Бизнес выступает в трех правовых формах: 1) единоличное владение; 2) товарищество (партнерство); 3) корпорация (см. табл. 13.1). Единоличное владение ? это ведение дел в личных интересах, т.
е. владелец имеет материальные ресурсы и лично контролирует деятельность предприятия. К таким предприятиям относятся палатки, кафетерии, рестораны, питейные заведения, заправочные станции, аптеки, парикмахерские и т. д. Они как быстро появляются, так быстро и исчезают. Но общая численность их растет.
Товарищество (партнерство) ? это форма организации бизнеса, при которой два или более отдельных лиц договариваются о владении предприятием и его управлении. Товарищество, или партнерство, как форма организации бизнеса является естественным развитием единоличного владения. Само название объясняет суть этой формы.
Сельское хозяйство, розничная торговля, сфера услуг ? это те секторы экономики, где более половины предпринимательской деятельности приходится на единоличное владение и товарищества. Обычно они объединяют свои финансовые ресурсы и умение вести дела. Подобным образом они распределяют риски, а также прибыли или убытки, которые могут выпасть на их долю.
Какой должна быть оргструктура в современной компании?
По степени участия в деятельности предприятия партнеры бывают разные. В некоторых случаях все партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях ? один или несколько участников могут быть «молчаливыми», т. е. играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в ее управлении. Таблица 13.Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, их преимущества и недостатки
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, их преимущества и недостатки
Корпорация ? современная правовая форма бизнеса, отделенная от конкретных лиц. Она может приобретать ресурсы, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, а также выполнять все те функции, которые выполняют предприятия любого другого типа.
Корпорация ? наиболее эффективная форма организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала. Ей присущ уникальный способ финансирования ? через продажу облигаций и акций, что позволяет объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц. В развитых странах могущество корпораций возникло не сразу.
Они постепенно набирали силу: от простейших объединений ? пулы, корнеры, синдикаты, картели (1900) ? до трестов (1950?1960), концернов (1970) и конгломератов (1980?2000). В современной экономике развитых стран корпорации, в том числе и транснациональные, играют ведущую роль в организации бизнеса. Они относительно немногочисленны, но отличаются широким масштабом операций и крупными размерами. Основой корпорации является фирма. Рекомендация: Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
Организационно-правовые формы предпринимательства | Обществознание ЕГЭ 2023 | Сторум
Источник: uchebnik-ekonomika.com
Глава 9. Теория фирмы и организационные формы бизнеса
Теория фирмы: технологический и институциональный подход. В экономической теории существует два известных подхода к рассмотрению природы фирмы.
В основе технологического подхода лежит предположение о том, что всегда есть возможность определить функцию, выражающую максимальный объем выпуска при заданном уровне развития техники и технологии, при всех возможных комбинациях факторов производства, имеющихся в наличии. В соответствии с эффектом экономии на масштабах производства оптимальным размером фирмы можно считать тот, до достижения которого не происходит резкого роста переменных издержек.
Другими словами, положительный эффект экономии на масштабе производства используется полностью. В соответствии с институциональным подходом, центральной проблемой изучения фирмы становятся не условия максимизации прибыли, а объяснение феномена возникновения фирмы, закономерностей ее дальнейшего развития и исчезновения. В этой теории используются такие ключевые понятия, как трансакционные издержки, оппортунистическое поведение, асимметричность информации, специфичность ресурсов и контракт. Для индивидуальных производителей рыночный механизм оказывается весьма дорогостоящим способом координации хозяйственной деятельности.
Создавая фирмы, индивиды стремятся найти альтернативные способы координации своей деятельности, сокращающие величину издержек. Фирма представляет собой субъект рынка, внутреннее построение которой иерархично. Р. Коуз в своем определении фирмы отмечал: «Фирма есть система отношений, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя». Более пяти десятилетий тому назад, когда в экономической теории рыночный механизм традиционно считался главным средством обеспечения хозяйственной координации, Р. Коуз показал, что именно фирмы дополняют рынок, предложив рассматривать фирму и рынок как альтернативные способы экономической организации. Следовательно, выбор при принятии предпринимателем административного решения состоит в том, чтобы определить, каким образом дешевле осуществлять трансакции (сделки): путем создания фирмы или посредством рыночного механизма.
Фирма не уничтожает трансакционные издержки вообще, иначе все общественное производство было бы организовано как огромная фирма а масштабе национального хозяйства (предмет утопических мечтаний сторонников социалистической идеи). Внутри фирмы существуют трансакционные издержки административного (бюрократического) управления, издержки измерения выполняемых работником функций, издержки на защиту от оппортунистического поведения работников фирмы после заключения с ними трудового соглашения и т.д.
В теории фирмы рассматривается и проблема «принципал — агент», непосредственно связанная с теорией трансакционных издержек. Принципал – это собственник ресурсов, в то время как агент – это субъект, который наделяется принципалом правом пользования ресурсами. Агент должен представлять интересы принципала за определенную плату.
Агент обладает большей информацией, нежели принципал, т.е. информация между ними распределена асимметрично. В этих условиях принципал не может полностью контролировать действия агента. Следовательно, у последнего возникают стимулы к оппортунистическому поведению и использованию своих правомочий исключительно в собственных интересах.
Фирма – это структура деятельности, направленная на поиск наиболее выгодного способа производства в условиях неопределенности. Ситуация неопределенности и постоянное столкновение взаимных интересов субъектов рынка порождают их оппортунистическое поведение. Можно сказать, что фирма возникает и как реакция на оппортунистическое поведение экономических агентов, от которого несвободен рыночный механизм.
Объединяя свои усилия в стремлении к минимизации трансакционных издержек, экономические агенты соединяют имеющиеся у них активы в рамках фирмы. Актив – это объект собственности, имеющий денежную оценку.
Активы могут быть физическими (машины, оборудование), финансовыми (акции, облигации и другие ценные бумаги), нематериальными (авторские права, «человеческий капитал», т. е. накопленные профессиональные знания. Можно выделить три типа активов: общие, специфические и интерспецифические.
Для общих активов характерна равная оценка их ценности как для использования в пределах данной фирмы, так и для рынка. Специфические активы для внутреннего использования оцениваются фирмой выше, чем на рынке (альтернативная стоимость специфического актива выше в рамках фирмы, чем вне ее). Уникальные, взаимодополняемые только в рамках данной фирмы активы называют интерспецифическими. Вне фирмы они даже могут не найти рыночной оценки.
Все отношения владельцев активов по поводу их обмена или использования регулируются контрактами. Контракт – это соглашение по поводу обмена между экономическими агентами, специфицирующее права и обязанности сторон. В основе классификации контрактов лежат четыре существенных характеристики:
· устойчивость экономических связей между сторонами (разовые, периодические или непрерывные сделки);
• степень неопределенности (низкая или высокая);
• типы активов, или ресурсов (общие, специфические или интерспецифические);
• наличие (или отсутствие) гарантий выполнения сторонами своих обязательств.
Выделяют три типа контрактов: классический, неоклассический и отношенческий (имплицитный). Классический контракт (рыночное управление) предполагает, что сделки между экономическими агентами носят разовый характер и ввиду низкой степени неопределенности все аспекты отношений могут быть предусмотрены заранее и включены в контракт.
Предметом классического контракта являются общие активы, он существует только в письменной форме, а защита прав участников осуществляется судебной системой государства. В реальной рыночной экономике мы, как правило, имеем дело с ограниченной рациональностью экономических агентов и неопределенностью.
В таком случае имеет место неоклассический контракт (трехстороннее управление) регулирующий лишь некоторые из возможных вариантов развития отношений между сторонами в ходе исполнения контрактных обязательств. Неоклассический контракт характеризуется регулярностью отношений между сторонами, его предметом являются как общие, так и специфические активы. Поскольку данный тип контракта предусматривает меньшую степень формализации отношений между агентами, он может включать в себя устные договоренности и допускает разрешение споров не только в судебном порядке, но и путем обращения к независимой стороне – третейскому арбитру. В отношенческом, или имплицитном контракте (двустороннее управление) имеют место долгосрочные и непрерывные во времени связи между экономическими субъектами в условиях высокой степени неопределенности. Такой тип контракта отличается преобладанием неформальных договоренностей над формальными и интерспецифичностью активов.
Таким образом, мы можем определить фирму как сеть долгосрочных отношенческих контрактов между собственниками преимущественно интерспецифических активов с целью минимизации трансакционных издержек в условиях неопределенности и оппортунистического поведения агентов.
Организационные формы бизнеса. Основные формы организации бизнеса: индивидуальные владения, партнерства и корпорации. Индивидуальное владение представляет собой фирму, находящуюся в собственности одного лица (предпринимателя).
Уровень трансакционных издержек внутри фирмы – индивидуального владения, связанных с реализацией экономического решения, ниже, чем в более сложных организационных структурах бизнеса. Партнерством принято называть фирму, которая находится в собственности двух или более лиц. Партнерство представляют собой сеть отношенческих контрактов между владельцами интерспецифических ресурсов. Формальными (письменными) проявлениями данных отношений являются учредительный договор и устав фирмы, однако неформальные соглашения между партнерами имеют более существенное значение, особенно в текущей деятельности фирмы. Необходимость согласовывать действия между партнерами приводит к увеличению внутрифирменных трансакционных издержек.
Экономическая природа корпорации и ее организационная структура сложны и многогранны; не случайно этими проблемами занимается самостоятельная наука – теория организаций. Корпорации сталкиваются с нарастающей величиной трансакционных издержек внутри фирмы.
Роль малых, средних и крупных фирм в экономике. Наиболее распространенный подход к классификации фирм – разделение их на малые, средние или крупные. Широкое распространение получила теория жизненного цикла (или этапов роста) фирмы. Для характеристики этапа развития продукта используется коэффициент специализации, равный отношению годового дохода фирмы к ее общим затратам на производство и сбыт основного продукта. Очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупных, так и малых фирм.
Источник: infopedia.su
Оганизационно-правовые формы бизнеса. Акционерное общество
Бизнес выступает в трех правовых формах: 1) единоличное владение; 2) товарищество ( партнерство ); 3) корпорация (см. табл. 13.1).
Единоличное владение — это ведение дел в личных интересах, т.е. владелец имеет материальные ресурсы и лично контролирует деятельность предприятия.
К таким предприятиям относятся палатки, кафетерии, рестораны, питейные заведения, заправочные станции, аптеки, парикмахерские и т.д. Они как быстро появляются, так быстро и исчезают. Но общая численность их растет.
Товарищество ( партнерство ) — это форма организации бизнеса, при которой два или более отдельных лиц договариваются о владении предприятием и его управлении.
Товарищество, или партнерство , как форма организации бизнеса является естественным развитием единоличного владения. Само название объясняет суть этой формы. Сельское хозяйство, розничная торговля , сфера услуг — это те секторы экономики, где более половины предпринимательской деятельности приходится на единоличное владение и товарищества.
Обычно они объединяют свои финансовые ресурсы и умение вести дела. Подобным образом они распределяют риски, а также прибыли или убытки, которые могут выпасть на их долю. По степени участия в деятельности предприятия партнеры бывают разные. В некоторых случаях все партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях — один или несколько участников могут быть , т.е. играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в ее управлении.
Нет расходов на юридические услуги
Относительно низкий первоначальный капитал
Собственник и менеджер лично контролируют деятельность предприятия
Ведут дело эффективно
Трудность в получении кредитов
Выгоды от специализации в управлении недоступны
В одном лице выполняет все функции по управлению
Рискует личными активами
Легко учредить (юридически)
Банки охотно предоставляют кредиты
Специализация в управлении
Нет гарантий непрерывности дела
Широкая база привлечения капитала и легкий доступ к кредиту
При банкротстве личные активы сохраняются
Глубокая специализация управленческих функций
Возможность стратегического планирования и роста
Бюрократические сложности при регистрации
Проблемы двойного налогообложения
Разделение функций собственности и производства
Конфликты между менеджерами и владельцами акций
Корпорация — современная правовая форма бизнеса, отделенная от конкретных лиц.
Она может приобретать ресурсы, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, а также выполнять все те функции, которые выполняют предприятия любого другого типа. Корпорация — наиболее эффективная форма организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала. Ей присущ уникальный способ финансирования — через продажу облигаций и акций, что позволяет объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц.
В развитых странах могущество корпораций возникло не сразу. Они постепенно набирали силу: от простейших объединений — пулы, корнеры, синдикаты, картели (1900) — до трестов (1950-1960), концернов (1970) и конгломератов (1980-2000). В современной экономике развитых стран корпорации, в том числе и транснациональные, играют ведущую роль в организации бизнеса. Они относительно немногочисленны, но отличаются широким масштабом операций и крупными размерами. Основой корпорации является фирма .
Источник: intuit.ru