Сущность рынка находит свое выражение в главных его функциях. Функции рынка — это форма проявления его сущности. Рынку объективно присущи следующие функции.
- 1. Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей продуктов, предоставляя им возможность общаться друг с другом на основе купли-продажи, свободных цен, спроса и предложения. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца, а продавец — подходящего покупателя.
- 2. Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства, сбалансированность спроса и предложения по цене, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, национальной экономики.
- 3. Ценообразующая функция — это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Эта функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также конкуренции среди покупателей и продавцов. В результате стихийного взаимодействия этих трех рыночных сил и складываются цены — главные экономические показатели значимости товаров и услуг.
- 4. Стимулирующая функция рынка состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции и получении добавочной прибыли, стимулирование НТП. Эта функция осуществляется с помощью рыночных цен. Цены «вознаграждают» дополнительной прибылью тех, кто производит товары лучшего качества, снижает издержки, увеличивает производительность труда.
- 5. Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены информацию о текущем состоянии экономики. Через разброс цен, через их падение или рост деловые люди узнают о размерах производства той или иной продукции, о насыщенности рынка товарами, об изменении в предпочтении потребителей. Стихийно протекающие операции превращают рыночную экономику в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные. Это позволяет каждому предпринимателю постоянно сверять собственное производство с меняющейся конъюнктурой рынка.
- 6. Оздоравливающая функция (или санирующая) выглядит жесткой, но экономически оправданной. Рынок «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности.
Реализация всех функций рынка в их диалектическом единстве обусловливает его роль в экономической системе общества. Понятия «функция рынка» и «роль рынка» тесно связаны между собой, это как бы ступени познания одного и того же процесса. Однако роль рынка неоднозначна и противоречива, имеет позитивную и негативную стороны. Позитивная сторона роли рынка в общественном производстве сводится к тому, что он:
- • обеспечивает свободу выбора производителей и потребителей;
- • рационально распределяет ресурсы, направляя их на производство необходимых обществу товаров и услуг;
- • оперативно изменяет объем и структуру предложения, приспосабливая ее к платежеспособному спросу;
- • способствует оперативному использованию достижений НТП;
- • заставляет потребителя выбирать рациональную (на данном уровне доходов) структуру потребления;
- • оздоровляет экономику, очищает общественное производство от экономически неустойчивых хозяйственных единиц;
- • повышает эффективность хозяйственной деятельности.
Негативная роль рынка в общественном производстве проявляется
- • стимулирует чрезмерность в личном потреблении населения;
- • рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;
- • он сам порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя (такими факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на рынке);
- • рынок не способен формировать общее равновесие национальной экономики (макроэкономические пропорции);
- • рынок безразличен к производству так называемых общественных благ и услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей), решать целый ряд социальных проблем, не гарантирует право на труд, не может предотвращать массовую безработицу.
Несовершенства рынка по мере возможности компенсируются экономическими функциями государства.
Таким образом, рынок играет существенную роль в экономической жизни общества. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства. Рыночная экономика чрезвычайно жесткая в социальном плане, но ничего лучшего цивилизация не предлагает. Возможно, это объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.
Источник: bstudy.net
Современный высокоразвитый рынок выполняет шесть основных взаимосвязанных функций
2. Сегментация рынка — разделение рынка на отдельные группы, части (сегменты) по какому-либо признаку (вид товара, тип валюты, страна, регион, однородные группы потребителей, группы индивидуальных потребителей, выделенных по социальным признакам, платежеспособности, мотивам, культуре, религиозным традициям и т. д.).
Сегментация рынка выступает ключевым понятием концепции маркетинга, ориентированного на спрос; является основой маркетинговой деятельности в условиях насыщенного рынка. Реализация концепции рыночной сегментации определяется необходимостью выделения наиболее важных черт и потребностей для каждой группы потребителей для последующей переориентации своей производственной и сбытовой политики на удовлетворение этих специфических требований покупателей. Овладение знаниями сегментации рынка дает возможность фирме разработать оптимальную стратегию маркетинга, точный выбор его инструментов, экономию средств в процессе реализации коммерческих проектов.
Выделяют предварительную сегментацию, реализуемую на этапе выбора рынка, и окончательную сегментацию — при формировании маркетинговой программы.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Функции рынка
Рынок выполняет ценообразующую, информационную, регулирующую, посредническую и санирующую функции.

Рис. 1. Функции рынка
Ценообразующая (Функция саморегулирования)
Согласование производства и потребления, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и структуре: при росте спроса объемы производства расширяются, при снижении — уменьшаются; регулирование происходит через куплю-продажу товаров и услуг. Рынок дает ответ на вопросы: Что? Как? Для кого производить?
В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.
Информационная
Рынок дает объективную информацию о затратах на производство товаров, о количестве, об ассортименте и качестве всех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.
Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.
Регулирующая
Рынок устанавливает оптимальные пропорции в экономике между фирмами, отраслями, регионами, то есть на микро- и макроуровне, за счет расширения или сужения спроса и предложения.
Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства; падает цена — сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».
В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляется в периодических спадах, инфляции, безработице.
Посредническая
Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда находят друг друга на рынке и посредством рынка обмениваются результатами своей деятельности.
Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем.
Санирующая (Стимулирующая)
Рынок побуждает производителей создавать необходимые товары с наименьшими затратами и получать более высокую прибыль за счет снижения издержек и внедрения нововведений, то есть речь идет о стимулировании эффективного производства.
Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, даст зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.
Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.
В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая — ушла в среду теневого бизнеса; многие не выдерживают конкуренции.
Источник: www.grandars.ru
