![]()
В наш век высоких технологий уже совсем не обязательно тратить так же много времени и сил на большинство юридических процедур, как раньше. Например, зарегистрировать ИП через интернет можно вполне легально. Для этого уже предусмотрены поправки в соответствующих законодательных актах. Самое главное – знать, куда и в какой форме следует обратиться, чтобы пройти процедуру регистрации удалённо. Рассмотрим всю последовательность действий, которые необходимо будет совершить после того, как вы твёрдо решите стать индивидуальным предпринимателем.
Выберите коды ОКВЭД
Коды ОКВЭД выбираются заранее сообразно той деятельности, которой вы будете заниматься. Без них подавать заявление нельзя, поэтому данный шаг можно считать первым в общей последовательности действий.
Выберите систему налогообложения
Вам предстоит определить, какую систему налогообложения вы предпочтёте. В основном рекомендовано использовать УСН, то есть упрощённое налогообложение, однако она подходит далеко не всегда. Выбирать систему налогообложения следует, исходя из планируемых доходов и расходов.
Как открыть интернет-магазин. Оформление ИП, онлайн-касса, налоги и создание сайта
Подача документов в ФНС посредством интернета
Подать документы в налоговую службу можно посредством интернета. Для этого можно либо воспользоваться сайтом самой ФНС, либо сайтом «Госуслуги». Вам понадобится предоставить сведения из двух документов: паспорта и ИНН.
На сайте заполните анкету и введите все требуемые данные. Следующий шаг подразумевает ввод выбранных вами кодов ОКВЭД.
Не забывайте, что вводить всё нужно достаточно быстро, без задержек, иначе время сессии на сайте истечёт и вам придётся начинать всю процедуру заново.
Оплатить государственную пошлину, которую положено вносить за данную услугу, можно посредством интернет-банкинга, то есть через «Сбербанк Онлайн» или любой другой аналогичный сервис вашего банка. Можно также внести госпошлину по квитанции, придя в банк лично. Если вы пользуетесь интернет-банкингом, то не забудьте распечатать выписку, подтверждающую факт оплаты.
После этого вам нужно будет подождать три рабочих дня. Это, кстати, быстрее, чем при подаче документов в режиме офлайн – там ждать пришлось бы пять дней. Таким образом, оформить ИП через интернет не только проще, но и значительно быстрее. Вас пригласят в ФНС для прохождения дальнейшей процедуры регистрации.
Получите документы в подразделении ФНС
После того как заявка будет рассмотрена, вам будет прислано уведомление о том, в какое подразделение ФНС и в какое время вам следует обратиться. Обычно в этом же сообщении указывается время работы подразделения и время приёма по вопросам регистрации ИП.

При обращении в налоговое подразделение представьте следующие документы:
- паспорт (оригинал и копию);
- документ для подтверждения места жительства, если в паспорте нет сведений об этом (также оригинал и копию);
- выписку об уплате госпошлины.
Если вы собираетесь использовать упрощённую схему налогообложения, то вам надо будет представить также заявление о переходе на УСН в двух экземплярах.
Учтите, что прийти для продолжения процедуры регистрации нужно обязательно в течение времени, указанного в сообщении. Обычно это три дня. Если вы опоздаете, то заявка будет аннулирована.
В налоговой службе вы получите на руки следующие документы:
- свидетельство, подтверждающее регистрацию вас как физического лица в качестве ИП;
- выписку из Единого государственного реестра ИП;
- лист записи данного реестра (содержит сведения об учёте в ФНС и о том, что физическое лицо приобретает статус ИП);
- уведомление о постановке на учёт в подразделении ФНС;
- уведомление о регистрации в подразделении Пенсионного фонда;
- уведомление о получении кодов статистики (предоставляется Росстатом).
Свидетельства формируются с помощью автоматизированного электронного сервиса ФНС и заверяются электронными подписями уполномоченных должностных лиц. Эти цифровые подписи имеют такую же юридическую силу, как и реальные.
Получите регистрационный номер в Пенсионном фонде
Если вы не получили документ о регистрации в ПФР, то необходимо будет его получить. Письмо, которое вам пришлют из ПФР, само по себе не очень нужно – нужны реквизиты для уплаты взносов и сам регистрационный номер. Ждать прихода письма по почте можно от двух недель до месяца.
Кроме того, можно позвонить в соответствующее подразделение ПФР или же нанести личный визит. Таким образом, вы сможете уведомить Пенсионный фонд о том, что открываете расчётный счёт. Поэтому если вы планируете открывать такой счёт сразу, то в ПФР лучше всего позвонить.
Учтите, что регистрация в Пенсионном фонде обязательна. Она необходима в любом случае, даже если вы не ведёте предпринимательскую деятельность. Если же вы нанимаете персонал, то вам необходимо будет также пройти регистрацию в качестве работодателя.
