Понятие и классификация способов защиты прав предпринимателей
Под защитой прав предпринимателей понимается «совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации (исполнимости) этих мер».
Дается также следующее определение: «Под защитой прав субъектов предпринимательской деятельности понимается совершение самим предпринимателем или управомоченным на то органом действий по предупреждению правонарушений и восстановлению нарушенных прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц».
В работе Г.Б. Зубовского предложено определение защиты прав субъектов предпринимательства как инструмента, направленного на оптимизацию вмешательства государства в регулирование экономических процессов и обеспечение конституционного принципа свободы экономической деятельности Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В. А. Белова. — М.: Юрайт-Издат, 2007. — 993 с..
Лукашенко гарантирует защиту прав предпринимателей, которые честно ведут свое дело
Право коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств, других субъектов предпринимательской деятельности должны быть не только объявлены, но и гарантированы, защищены и гарантированы, в случае необходимости принудительной силой государства.
Л.А. Каратаева отмечает, что проблема юридической защиты субъектов предпринимательства в полном объеме возникла в нашей стране в начале 1990-х годов В период экономической реформы в России вступил в новую фазу своего развития, и предпринимательской деятельности кооперативов с середины 1980-х годов, вышел на новый качественный уровень. Появились сотни тысяч новых предпринимателей в самых различных сферах экономики, и перед ними встало множество юридических проблем.
Понятие «защита права» следует отличать от понятия «охрана права», которое обычно трактуется более широко, поскольку включает в себя все меры, направленные на обеспечение интересов субъекта права. Под правовой защитой понимается совокупность гарантий государства, связанных с нормативным запрещением либо иным ограничением определенных действий против охраняемого объекта и для предупреждения и профилактики преступности.
В юридической литературе понятие защиты прав граждан и юридических лиц используется в более узком смысле, в него включаются «предусмотренные законом правовые меры, посредством которых осуществляется признание и восстановление нарушенных прав и носит имя защиты прав».
Под способами защиты прав понимаются «закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя». Подобное мнение во многом совпадает с утверждениями Н.З. Ревиной, что способы защиты разграничиваются на материально-правовые и процессуальные, а последние подвергаются более дробной классификации по различным критериям: целям защиты, характеру процессуальной деятельности, тип власти, актов органов власти.
Камиль Исаев. Защита прав предпринимателей
Формы защиты могут быть правовосстановительный, и недостаток характера, часто связаны с участием лиц, которые совершают преступление, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Общий перечень этих способов содержится в статье 12 гражданского кодекса.
Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав — это способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права.
Материально-правовые способы защиты прав по целям подразделяются на пресекательные, реабилитации и штрафы.
К пресекательным относятся способы, связанные с прекращением противоправных действий, которые наносят ущерб (вред) или иные негативные последствия, а также создающих угрозу таких последствий.
По своей природе пресекательными являются действия:
— признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
— нарушение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащих закону; и т. д.
К восстановительным относятся способы, чтобы признание за субъектом определенных прав, а также на восстановление положения, имевшего место до нарушения права.
Восстановительными способами являются:
§признание права. Необходимость признания права в качестве способа защиты законных интересов предпринимателя возникает в тех случаях, когда присутствие лица определенного субъективного права подвергается сомнению, и неопределенность в данном вопросе, препятствует осуществлению субъективного права. Признание права является средством устранения неопределенности;
§признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности. Таким образом, а также применение последствий недействительности ничтожной сделки являются частные случаи реализации такого способа защиты, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков и компенсации морального вреда; и др.
Следствие относятся способы применять против нарушителя нормативно установленных санкций (мер ответственности) за противоправное поведение.
В результате методы защиты можно отнести действия по: сборы интересов, процентов за использование других средств; лечение незаконно полученное по сделке в доход государства; конфискации; и т. д.
Процессуальные способы защиты способы, чтобы обеспечить защиту прав предпринимателей в процессе рассмотрения спора о нарушенном праве. Они включают в себя: право в договорном порядке установить компетентный орган по разрешению споров; право на обращение в компетентный орган для защиты своих прав и интересов предпринимателей; и т. д.
Самостоятельным способом защиты прав является самозащита (ст. 14 ГК РФ). ГК РФ не содержит определения этого понятия, а лишь устанавливает, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. По мнению А.И. Пырх, положения ст.
14 ГК РФ являются нормативным правовым основанием для самозащиты предпринимателя в процессе осуществления им предпринимательской деятельности в любых ситуациях, а не только тогда, когда его права и интересы уже нарушены и ему причиняется вред Ремановский, Г.Б., Ремановская, О.В. Организация нотариата в России. / Г.Б. Ремановский, О.В. Ремановская — М.: Статут, 2011. — 256с..
Предприниматель имеет право осуществлять предупреждение охранительные меры, обеспечивающие защиту его интересов от возможных посягательств.
Широкий спектр различных действий и предусматривает такой способ защиты нарушенных прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Могут предусматривать возврат имущества субъекта предпринимательской деятельности, выселение лиц, незаконно занят, что ему принадлежит помещение, и др.
Большое практическое значение имеет такой способ защиты прав предпринимателей, как признание недействительным акта государственного органа и органа местного. Признание указанных актов недействительными влечет обязанность органов, издавших незаконный акт, возместить ущерб работодателю.
Распространенным способом защиты прав предпринимателей является прекращение и изменение трудовых отношений.
Этот метод защиты нарушенных прав осуществляется, как правило, в юрисдикционном порядке, так как связан с прекращением или изменением правоотношения, но также возможно, что независимое его применение в отношении жертв.
Таким образом, способы защиты прав предпринимателей находятся, в основном, в области частного права и работать в соответствии с волей работодателя.
Предусмотренный ст. 12 ГК РФ перечень гражданско-правовых мер защиты прав и законных интересов предпринимателей, не является исчерпывающим. Эти методы разрабатываются и указываются в нормах различных институтов гражданского права и реализуются через соответствующие механизмы. Механизм защиты прав-это осуществление способов защиты, т. е. процесс применения правовых норм, который завершается признанием права и восстановлением положения, существовавшего до нарушения права и пересечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Объективно существующие возможности реализации способов защиты гражданских прав сводятся к следующим видам механизма защиты:
— самозащита (например, удержание имущества должника);
— урегулирование споров во внесудебном порядке (путем переговоров, устранение нарушения в добровольном порядке отступного, прощение долга);
— разрешение заявлений и жалоб органами исполнительной власти в порядке подчиненности (налоговыми и таможенными органами);
— предоставление защиты путем осуществления прокуратуре (представления и протесты прокурора);
— конституционной защиты (признание несоответствующими Конституции, как статей, так и законов и других нормативных актов в целом);
— рассмотрение экономических споров судами общей юрисдикции и арбитражными судами (например, экономический спор между физическим лицом-не предпринимателем и юридическим лицом, на устранение недостатков строительства подведомствен суду общей юрисдикции, в то же время аналогичный спор с физическим лицом, предпринимателем без образования юридического лица, рассматривается арбитражным судам);
— рассмотрение экономических споров третейскими судами (в случае, если указать в договоре или в любой другой форме до принятия решения арбитражным судом).
Защита субъективных прав предпринимателей, осуществляется в порядке, предусмотренном законом. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и законных интересов.
Говоря о соотношении способа и формы защиты прав, Является. Сошникова отмечает, в частности, что способ защиты права категория материального (регулятивного) права, а под формой защиты права следует понимать определенную законом деятельность компетентных органов по защите права, т. е. установление фактов, применение норм права, определению способа защиты права и вынесению решения.
Формы защиты прав предпринимателей делятся на судебные и внесудебные (подробнее эта классификация будет рассмотрена ниже). Некоторые авторы считают, что форма защиты прав предпринимателей может быть юрисдикционной и неюрисдикционной.
Неюрисдикционная форма защиты охватывает действия субъектов предпринимательской деятельности для защиты своих прав и законных интересов, которые совершаются сами по себе, без необходимости обращаться за помощью в государственные органы. По своей сути, такие действия являются самозащитой. Способы самозащиты должны быть адекватными нарушению.
Вместе с самозащита, защита нарушенных прав предпринимателей осуществляется государством, а значит, в юрисдикционной форме. Применение мер государственного принуждения обеспечивает реального соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности и выполнении им своих функций, способствует профилактике преступлений. В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядок защиты нарушенных прав.
Таким образом, под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательстве определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации (исполнимости) этих мер. Понятие «защита права» следует отличать от понятия «охрана права», которое обычно трактуется более широко, поскольку включает в себя все меры, направленные на обеспечение интересов субъекта права. Предметом защиты в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности являются нарушенные или оспариваемые права и законные интересы лиц, осуществляющих такую деятельность. Под способами защиты прав предпринимателей понимают закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя. Формы защиты прав предпринимателей делятся на судебные и внесудебные.
2.2 Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
Контроль, прежде всего публичный, над деятельностью предпринимателей необходим для соблюдения принципов экономической деятельности (законности, добросовестной конкуренции и т.д.). По мнению Д.И. Атласова, контроль как способ государственного публичного воздействия представляет собой установление обязанности органов государства и местного самоуправления наблюдать и в определенных случаях проверять состояние дел предпринимателя, в предусмотренных случаях принимать надлежащие меры. Ныне в связи с расширением деятельности саморегулируемых организаций, ассоциаций (союзов) коммерческих организаций, финансово-промышленных групп и холдинговых компаний, общественных организаций (объединений) контроль над осуществлением предпринимательской деятельности приобретает особое значение.
Правовые основы осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля закреплены в действующем законодательстве РФ.
В Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — ФЗ № 294) под последним понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (также — юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных ФЗ № 294, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Важная задача государственного регулирования — обеспечение надежных гарантий для свободного развития малого и среднего бизнеса, который, в свою очередь, служит одной из точек роста для экономики. Это потребовало принятия конкретных мер по пресечению правонарушений и преступлений, противодействия созданию для коррупционных действий и злоупотреблений.
Источник: studbooks.net
Защита прав предпринимателей
Вы предприниматель, и ваши права и законные интересы нарушены?
- у вас пытаются отобрать бизнес
- вы подвергаетесь административному давлению
- ваш бизнес простаивает из-за бюрократической волокиты
- вы столкнулись с коррупцией или другими барьерами
- вы столкнулись с незаконными проверками
Бизнес-омбудсмен призван представлять интересы бизнеса и защищать законное право предпринимателей на реализацию возможностей и идей
Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей создан для поддержки и помощи предпринимателям, если их законные права или интересы нарушаются действием или бездействием со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, и должностных лиц.
Уполномоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в органе, осуществляющем государственную регистрацию на территории Новосибирской области, и жалобы субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории Новосибирской области (далее — заявители), на решения или действия (бездействие) органов государственной власти Новосибирской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Новосибирской области, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.
Когда можно обратиться к Уполномоченному?
Когда можно обратиться к Уполномоченному?
- защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Новосибирской области
- рассмотрение жалоб субъектов предпринимательской деятельности;
- правовое просвещение по вопросам защиты прав и законных интересов предпринимателей, в том числе путем участия в научно-практических конференциях, семинарах и иных публичных мероприятиях;
- содействие совершенствованию законодательства Новосибирской области в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
- участие в межрегиональном сотрудничестве;
- информирование общественности о соблюдении и защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
- содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- взаимодействие с предпринимательским сообществом
- содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности; участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Оперативные консультации по проверкам предпринимателей и вопросам контрольно-надзорной деятельности
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области организует работу «горячей линии» по вопросам контрольно-надзорной деятельности. Телефоны «горячей линии»: 8(383) 399-01-43, 399-01-28 (по будням с 9.00 до 17.00). Вас проконсультируют по вопросам:
- порядок проведения проверкиM
- правомерность действий должностных лиц, осуществляющих проверку;M
- обжалование действий и решений должностных лиц, в том числе в случае привлечения предпринимателя к административной ответственности и наложении штрафа, временного запрета деятельности или иных мерM
- исполнение предписанийM
Пригласить Уполномоченного принять участие в проверке на вашей стороне
Предпринимателям предоставлено право привлекать к участию в проверке Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации. Для этого необходимо подать письменное заявление на имя Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области.
Источник: mbnso.ru
Памятка: проверки субъектов предпринимательской деятельности
Азбука предпринимателя: как защитить свои права при проверках
Бизнес-омбудсмен предлагает ознакомиться с «Азбукой предпринимателя», в которой подробно рассказано о видах проверочных мероприятий, применении риск-ориентированного подхода при контроле(надзоре), основных способах защиты от неправомерных проверок, процессуальных действиях контрольно-надзорных органов, а также случаях, в которых результаты проверок могут быть признаны недействительными.
Скачать Азбуку предпринимателя можно ссылке.
Бизнес-омбудсмен Карелии информирует об опубликовании плана проверок Предпринимателей на 2019 год
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Е. Гнётова предлагает предпринимателям республики ознакомиться со сводным планом проверок на 2019 год, опубликованным Генеральной Прокуратурой Российской Федерации на сайте ведомства. Ознакомиться с планом можно здесь. (http://plan.genproc.gov.ru/plan2019/).
Для получения информации о проверяемом лице, необходимо в представленную на сайте электронную форму ввести ИНН организации. В результате можно будет узнать месяц и срок проверки, наименование органа, который ее проведет, а также цель контрольных мероприятий.
Также Уполномоченный напоминает, что с 1 января 2019 по 31 декабря 2020 года установлен запрет (мораторий) на проведение плановых проверок в отношении предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Мораторий был продлён в конце декабря 2018 года (ст. 1 ФЗ от 25 декабря 2018 г. № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Е. Гнётова:
«Если субъект предпринимательства имеет критерии, дающие право на «надзорные каникулы», но в план проверок его включили, предприниматель может подать заявление об исключении проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок. Заявление подаётся в тот орган контроля, который запланировал проверку»
Реформа контрольно-надзорной деятельности будет проведена в отношении 46 видов государственного контроля (надзора).
Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден перечень видов такого контроля, относящихся к ведению МЧС России, МВД России, ФАС России, ФТС России, ФНС России, Россельхознадзора, Росздравнадзора, Росприроднадзора, Ространснадзора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и Роструда. Перечень будет актуализирован для реализации мероприятий приоритетной программы на последующие годы.
В перечень включены, в частности, следующие виды федерального государственного контроля (надзора):
- пожарный надзор;
- надзор в области безопасности дорожного движения;
- контроль (надзор) в сфере миграции.
- контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов);
- контроль в сфере госзакупок;
- надзор – таможенный контроль;
- налоговый контроль;
- контроль (надзор) в сфере транспортной безопасности;
- контроль (надзор) за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники;
- строительный надзор;
- надзор за соблюдением трудового законодательства.
Среди целей приоритетной программа “Реформа контрольной и надзорной деятельности”:
- снижение административной нагрузки на организации и граждан не менее чем на 50 процентов к концу 2025 года;
- рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций в 2 раза к концу 2025 года.
1. Возбуждение дела об административном правонарушении без проведения предварительной проверки в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ на сегодняшний день допускается законодательством Российской Федерации. Однако, контрольный орган должен иметь данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Такие данные должны касаться конкретных фактов и обстоятельств совершения административного правонарушения, у органа должна иметься предварительная информация о месте и времени совершения и событии административного правонарушения.
2. Если контрольный орган возбудил в отношении субъекта предпринимательской деятельности дело об административном правонарушении без проведения проверки в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ и при отсутствии у него информации об обстоятельствах правонарушения, то предприниматель может обжаловать данное решение прокурору в соответствии со ст.24.6 КоАП РФ.
Широкое усмотрение при применении оснований для проведения внеплановых проверок;
Проведение проверок на основании фиктивных обращений граждан и организаций
В настоящее время закон не обязываетконтрольный орган знакомить проверяемых ими лиц с текстом жалоб, послуживших основанием для проведения внеплановой проверки; разглашать сведения о персональных данных заявителя. Предпринимателю сложно проверить обоснованность проведения внеплановой проверки в отношении него.
Однако, согласно ч.3 ст.10 Федерального закона № 294-ФЗ, обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в контрольный орган, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах причинения вреда охраняемым ценностям или возникновения угрозы причинения вреда охраняемым ценностям, или сведения о нарушении прав потребителей, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Если поводом для проверки послужило сфабрикованное обращение, содержащее вымышленные данные, подписано чужим именем, возможно обжаловать проведение такой проверки в органы прокуратуры или привлечь к проведению проверки Уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Дискреционные полномочия и широта усмотрения при привлечении к административной ответственности и наложении жестких административных санкций, несоразмерных характеру выявленных нарушений и размеру причиненного ущерба
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:
— вышестоящему должностному лиц (если постановление вынесено административным органом);
— прокурору (если постановление вынесено административным органом);
— в суд (вышестоящий суд).
В КоАП РФ были внесены положения, направленные по смягчению административной ответственности (ст.ст.4.1 и 4.1.1 КоАП РФ):
Во-первых, административный штраф может быть назначен в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей особенной части КоАП РФ при одновременном соблюдении следующих условий:
- минимальный размер административного штрафа, предусмотренный статье КоАП РФ для юридических лиц, должен составлять не менее ста тысяч рублей;
- должны иметься обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности, указывающие на необходимость смягчение наказания (например, признание вины, добровольное устранение последствий совершенного правонарушения, или изначальное отсутствие какого-либо вреда в связи с совершенным правонарушением, принадлежность компании к субъектам малого и среднего предпринимательства и т.д.);
Размер назначаемого административного штрафа при наличии таких обстоятельств не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей КоАП.
Во-вторых, субъектами малого и среднего предпринимательства, а также их работникам, за впервые совершенное административное правонарушение административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение (за исключением отдельных значимых правонарушений) при условии, если административное правонарушение совершено впервые, и не причинен вред (не возникла угроза причинения вреда) охраняемым ценностям жизни, а также отсутствует имущественный ущерб.
Для применения указанных инструментов смягчения административного наказания, если в отношении предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении, можно заявлять соответствующие ходатайства и подавать их лицам, в производстве которых находится дело.
Непрозрачность содержания проверяемых обязательных требований и избирательное правоприменение
Контрольные органы должны вести перечни правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов и размещать их на сайтах (ст.8.2 Федерального закона № 294-ФЗ).
Если в отношении предпринимателя проведена проверка, и вменено в вину нарушение требований нормативного акта (документа), не включенного в такие перечни, необходимо подать жалобу в орган прокуратуры или вышестоящему должностному лицу.
Проведение значительного количества проверок по поручению прокурора, что позволяет не соблюдать требования Федерального закона № 294-ФЗ
Проверки в рамках осуществления прокурорского надзора в законодательстве РФ не регламентированы. Прокурор вправе привлечь отраслевой контрольный орган и выйти на проверку субъекта предпринимательства.
По итогам проверки могут быть приняты меры прокурорского реагирования (выдано представление, возбуждено дело об административном правонарушении). Для проведения проверки необходимо поручение прокурора. Если проверку проводит работник прокуратуры, не занимающий должность прокурора (помощник прокурора), необходимо попросить предъявить для просмотра письменное поручение прокурора на проведение им проверки на предприятии.
Источник: kareliaombudsman.ru