Что значит право на использование товарного знака
Как устроен контроль за использованием товарных знаков на маркетплейсах
Зачем еще нужно регистрировать товарный знак
Выйти на маркетплейсы и законно там продавать — это первая причина в контексте статьи. Есть еще несколько. Сразу оговоримся: товарный знак — это интеллектуальная собственность и использовать ее без разрешения правообладателей нельзя. В РФ зарегистрировано несколько тысяч товарных знаков.
Что такое товарный знак и как зарегистрировать товарный знак в России? Регистрация бренда в 2023 год
Может возникнуть следующая ситуация, например: вы придумали бренд «Платья Поволжья», отрисовали логотип и стали производить эти самые платья, но без регистрации товарного знака. Но вот беда: вместе с вами работает компания «Платья Поволжье». Но у них, в отличие от вас, товарный знак зарегистрирован.
Так вот, ваши конкуренты могут подать на вас в суд за незаконное использование товарного знака. Если вы использовали его долго и получили прибыль, сумма иска и сам штраф будут немаленькими. Еще один пример. Вы запустили производство обуви под брендом «Ботиночек». Опять ничего не стали регистрировать и даже загуглили, а не использует ли кто такое же название.
Никто не использует. Вы раскрутили бренд, марка «Ботиночек» зашла покупателям, вас знают и любят. Загвоздка в том, что никто не помешает нечистым на руку конкурентам зарегистрировать торговую марку «Ботиночек» и открыть свое производство, а потом позвонить вам и сказать: закрывайся или меняй название. А вот решение суда для убедительности, будь добр исполнить.
Все усилия, которые вы вложили в раскрутку нового бренда мало того, что пойдут коту под хвост, так еще пользоваться выгодами будет конкурент, а не вы. Коротко: товарный знак надо регистрировать не только в контексте работы на маркетплейсах, но и вообще. Причин хватает.
Кто должен регистрировать товарный знак
- Вы производитель. Здесь все предельно понятно: если хотите делать и без проблем торговать товарами собственного производства, надо регистрировать. Примеры и последствия того, когда это не было сделано, мы приводили выше.
- Вы заказываете у производителя товары под собственным брендом. Такое последнее время практикуется часто. Как это работает: вы приходите на фабрику одежды, заказываете там партию футболок со своим логотипом и начинаете продавать их на маркетплейсах. Вроде как уникальный товар, покупатели такое любят.
- Вы — самозанятый гражданин и тоже продаете на маркетплейсах продукцию собственного производства и под уникальным брендом. Риски (иски конкурентов, штрафы, потеря бренда) такие же, как и у ИП или ООО. Поэтому регистрировать товарный знак тоже надо. Правда, такое право у самозанятых появится только с 29 июня 2023 года. Пока нельзя.
! Инструкция в части 2! Как зарегистрировать товарный знак самостоятельно, без посредников! ЧАСТЬ 1
До 29 июня 2023 услуга регистрации товарного знака доступна только для ИП или организаций
Как зарегистрировать товарный знак для маркетплейсов — пошаговая инструкция
Итак, из предыдущих разделов статьи вы поняли, что нужно регистрировать торговую марку. Регистрацией занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности — Роспатент.
- Определяем, не занято ли название бренда, на которое вы претендуете. Это можно сделать прямо на сайте Роспатента. Сервис ищет совпадения по базе и если их нет, товарный знак можно регистрировать. Как только вы подадите заявление, за вами закрепляется право приоритета: если кто-то подаст заявление на регистрацию такого же названия позже, ему откажут.
- Оплачиваем госпошлину за регистрацию заявки и несколько экспертиз. Пошлина за заявку составит 3500 рублей и по 1000 рублей за каждый товар, который будет выпускаться под вашим товарным знаком. Экспертиза товарного знака обойдется в 11 500 рублей и 2 500 за каждый товар. Все пошлины вы можете посмотреть на сайте Роспатента.
- Подаем заявку в Федеральную службу по интеллектуальной собственности. Это можно сделать лично, на официальном сайте роспатента или через ЕПГУ — портал Госуслуг. К заявке прикладывается пакет документов. В стандартном случае это будут материалы на товарный знак (логотип, название) согласие на обработку персональных данных и квитанции об оплате госпошлины.
- Взаимодействием с комиссией Роспатента: отвечаем на запросы, предоставляем дополнительные материалы, если это нужно.
- Получаем ответ на заявку и оплачиваем госпошлину за регистрацию товарного знака в размере 16 000 рублей, плюс 2 500 рублей за каждый товар, который будет выпускаться под вашим брендом. Если нужно бумажное свидетельство о регистрации, надо заплатить еще 2 000 рублей.
- Получаем готовые документы: либо в бумажном, либо в электронном виде.
Свидетельство на товарный знак
Сколько стоит регистрация товарного знака
Если говорить только о пошлинах, то процедура обойдется в сумму от 30 тысяч рублей, в зависимости от количества товаров, которые будут выпускаться под торговой маркой, а также числа необходимых экспертиз. Например, если нужна экспертиза обозначения, заявленного в виде географического указания (речь о названиях наподобие «Московский завод» или «Самарская фабрика») — добавляем к цене 10 800 рублей. Надо внести изменения в заявку — плати еще 2 800 — 5 000 рублей. И так далее.
Верхний порог стоимости регистрации может оказаться шестизначной цифрой, если у вас сотни наименований товаров, большие сроки рассмотрения и так далее.
Часто продавцы маркетплейсов не занимаются регистрацией сами, а отдают работу специальным организациям. Их услуги стоят недешево, но гарантий успешного исхода мероприятия куда больше.
Тарифы одного из агентств по регистрации товарных знаков
Подытожим
- Для работы на маркетплейсах нужно иметь право на использование товарного знака. Продажа товара — это использование товарного знака, поэтому у селлеров должно быть разрешение от владельца товарного знака на продажу.
- Если вы производите товары под собственным брендом, нужно регистрировать товарный знак, чтобы стать его правообладателем. В противном случае знак могут увести конкуренты либо окажется, что под таким же названием работает кто-то еще.
- Товарный знак регистрируют в органах Роспатента. Для регистрации нужно подать заявление и приложить к нему пакет документов. Стоимость регистрации — от 30 тысяч рублей.
Изучите презентацию (10 слайдов) эксперта Кактуса Виктории Марочкиной, выступившей на на практической конференции для селлеров “Практикум”.
Источник: kak2c.ru
Регистрация товарного знака самостоятельно
Цель этой статьи – дать понимание, что из себя представляет процедура регистрации товарного знака. А уже понимание процедуры позволит принять необходимое решение: регистрировать знак самостоятельно, выбрать компанию, оказывающую услугу по регистрации, осуществить грамотный контроль за работой юриста, подобрать наиболее оптимальный тариф и пр.
Статья рассчитана на широкий круг читателей, но главным образом будет интересна предпринимателям, маркетологам, начинающим юристам, студентам юридических факультетов.
От слов к делу, приступим.
Этапы регистрации товарного знака
Проверка принципиальной возможности регистрации обозначения в качестве товарного знака
Это первый и самый важный этап регистрации товарного знака. Для его успешного прохождения требуется изучить немного теории, без этого никак.
Вообще, освещению этого важного аспекта регистрации посвящено множество различных научных работ. Мы также отнесемся к изучению этого вопроса с максимальной серьезностью, но все же попробуем избежать излишнего теоретического бреда. Добро пожаловать на эту страницу, после, жду Вас назад.
Подготовка заявки на регистрацию товарного знака
Согласно букве закона, изложенной в ст. 1492 ГК РФ, заявка на регистрацию товарного знака включает четыре раздела:
Порядок заполнения заявки, если обратиться к нормативным актам, довольно сложен. Приказом Минэкономразвития № 482 от 20. 07.2015 г. были утверждены соответствующие Правила. Для подачи заявки, конечно, их нужно изучить. Для этого Вам потребуется совсем немного времени.
За пару недель справитесь точно.
Я предлагаю альтернативу. Следуйте точно по пунктам и у все получится.
По своей сути, заявка на регистрацию товарного знака представляет собой заявление на трех листах. Заполнение интуитивно понятно, многие графы содержат пояснения, либо требуют проставления галочки.
Главное правило успеха – заполнить заявку строго по образцу, инициатива не допустима.
ЛИСТ 1 заявки на регистрацию товарного знака
Инструкция по заполнению к листу 1
Не заполняются, оставляем их пустыми.
Содержит непосредственно текст заявления, здесь также ничего не меняем.
В этой графе укажите почтовый адрес для переписки с Роспатентом.
Адрес может быть указан абсолютно любой: Ваш, Вашей бабушки, тети и т.д. Самое главное, чтобы адрес был «надежным», и Вы точно получили корреспонденцию от ФИПС (конечно с поправкой на качество работы Почты России).
Ниже, под адресом, укажите контактный номер телефона и e-mail.
При заполнении этой графы быть предельно внимательным. В ней необходимо указать полное наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также юридический адрес или адрес места жительства для ИП. Сотрудник ФИПС будет сверять эти данные с ЕГРЮЛ. При выявлении малейшей ошибки, даже носящей чисто технический характер, Вы неминуемо получите запрос от ФИПС, что, как минимум, повлечет увеличение сроков регистрации на несколько месяцев.
Если знак регистрируем на юр. лицо заполняем ОГРН, ИНН, КПП, если на ИП, то заполняем ОГРНИП и ИНН. Код страны ставим RU.
Эти графы заполняются лишь в том случае, если заявление будет подписано не заявителем (лицом которое указано в графе 6), а его представителем. Если Вы не патентный поверенный, то не рекомендую Вам заполнять эти графы, лучше их оставить пустыми, а заявку подписать непосредственно заявителем. В противном случае, Вам будет необходимо приложить к заявке нотариально удостоверенную доверенность.
К заявке нужно приложить два экземпляра регистрируемого обозначения. Одно из двух воспроизвести в этой графе, а второе, точно такое, приложить к заявке. Воспроизвести – это значит вставить изображение нужного размера в эту графу и распечатать, либо просто вклеить после того, как распечатаете заявление без него. Размер изображения 8 х 8 см, качественное, читаемое.
Если испрашивается регистрация цветного изображения, то и вклеить/распечатать нужно цветное. Иногда не возможно воспроизвести заявляемое к регистрации обозначение в размерности 8 х 8 см., напр., по причине того, что регистрируется внешний вид упаковки товара, то в этом случае допустимо графу 12 оставить пустой, а к заявке приложить два экземпляра изображения и не обязательно распечатанные на бумаге, это может быть и карта памяти, например.
По заполнению этой графы всегда возникает много вопросов. Здесь необходимо описать заявляемое к регистрации обозначение – Ваш будущий товарный знак.
Без паники, все просто, вот примеры описания некоторых обозначений:
1. Если регистрируем слово на русском языке, напр., слово «Стич», описание может быть таким:
На регистрации заявлено словесное обозначение «Стич», написанное буквами русского алфавита, смыслового значения не имеет, имеет благозвучное звучание, может ассоциироваться с кличкой животного.
2. Если регистрируем слово на иностранном языке, например, слово «snail», описание может быть таким:
На регистрацию заявлено словесное обозначение «snail», написанное буквами латинского алфавита, транслитерация «снэил», в переводе с английского означает «улитка».
3. Если регистрируем изображение, напр., вот это , описание может быть таким:
На регистрацию заявлено изобразительное обозначение. Представляет собой стилизованное изображение автомобиля, выполненное красным цветом.
4. Если регистрируем комбинированное обозначение, напр., вот это , описание может быть таким:
На регистрацию заявлено комбинированное обозначение, состоящее из стилизованного изображения автомобиля выполненного красным цветом, в передней части которого расположено слово «СТИЧ», написанное заглавными буквами русского алфавита, выполненными в черном цвете.
Примеров можно привести очень много. Совет — не усложняйте, приводить описание изгибов каждой линии рисунка можно, но не нужно. Главное, описание должно содержать:
— вид заявляемого к регистрации обозначения:
Словесное – если заявляем просто слова или их сочетания
Изобразительное – если заявляем только изображение без каких-либо слов или просто букв
Комбинированное – если заявляем слова и изображения вместе.
— Правильно перечислить цвета
— привести перевод слов транслитерацию, если слово иностранное
— объяснить происхождение слова, если оно вымышленное и не имеет словарного значение (напр., состоит из начальных букв имен, либо просто имеет приятное звучание и т.д.).
Тот случай, который описывался в графе 12. Галочка проставляется, если обозначение не помещается в формат 8 х 8 см. и прикладывается на отдельном материальном носителе. После двоеточия указать какой конкретно вид носителя прикладывается: бумага, карта памяти, диск.
Проставляется галочка и заполняется лишь в том случае, если регистрируется цветное обозначение. После двоеточия нужно перечислить все используемые цвета. Будьте внимательны, ошибка в указании цветов являться одной из основных ошибок при заполнении заявки на регистрацию.
Источник: bisnesstil.ru