Организации и ИП используют единый бланк КУДиР, утвержденный Приказом Минфина № 135н от 22 октября 2012 года. Из статьи вы узнаете о ключевых моментах оформления и хранения книги учета предпринимателями, а также о типовых ошибках, допускаемых при ее заполнении.
Как вести КУДиР
Рекомендации по заполнению КУДиР приведены в письме Минфина № 03-11-06/2/72657 от 06 декабря 2016 года. Вот краткая выдержка из регламента:
- вести документ следует на русском языке, а если «первичка» составлена на иностранном языке, то ее понадобится перевести;
- особенности заполнения зависят от того, какой объект налогообложения выбран «доходы» или «доходы минус расходы»;
- книга ведется в единственном экземпляре, все данные указываются в рублях, без копеек;
- записи фиксируются в хронологической последовательности, каждая хозяйственная операция регистрируется отдельной строкой, объединение нескольких операций в одну не допускается;
- ежегодно заполняется новая книга на календарный год;
- если у ИП несколько торговых объектов или деятельность предпринимателя осуществляется в нескольких регионах РФ, то вести следует одну книгу в целом по всей деятельности;
- записи о необлагаемых операциях в КУДИР не вносятся.
Как вести и прошивать книгу учёта доходов и расходов (КУДиР)
Вести книгу учёта доходов и расходов (КУДиР) должны организации и ИП на УСН, а также ИП на ЕСХН, ОСНО и ПСН. Это важный документ налогового учёта, однако, обязанности сдавать КУДиР в налоговую нет. Но у налоговиков есть право запросить распечатанную, пронумерованную и прошитую книгу. О том, как правильно прошить КУДиР, расскажем в статье.
Как ведут КУДиР
Книга заводится на каждый налоговый период, то есть календарный год. Раньше её надо было заверять в налоговой, а теперь этого делать не нужно. Сейчас редкие организации и ИП ведут КУДиР на бумаге — это пережиток прошлого. Проще и легче формировать книгу учёта доходов и расходов в электронном виде, а при необходимости распечатывать, собирать и сшивать.
Вообще электронный документооборот упрощает работу с документами, позволяет экономить средства и время. Уже сейчас большинство видов отчётности сдают электронно. Например, в сервисе СФЕРА Отчётность можно отправлять электронные документы в ФНС, СФР, Росстат из любого места, где есть интернет, и не пропускать сроки.
В конце года книгу распечатывают, если вели электронно, и прошивают. В сборку попадают даже пустые разделы книги. И даже если не было доходов и расходов, «нулевая» КУДиР распечатывается. А срок хранения составляет 5 лет.
ЗАПОЛНЕНИЕ КНИГИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ИП на УСН ДОХОДЫ 6% .
Как формировать КУДиР
- Сначала собирают все страницы.
- Внимательно нумеруют, не пропуская страниц.
- Делают отверстия и прошнуровывают.
- На обороте прошитой книги отмечают число страниц и проставляют подпись руководителя организации или ИП, печать (при наличии).
В Приказе Минфина РФ № 135н не сказано, как сшить документы для налоговой и пронумеровать их, поэтому обычно ориентируются на рекомендации Росархива и ГОСТ, а именно:
- Приказ Росархива от 23.12.2009 № 76.
- ГОСТ Р 51141 — 98 «Делопроизводство и архивное дело».
Общие рекомендации по нумерации:
- Типографская книга. По итогам года могут остаться пустые страницы, после прошивки нужно просто указать количество заполненных страниц.
- Распечатанная книга, которая заполняется вручную. Страницы лучше нумеровать также вручную, в конце года. Лучше взять синюю шариковую ручку, а номера ставить в нижнем или верхнем углу, противоположном от корешка. Титульный лист — первая страница, но номер на нём можно не проставлять.
- Книга в электронном формате. В этом случае перед печатью можно применить автонумерацию, чтобы не проставлять номера вручную.
Как правильно сшить КУДиР
Прошивка нужна, так как она позволяет исключить подделку и изъятие части страниц. Концы нитей прошивки приклеивают с помощью кусочка бумаги к странице, а подпись руководителя и печать ставят так, чтобы часть была на странице, а часть на листке, который фиксирует нити. Именно так становится понятно, что из книги не изымали страницы, и хранилась она в неизменном виде.
Что понадобится для прошивки:
- Если книга получается относительно тонкой, можно использовать толстую иглу и крепкую нить.
- Для больших книг лучше использовать дырокол и толстую нить, шпагат, шнур или тесьму.
- Клей (канцелярский или ПВА) для крепления концов нитей к листу.
КУДиР нужно прошнуровать по левому краю в один или два ряда. Проколы делают, оставляя 1-2 см от краёв страницы. Концы нитей выводят на тыльную сторону книги. Длина «хвостиков» нитей — 10-12 см.
После этого останется только заверить (подписать, поставить печать) и убрать КУДиР на хранение. Книга учёта доходов и расходов — это регистр бухгалтерского учёта, который, согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона № 402-ФЗ, нужно хранить не менее 5 лет.
Источник: www.esphere.ru
Книга учёта доходов и расходов (КУДиР) в 2016 году
Некоторые льготные режимы налогообложения освобождают компании и предпринимателей от обязанности вести бухучет в полном объеме. Законодательство для таких категорий хозяйствующих субъектов устанавливает обязанность вести и при запросе предоставлять в ИФНС такой регистр налогового учета, как книга доходов и расходов.
В каком случае применяется книга доходов и расходов
НК РФ устанавливает, что учет доходов и расходов для организаций на УСН и ЕСХН, а также для предпринимателей на УСН , ЕСХН , ПСН и общем режиме должен вестись в КУДиР. При этом для компаний и ИП, находящихся на вмененке, не надо заполнять данный налоговый регистр.
Используемая в настоящее время форма книги была утверждена ФНС в 2013 году. В зависимости от применяемой системы (УСН 15, УСН 6, ЕСНХ, ПСН, ОСНО) она включает в себя те или иные разделы, в которых отражаются необходимые сведения для налогового учета. Поэтому принято разделять эти регистры по применяемым налогоплательщиком режимам.
Важно! Обращаем ваше внимание, что для плательщиков ЕНВД книга учета доходов и расходов не ведется и не заполняется.
Инструкция по заполнению
Книга заполняется по порядку в хронологии в течение года. При этом запись вносится по каждому документу, не допускается объединение. По окончании старого года она закрывается, а на новый год заводится следующий регистр.
Заполнять ее можно в приобретенном в типографии журнале, или же с использованием специализированных программ и интернет-сервисов. Последнее является наиболее предпочтительным, так как значительно сокращает время на ее оформление, потому что очень часто она составляется на основании уже выписанных ранее документов в автоматическом режиме.
При ручном заполнении в книгу можно вносить все необходимые исправления, только зачеркивать неправильную запись надо одной чертой, так чтобы ее можно было прочитать. Рядом делается исправительная запись, и она заверяется подписью ответственного лица.
После закрытия налогового периода, она распечатывается, прошнуровывается, каждый ее лист нумеруется. Далее книга заверяется печатью хозяйствующего субъекта и подписью его руководителя. Ранее еще необходимо было направлять в канцелярию ИФНС для проставления печати. В настоящее времени такого требования больше не существует.
Обращаем внимание! Вести книгу нужно обязательно. Предоставляется в налоговую она только по запросу от проверяющего инспектора. При этом вы можете воспользоваться специальным интернет-сервисом для электронного ведения КУДиР .
Образец заполнения книги учета доходов и расходов
Рассмотрим подробнее кудир для ип на усн 6 образец заполнения 2016.Различия во внесении записей для других режимов и компаний минимальны, заключаются в присутствии или отсутствии разделов книги.
Титульный лист
В верхней части регистра после его название нужно записать наименование и код налогового органа по месту регистрации предпринимателя (нахождении компании). Далее указывается налоговый период, например, 2016 год. Справа, в табличной части, проставляется дата формирование книги.
Ниже заполняется либо полный Ф.И.О. предпринимателя, либо полное название фирмы, а табличной части — код регистрации в статистике. В следующих строках записывается ИНН компании либо ИНН ИП.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как правильно заполнить декларацию по УСН 2017 «доходы минус расходы»
Затем необходимо указать объект налогообложения. Если заполнение производится с помощью программных средств, именно здесь нужно настраивать видимые для конкретного случая разделы книги доходов и расходов. Нужно выбрать значение из списка с двумя элементами «Доходы» или «Доходы, уменьшенные на величину расходов».
После этого выбирается валюта и ее разрядность, в которых показатели будут вноситься в этот налоговый регистр. В таблице справа проставляется код валюту согласно ОКЕИ.
Ниже указываются полный адрес места нахождения компании, или регистрации (жительства) предпринимателя.
В следующей строке нужно обязательно записать номера расчетных счетов и наименования банков, в которых они открыты. Если таковых у хозяйствующего субъекта несколько, то все они здесь указываются.
Доходы и расходы
Этот раздел подразделяется на четыре по отчетным периодам: за 1 квартал, за 2 квартал, за 3 квартал и за 4 квартал. Желательно каждый подраздел начинать с нового листа.
Данная часть книги доходов и расходов представляет собой таблицы.
Графа «Сумма» подразделяется на два столбца «Доходы» и «Расходы».
В зависимости от характера операции хозяйствующего субъекта сумма документа проставляется либо в первый столбец, либо во второй. При этом суммы отражаются с округлением до копеек согласно статьям НК РФ, посвященным соответствующим режимам.
Организации и предприниматели, применяющие УСН 6, в соответствии с законодательством заполняют только столбец «Доходы». Каждый подраздел имеет собственную нумерацию вносимых записей, которая каждый раз начинается с 1. В конце каждой таблице нужно подводить итог, выводя общую сумму по столбцам с показателями. Причем второй и последующие подразделы имеют строку с суммированными значениями нарастающим итогом.
Внимание! Организации и предприниматели, использующие УСН 15, заполняют еще «Справку к Разделу 1».
Здесь указываются общие суммы по доходам и расходам за налоговый период, а также разница между минимальным налогом и исчисленным за предыдущий год. Это связано с тем что, налогоплательщики, уплатившие минимальный налог в прошлом году, имеют право эту суммовую разницу в текущем.
Расчет расходов на приобретение основных средств и НМА, учитываемые при исчислении налоговой базы
Внимание! Данный раздел заполняется хозяйствующими субъектами, применяющими режимы налогообложения УСН 15 и ЕСХН.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как правильно заполнить декларацию по УСН 2017 «доходы»
Он так же как и первый раздел подразделяется на подразделы по отчетным периодам.
В таблицы этой части книги доходов и расходов надо вносить номер записи по порядку, полное название объектов (ОС и НМА), стоимость которых учитывается при расчете налога.
Согласно НК РФ налогоплательщик, применяющий УСН 15 или ЕСХН, в налоговом периоде имеет право учесть стоимость этих средств, если они оплачены, приняты к учету и при необходимости поставлены на государственный учет (например, автомобили, здания, сооружения). Поэтому в следующих графах последовательно необходимо вписать все эти даты. В следующей графе проставляется первоначальная стоимость объекта, выраженная в рублях.
Графы 7 и 8 таблицы заполняются хозяйствующими субъектами, которые перешли на льготный режим, уже имея на балансе объекты ОС и НМА. Согласно законодательству плательщики налога также могут учесть их остаточную стоимость в размерах, которые зависят от срока их использования.
В графе 9 записывается количество кварталов, в течение которых в налоговом периоде использовался новый объект. Например, если автомобиль приобретен в апреле 2016 года, то для него показатель будет равен 3.
В столбце 10 указывается доля стоимость вышеперечисленных объектов, принимаемая к учету за налоговый период. Для уже стоящих на балансе объектов она зависит от срока полезного использования и определяется НК РФ, для новых она равна 100%.
Показатель графы 11 определяется ка отношение Гр.10 к Гр. 9
В графах 12 и 13 необходимо рассчитать стоимость объекта, приходящуюся на текущий квартал и итого за год.
Например , приобретен и поставлен на учет автомобиль в апреле 2016 года стоимостью 900000 р. За второй квартал налогоплательщик имеет право принять к учету стоимость 300000 р. (900000 * 100% (Гр10)/ 3 (Гр.9)), которую надо вписать в Гр.12. Значение показателя Гр.13 будет равно 900000р.
Графы 14 и 15 заполняются для уже стоящих на балансе объектов ОС и НМА. Так как их стоимость относится на расходы в течение нескольких периодов, то в столбце 14 указывается уже включенная стоимость, в столбце 15 — остаточная сумма, которую нужно будет включить в следующем периоде.
Графа 16 должна содержать данные о дате выбытия этих объектов. Это связано с тем, что ОС и НМА, чья стоимость была учтена при налогообложении, хозяйствующий субъект не имеет право отчуждать в течение определенного НК РФ периода.
Каждая таблица имеет итоговые строки.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: СЗВ-М 2016 образец заполнения
Расчет суммы убытка
Внимание! Этот раздел заполняется только налогоплательщиками, которые находятся на системе УСН 15 и ЕСХН. Здесь указываются суммы убытков, понесенных в прошлые года.
Раздел заполняется построчно. В строке 010 указывается общая сумма убытков за предыдущие годы. Затем в строках 020-110 производится расшифровка этой суммы с указанием годов.
В строке 120 определяется база, которую можно уменьшить на ранее понесенные убытки. Сюда переносится значение строки 040 из справки к разделу 1.
Строка 130 содержит сумму убытка, на который была уменьшена налогооблагаемая база этого года.
Строку 140 нужно заполнять, если убыток был получен в предыдущем году.
Строка 150 будет содержать сумму убытка, которую можно перенести и зачесть в последующие годы. В строках 160-220 налогоплательщик имеет право указать конкретные суммы по будущим годам.