Как закрыть ИП этапы

Сегодня в РФ работает около 3,4 миллионов зарегистрированных ИП. Наиболее популярным видом ведения бизнеса является предпринимательская деятельность, осуществляемая без юридического лица. Составить ему конкуренцию может разве что недавно появившийся предусмотренный для самозанятых налоговый режим. Он существует с 2019 года и предполагает уплату налога на прибыль, полученную от профессиональной деятельности.

Закрытие ИП: распространенные ошибки

Наиболее часто ИП закрываются по таким причинам:

  • осознанное желание предпринимателя прекратить деятельность;
  • принудительная ликвидация по судебному решению;
  • банкротство предпринимателя;
  • утрата предпринимателем российского гражданства при регистрации;
  • смерть физического лица.

Закрывая ИП, вы должны предусмотреть все нюансы: расчет сотрудников, сдача налоговой отчетности, решение вопросов с кассой, наведение порядка в документах.

Как закрыть ИП: быстрая инструкция

ВАЖНО! Если у ИП есть сотрудники, процесс закрытия усложняется.

Ошибка 1. Неподача отчетности

Нередко предприниматель закрывает ИП до того, как закончится отчетный период, и не сдает налоговую отчетность. Это ошибка. Ликвидируя ИП, вы должны заплатить налоги на протяжении 15 дней.

Ошибка 2. Нарушение требования относительно снятия с учета кассового аппарата

Используемый для ведения деятельности контрольно-кассовый аппарат обязательно надо снять учета до того, как будет подано заявление о закрытии.

Ошибка 3. Избавление от документов

Есть ошибочное мнение, что в случае закрытия документация больше не потребуется. Но по закону (п. 8. ст. 23 НК РФ) налоговая и бухгалтерская документация должна храниться на протяжении четырех лет. Это предупредит неприятные ситуации в дальнейшем и поможет избежать недоразумений при проверках контролирующих структур.

Документы, связанные с кадрами, нужно хранить дольше. Этот срок может достигать нескольких десятков лет. Это касается приказов о найме и увольнении, трудовых контрактов, личных дел, бумаг, подтверждающих начисление заработной платы, и так далее.

Закрытие ИП пошагово: этапы

Процедура закрытия ИП включает в себя несколько этапов. Если вы не выступали в качестве работодателя и не использовали онлайн-кассу, она существенно упрощается. Рассмотрим пошагово, как закрыть ИП и какие бумаги для этого потребуются.

Шаг 1. Завершите отношения с сотрудниками

При наличии работников работодатель должен выполнить свои обязательства перед ними. Сюда относятся расчеты, сдача отчетности, уплата взносов за сотрудников.

Уведомите службу занятости

В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона РФ от19.04.91 №1032-I необходимо в письменном виде уведомить службу занятости (по месту жительства) о сокращении сотрудников за две недели до этого.

ВАЖНО! Составлять уведомление можно в произвольной форме. Единственное требование – оно должно включать в себя всю информацию относительно подлежащих сокращению сотрудников. Отмечается их должность, специальность, профессия, требования к квалификации, величина оплаты, которую получал каждый из специалистов.

Предупредите сотрудников об увольнении

Каждому работнику нужно ознакомиться с уведомлением под подпись. В трудовых договорах может быть информация не только о том, в какие сроки сотрудник должен быть предупрежден об увольнении, но и о величине выходного пособия и иных компенсациях, положенных в случае расторжения договора. При наличии таких данных их нужно принять во внимание и выполнить свои обязательства.

Читайте также:  Как отчитываться перед налоговой ИП по УСН

Отдельно по каждому работнику нужно подготовить бумаги:

  1. Приказ, прекращающий действие трудового договора. Должен быть опубликован не позднее, чем в ЕГРИП будет внесена запись о прекращении деятельности, так как именно тогда ИП считается закрытым. В приказе отмечается, что причиной расторжения трудового договора является прекращение ИП своей деятельности. Сотрудники подписывают приказ, предварительно ознакомившись с ним.
  2. Запись в трудовые книжки. По правилам она соответствует записи в приказе.
  3. Записи в личные карточки сотрудников (с ознакомлением под подпись).

На момент увольнения сотрудники должны получить следующие документы:

  • справку о доходах (форма 2-НДФЛ);
  • документ о страховом стаже;
  • документ, содержащий информацию о трудовой деятельности по форме СТД-Р (выдается сотрудникам по запросам);
  • трудовую книжку.

Рассчитайтесь с сотрудниками

При наличии отпусков, которые не были использованы, вы должны их компенсировать. Если в договоре предусмотрены иные компенсации в случае увольнения, их также нужно выплатить. В соответствии с письменным заявлением работника ИП должен выдать ему заверенные копии связанных с ведением рабочей деятельности бумаг.

Отчитайтесь за работников и уплатите взносы

С этой целью документы в соответствии с установленными формами направляются в налоговую, ПФР и ФСС.

ВАЖНО! Сдав отчеты, на протяжении 15 дней внесите страховые взносы за своих сотрудников.

Заявление о снятии с учета в качестве работодателя может подаваться лишь после того, как последний работник будет уволен. Это будет осуществлено на протяжении двух недель после подачи заявления.

ВНИМАНИЕ! Снятие страхователя с учета не является поводом не оплачивать обязательные платежи в ФСН, если задолженности по ним остались.

Шаг 2. Снимите с учета контрольно-кассовую технику

Шаг 3. Решите вопросы, связанные с контрагентами

Для регулировки отношений с контрагентами предусматриваются различные договоры. Это может быть арендное соглашение, договоры на поставку, обслуживание и контракты, заключенные по непосредственному ведению деятельности ИП.

ВАЖНО! Все договоры, которые не планируется продолжать после закрытия, должны быть расторгнуты.

Закройте свои долги перед контрагентами и взыщите долги с них. Не забывайте о том, что после закрытия предпринимательства задолженности ИП переходят на физическое лицо, которое раньше вело деятельность. Если есть вариант, что кредитор готов подождать, то можно произвести оплату и позже. Но взыскать свои долги еще при существовании ИП настоятельно рекомендуется.

Читайте также:  УСН услуги банка расход

Шаг 4. При наличии печати уничтожьте ее

По закону ИП не обязаны иметь печать, но при желании она может использоваться. После закрытия предпринимательства печать утрачивает юридическую силу, поскольку обозначенный на ней ИП прекращает существовать. Ввиду этого лучше, чтобы печать была уничтожена – это предупредит риск того, что ее смогут незаконно использовать третьи лица.

СПРАВКА. Для уничтожения печати должен быть оформлен специальный акт, освидетельствованный комиссией. Входить в нее могут любые люди, в том числе родственники и знакомые.

Шаг 5. Займитесь подготовкой необходимых документов

Пакет документов направляется в налоговую, где вы регистрировали ИП. Он должен включать следующие бумаги:

  1. На сайте ФНС скачайте форму № Р26001. Она представляет собой заявление о регистрации прекращения физлицом ведения деятельности как ИП ввиду принятия такого решения. Форму нужно заполнить. Подпись должна быть освидетельствована у нотариуса. Это не требуется лишь в тех случаях, если ИП сам представляет документы, предъявляя паспорт.
  2. На сайте ФСН сформируйте квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины (160 рублей). Уплата госпошлины не нужна, если документация направляется в электронном формате, в частности через нотариуса и МФЦ. Это правило актуально с начала 2019 года.
  3. Можете подать документ, подтверждающий предоставление информации в территориальное подразделение пенсионного фонда. Однако это не является обязательным. Если этого не сделать, фонд выполнит это сам – направит в налоговую нужные данные в электронном формате в соответствии с межведомственным обменом.

Как подать документы в ФСН?

Для подачи документов можно выбрать любой удобный из следующих способов:

  • при личном посещении, имея паспорт;
  • через представителя – требуется нотариально заверенная доверенность;
  • отправка по почте с объявлением ценности и описью вложения (требуется нотариальное засвидетельствование подписи);
  • в режиме онлайн, используя сервис «Подача электронных документов на государственную регистрацию»);
  • через МФЦ – самостоятельно либо через представителя;
  • через портал госуслуг.
Читайте также:  Самокат как устроиться самозанятым

Чтобы сформировать документы в электронном формате, требуется наличие усиленной электронной подписи. После принятия документов будет выдана либо направлена в ответ расписка о том, что инспекция их получила.

Время закрытия ИП

После получения документов налоговая инспекция закроет ИП в течение пяти дней при условии, что с документами все хорошо. По факту данной процедуры будет получено уведомление о снятии ИП с учета либо лист записи ЕГРИП.

Что делать после закрытия?

Даже утратив статус предпринимателя, физическое лицо все равно сохранит некоторые обязательства, оставшиеся со времени ведения бизнеса. Это касается задолженностей – следите за тем, чтобы все они были погашены.

Шаг 6. Займитесь отчетностью

Если вами используется упрошенная система налогообложения, обязательно требуется подать декларацию. Это необходимо сделать до 25 числа последующего месяца после снятия предпринимателя с учета.

СПРАВКА. Предприниматели на ЕНВД должны подавать декларации не позже 20 числа последующего месяца после закрытия ИП.

Шаг 7. Разберитесь с расчетным счетом

Для закрытия расчетного счета необходимо заполнение формы, полученной в банке, где вы открывали счет.

Позаботьтесь о сохранении документов

Если вы уже не являетесь ИП, то и в этом случае возможна проверка документов за последние три года со стороны налоговой. Потому акты, платежки, накладные, договоры и прочие бумаги стоит сохранять не менее четырех лет.

СПРАВКА, Даже после закрытия ИП вы сможете при желании вернуться в бизнес в любое время – можно пройти регистрацию ООО или снова открыть ИП. При прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя важно соблюдать все формальности, чтобы в этой процедуре не было отказано.

Источник: finanso.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин