Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: подаем бухгалтерскую и финансовую отчетность по упрощенной схеме». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вместе с балансом отчёт о финансовых результатах — это одна из двух основных форм бухгалтерской отчётности. Поэтому на практике бухгалтера часто называют его «формой № 2», хотя в нормативных актах это название не употребляется с 2013 года. Мы также будем для краткости использовать термин «форма № 2». Как понятно уже из названия — отчёт включает в себя информацию о результатах работы предприятия в денежном выражении.
Отчет о финансовых результатах: расшифровка строк
Приведем расшифровку кодов в согласии с приложением №4 приказа № 66н.
Отчёт о финансовых результатах
- дебет счета 90 субсчета «Себестоимость продаж»;
- кредит счетов 21, 23, 29, 41, 43 и 45.
- дебет счета 90 субсчета «Себестоимость продаж»;
- кредит счета 44.
- дебет счета 90 субсчета «Себестоимость продаж»;
- кредит счета 26.
- дебет счета 76 субсчета «Расчеты по причитающимся дивидендам»;
- кредит счета 91 субсчета «Иные доходы».
- дебет счета 76 субсчета «Расчеты по полученным процентам» и счета 73 субсчета «Расчеты по предоставленным займам»;
- кредит счета 91 субсчета«Иные доходы».
- дебет счета 91 субсчета «Иные доходы»;
- кредит счетов 66 и 67.
Как сформировать данные о финансовых результатах и налоге на прибыль
Чтобы рассчитать показатель для строки 2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения» прибавьте к строке 2200 прочие доходы и вычтите прочие расходы:
Стр. 2300 = стр. 2200 + стр. 2310 + стр. 2320 – стр.
2330 + стр. 2340 – стр. 2350
Строку 2410 «Налог на прибыль» заполняйте только в том случае, если вы работаете на общей налоговой системе и платите налог на прибыль. Значение строки 2410 равно сумме двух строк: 2411 и 2412, о которых расскажем ниже.
Строка 2411 «Текущий налог на прибыль» — это сумма налога на прибыль, которая рассчитана по данным вашего налогового учёта и отражена в декларации.
Строку 2412 «Отложенный налог на прибыль» используйте, если вы применяете ПБУ 18/02. Эта строка включает в себя налоговые разницы, т.е. отклонения между бухгалтерским и налоговым учётом. Чтобы заполнить строку 2412, сложите дебетовые обороты по счетам 09 «Отложенные налоговые активы» и 77 «Отложенные налоговые обязательства», а затем из получившейся суммы вычтите кредитовые обороты по этим же счетам.
В строку 2460 «Прочее» заносите другие доходы или расходы, которые не были учтены выше, но влияют на чистую прибыль. Например, если вы используете специальный налоговый режим, то включайте в эту строку «упрощённый» налог или единый сельхозналог.
Шаг N 2. Подсчитайте прочие доходы и расходы
Следующие три строки отчета о финансовых результатах — «Проценты к уплате», «Прочие доходы» и «Прочие расходы» — логично рассматривать вместе. Ведь по всем этим строкам отражаются суммы, не связанные с вашей основной деятельностью.
Заметьте, по одной операции у вас могут возникать как доходы, так и расходы. Например, вы продали основное средство, которое полностью не самортизировано. Доходом в этом случае будет цена продажи, а расходом — остаточная стоимость объекта. И эти суммы нужно показывать отдельно друг от друга, несмотря на то что операция одна.
Сворачивать показатели можно, только если расходы и доходы несущественны. Это предусмотрено двумя документами: ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (п. 18.2), и ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (п. 21.2). Обратите внимание: решение о существенности принимаете вы сами.
Тем не менее рекомендуем руководствоваться общепринятой практикой. Так, например, можно сворачивать курсовые разницы, включаемые в состав прочих доходов, с курсовыми разницами, признаваемыми прочими расходами, и показывать результат.
Порядок заполнения отчета о финансовых результатах по упрощенной форме
Отчет о финансовых результатах для малых фирм состоит из семи строк.
Отражать данные необходимо за отчетный и прошлый год.
Расходы и убытки отражают в скобках.
Выручку нужно отражать за вычетом НДС и акцизов, а в расходы по обычным видам деятельности включают себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы.
Коды по строкам указывают в самостоятельно добавленной графе по показателю, который имеет наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя (п. 5 Приказа N 66н). Коды берут из Приложения N 4 к Приказу N 66н.
Перечислим, что входит в укрупненные статьи упрощенного отчета о финансовых результатах.
Итак, первый показатель в упрощенном отчете тот же, что и в документе, составляемом по общей форме. Это выручка.
Далее идет строка «Расходы по обычной деятельности». В ней подлежат суммарному отражению целых три показателя: себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы.
Следующие три строки также взяты из отчета общей формы. Это «Проценты к уплате», «Прочие доходы», «Прочие расходы».
Предпоследний показатель «Налоги на прибыль (доходы)» — для отражения результатов налогообложения. В частности, здесь указывают налог, уплачиваемый при УСН.
И последний показатель — чистая прибыль (убыток).
Одноименная строка есть и в отчете общей формы.
Чтобы рассчитать итоговое значение, надо просуммировать все предыдущие строки.
Взаимоувязка баланса и отчета о финансовых результатах
Взаимная увязка двух основных отчетов представляет собой соответствие друг другу данных или равенство показателей. Их наличие устанавливается или главным бухгалтером компании или налоговыми органами. Цели данной операции, следующие:
- контроль над достоверностью информации;
- полнота данных, указанных в отчетах;
- выявление ошибок, несостыковок и их устранение;
- определение корректности заполнения строк;
- более глубокое понимание показателей бухгалтерских отчетов.
Отсутствие увязок влечет за собой инициирование камеральной или выездной проверки. Проверять отчетность важно самому предприятию, чтобы исключить возникновение проблем и конфликты с ИФНС.
Для проверки увязки показателей между балансом и отчетом по доходам и расходам производится расчет по следующей формуле:
- Строки 1370 формы №1 (нераспределенная прибыль на 31.12.21 г.) = (то же на 31.12.20 г) + 2400 формы №2 (чистая прибыль текущего периода).
В случае распределения дивидендов такое равенство не будет соблюдено ровно на сумму выплаченных дивидендов. В этом случае формула увязки другая:
- Строки 1370 формы №1 (нераспределенная прибыль на 31.12.21 г.) = (то же на 31.12.20 г) + 2400 формы №2 (чистая прибыль текущего периода) – выплаченные дивиденды.
Кроме указанного выше сопоставления, проверяется еще один показатель:
- Строки 1180 формы №1 (отложенный налог на прибыль) соответствует строке 2412 формы №2.
Главному бухгалтеру следует в своей работе придерживаться важного правила – только после полной проверки сдавать в налоговую инспекцию годовую отчетность.
Плановая инвентаризация
Прежде чем составить годовой бухгалтерский отчёт, организация проводит инвентаризацию. Это делается в обязательном порядке всеми юридическими лицами для обеспечения достоверности отчётности.
Суть инвентаризации заключается в проверке наличия и состояния, оценке имущества и обязательств компании, а также в их документальном подтверждении. Проверка носит сплошной характер, то есть проверяются все активы и обязательства.
Инвентаризация проводится на основе соответствующего положения, утвержденного руководителем компании, в течение отчетного года.
Этапы инвентаризации:
- создается инвентаризационная комиссия
- получаются последние документы по приходу и расходу имущества и обязательств
- у материально ответственных лиц берутся расписки
- готовятся инвентаризационные описи (акты)
- проводится проверка наличия и состояния активов и обязательств
- результаты инвентаризации обобщаются и утверждаются
- результаты инвентаризации отражаются в учёте
Порядок заполнения упрощенного баланса
Строка баланса | Счет бухучета |
Актив | |
1150 «Материальные внеоборотные активы» | Сумма показателей: |
· Счет 01«Основные средства» минус счет 02«Амортизация основных средств»
· Сальдо по счету 07 «Оборудование к установке»
· Сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы»
· Счет 04 «Нематериальные активы» минус счет 05 «Амортизация нематериальных активов»
· Сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» (в отношении расходов по освоению полезных ископаемых)
· Сальдо по счету 09 «Отложенные налоговые активы»
· Сальдо по счету 58 «Финансовые вложения»
Если остатков по этим счетам нет, то ставится прочерк
· Сальдо по счету 10 «Материалы»
· Сальдо по счету 20 «Основное производство»
· Сальдо по счету 41 «Товары»
· Сальдо по счету 43 «Готовая продукция»
· Сальдо по счету 44 «Расходы на продажу»
Если в учете используются другие счета, то Запасы рассчитываются по общим правилам составления баланса
· 51 «Расчетные счета»
· 52 «Валютные счета»
· 57 «Переводы в пути»
· 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
· 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
· 68 «Расчеты по налогам и сборам»
· 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
· 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
· 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
· 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
· 75 «Расчеты с учредителями»
· 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
За минусом кредитового сальдо по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам»
80 «Уставный капитал»
82 «Резервный капитал»
83 «Добавочный капитал»
84 «Нераспределенная прибыль»
За вычетом суммы дебетового сальдо по счетам:
81 «Собственные акции (доли)»
84 «Нераспределенная прибыль»
· 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
· 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
· 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
· 68 «Расчеты по налогам и сборам»
· 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
· 70 «Расчеты по оплате труда»
· 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
· 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
· 75-2 «Расчеты по выплате доходов»
· 98 «Доходы будущих периодов»
· 96 «Резервы предстоящих расходов»
· 77 «Отложенные налоговые обязательства»
Где формы 2 отчета о финансовых результатах
Существует форма, предназначенная для всех организаций (назовем ее общей формой). Она приведена в приложении № 1 к приказу № 66н. Правила заполнения, приведенные далее, относятся именно к общей форме отчета о финрезультатах (по активной ссылке можно формы 2 отчета о финансовых результатах).
Субъекты малого предпринимательства могут применять специальную упрощенную форму. Она приведена в приложении № 5 к приказу № 66н.
Бесплатно заполнить отчет о финансовых результатах и другую бухгалтерскую отчетность
СПРАВКА. Отчет о финрезультатах за 2021 год нужно сдавать по обновленной форме. Поправки внесены приказом Минфина от 19.04.19 № 61н. Изменения связаны с новой редакцией ПБУ 18/02 (см. «Инструкция для новой редакции ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»), которую необходимо применять с 2020 года.
Подготовить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность в ИФНС через интернет Сдать бесплатно
Пакет бухгалтерской отчетности состоит из баланса форма 1, отчет о финансовых результатах форма 2 и других форм. Всех их нужно направлять в налоговую инспекцию и Росстат не позднее 31 марта года, который идет за годом построения отчета. Эта дата действует только для этих госструктур и при предоставлении годового отчета.
Для статистики, при наступлении указанных в законе условий, также может потребоваться сдача аудиторского заключения, подтверждающего правильность сведений годовой отчетности. Это необходимо сделать в срок 10 дней с момента опубликования данного заключения аудиторской компанией, однако не позднее 31 декабря года, идущего за годом построения этих отчетов.
Помимо ФНС и Статистики, отчетность также может быть предоставлена другим органам, а также публиковаться в свободном доступе. Это может происходить из-за особенностей деятельности, которую ведет юрлицо. Например, если фирм занимается туристической деятельностью, то она обязана в срок 3 месяца с момента утверждения годового отчета, предоставить его также в Ростуризм.
Если компания встала на учет после 1 октября, то действующее законодательство определяет для них иной срок предоставления бухгалтерской отчетности впервые. Они могут сделать это первый раз до 31 марта второго идущего после года составления отчета.
Например, ООО «Гарс» было зарегистрировано 23 октября 2017 года. Первый раз бухгалтерскую отчетность они будут подавать до 31 марта 2019 года, и в ней будет отражен весь период деятельности, начиная с открытия.