Российский туризм в последние два года пользуется большим спросом, поэтому открытие бизнеса в сфере туризма можно рассматривать сегодня как перспективное направление. Минимальное количество вложений для входа, поддержка государства по развитию туризма в России и постоянная потребность людей в путешествиях при правильной организации бизнеса на старте позволит сразу получать доход.
В статье будут разобраны основные особенности организации деятельности в туризме, возможные направления бизнеса, нюансы работы с поставщиками и взаимодействия с клиентами.
Нормативно-правовая база в туризме
Пожалуй, главное, с чего стоит начинать вход в бизнес – это актуальная законодательная база выбранной ниши. Говоря о туристической деятельности, мы всегда будем опираться на закон № 132-ФЗ от 24.11.1996 года “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”, с которым важно ознакомиться каждому предпринимателю.
В законе закреплены основные понятия в туризме, обозначена ответственность лиц и прописаны полномочия контролирующих органов
Как открыть свой турбизнес. Девушка открыла свое турагентство.
Призываем не игнорировать этот этап, каким бы трудным он не был: многолетняя практика показывает, что турагенты совершают невероятное число ошибок в работе просто от незнания, например границ своей ответственности и компетенции. Чтобы не повторять их опыта, стройте бизнес на твердом законодательном основании.
При подготовке договоров для реализации турпродукта можно опираться на шаблон, предложенный Федеральным агентством по туризму (Ростуризмом) Приложении № 2 ФЗ № 448-Пр-20 от 27.11.2020 года. Данный документ составлен с учетом всех основных требований со стороны закона.
Дополнительные риски, возникающие вследствие меняющейся ситуации на рынке, требуют своевременных корректировок текущих договоров.
Обезопасить свою деятельность можно заключив договор на обслуживание с юридической компанией, специализирующейся в туристской отрасли. Приобретенный пакет документов с актуальными дополнениями поможет минимизировать количество судебных разбирательств.
Туроператорская деятельность. Поправки в законе.
Согласно действующему законодательству туроператором считается юридическое лицо, которое формирует турпродукт, продвигает его и реализует самостоятельно или с помощью турагентств. Организационно-правовая форма работы – только ООО.
Туроператор несет ответственность перед туристами или иными заказчиками за выполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (по условиям проживания, перевозки, заявленных туром программам и другим аспектам, входящим в пакет услуг). Туроператор обязан иметь финансовое обеспечение в виде договора страхования гражданской ответственности или банковской гарантии. Целью данного требования является обеспечение туристу гарантий возврата его денежных средств в случае неисполнения обязательств.
При организации туроператорской деятельности важным для изучения является в том числе новое Постановление правительства РФ № 353 от 12.03.2022 года “Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году” а именно Приложением № 6, которое отменяет ряд установленных ранее требований относительно членства туроператора в объединении туроператоров (предварительно действует на срок до середины-конца 2023 года).
Как открыть турагентство БЕЗ ОШИБОК: что необходимо учесть при открытии турагентства? // 16+
Турагентская деятельность. Новое:
Теоретически, туристическое агентство можно открыть хоть на дому. Но если вы хотите, чтобы ваш бизнес не столько выживал, сколько рос, как помидоры, и приносил стабильный доход, вам придется подыскать для него хорошенькое местечко – это могут быть районы, которые еще не захвачены другими турфирмами, крупные бизнес-центры, торговые центры и т.д. Многие говорят, что для туристического бизнеса совсем не обязательно тратиться на дорогостоящий офис в проходимом месте – однако мы считаем, что это не так, особенно если в ваших планах не только сидеть на телефоне, но и вживую проводить встречи с клиентами. Конечно, приобретение путевки редко бывает импульсным решением, но хорошее место с годным трафиком поможет вам, как минимум, запомниться и исключит вероятность историй в духе: я пришел и их я не нашел, я увидел Туи – и ушел. Увы, навсегда.
Оборудование
Какое оборудование вообще может быть нужно для открытия туристического агентства? Главное – нормально обустроить офис и не пожалеть денег на качественную связь и лицензионное ПО. Необходимый минимум – несколько телефонов, выделенная линия в Интернет, а также резервный источник связи на случай, если ваш интернет-провайдер внезапно уйдет на внеплановый отдых. 1С: Предприятие Турагентство на вашей совести, а туроператоры дадут вам доступ к своим базам.
Кадры
Если с оборудованием все достаточно просто, то вот с людьми придется сложнее. К счастью или к сожалению, но в туристическом бизнесе персонал играет очень, очень важную роль. Путевки продают многие агентства, у всех они почти одинаковые – поэтому подача имеет значение. Представьте, что вы продаете не билетики на море, а консультации. Поэтому так важно найти персональный подход к каждому клиенту, потакать его капризам, заинтересовать его, чтобы он приобрел тур именно у вас – а в идеале, еще и вернулся снова.
Хорошо, если у вас подвешен язык и вы готовы к утомительным переговорам. Гораздо лучше – если ваши менеджеры в этом вас превосходят. Консультанты, которые работали в этой сфере хотя бы 3 года, сами любят путешествовать, готовы развивать кругозор, интересно рассказывают и обладают должной доликой харизмы, просто на вес золота, но найти их достаточно сложно. Пусть лучше их будет немного, но это гораздо лучше, чем начинать со стада овец. Так что не гонитесь за теми, у кого маникюр убедительнее – важно, чтобы выбранные вами люди действительно любили свое дело.
Документы и лицензии
Во-первых, для легальной работы туристического агентства необходима лицензия. Она выдается Департаментом туризма Минэкономразвития России сроком на 5 лет. Соответственно, чтобы ее получить, компания должна соответствовать определенным требованиям.
Например, в штате должно быть не менее 20% работников, которые имеют высшее, среднее специальное, дополнительное образование в области туризма или опыт работы не менее 3 лет. Также в пакет документов придется вложить информационную справку об используемом помещении. Это значит, что независимо от того, получите вы лицензию или нет, помещение у вас уже должно быть в любом случае. Решение по лицензии обычно выносится в течение 60 дней.
Если вы планируете принимать путешественников из других городов или проводить местные экскурсии, вам также не помешает ряд сертификатов, которые подтверждают, что все ваши услуги соответствуют установленным стандартам качества. Сертификация пока носит добровольный характер, но кто знает, что будет завтра?
Маркетинг
Вопрос на засыпку: что самое главное для начинающего туристического агентства? Правильный ответ – наработать собственную клиентскую базу. Для этого понадобится как минимум год, поэтому первый год для открывшейся туристической фирмы всегда самый трудный. Второй – полегче: появляются все новые клиенты, наращиваются прибыли… а вот третий год можно считать самым сложным: резкого увеличения клиентов больше нет и многие чувствуют, что бизнес зашел в тупик. На этом этапе закрывается до 40% всех туристических агентств, зато оставшиеся укрепляются на рынке.
Теперь, когда мы расставили приоритеты, снова вспомним о конкурентах. Их много и становится все больше, поэтому в маркетинг придется вкладываться постоянно, чтобы о вас узнало как можно больше людей.
Давать рекламу в газеты, радио и ТВ не подходит – эффект от них кратковременный, а большинство в отпуск собираются не завтра, а когда-нибудь: когда они, наконец, соберутся, то уже о вас забудут. Оптимальный вариант для начинающего туристического агентства – это 1. красивая вывеска, 2. продвижение сайта и 3. SMM. К этим трем китам нужно подойти со всей ответственностью: вывеска может привести к вам в среднем 20% клиентов, а грамотное продвижение сайта, активный полезный блог, все цены на виду и приятные акции помогут вам хронически оставаться на плаву. По праздникам или в дни хронического бесспросья, можно прибавить к этому контекстную рекламу и наружку: даже если они не приведут много лидов, имиджевый эффект тоже играет свою роль.
Резюме
Открытие туристического агентства – не самый лучший вариант для первого бизнеса. Да, вход сюда достаточно прост, но учитывая дикую конкуренцию и необходимость хорошо разбираться в предметной области, мы рекомендуем открывать туристическую фирмы только если вы сами долгое время проработали в успешной компании, знаете всю подноготную и достаточно компетентны. Кроме того, очень важно найти свою узкую нишу и подобрать грамотный и интересный персонал. Это поможет вам выжить и вырастить успешный бизнес, который не закроется в первые же годы. Но учитывая тяжелые времена для отрасли, гораздо лучше обратиться к предложениям франшизы туристических агентств.
Источник: businessmens.ru