«Ура, дождались» – так в одном из сообществ ВКонтакте самозанятые реагируют на вступление в силу закона, который дает им право регистрировать товарные знаки на себя. 29 июня 2023 года Роспатент начал принимать заявки от этой категории заявителей.
За год к нам за консультацией обратилось больше 300 человек. Все они — самозанятые, которые хотели узнать подробности о регистрации товарного знака. Мы решили собрать самую важную информацию о процедуре в статье. Экспертные комментарии дал управляющий партнер компании «Лирейт» — Юрий Горбачев. Я руковожу патентном бюро «Лирейт».
Мы зарегистрировали более 3 000 товарных знаков для клиентов по всей России и за рубежом, регулярно делимся полезными материалами в Телеграм-канале и в сообществе в ВК. Если у вас свой бизнес, вы хотите развивать его, следите за нашими публикациями. Вы найдете много полезной информации, в том числе по товарным знакам, патентам, договорам франшизы, работе на маркетплейсах.
Закон, который разрешает регистрировать товарные знаки самозанятым, появился еще в 2022 году. Однако вступил в силу только сейчас. Уже можно подавать заявки в Роспатент.
Можно ли зарегистрировать товарный знак на самозанятого?
Для чего самозанятым товарный знак?
- безопасно и эффективно развивать собственный бренд;
- продвигать продукцию за счет узнаваемого названия или логотипа;
- бороться с недобросовестной конкуренцией и подделками;
- рекламировать товар и услуги без рисков и ограничений;
- выходить на маркетплейсы, где товарный знак — обязательное условие;
- передавать товарный знак по договору и получать прибыль.
Помимо этого, товарный знак исключает риск стать ответчиком в суде по делу о незаконном использовании чужого товарного знака. Вам не придется однажды платить многомиллионную компенсацию правообладателю, если вы сами станете владельцем обозначения. Подавать претензии и взыскивать деньги с нарушителей будете вы.
Обобщить можно так:
Товарный знак поможет самозанятым выступать на рынке наравне с ИП и компаниями, продвигать свои товары и услуги эффективнее и безопаснее, отстаивать свои права в досудебном и судебном порядке.
Товарный знак обязательно нужно зарегистрировать, если вы уже работаете под названием, логотипом или используете в коммерческой деятельности любые другие обозначения. Такими действиями вы можете нарушать чужие права — это основной риск.
Как пройти регистрацию?
Регистрацию товарного знака в Роспатенте можно пройти самостоятельно или с участием патентного поверенного. В моем патентном бюро у клиентов есть возможность зарегистрировать обозначение «под ключ». Клиент подписывает с нами договор, все делопроизводство мы берем на себя. Участие заявителя в процессе минимально, все делает патентный поверенный.
Начинается процедура с выбора или разработки обозначения. Самозанятые могут зарегистрировать название, логотип, слоган, объемное обозначение и другие менее популярные виды товарных знаков. Актуальна для этой категории заявителей регистрация собственных имен в качестве личного бренда.
Что такое товарный знак и как зарегистрировать товарный знак в России? Регистрация бренда в 2023 год
Для регистрации товарного знака нужно подобрать классы МКТУ. Помочь при самостоятельном подборе может Менеджер товаров и услуг. Главное — изучить весь классификатор, потому что там есть очень похожие виды деятельности. Нужно выбрать тот вариант, который вам больше подходит.
Например, выпечка и оформление тортов относится к 43 классу МКТУ, а продажа тортов — 30 класс. Если вы кондитер, вам нужно зарегистрировать обозначение в обоих классах для надежной защиты. Тогда конкуренты не смогут использовать тождественные или сходные обозначения в этих классах МКТУ, значит, и при аналогичной деятельности.
Чем больше услуг вы предоставляете или товаров продаете, тем больше классов МКТУ нужно выбрать. От этого увеличивается размер пошлины. Регистрировать во всех классах нет смысла, это очень дорого. Поэтому нужно крайне внимательно провести подбор видов деятельности по классификатору. Если есть сомнения, лучше проконсультироваться у патентного поверенного.
Размер пошлин для самозанятых будет таким же, как для ИП и компаний. Актуальные данные можно найти здесь. Минимальная сумма пошлин без скидок — 31 000 рублей. Снизить пошлину можно при электронной подаче на 30%.
Перед тем, как вы оплатите пошлину и соберете документы, проведите проверку вашего товарного знака на уникальность и соответствие требованиям закона. Это важно, потому что пошлины при неудачной регистрации вам не вернут.
Проверку можно провести самостоятельно по базам данных Роспатента. За доступ к закрытой базе ведомства придется заплатить. Изучите законодательство и методические пособия, чтобы получить понимание, какие знаки закон запрещает регистрировать и как определить, что обозначение очень похоже на уже зарегистрированное.
Если времени на такой анализ нет, вы можете обратиться к патентному поверенному. Например, в нашем патентном бюро специалисты проверяют словесные товарные знаки бесплатно. Можно воспользоваться нашим сервисом. Патентный поверенный выдаст отчет, в котором подробно расписаны риски и рекомендации по их устранению, если есть проблемы.
После проверки нужно собрать документы. Заполнять заявку нужно по стандартной форме. Обязательно правильно укажите адрес переписки, иначе письма от Роспатента до вас не дойдут. Это чревато отказом в регистрации. В заявке ключевое значение имеет описание обозначения, перечень товаров и услуг, изображение заявленного товарного знака, сведения о заявителе.
- указать его вид: словесное, изобразительное, комбинированное, звуковое, объемное и т.д.;
- перечислить все его элементы;
- пояснить, какой смысл заложен в нем;
- объяснить, каким образом создавался товарный знак;
- перевести или указать транслитерацию, если обозначение не на русском языке.
Перечень услуг может заполняться как внутри заявки, так и отдельно в приложении, о чем делается соответствующая пометка в графе 511.
Изображение товарного знака должно быть качественным. Оно подается в двух экземплярах. Внутри заявки в графе 540 и на подписанном приложении. Если вы хотите зарегистрировать обозначение в определенном цвете, на регистрацию нужно подавать его именно в нужном цветовом сочетании. Когда цвет не имеет значения, подается черно-белый вариант.
- лично в Москве;
- через сайт ФИПС;
- через Госуслуги;
- посредством Почты России.
Помним, что электронная подача заявки через сайт ФИПС дает преимущество — скидку на оплату государственных пошлин 30%. Однако для работы с Сервисом электронной подачи заявок нужно установить криптопровайдер, КриптоПро ЭЦП Browser plug-in, личный сертификат и его цепочку сертификатов. Версия вашего браузера должна соответствовать требованиям Сервиса.
Самозанятым разрешили регистрировать на себя товарные знаки
Предприниматели, которые работают как самозанятые, получили право оформлять свои товарные знаки в Роспатенте. Соответствующий федеральный закон вступил в силу 29 июня. Раньше это могли делать только предприниматели, имеющие статус ИП или юрлица.
Зачем это нужно самозанятым и как оформить свой товарный знак, рассказала эксперт по товарным знакам компании «Онлайн Патент» Алина Сидорова.
Возможности для самозанятых
Товарный знак — очень широкое понятие.
С его помощью можно защитить:
- название;
- логотип;
- слоган;
- оригинальный внешний вид этикетки или изделия;
- дизайн;
- упаковку товара и многое другое.
Но для самозанятых интерес могут представлять вполне конкретные варианты использования товарных знаков. Зарегистрировать как товарный знак можно своё имя, фамилию или псевдоним.
Зарегистрированный знак останется с предпринимателем, когда он станет ИП, а при создании ООО права на бренд можно будет передать от физического лица к компании по договору отчуждения. Это позволит масштабировать бизнес, с самого начала защитив бренд.
Товарный знак — это полноценный нематериальный актив, который можно будет, например, продать, использовать в качестве залога или передать по наследству
Как зарегистрировать
Сам алгоритм регистрации товарного знака у самозанятого ничем не отличается от аналогичного у ИП или ООО. В данном случае все равны.
Подготовка:
- сначала нужно выбрать название (или картинку), которые хочется зарегистрировать;
- знак не должен быть похожим на госсимволы, общепринятые обозначения или символику других предприятий из той же сферы;
- нельзя нарушать требования законодательства, например, использовать непечатную лексику;
- нельзя вводить потенциального потребителя в заблуждение.
Собрать документы для Роспатента:
- заявление на регистрацию (в нём нужно будет указать СНИЛС и ИНН);
- сам знак и его описание;
- указать перечень товаров или услуг по международной классификации (МКТУ);
- подтвердить согласие на обработку персональных данных.
Оплата госпошлины
Сначала заявитель оплачивает пошлину за регистрацию заявки и проведение экспертизы. Её размер составляет от 15 тыс. ₽ (если подавать онлайн, то 10,500 тыс. ₽) — в зависимости от количества выбранных классов МКТУ.
Следующий шаг — направить пакет документов в Роспатент по почте либо через Госуслуги. Подать документы также можно лично на Бережковской набережной в Москве.
Патентное ведомство, получив материалы, проводит две последовательные экспертизы. Сначала оценивает представленные документы на соответствие требованиям законодательства (эта часть называется формальной экспертизой). Затем — проводит проверку по существу, когда бренд анализируют по законодательному чек-листу, содержащемуся в статье 1483 ГК РФ.
Если всё в порядке и товарный знак может быть зарегистрирован, Роспатент вынесет решение о государственной регистрации товарного знака. Заявителю нужно оплатить вторую пошлину уже за саму регистрацию товарного знака: от 18 тыс. ₽, а если оплачивайте онлайн, то от 12,6 тыс. ₽.
Время на регистрацию
На регистрацию уходит 18 месяцев и 2 недели максимум. Но в среднем — 5–6 месяцев, как показывает практика.
В открытых реестрах Роспатента публикуется информация о правообладателе, в том числе: название (для юрлица) или ФИО (для ИП и физлиц), юридический адрес или адрес регистрации.
Самозанятые наравне с юрлицами и ИП должны самостоятельно вносить обновления в реестр товарных знаков, если они меняют ФИО или адрес регистрации.
Сложность регистрации
На каждом из этапов подготовки заявки легко можно совершить ошибку.
Типичные ошибки:
- неправильно оценили наличие похожих товарных знаков — можно получить отказ в регистрации из-за повторения уже зарегистрированной торговой марки;
- некорректно заполнили документы — не прошли даже формальную экспертизу и потеряли уплаченную пошлину;
- указали в заявке не те классы МКТУ — не получится потом защитить своё дело в суде, если объявится предприниматель со схожим наименованием в той же сфере деятельности.
Когда самозанятый учреждает фирму
На момент регистрации фирмы самозанятый уже будет правообладателем товарного знака. Для передачи прав на товарный знак юрлицу между самозанятым и компанией нужно будет заключить договор отчуждения исключительного права на товарный знак и зарегистрировать его в Роспатенте.
Но не всегда права на товарный знак стоит передавать компании. Во многих случаях достаточно будет заключить лицензионный договор и получать отчисления в ваш адрес, особенно если компанию создают уже не единолично, а с партнёрами. Если при развитии бизнеса поменять статус с самозанятого на ИП, то товарный знак останется за создателем как за физическим лицом в любом случае, и ничего делать не потребуется.
Товарный знак при закрытии бизнеса
Товарный знак действует непрерывно в течение десяти лет. И он может быть аннулирован по желанию самого правообладателя или по заявлению заинтересованного лица.
Если самозанятый прекращает предпринимательскую деятельность и перестает использовать товарный знак, то уже через три года с момента закрытия бизнеса знак может быть прекращён в судебном порядке по заявлению заинтересованного лица.
Однако судебному разбирательству обычно предшествует досудебное мирное урегулирование. То есть вопрос можно решить вне суда с финансовой пользой для самого самозанятого.
Источник: segment.ru