В настоящее время Гражданский кодекс Российской Федерации определяет товарный знак как обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Так, согласно действующему законодательству, перечень лиц, которые могут получить право на товарный знак, уже предусмотрен самим определением данного термина — юридические лица или индивидуальные предприниматели. Однако поправки, внесенные в законодательство и вступающие в силу 29 июня, снимают подобные ограничения, и в новой редакции товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров.
Подобные изменения продиктованы временем. Либерализация законодательства в части круга лиц, имеющих возможность зарегистрировать товарный знак, в первую очередь, конечно, ориентирована на граждан, осуществляющих самостоятельную трудовую деятельность (так называемые, самозанятые).
С ростом числа самозанятых и учитывая объективную необходимость индивидуализировать выпускаемую ими продукцию или оказываемые этими гражданами услуги наряду с другими участниками рынка, представляется несправедливым исключать указанных лиц из правового поля интеллектуальной собственности, тем более что для иностранных заявителей требование о наличии статуса индивидуального предпринимателя носило всегда формальный характер (является ли иностранный заявитель таковым или нет, фактически никак не проверялось).
Уравнивание в правах российских и иностранных заявителей, безусловно, важный шаг. Возможность официально индивидуализировать свою деятельность (получить зарегистрированное исключительное право) должно стимулировать рост деловой активности граждан.
Вместе с тем либерализация законодательства, позволяющая любым лицам, независимо от их статуса, подавать заявки на товарные знаки, очевидно, порождает и риск увеличения числа заявок, поданных лицами с целью нажиться на чужой репутации и известности другого бренда. Всплеск подобной активности наблюдался в 2022 году, когда многие иностранные компании заявили об уходе с российского рынка и некоторые недобросовестные российские «предприниматели» стали подавать заявки на ушедшие бренды или их имитации.
В этой связи следует отметить, что Роспатент, как и прежде, проводит экспертизу заявленных на регистрацию обозначений в соответствии с положениями законодательства, предусмотренными частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, в частности, заявленному обозначению будет отказано в регистрации в качестве товарного знака, если в ходе экспертизы будут выявлены зарегистрированные или заявленные на регистрацию товарные знаки третьих лиц в отношении однородных товаров, имеющие более ранний приоритет. Кроме того, если заявленное обозначение воспроизводит или имитирует известный бренд, ему может быть отказано в регистрации на имя лица, не являющегося его владельцем, даже если этот бренд не охраняется на территории Российской Федерации, поскольку подобная регистрация может ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров. Таким образом, возможность регистрировать товарные знаки на физических лиц не дает им карт-бланш на получение прав на чужие средства индивидуализации.
Гражданам, вовлеченным в самостоятельную трудовую деятельность и активно развивающим свой бренд, важно учесть несколько аспектов, касающихся товарных знаков.
Стоит подумать над «личным брендом». Здорово, если бренд отражает концепцию продукта, являясь выдуманным словом или фантазийной комбинацией значимых слов. Если вся идея бренда строится исключительно на имени собственном, то в таком случае существует риск получить отказ в регистрации обозначения в качестве товарного знака, поскольку распространенные имена собственные не обладают достаточной различительной способностью, то есть способностью индивидуализировать товар производителя, отличать его от однородных товаров других изготовителей.
При этом лица, желающие зарегистрировать товарный знак на себя, по сути, не ограничены в выборе вида обозначения: им может быть словесное обозначение (слово или комбинация слов), или изображение (например, логотип), или объемное обозначение, повторяющее форму товара или упаковки, а также комбинированные обозначения, состоящие из нескольких различных по своей природе элементов (например, этикетки, включающие как словесную, так и графическую части) и др.
Бренд может быть украден! Да-да, точно так же, как и любая ценная вещь, оставленная без присмотра. Исключительное право на товарный знак возникает в силу его государственной регистрации. Если на рынок выходит отличная продукция, маркируемая незарегистрированным обозначением, имеющим все шансы стать узнаваемым брендом, то такое обозначение может быть зарегистрировано «злоумышленниками» на своё имя, что может значительно осложнить ведение бизнеса в дальнейшем, так как из создателя «уникального бренда» гражданин становится нарушителем интеллектуальных прав третьих лиц (которые, по факту, никакого отношения к бренду не имеют, зато имеют исключительное право на товарный знак, удостоверенное свидетельством).
Кроме того, вполне возможно, что идея «уникального бренда» уже давно пришла кому-то в голову и похожее обозначение уже было зарегистрировано в качестве товарного знака. Об этом тоже лучше узнать заранее, до того как были сделаны значительные вложения в производство упаковки, маркетинг и продвижение продукции, включая рекламу. Использование обозначения, тождественного или сходного до степени смешения (то есть похожих настолько, что это может привести к смешению) с товарными знаками третьих лиц для однородных товаров без их согласия, является нарушением прав этих третьих лиц, если при таком использовании возникает вероятность смешения.
Чтобы узнать, есть ли похожие обозначения, которые могут препятствовать в получении правовой охраны на товарный знак, можно провести предварительный поиск среди заявленных и зарегистрированных товарных знаков. Результаты поиска позволят оценить шансы на регистрацию обозначения в качестве товарного знака, а также оценить риск нарушения прав третьих лиц (например, в случае использования обозначения до его государственной регистрации).
Положительные результаты поиска (те, которые показали, что препятствующих регистрации товарных знаков нет) могут сигнализировать о том, что предложенное обозначение имеет благоприятные шансы на успех в регистрации. Напротив, негативные результаты могут указывать на необходимость скорректировать/внести изменения в обозначение, чтобы снизить риск смешения с выявленными в результате поиска товарными знаками третьих лиц.
Очевидно, что использовать свободно и безопасно свой бренд можно, только получив свидетельство о его регистрации.
Вместе с тем важно отметить, что вместе с исключительным правом на товарный знак, которое может быть реализовано путем использования товарного знака любым не противоречащим закону способом, гражданин получает и обязанность использовать товарный знак в том виде, в котором он зарегистрирован. В противном случае, правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие его неиспользования непрерывно в течение трех лет начиная с даты регистрации.
Резюмируя изложенное, стоит сказать, что поправки, внесенные в законодательство в части круга лиц, имеющих возможность зарегистрировать товарный знак, уравнивают права российских и иностранных лиц, идут в ногу со временем и способствуют развитию малого бизнеса. Главное, чтобы граждане, получившие новое право и инструмент индивидуализации результатов своего труда посредством государственной регистрации товарного знака, пользовались им обдумано и добросовестно.
Источник: www.gorodissky.ru
У самозанятых появится возможность зарегистрировать товарный знак
С 29 июня самозанятые граждане наравне с предпринимателями смогут регистрировать товарный знак. Соответствующие изменения в Гражданский кодекс РФ внесены законом № 193-ФЗ.
Товарный знак — это обозначение, который отличает бизнес от конкурентов. Это может быть графический знак, логотип, слоган, мелодия.
Какие преимущества собственный товарный знак дает самозанятому:
— можно продавать свою продукцию на маркетплейсах;
— можно продавать франшизу, зарабатывать еще и на этом;
— можно получить льготный кредит под залог товарного знака;
— бизнес с узнаваемым брендом стоит дороже;
— товарный знак можно передавать по наследству;
— право на компенсацию (до 5 млн руб.), если ваш товарный знак использует другой предприниматель.
«Теперь самозанятые наравне с предпринимателями смогут регистрировать свои права на названия, логотипы, доменные имена, упаковку товара. Это важно для позиционирования бренда, создания за ним репутации, конкурентноспособности бизнеса. Самозанятым будет легче запускать рекламу, сайты, социальные сети, выходить на маркетплейсы», — пояснила заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.
Зарегистрировав свой бренд, можно быть уверенным: никто не заставит изменить название, не предъявит исковых требований и не сможет выпускать продукцию под той же торговой маркой.
Полный список документов, необходимых самозанятым для регистрации товарного знака, опубликован на «Госуслугах».
Срок регистрации займет до 19 месяцев. Срок действия товарного знака ограничен 10 годами, с возможностью продления.
Проконсультировать и помочь в регистрации товарного знака могут в центре «Мой бизнес» в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». Контактный телефон +7(900)606-000.
Источник: agency62.ru
Личный бренд для самозанятых. В России хотят разрешить гражданам регистрировать товарные знаки
Что об этом думают самозанятые? Сколько может стоить регистрация и как будет осуществляться такая процедура?
—>
Правительство одобрило законопроект о товарных знаках для граждан, сообщается на официальном сайте Министерства экономического развития РФ.
Сейчас зарегистрировать товарный знак в России могут только юрлица. Минэкономики предлагает разрешить это делать гражданам. И, по мнению ведомства, в первую очередь это будет интересно самозанятым. Главным образом для продвижения своих товаров и услуг. Сейчас самозанятые в основном развиваются в соцсетях, на онлайн-площадках.
Или с помощью сарафанного радио. О том, в каких сферах регистрация личного бренда будет наиболее востребованной, Business FM рассказал директор департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития Рустам Тихонов:
Рустам Тихонов директор департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития «Мне кажется, в первую очередь это какие-то отрасли, связанные с образованием. Мы знаем, что традиционно у нас очень развито репетиторство и население активно пользуется услугами репетиторов. Это, возможно, дизайн, программирование. По сути, все те направления, которые очень удобно развивать с помощью интернета».
По словам Рустама Тихонова, в ходе подготовки законопроекта проводились консультации с онлайн-площадками. Им это интересно. Одно дело, когда товары и услуги продает некое физическое лицо. И совсем другое, когда пользователь видит название товарного знака. Сразу больше доверия.
А значит, повышаются и продажи. Но торговых площадок не так много, а самозанятых в стране, по последним данным ФНС, — 4 млн. И провести полноценный опрос правительству не удалось.
Business FM решила отчасти восполнить пробел и спросила мнение самозанятых. Причем именно в тех сферах, которые перечислил представитель Минэкономразвития. Московский репетитор Татьяна считает, что потенциально идея интересная, но пока она вполне успешно продвигает свои услуги через соцсети:
«Я продвигаюсь в основном через социальные сети, и мой личный бренд построен на узнаваемости в социальных сетях. Нужно будет подробно разбираться, будет ли регистрация товарного знака оправданна в моей ситуации. Таким или иным образом, у меня уже есть свой товарный знак, но он, можно сказать, неофициальный. Будет ли официальный товарный знак действительно значим в моей ситуации?»
Есть несколько видов товарных знаков. Для самозанятых, скорее всего, подойдут два: словесный и изобразительный. К примеру: словесный товарный знак «Учитель Иванофф» с двумя Ф на конце. Изобразительный — это логотип. Сама процедура не так сложна.
Нужно подать в Роспатент заявку с описанием товарного знака. Перед этим желательно проверить его на плагиат, чтобы потом не было отказа. Затем экспертиза, которую проводит все тот же Роспатент. И если его все устраивает — выдают свидетельство. Нужно ли это самозанятым? Стилист Светлана Токарева говорит, что в ее сфере клиенты ориентируются не на бренд, они приходят на человека, который сам по себе является товарным знаком:
«Я всегда немного вне контекста, как должно быть правильно, я в это не всегда верю. На данном этапе меня все устраивает. Я не особо верю, что товарный знак что-то мне принесет. Скорее важно просто делать грамотно свою работу, иметь отклики, отзывы, сарафанное радио. Для меня это намного качественнее работа, чем товарный знак».
Еще один очень важный момент. Возможно, потом в законе что-то поменяется, но пока регистрация товарного знака стоит минимум 33 тысячи рублей. Если в заявке найдут ошибки, то за исправление каждой потребуется заплатить еще 2800. Если в регистрации откажут и заявитель решит обжаловать решение, то это еще 13 с половиной тысяч. Для компаний деньги смешные.
Для самозанятых подчас довольно крупная сумма.
Разработчик сайтов крымского объединения Devstages Вадим Цуканов говорит, что ему было бы интересно получить товарный знак, но платить он на данный момент не готов. А если уж так хочется узаконенного названия, то проще стать юрлицом:
— Мне интересно, плюсы есть от этого? Другой вопрос, сколько это будет стоить, какие условия.
— 33 тысячи рублей.
— Ну вот, 33 тысячи. У нас не все самозанятые на это готовы идти и тому подобное.
— А вы лично?
— На данный момент нет. Мне легче ООО какое-то зарегистрировать за тысячу рублей с уставным капиталом в 3 тысячи рублей, и, в принципе, я получу это название. Оно не будет торговым знаком, но тем не менее будет называться так, как я хочу.
В то же время идея привлекательна не только для онлайн-площадок, но и для продавцов-физлиц. Если это повысит лояльность клиентов, то и заработки будут больше. И в конце концов, это задел на будущее. Сегодня кто-то работает как самозанятый, а завтра он станет владельцем крупной федеральной сети, которая, к примеру, начиналась как товарный знак «Сантехник Иваныч».
И ни у кого больше на этот бренд прав не будет. Правда, бывает так, что товарный знак есть, а бизнес не пошел. И наоборот. То есть было бы дело, а название найдется.
Источник: www.bfm.ru