а приобрести облачную кассу для бизнеса. В этом случае касса будет находиться в дата-центре, а прием платежей будет работать на сайте или в мессенджерах. Облачная касса дешевле обычной, а еще не занимает места, не требует подключения к интернету и электросети.
Основной минус онлайн-кассы — её стоимость. Придется заплатить за сам кассовый аппарат, фискальный накопитель, договор с оператором фискальных данных, регистрацию кассы в налоговой и так далее. На всё уйдет минимум 20 тысяч рублей в первый год.
Фискальный накопитель обойдется минимум в 7000 ₽ в год
Заключение
Самозанятые могут работать без онлайн-кассы — достаточно выдавать чеки через приложение «Мой налог». По желанию самозанятый может установить кассовый аппарат — в этом случае при переходе на ИП или регистрации юрлица не нужно будет покупать кассу.
Самозанятость — самый простой способ работать на себя в соответствии с законом.
Источник: modulkassa.ru