Да, налоговых кейсов в последнее время на слуху было много. И немало тех, что были связаны с бьюти-блогерами. Чтобы всем нам было проще и спокойнее в будущем, раскладываем по полочкам (и не в ванной) знания, которые нужны каждому, кто решился на свой бизнес. И благодарим за помощь и подробный разбор Ольгу Дайнеко, эксперта дирекции финансовой грамотности НИФИ Минфина России.
Какие существуют налоговые формы малого бизнеса, каковы их льготы и обязательства
Принимая решение работать на себя, выбор системы налогообложения — одна из важных задач при организации собственного бизнеса. Налоговая система предлагает пять налоговых режимов:
- общая система налогообложения (ОСНО);
- упрощенная система налогообложения (УСН);
- патентная система налогообложения (ПСН);
- налог на профессиональный доход (НПД);
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
При выборе налогового режима нужно предварительно оценить, выгодно ли будет его использовать (в зависимости от вида деятельности, предполагаемой прибыли, наличия наемных работников) и есть ли право использовать выбранный вариант налогообложения.
Неналоговые льготы для малого бизнеса
А какая форма подойдет вам? Считаем
Если кратко описать суть перечисленных налоговых режимов, основные их характеристики сводятся к следующим.
Общий режим налогообложения (ОРН)
Этот налоговый режим применяется по умолчанию, поэтому, если при регистрации юридического лица или ИП не сделать выбор в пользу другого (специального) налогового режима, будет применяться ОРН. На ОРН необходимо вести полноценную бухгалтерскую и налоговую отчетность. Он предполагает серьезную налоговую нагрузку, ввиду этого больше объем бухгалтерского сопровождения.
Помимо НДС (от 0 до 20% в зависимости от товара и вида деятельности), в состав налогового бремени входит имущественный налог и для ИП/организации — налог на доходы/прибыль. Ограничений по сумме оборота/дохода при применении ОРН нет, как нет и потолка по количеству работников и другим ограничивающим факторам (например, видам деятельности).
Этот налоговый режим подходит тем предпринимателям и организациям, которые имеют значительные обороты и/или работают с заказчиками/контрагентами с НДС.
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Это наиболее популярный налоговый режим ввиду своей универсальности. На УСН нет налога на прибыль и НДС. Для расчета единого налога можно выбрать одну из двух налоговых баз: «доходы» или «доходы минус расходы».
При выборе «доходов» расходы не учитываются, налоговая ставка в этом случае — 6% с доходов. Если выбрать «доходы минус расходы», то расходы учитываются, а с разницы — налоговая ставка 15%. Если по итогам года получается убыток (или 0), минимальный налог заплатить все равно придется (1% от суммы доходов за год). Также если сумма единого налога будет меньше минимального, придется платить его в размере минимального.
Описанные налоговые ставки в 6% с доходов и 15% с доходов за минусом расходов называются базовыми. Они доступны, если соответствовать следующим нормам: сумма дохода за 2023 год в пределах 188,55 млн руб., а численность сотрудников в пределах 100. Превышение этих значений ведет к повышенной налоговой ставке по УСН: вместо 6% («доходы») — 8%, а вместо 15% («доходы минус расходы») — 20%.
ТОП 10 льгот для бизнеса. Как выжить в кризис
За счет страховых взносов можно уменьшить налог на УСН (оплаченные страховые взносы за себя и сотрудников, а также оплата больничных уменьшает до 50% налога). На региональном уровне налоговые ставки могут быть ниже (в зависимости от вида деятельности).
Если доход превышает 251,4 млн руб., а численность сотрудников больше 130 человек, то право на применение УСН теряется, и потребуется переходить режим с уплатой налога на прибыль и НДС (ОСНО).
Максимальный потолок по доходам может отличаться в зависимости от года, поскольку в расчет берутся цифры 150 млн и 200 млн с учетом ежегодно устанавливаемого коэффициента-дефлятора. В этом году коэффициент 1,257 (отсюда максимальный потолок в 188,55 млн руб. и 251,4 млн руб.).
Также можно «потерять» УСН, если остаточная стоимость основных средств превысит 150 млн руб. или если начать вести деятельность, для которой УСН неприменима (например, производство электронных сигарет, алкоголя или открытие ломбарда). Более подробный перечень — в п. 4 ст. 346.13 НК РФ.
Отслеживать соблюдение лимитов нужно обязательно, поскольку несвоевременный переход на ОРН грозит пенями и штрафами.
Есть еще один вид УСН — это АУСН (автоматизированная упрощенная система налогообложения). Работает эта система в виде эксперимента в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан. Суть ее в том, что не придется возиться с отчетностью — ее просто нет.
Счет открывается в банке из перечня ФНС. Ежемесячно налог рассчитывает и перечисляет в бюджет банк. В ИП или организации при этом должно быть не более пяти работников, а размер дохода — не более 60 млн руб. Размер основных средств прежний — не более 150 млн руб. Ставки налога как при повышенной «упрощенке»: «доходы» — 8%, а «доходы минус расходы» — 20%.
Несмотря на то что налоговая ставка выше, при АУСН не нужно платить соцвзносы в фонды (нулевой тариф) и взносы на травматизм фиксированные — всего 2040 руб. в год. Минимальный налог в этой системе составляет 3% от доходов, а учет доходов и расходов ведется автоматически в личном кабинете АУСН.
Налог на профессиональный доход (НПД)
Этот налоговый режим могут применять не только самозанятые, но и ИП. Если нет наемных работников, а объем годовой выручки не более 2,4 млн руб., этот вариант подходит. Налоговые ставки невысокие: 4% при работе с физлицами и 6% для доходов, полученных от ИП и организаций.
Необходимый учет, общение с налоговой, уплата налога, налоговый вычет — через программу «Мой налог». Этот налоговый режим предполагает налоговый вычет на старте в размере 10 тыс. руб. Вычет уменьшает начисленный налог и расходуется постепенно. В период, когда налоговый вычет еще не израсходован, ставка налога в 4% уменьшается до 3%, а ставка в 6% — до 4%.
Несмотря на то что соцвзносы на этом налоговом режиме не платятся, можно вступить в добровольные правоотношения с Социальным фондом России (ПФР и ФСС). Это позволит зарабатывать пенсионные баллы и иметь оплату больничных (в том числе больничного листа по беременности и родам).
К недостаткам этого налогового режима можно отнести ограничение по видам возможной деятельности. Подходит НПД прежде всего тем, кто изготавливает «хенд-мейд», оказывает бытовые услуги, сдает свою жилую недвижимость.
Это няни, репетиторы, массажисты и парикмахеры, частные консультанты и бухгалтеры, фотографы и многие другие. Не получится заниматься перепродажей товара, сдавать коммерческую недвижимость (более подробно в п. 2 ст. 6 422-ФЗ).
Еще один льготный налоговый режим — это патент
Патент — это когда предприниматель покупает право заниматься определенным видом деятельности на срок от 1 до 12 месяцев. Сумма за патент фиксированная и не зависит от фактического дохода, поскольку рассчитывается исходя из сферы деятельности и предполагаемого дохода.
Патент подходит прежде всего тем, кто оказывает услуги для населения: прачечные и химчистки, ремонт бытовой техники, пошив и ремонт одежды, экскурсионные бюро и многие другие. Также это удобно тем, у кого работа носит сезонный характер.
Требования, которым нужно соответствовать: не более 15 работников, доход до 60 млн руб. На региональном уровне могут быть свои ограничения. Например, в виде потолка по величине площади торгового места.
Декларацию по патенту сдавать не нужно. Максимальная налоговая ставка по патенту 6%, но стартует от 0% (в зависимости от региона и вида деятельности). Как и на УСН, за счет соцвзносов можно уменьшить стоимость патента.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Этот налоговый режим подойдет тем, кто занимается сельским хозяйством/фермерством (вдруг вы решили сами выращивать сырье для бьюти-производства). Он избавляет от налога на прибыль и налога на имущество (которое используется в сельскохозяйственной деятельности).
Все остальные налоги и взносы — в общем порядке. Налоговая ставка 6% (с разницы между доходами и расходами). НДС платится, но в первый год применения ЕСХН предприниматель освобожден от уплаты НДС, как и в случае, если в дальнейшем его доход меньше 60 млн руб. в год.
Чтобы иметь право на этот налоговый режим, необходимо иметь долю дохода от сельхозпродукции/животноводства/растениеводства минимум в 70%.
Как выбрать оптимальную форму для вашего бизнеса
Для того чтобы подобрать оптимальный налоговый режим, нужно учитывать не только размер предполагаемого дохода и количество сотрудников, но и сферу деятельности, организационно-правовую форму своего бизнеса (будет это ИП, организация или самозанятость).
Если выбор налогового режима сложно сделать самостоятельно, можно воспользоваться электронным сервисом ФНС . При выборе система сделает отбор по заданным параметрам с учетом особенностей предполагаемой деятельности.
Это позволит сузить круг альтернативных вариантов, более детально изучить особенности и правила налогообложения и отчетности, узнать о возможных льготах и выбрать наиболее удобный и выгодный вариант.
Нередко предприниматели не хотят изучать «ненужные бухгалтерские подробности». Это ошибочная позиция, поскольку вникать в налоговые процессы так же важно, как и в процессы производственные. Успех бизнеса не только в хорошем товаре или услуге, но и в законных способах налоговой оптимизации.
В настоящее время налоговая система дает достаточно возможностей по выбору оптимальных условий. Но нельзя забывать, что цифровизация налоговой системы, внутриведомственное электронное взаимодействие не только облегчает предпринимателям жизнь, но и позволяет налоговым органам обладать широкими возможностями мониторинга и контроля.
А какие есть льготы для малого бизнеса?
Существуют разные программы поддержки малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне. Как видим, налоговые послабления уже включены в суть специальных налоговых режимов, на региональном уровне местные власти также могут еще более облегчить налоговое бремя понижением ставки налога.
В первую очередь это касается социально значимых или приоритетных для региона видов деятельности предпринимателя. В целом же меры поддержки разделены по видам:
- финансовая и имущественная (субсидии и гранты, льготный лизинг и аренда, льготное кредитование);
- консультационная и образовательная (это курсы обучения и повышение квалификации, мастер-классы, консультирование по бизнес-вопросам и организации стартапа).
Чтобы выяснить возможные привилегии будущего бизнеса, можно и нужно использовать платформы «Мой бизнес» и сервис поддержки предпринимательства МСП.РФ.
Ок, спасибо. А как оценить успешность моего бизнеса?
Цель каждого предпринимателя — организовать и вести бизнес так, чтобы ресурсы использовались эффективно и с положительным финансовым результатом, а необходимые обязательства исполнялись в срок. Объективное оценивание финансового состояния своего бизнеса помогает сохранить финансовую устойчивость.
Для оценки используют финансовый анализ, который включает многие показатели. Если упростить, то ключевыми показателями оценки финансового положения принято считать:
- финансовую устойчивость (соотношение собственных и заемных средств: превышение собственных средств над заемными означает, что есть определенный запас финансовой устойчивости);
- ликвидность и платежеспособность (оба этих показателя взаимосвязаны — это достаточность денежных средств/активов, необходимых для расчетов (прежде всего — по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения).
Результаты оценки финансового состояния бизнеса помогают выявить причины ухудшения/улучшения положения и проводить профилактику кризисных ситуаций.
Источник: flacon-magazine.com
Что мешает бизнесу пользоваться льготами?
Система стимулирования бизнеса развивается в России уже много лет. Каждый субъект Федерации создает свою, уникальную систему льгот и мер поддержки для разных видов предпринимательства. Тем не менее сами бизнесмены от существующей системы не в восторге.
Торгово-промышленная палата РФ недавно провела опрос, пытаясь выяснить, какие льготы установлены в разных регионах России и что мешает ими пользоваться. Со своей стороны «Инвест-Форсайт» задал ряду региональных экспертов вопросы: какие главные препятствия мешают бизнесу пользоваться установленными для него региональными и федеральными льготами, как можно улучшить администрирование льгот для бизнеса и стоит ли менять для этого законодательство.
Ниже мы приводим ответы экспертов. Сергей Васин, генеральный директор АО «Корпорация развития Ульяновской области» (Ульяновская область) — Какие главные препятствия мешают бизнесу пользоваться установленными для него региональными и федеральными льготами?
— В целом инвесторы очень позитивно относятся к действующим на территории Ульяновской области налоговым льготам как федерального, так и регионального уровня, и активно пользуются правом на господдержку. Практически все крупные инвестиционные проекты реализуются в регионе в режиме особого благоприятствования.
Ульяновская область на сегодняшний день предлагает инвесторам развитую систему налоговых льгот и преференций при реализации проектов, которая учитывает потребности различных по масштабу и профилю компаний и в то же время носит универсальный характер благодаря наличию на уровне региона стандартных пакетов мер государственной поддержки. С учетом соответствия ряду установленных критериев инвестпроекту может быть присвоен региональный статус особо значимого или приоритетного.
Эти инструменты предусматривают существенное снижение ставок налога на прибыль организаций, а также налогов на землю, имущество и транспорт, которые относятся к региональному и местному ведению. Действующая редакция Налогового кодекса позволяет региональным властям применять широкий спектр налоговых льгот на данном направлении.
Применяются достаточно строгие критерии отбора инвесторов для применения особых налоговых режимов, которые гарантируют экономическую эффективность реализуемых инвестиционных проектов и сбалансированность регионального бюджета по результатам их реализации и выхода на плановый уровень рентабельности и проектную мощность производства. Особые налоговые режимы действуют и будут продолжать действовать еще долгие годы для резидентов особых экономических зон, территорий опережающего развития, имеющих официальный статус индустриальных парков.
Региональная система государственной поддержки инвесторов стимулирует компании не только реализовывать заявленные проекты в полном объеме и в указанные в бизнес-плане сроки, но и расширять существующее производство, налаживать кооперацию с местными производителями, приводить в регион своих партнеров и поставщиков, осуществлять замещение импортируемых комплектующих. Главный инструмент на данном направлении — специальный инвестиционный контракт как в федеральном, так и в региональном его виде.
Большой потенциал для роста инвестиционной привлекательности Ульяновской области заключает в себе механизм регионального инвестиционного контракта, действие которого с 2016 года распространяется на всю территорию Российской Федерации. Едва ли не единственным объективным препятствием для компаний при получении налоговых льгот в Ульяновской области является несоответствие отдельных параметров инвестиционного проекта установленным требованиям, которое выявляется по итогам изучения предложенного инвестором проекта комиссией Правительства Ульяновской области.
Но это объективное требование, поскольку именно оно гарантирует просчитанный социальный (зарплата персонала) и экономический (ускоренный выход на рентабельный уровень) эффект от полученных инвестором налоговых льгот. Инвесторы опасаются изменений в налоговой системе, которые в последнее время происходят регулярно.
Например, в 2018 году на федеральном уровне была отменена льгота по налогу на движимое имущество, после чего этот налог решили отменить с 2019 года. Также с 2019 года возрастает ставка НДС, меняются правила отчисления взносов в социальные фонды. Всё это создает ненужную нестабильность и мешает бизнесу осуществлять долгосрочное планирование.
Отсутствие понятной информации о планах властей в отношении изменений налоговой системы создает нервозность и отпугивает многие иностранные компании от российской юрисдикции. — Как можно улучшить администрирование льгот для бизнеса? Стоит ли менять для этого законодательство?
— На наш взгляд, не следует торопиться с внесением радикальных изменений в нынешний порядок администрирования льгот для бизнеса. Действующая в настоящее время на федеральном и региональном уровнях система мер поддержки достаточно эффективна и учитывает различные интересы компаний, их индивидуальные потребности и особенности, в том числе длительные сроки кредитования и реализации проектов.
Унификация действующих на территории всей страны налоговых льгот, наверное, необходима. Однако нельзя при этом чрезмерно ограничивать возможности регионов предоставлять меры государственной поддержки инвесторам, прежде всего по налогам на прибыль и на имущество.
Власти субъектов должны иметь возможность обеспечивать необходимое инвесторам пространство для маневра на начальной стадии реализации проекта, когда расходы наиболее велики, а окупаемость проекта на нуле. Считаем, что механизм регионального инвестиционного проекта, который предусмотрен Налоговым кодексом и в настоящее время имплементируется в законодательство Ульяновской области (обнуление федеральной части налога на 5 лет и введение региональной ставки налога в размере 10%), решает данную задачу достаточно эффективно.
Поскольку федеральное Министерство финансов заявляет о необходимости упорядочить региональные налоговые льготы и фактически свести их к перечню мер, закрепленных в Налоговом кодексе, необходимо расширять практику применения таких эффективных мер господдержки, как СПИК и другие механизмы стимулирования импортозамещения. Необходимо помнить, что стабильность государственного регулирования для бизнеса является наилучшей мерой государственной поддержки из всех возможных, поскольку позволяет планировать экономические показатели проектов на длительный срок.
Роман Алехин, основатель маркетинговой группы «Алехин и Партнеры» (Курская область) — Какие главные препятствия мешают бизнесу пользоваться установленными для него региональными и федеральными льготами? — Главное препятствие — боязнь сближаться с властью и лишний раз показывать свой бизнес изнутри.
Любые льготы, начиная от сниженной налоговой ставки и заканчивая субсидиями, связаны с раскрытием информации для властей. Этим пользуются и правоохранительные органы, которые практически сразу после получения субсидий проверяют их расходование.
И если сами субсидии большинство предпринимателей, понимая это, используют по назначению, то не факт, что в остальных аспектах бизнеса всё происходит абсолютно легально. Где-то серая зарплата, где-то небольшая схемка минимизации налогов, где-то серый товар из-за границы.
А правоохранительные органы часто используют проверку целевого получения льгот как повод проверить весь бизнес. Кроме того, раскрытие информации властям может поспособствовать и появлению нового конкурента, который окажется другом или родственником представителя власти.
Я общался со многими предпринимателями, и даже те, кто заявлял, что не пользуется льготами в связи с тем, что нужно подготовить много бумаг, дальше в разговоре всё же всё сводили именно к недоверию властям в том или ином аспекте. — Как можно улучшить администрирование льгот для бизнеса? Стоит ли менять для этого законодательство?
— Улучшить можно, только создавая общие правила, отменив льготы, применение которых регулируют чиновники. Например регистрируешь производственный бизнес — платишь нулевой налог три года, а также имеешь сниженный налог для сотрудников на доходы и соцвзносы. Важно, чтобы воспользоваться льготами можно было в уведомительном порядке, а не через разрешение чиновника.
Однозначно, для этого необходимо менять законодательство. Вообще, всё российское корпоративное законодательство давно устарело: оно построено на принципе презумпции виновности предпринимателя или бизнесмена, а должно быть — наоборот.
Олег Кочетков, генеральный директор компании «СтанкоМашСтрой» (Пензенская область) — Какие главные препятствия мешают бизнесу пользоваться установленными для него региональными и федеральными льготами? — Зачем вообще нужны льготы?! Не проще ли просто понизить налоги для бизнеса и дать ему возможность самостоятельно развиваться?
Сегодня бизнес становится похож на инвалида, которому постоянна необходима помощь. Это нездоровая ситуация, которая может привести к тому, что мы не увидим нормального экономически развитого бизнеса, который сможет самостоятельно работать, получать прибыль, трудоустраивать людей и быть конкурентоспособным.
Но если государство приняло решение о предоставлении льгот и субсидий бизнесу, в основном малому и среднему, в первую очередь у самого бизнеса должно быть желание и возможность, а главное, специалист, который будет заниматься этими вопросами: искать информацию о действующих программах, собирать пакет документов, подавать их в соответствующие ведомства, контролировать процесс рассмотрения. Если мы говорим про малый бизнес, это ляжет на плечи собственника, если про средний бизнес, то в штате обязательно должен быть специалист по данным вопросам.
Сегодня довольно сложно получить полную информацию о том, какие существуют льготы для каких категорий бизнеса. Далеко не все знают, как их получить и к кому обращаться.
Государственные структуры — возможно налоговая инспекция, чья основная функция заключается в контроле за собираемостью налогов, — должны предоставлять полную информацию о том, какие существуют льготные программы и на какие субсидии может рассчитывать тот или иной бизнес, и все это сделать в одном окне. Принес налоговый отчет — получил информацию.
— Как можно улучшить администрирование льгот для бизнеса? Стоит ли менять для этого законодательство? — Для бизнеса должны быть созданы хорошие выгодные условия работы.
Что-то менять в законодательстве нужно только в случае, если в стране плохая собираемость налогов, а сейчас, на мой взгляд, с этим все нормально — бизнес в большинстве своем платит налоги исправно, даже есть на федеральном и региональном уровне некий запас, есть возможность предоставлять льготы и субсидии. Все сравнимо с пенсионной реформой, о которой мы услышали в апреле, а уже через три месяца ее принимали в первом чтении.
Главная составляющая законопроекта, которая вызвала много шума, — повышение пенсионного возраста. А не проще ли было повысить отчисления в Пенсионный фонд, которые мы платим ежемесячно? Это повышение работник практически не заметит. Но при этом не нужно будет увеличивать пенсионный возраст, вызывающий столько негодования в обществе.
Ольга Иркаева, руководитель отдела франчайзинга международной сети кофеен «Даблби» (Санкт-Петербург) — Какие главные препятствия мешают бизнесу пользоваться установленными для него региональными и федеральными льготами? — Для нашего бизнеса нет льгот, поэтому мы стараемся продвигать его своими силами.
Но для начинающего предпринимателя сейчас хорошие условия, а в 2016 году законодательство в сфере бизнеса пополнилось новыми льготами. В основном они касаются ИП новых субъектов малого бизнеса. Льготы помогают снизить налоговую нагрузку на два-три года, чтобы предприниматель направил деньги на развитие бизнеса.
В регионах власти устанавливают более низкие налоговые ставки, для некоторых категорий начинающих предпринимателей действуют безвозмездные субсидии и гранты. От предпринимателя государству требуется только создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников. — Как можно улучшить администрирование льгот для бизнеса?
Стоит ли менять для этого законодательство? — Тем, кто заинтересован в получении льгот, достаточно узнать информацию в центрах поддержки предпринимательства. В этом плане я не вижу препятствий для использования льгот теми, кто подходит под все условия их получения.
Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Источник: www.if24.ru
Антивирусный закон 2.0: новые льготы для компаний и ИП
8 июня вступил в силу Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ о дополнительной поддержке бизнеса в условиях распространения коронавирусной инфекции. Рассказываем, какие гарантии и льготы получили организации и ИП на этот раз.
Право на снижение арендной платы
В соответствии с подписанным законом арендаторы государственной, муниципальной и частной недвижимости получили право на снижение арендной платы. Это право было предоставлено субъектам малого и среднего бизнеса, осуществляющим деятельность на территории субъектов РФ, где региональными властями из-за коронавируса был введен режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Кроме того, в целях снижения арендной платы арендаторы должны работать в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от коронавирусной инфекции. Напомним, перечень пострадавших отраслей экономики утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.
Если арендатор соответствует указанным критериям, он вправе потребовать от арендодателя уменьшения арендной платы на срок до одного года (ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).
Уменьшения платы можно требовать только по договорам аренды, заключенным до введения в регионе осуществления предпринимательской деятельности режима повышенной готовности/чрезвычайной ситуации. Данное требование должно быть удовлетворено в течение 14 рабочих дней с момента обращения арендатора к арендодателю. Если арендодатель откажет в снижении арендной платы, арендатор вправе будет досрочно расторгнуть срочный договор аренды.
При этом арендатор освобождается от возмещения арендодателю убытков в виде упущенной выгоды, а также выплаты неустойки за односторонний отказ от договора аренды. Отказаться таким образом от договора аренды можно будет до 1 октября 2020 года включительно.
Данные правила распространяются на договоры аренды зданий, сооружений, нежилых помещений или их частей, используемых в целях осуществления арендатором предпринимательской деятельности.
Налоговый капитал для самозанятых
С 1 июня всем самозанятым, применяющим налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД), предоставили так называемый «налоговый капитал» на уплату НПД, а также задолженности и пени (ч. 2.1 ст. 12 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
Капитал предоставляется в размере 12 130 рублей (МРОТ) автоматически, для его получения никаких заявлений подавать не требуется.
В течение 2020 года налоговый капитал будет автоматически применяться налоговиками в целях уплаты НПД, задолженности по налогу и пени. За счет капитала самозанятым будет уменьшаться НПД и пени по данному налогу. Причем начисленный за месяц налог может быть полностью уменьшен на величину капитала. Уплачивать за счет средств налогового капитала другие налоги самозанятые не смогут. Обналичить данный капитал также будет невозможно.
Не использованный в 2020 году остаток налогового капитала на 2021 год не переносится. В 2021 году самозанятыми будет применяться остаток основного налогового вычета в размере 10 000 рублей, который предоставляется при постановке на учет. С нового года вычет можно будет использовать в размере, не превышающем остатка основного вычета на 1 июня 2020 года (ч. 2.2 ст. 12 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
С 2021 года вычет, на который ежемесячно будет уменьшаться размер налога, по-прежнему будет составлять 1% в отношении доходов, полученных от физических лиц, и 2% — в отношении доходов, полученных от организаций и ИП.
Больше времени на уплату штрафов
На весь 2020 год для организаций и ИП, относящихся к субъектам малого и среднего бизнеса, увеличили сроки уплаты административных штрафов (ст. 19.1 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ). Напомним, сейчас общий срок уплаты штрафа составляет 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В свою очередь неуплата административного штрафа в указанный срок влечет увеличение штрафа в два раза, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.
По новым правилам субъекты малого и среднего бизнеса смогут оплачивать штрафы в течение 180 дней с момента вступления в силу постановлений о наложении штрафов. Исключение составят штрафы за нарушения ПДД и санитарно-эпидемиологического законодательства в период введения ограничительных мероприятий. По ним будут действовать прежние сроки уплаты.
Аренда недвижимости без проведения торгов
Арендаторы государственного и муниципального недвижимого имущества получили право на продление ранее заключенных договоров аренды в упрощенном порядке.
Для этого им достаточно будет обратиться к арендодателям с предложением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды, предусматривающего продление срока действия договора. Направить арендодателю такое предложение можно будет в течение всего 2020 года.
Это касается всех договоров аренды государственной и муниципальной недвижимости, заключенных по результатам торгов до принятия региональными властями решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Закон устанавливает, что арендодатель не вправе будет отказать арендатору в заключении в 2020 году дополнительного соглашения к договору аренды о продлении срока аренды на срок до одного года на тех же или иных условиях, не ухудшающих положение арендатора (ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ).
Заключение такого дополнительного соглашения будет осуществляться без проведения торгов и оценки рыночной стоимости объекта аренды.
В то же самое время закон распространяет упрощенный порядок продления аренды только на арендаторов, которые своевременно и в полном объеме вносили арендную плату до введения в регионе режима повышенной готовности.
Другим арендаторам по-прежнему придется перезаключать договоры аренды государственной и муниципальной недвижимости по результатам торгов.
Включение в реестр МСП «задним числом»
Организациям и ИП, которые в прошлом году не были включены в реестр МСП из-за несвоевременной сдачи налоговой отчетности, предоставили возможность быть включенными в данный реестр в течение июня текущего года (ст. 19.2 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ).
Напомним, действующий реестр МСП был сформирован еще в августе 2019 года. В него вошли компании и ИП, которые в том числе своевременно (до 1 июля 2019 года) сдали налоговую отчетность за 2018 год.
Те субъекты малого и среднего бизнеса, которые опоздали со сдачей налоговой отчетности за 2018 год, не попали в реестр МСП, вследствие чего лишились государственной поддержки и разного рода льгот.
Теперь им предоставили возможность войти в реестр МСП на общих основаниях. Для этого они должны не позднее 30 июня 2020 года представить в ИФНС сведения о среднесписочной численности работников и о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за 2018 год.
Продление сроков аренды земельных участков
В соответствии с законом арендаторы государственных и муниципальных земельных участков получили право на увеличение срока действия таких договоров аренды. Причем независимо от оснований заключения этих договоров, а также наличия или отсутствия задолженности по арендной плате. Продление срока действия договоров будет осуществляться по требованию самих арендаторов.
В свою очередь арендодатель обязан будет удовлетворить требование арендатора о продлении договора аренды земельного участка, если (ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ):
- договор аренды был заключен до принятия региональными властями решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
- на дату обращения с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек;
- на дату обращения с указанным требованием контролирующими органами не было выявлено нарушений условия и правил использования спорного земельного участка.
При соблюдении указанных условий арендодатель обязан будет продлить действие договора аренды на срок, определенный самим арендатором, но не свыше срока действия первоначального договора. Соглашение о продлении договора заключается без проведения торгов не позднее чем в течение 5 рабочих дней со дня обращения арендатора с соответствующим требованием.
Источник: buh.ru