Какие функции государство передает бизнесу

Ни одна страна в мире не обходится без участия власти. Но способы и степень вмешательства государства зависят от уровня развития и типа экономики.

26.01.23 9259 0 Поделиться
Автор Бробанк.ру Клавдия Трескова
Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости

Как правило, роль государства сильнее всего проявляется в периоды нестабильности и кризиса. Однако даже в стабильные периоды власть применяет разные методы и инструменты для сохранения устойчивости. Какие цели, задачи и функции у государства, расскажет специалист сервиса Бробанк.

Что такое госрегулирование в экономике страны

Госрегулирование в экономике — это целый комплекс мер, путей и методов, которые помогают направлять экономическое развитие страны в заданном русле. Власти действуют через ценообразование, социальную сферу, эмиссионные механизмы, фискальную политику и многие другие экономические рычаги.

Жесткую государственную политику используют при командных экономических системах. Для них характерны плановый режим, централизация, монополизация ресурсов и директивное, а не рыночное, установление цен на товары и услуги. Перестройка экономики с плановой на рыночную сопровождается сложными макроэкономическими процессами.

В переходный период роль государства может усилиться или наоборот, свестись к минимуму. Второй вариант возможен в двух случаях:

  • власть целенаправленно уменьшает степень влияния, чтобы рынок сам постепенно пришел к равновесию;
  • власть утратила возможность управления процессом — законы в стране не соблюдаются, решения не исполняются, наступает кризис.

При рыночной экономике цена формируется исходя из двух показателей: спроса и предложения

При рыночной экономике роль государства менее ощутима, чем при командной. Цены в стране формируются под влиянием законов спроса и предложения. Если предложения мало, а спрос высокий, цены растут. Однако это при благоприятных условиях стимулирует производителей и наблюдается экономический рост.

При развитой рыночной экономике хорошо развита конкуренция и, как правило, есть право на частную собственность. Хотя при таком укладе власть меньше влияет на рынок, ее наличие и участие остается весомым для сохранения социального равновесия в стране. Главная роль у государства — перераспределение доходов и стабильное функционирование всех отраслей экономики для всех слоев населения.

Госуправление необходимо при любом типе экономической системы в стране — командной, рыночной или смешанной. Как минимум для установления ориентиров по темпам роста ВВП, уровню инфляции, контроля денежной массы на внутреннем рынке, поддержания стабильного валютного курса и многих других макроэкономических показателей.

Какие функции и цели госрегулирования экономики

  • соблюдение экономической стабильности и создание условий для экономического роста и повышения эффективности;
  • обеспечение экономической безопасности;
  • предотвращение экономических кризисов;
  • контроль уровня инфляции;
  • создание условий для полной занятости населения.
  • сбор и публикация достоверной информации;
  • помощь социально незащищенным слоям населения;
  • контроль качества товаров и услуг;
  • перераспределение денежных потоков;
  • формирование бюджетной политики и ее соблюдение;
  • установление правил внешнеэкономической политики;
  • введение стимулирующих или сдерживающих мер в зависимости от спада или роста экономики;
  • стандартизация процессов и методов контроля;
  • сохранение конкуренции и борьба с монополизацией рынков;
  • разработка законодательства в сфере экономики и права;
  • регуляция и контроль денег в экономике;
  • создание общественно необходимых благ.
  • заботу об инвалидах, стариках и других социально-уязвимых категориях граждан;
  • гарантии по трудоустройству, предпринимая меры для предотвращения массовой безработицы;
  • развитие науки, так как для бизнесменов такие вложения могут показаться слишком рискованными, дорогими и долгое время не приносить доходов.

То есть государственная власть в целом стремится к соблюдению социально-экономических и политических принципов внутри страны.

Какие методы использует государство при регулировании экономикой

  1. Правовые — это любая законодательная деятельность, которая связана с экономическими процессами. Например, антимонопольное законодательство, право на частную собственность, защита малого и среднего бизнеса, защита прав потребителей, трудовое законодательство и многие другие законы, постановления и подзаконные акты.
  2. Административные — это прямое вмешательство власти в производственные процессы в стране. Это могут быть квоты, лицензирование, госстандарты качества или госзаказы.

Государство применяет фискальную и монетарную политику для выполнения актуальных экономических задач

  • фискальную политику. Ее проводит правительство страны. В РФ — это Минфин и налоговая служба;
  • монетарную или денежно-кредитную политику. Ее разрабатывает и внедряет главный финансовый регулятор страны или центробанк. В РФ — это Банк России.

Оба направления взаимосвязаны и взаимозависимы, но степень их гибкости и скорость влияния на экономику отличаются.

Фискальная политика

  • увеличивают расходы бюджета, например, выделяют субсидии;
  • снижают сумму поступлений в доходную часть, например, снижают налоги.

Это приводит к тому, что у производителей и населения появляется больше денег, которые они могут потратить на покупку товаров и услуг. В итоге наступает экономический рост.

Государству сложнее влиять на экономику через налоги, так как их заранее анонсируют и просчитывают. Это не самый удобный инструмент. Поэтому гораздо чаще власть выбирает другой путь влияния — государственные расходы. Они включают пособия, пенсии, субсидии, расходы на здравоохранение, образование, целевую помощь компаниям из некоторых отраслей производства.

Госрасходы — это более гибкий и точечный инструмент государственного управления. Можно оказать разовую поддержку тем отраслям, которые попали в сложную экономическую ситуацию, или ввести временные пособия семьям с детьми. Как правило, госрасходы растут в период экономического спада и снижаются, когда экономика растет.

Фискальная политика ограничена размером государственного долга. Если власти будут постоянно субсидировать и дотировать всех, кому трудно справляться с кризисом — это увеличит долги государства. При росте государственного долга вырастут и расходы на его обслуживание. Поэтому размер государственного долга — это значимый показатель при формировании бюджета и последующем перераспределении доходов и расходов.

Денежно-кредитная политика

Монетарная политика не менее значима для экономики и стабильности страны. За счет объема денежной массы власть регулирует курс национальной валюты, инфляцию и темпы экономического развития. Также как и фискальная, денежно-кредитная политика может приводить к стабилизации или, наоборот, к кризису, если ориентиры или инструменты были подобраны неверно.

  • операции на открытом рынке — это покупка-продажа государственных ценных бумаг — облигации федерального займа и еврооблигации. Государство продает или покупает свои ценные бумаги и тем самым влияет на объем денежной массы, которая находится в обращении;
  • обязательные резервы — это средства коммерческих банков, которые выступают своеобразной гарантией по обязательствам банка перед его клиентами. Такие резервы — это неприкосновенный запас. Банки не могут использовать эти деньги для своих коммерческих целей;
  • ключевую ставку — это ставка Центробанка, по которой он кредитует коммерческие банки, а также принимает от них деньги на вклады.

Операции на открытом рынке являются средством регулирования денежного предложения в стране

Самый эффективный способ влияния на экономику страны — операции на открытом рынке. Через них государство может изъять и влить большой объем денег. Самый медленный путь влияния через ключевую ставку. Как правило, эффект от ее снижения или поднятия наступает не раньше, чем через 3-5 месяцев, после того как Центробанк примет решение и озвучит его.

Какие инструменты применяет власть для поддержания стабильности в стране

  • налоги — за счет налоговых ставок государство воздействует на экономику — замедляет или ускоряет развитие;
  • инвестиции — чаще всего предполагает прямое вложение средств государства в какую-то определенную отрасль экономики;
  • дотации — обычно это суммы из бюджета, которые выделяют для преодоления кризиса и сохранения приемлемого уровня цен на социально-значимые категории товаров и услуг;
  • ключевая ставка — ставка Центробанка, от которой зависит под какой процент бизнес и население смогут получить кредиты и разместить вклады;
  • регулирование цен — это политика государства для сдерживания цен на социально-значимые группы товаров. В странах с рыночной экономикой может не встречаться в классическом виде. В РФ предельные цены на некоторые группы товаров правительство устанавливает по ПП №530 от 15 июля 2010 года.
  1. Денежная реформа. К ней прибегают, если в стране наблюдается гиперинфляция в сотни или миллионы процентов. Национальная валюта обесценивается с такой скоростью, что деньги вообще теряют какую-либо ценность и утрачивают свою основную функцию, как средство платежа. Население и бизнес предпочитают хранить накопления в других валютах или приходят к бартерному обмену. Наступает глубокий финансовый кризис. Государство принимает решение изъять старые деньги и ввести новые. Денежную реформу применяют только в крайних случаях.
  2. Либерализация цен. Применяют при смене одного экономического режима на другой, обычно при переходе с командной экономики на рыночную. Государство перестает контролировать цены на товары и услуги, и они приходят к равновесию только на основе спроса и предложения.
  • регулирование операций коммерческих банков на фондовом рынке, например, введение ограничений по покупке ценных бумаг;
  • лимиты на объем выдаваемых потребительских кредитов, например, за счет увеличения обязательных резервов, которые должны оставаться в Центробанке;
  • сокращение объема кредитования бизнеса. Обычно такие ограничения носят рекомендательный характер, но большинство коммерческих банков могут им последовать, что создаст эффект удорожания кредитных денег для производителей.
Читайте также:  Ревизор в бизнесе это

Государство влияет не только на внутреннюю, но и на внешнеэкономическую деятельность через торговое и валютное регулирование. Например, вводит квоты, таможенные пошлины, субсидии налоги и другие заградительные или поощрительные методы, в зависимости от потребностей страны.

Так, например, для защиты отечественных производителей могут вводить заградительные таможенные пошлины и квоты, тогда импортерам становится невыгодно ввозить свои товары. А если внутренние потребности в каком-то товаре или сырье не удовлетворены, ограничения могут снимать, тогда в страну приходят импортеры.

Государство может поддержать отечественных производителей с помощью введения таможенных пошлин и квот

Какие последствия

Все методы и инструменты государственной экономической политики тесно взаимосвязаны. Решение в одной сфере обязательно скажется и на других. То есть изменение ставки налогов обязательно отразится на государственном бюджете и объеме денежной массы, которая находится в обращении.

Изменения в фискальной и денежно-кредитной политике повлияют на инвестиции, уровень занятости и доходов, объем производства и размеры чистого экспорта. Ни один из рычагов госполитики не удастся применить в отрыве от других.

Источник: brobank.ru

Плюсы и минусы передачи государственных функций в аутсорсинг частным организациям

Сегодня в разных странах мира идут дискуссии в отношение того, каковая роль государства и частного сектора в обеспечении населения теми или иными благами. Одни страны считают, что государство должно напрямую исполнять широкий набор функций, начиная от обеспечения правопорядка и заканчивая уборкой помещений. Другие же полагают, что источником сильного государства является избавление от излишних для него функций, в том числе и обеспечения правопорядка (как например в Германии).

О приоритетности реформирования системы исполнения государственных функций говорится почти на всем протяжении обретения независимости Кыргызстана. Однако совсем недавно стало возможным начать делать уверенные шаги в этом направлении.

Реформирование системы государственных функций в Кыргызстане является логическим продолжением преобразований системы предоставления государственных услуг. После того, как была проделана огромная работа по формированию Единого Реестра государственных услуг, подготовки административных регламентов, перевода некоторых услуг в электронный формат, острее встала проблема определения функций, которые должны выполнять государственные органы в рамках своих полномочий.

Дублирование имеющихся действий, за счет которых государственная машина оставалась громоздкой с излишним штатом сотрудников в министерствах и агентствах, выполнение несвойственных обязанностей, не ориентированность государственных органов на граждан, служили одними из основных тормозов в развитии государственной системы и недоверия со стороны населения к власти. В Концепции административно-территориальной реформы Кыргызской Республики, также были выделены следующие проблемы:

— концентрация функций и полномочий органов управления исполнительной власти — либо исключительно в Правительстве и центральных госорганах, либо на низовом уровне — в ОМСУ;
— смешение функций политики и хозяйствования, когда отдельные государственные органы не реализуют в полной мере функции разработки политики, стратегического видения в соответствующих отраслях, вследствие преимущественного исполнения хозяйствующих функций, что не всегда оправданно и свойственно их функциональной принадлежности;
— функциональная и ресурсная слабость ОМСУ как по выполнению вопросов местного значения, так и делегированных государственных полномочий.

Важнейшим шагом по реформированию системы государственных функций стала попытка переосмысления модели государственного управления. Как следствие напряженной работы возникла типология функций, которая рассортировала их по следующим «полочкам»:

— функции разработки отраслевой политики,
— функции контроля,
— функции надзора,
— функции регулирования и проч.

После подобной классификации стало возможно формирование Реестра государственных функций, который впоследствии способствовал изъятию у части государственных органов тех действий, которые им не свойственны. Теперь перед государственными органами появлялась возможность видеть и исполнять только те функции, которые будут в последующем присутствовать в Реестре. Вместе с тем становилось очевидным, что некоторые функций полностью или частично, государственные органы могут делегировать частным организациям на аутсорсинг.

В международной практике, под аутсорсингом обычно понимают передачу организацией, на основании договора, определённых видов или функций производственной предпринимательской деятельности другой компании, действующей в нужной области (источник: Википедия). Кыргызские эксперты, участвующие в настоящей реформе, дают следующее определение: аутсорсинг — есть исполнение на постоянной основе функции государства частной организацией (НКО, а также коммерческой компанией) или бизнес сообществу (источник: www.undp.org).

В зарубежной практике, привлечение негосударственных организаций для выполнения отдельных процессов получает импульс в 80-90х годах. Так в США были предложены рекомендации по перестройке системы государственного управления по образцу рыночных институтов и переходу к «новому государственному менеджменту». (источник: http://www.imi-samara.ru). И уже в 1990-х использование технологии аутсорсинга получает большую поддержку и распространение среди развитых стран (источник: Административная реформа в Российской Федерации. Сборник статей. М., 2007).

На сегодняшний день лидерами в развитии аутсорсинга государственных функций с уверенностью можно назвать США, Канаду, Австралию, Великобританию, Швецию, Данию, Сингапур и так далее. Как показывает международная практика, некоторые функции, переданные на аутсорсинг, способствуют преобразованию самой государственной системы. Власть «поворачивается лицом» к потребителю; она способна более своевременно и результативно реагировать на возникающие потребности.

В 2003 году компания Accenture опубликовала исследование мировой практики аутсорсинга в государственном секторе. В рамках данного исследования были изучены тенденции и специфика аутсорсинга среди 23 стран. Как следствие были выделены следующие тенденции:

— расширение практики аутсорсинга среди государственных органов;
— сокращение затрат и увеличение качества исполнения функций;
— развитие аутсорсинга в двух направлениях: трансформационном, (где аутсорсинг используется повсеместно, даже при больших издержках), и эффектном, (то есть там, где издержки у частных организаций ниже, чего в государственном секторе (источник: Административная реформа в Российской Федерации).

Вместе с тем, в международной практике имеются и негативный опыт аутсорсинга. Так распространены случаи, когда государственные органы раньше времени расторгали контракт с провайдерами из-за плохого качества исполнения функций и не достижения поставленных целей. Присутствуют также следующие недостатки:

— незащищенность перед коррупционными сговорами между участниками конкурса и чиновниками;
— снижение цен на закупку товаров, которые служат одним из важнейших критериев, что может приводить к снижению качества исполнения функций;
— процедурные нарушения что часто приводит к покупке продукции по более высоким ценам, по сравнению со средними сложившимися ценами, при высоких затратах на проведение конкурса;
— размывание государственной власти (фронтолиз).

Наша страна прибегает к аутсорсингу достаточно давно. Так, например, функция видов таможенного дела в части таможенного представителя (брокера), была передана на исполнение частным организациям еще в 90-х годах прошлого века. Государство не могло настолько качественно предоставлять данные обязательства чем частные организации. Впоследствии, качество исполнения данной части функции в частных организациях улучшалось за счет роста здоровой конкуренции. Тем не менее, до настоящего времени, как таковой модели политики аутсорсинга функций у государства не было.

После смены власти в 2010 году, государство начинает ориентироваться на более тесное взаимодействие с негосударственным сектором. Широко распространяется представление о том, что государство должно строить сервисную модель своего функционирования (где государство существует для человека, а не наоборот). Тем не менее неразграниченными остаются функции государственных органов и ОМСУ. Начиная с 2011 года, активно развивается инструмент государственного частного партнерства (ГЧП).

За счет использования инструментов ГЧП, власть видит возможность в решении потребности финансирования общественной инфраструктуры: дорог, энергетической отрасли, здравоохранения, образования и так далее. По информации Минфина КР, недостаточность текущих объемов финансирования инфраструктуры за счет внешних и внутренних источников, приводит к необходимости привлечения частных инвестиций. Правительство видит необходимость привлечения частных инвестиций через реализацию проектов ГЧП. Уже в 2015 году заговорили об использовании инструмента ГЧП в здравоохранении. Несмотря на предпринимаемые действия, на сегодняшний день в Кыргызстане успешно реализуется лишь 1 проект в рамках государственного частного партнерства – предоставление услуг гемодиализа.

Читайте также:  Факторы успеха бизнес проекта

Другим инструментом аутсорсинга, который рассматривается в нашей стране – это государственные закупки. Несмотря на то, что развитие системы государственных закупок является положительной практикой, по мнению экспертов, без должного контроля могут возникнуть некоторые проблемы. В условиях применения государственных закупок может наблюдаться снижение конкуренции и ухудшение качества предоставляемых услуг. Помимо этого, централизация закупок увеличивает сроки решения тех или иных задач, что способствует срыву государственных и муниципальных закупок.

На сегодняшний день известно, что некоторые государственные органы такие функции, как аудиторская проверка передают частным организациям через государственные закупки. Согласно проведенному исследованию «Оценка законодательства о государственных закупках Кыргызской Республики», наша страна набрала 65,9% из 100% в рейтинге прозрачных государственных закупок и заняла 5-ю позицию в рейтинге, где участвовало еще 6 стран постсоветского пространства: Украина, Грузия, Молдова, Беларусь, Армения, Азербайджан. (источник: https://www.akchabar.kg).

В 2013 году Национальный институт стратегических исследований публикует Методику формирования систематизированного реестра функций государственных органов, где рассматривается необходимость формирования реестра функций, которые должны выполняться непосредственно исполнительными органами, а также функций, которые могут быть переданы в частный сектор на аутсорсинг Основной вопрос, который стает в это время – это отсутствие нормативной правовой базы под аутсорсинг. Так как практика аутсорсинга является новой, то возникают некоторые сложности в передачи части функций частному сектору. В борьбе с неэффективностью Министерство транспорта и дорог, в декабре 2017 года на уровне правительства рассматривает вопрос передачи исполнения всегабаритного контроля на аутсорсинг. Далее Министерство экономики предлагает наделить правом проведения выездных налоговых проверок аудиторские организации.

Начиная с 2018 году активность передачи функций на аутсорсинг повышается. В октябре планируют передать полномочия генеральной дирекций Свободных экономических зон на аутсорсинг. Социальный фонд начинает закупать услуги контактного центра, а Министерство экономики рассматривает возможность передачи плановых налоговых проверок на аутсорсинг аудиторским компаниям КР.

На сегодняшний день, после разработки Единого систематизированного реестра государственных функций, встает следующий вопрос – каким образом эти функции могут на систематической основе передаваться частному сектору? Безусловно, имеется необходимость в передачи не всех функций на аутсорсинг. Для того, чтобы это определить нашими экспертами была разработана методика передачи функций государственных органов КР на аутсорсинг, которая сегодня проходит апробацию (источник: http://mineconom.gov.kg). Данная методика позволит отделить те функции (или их часть), которые могут быть переданы негосударственным организациям. При этом естественно следует посмотреть, что на данный момент было сделано.

Как отмечалось выше, в настоящее время государственной политики или модели аутсорсинга не сложилось. Однако имеется практика использования отдельными министерствами передачи части их функций негосударственным организациям. В частности, можно отметить передачу в частный сектор предоставление услуг гемодиализа, обучение детей и молодежи разным видам спорта, организация питания в государственных учебных заведениях (школах), проведение различных экспертиз (правовой, экологической, гендерной и проч.), организация и проведение общереспубликанского тестирования, услуги информационных киосков, передача частным организациям ведения охотничьих и лесных хозяйств, повышение квалификации и переквалификация государственных служащих и так далее.

Обобщая накопившейся опыт, в сфере развития аутсорсинга, можно выделить следующие возможности:

1. Государству остается ответственность за исполняемостью функций, которые были переданы на аутсорсинг. Эта практика позволяет контролировать деятельность частных организаций, выбирать те, которые имеют наиболее интересные предложения, стимулируя тем самым через конкуренцию уровень предоставляемых ими возможностей или услуг.

2. Снятие с государственных органов несвойственных им обязанностей. Сегодня имеется ряд функций, которые в масштабах страны привлекают большие человеческие и иные ресурсы для их поддержания на государственном балансе. Сюда можно отнести: ИТ сферу техподдержки, предоставление питания в некоторых государственных учреждениях, экспертизу и услуги экспертов, некоторые медицинские и социальные и иные услуги. За счет передачи данных деятельностей государства на аутсорсинг освобождаются ресурсы, которые можно использовать для решения иных тактических и стратегических задач. Что в свою очередь повышает качество оставшихся функций и как следствие способствует повышению доверия со стороны населения.

Однако аутсорсинг может нести в себе и проблемы, которые выражаются в следующих симптомах:

1. Неготовность частного сектора исполнять те или иные функции. Наблюдается незрелость рынка к принятию на исполнение некоторых функций. Эта неготовность в первую очередь может быть связана с инфраструктурной неподготовленностью, несоответствующим кадровым потенциалом организаций, дороговизной предоставления самих услуг и прочее. В отношение этого вопроса, мнения экспертов разнятся: одни считают, что необходимо стимулировать рынок, готовить его к принятию функций на исполнение. Другие же полагают, что спрос должен порождать предложение, и если негосударственные организации не готовы принимать функции на исполнение, то государственные органы не должны вмешиваться в эту ситуацию.

2. Проблемы контроля функций, переданных в исполнение частным организациям. Как показывают результаты некоторых исследований, контролирующие органы не всегда результативно осуществляют свои обязанности. Зачастую использование ресурсов, выделенных на исполнение функции не отслеживаются, некоторые государственные органы удовлетворяются формальными отчетами.

3. Существует ситуация, где некоторые государственные структуры препятствуют передачи функций на аутсорсинг. Это может быть связано с частными интересами, неверием представителей государственных органов, что негосударственные организации справятся с исполнением функций лучше, чем они. Имеются и другие причины.

4. Результаты исполнения функций в аутсорсинге, могут не признаваться некоторыми государственными органами. Например, справки, выданные информационными киосками, не принимаются государственными органами, ввиду отсутствия на них гербовой печати.

Вместе с этим можно охарактеризовать плюсы, которые несет в себе практика аутсорсинга:

1. Некоммерческие организации обладают более широкими ресурсами и возможностями. Они могут привлекать на исполнение дополнительные ресурсы, в которых государственные органы ограничены.

2. Сотрудничество государства и частных организаций стимулирует последних к развитию.

3. Передача функций на аутсорсинг частично снимает проблему коррупционных издержек и конфликта интересов.

4. За счет привлечения частных компаний, заинтересованность начинают проявлять иностранные и международные организации. Примером может служить поддержка международными организациями попыток государства построения сервисной модели государства. С другой стороны, иностранные компании наравне с отечественными участвуют в конкурсе по передачи на исполнение тех или иных функций (например, одна казахская компания привлекается для проведения аккредитации программ учебных заведений).

Вместе с тем, стоит отметить и минусы, которые несет в себе практика аутсорсинга:

1. Зависимость частных организаций от тендеров, которые зачастую проводятся ежегодно. Такая практика создает им неудобства, вследствие чего компании имеют риски быть не поддержаны в следующем году. В результате они могут не стремиться вкладываться в развитие своих организаций.

2. Государственные функции, переданные на аутсорсинг, за счет улучшения условий предоставления услуг потребителям, со временем могут иметь более высокую оплату, чем если бы эту функцию исполняли государственные органы сами. Такая ситуация может порождать недоверие и недовольство со стороны части населения.

3. Сохраняются риски коррупционных проявлений, когда чиновники могут вступить в сговор с определенными компаниями, готовя специально под их параметры тендерные условия.

В заключении хотелось бы отметить, что опыт реформ в сфере государственного сектора, демонстрирует то, что копирование зарубежных моделей является не лучшей практикой, которая на этапе становления политики может затормозить или даже свернуть перспективные реформы. Безусловно, необходимо учитывать зарубежный опыт, особенно проблемы, с которыми сталкивались другие страны. Но сама по себе государственная политика в развитие аутсорсинга должна быть (и по факту она таковой и является) уникальной. Учет собственных факторов, а не тех возможностей и проблем, которые существовали в зарубежной практике или их моделях, сделает реформы более эффективными и результативными. А в этом страна сегодня остро нуждается.

Фото сайта Государственной регистрационной службы КР.

Читайте также:  Какой лучше бизнес в Дубае

Источник: center.kg

Какие функции государство передает бизнесу

Министерство экономики подготовило законопроект по сокращению роли государства в экономике, в котором предлагается передать частному бизнесу 27 государственных функций. Spot спросил предпринимателей и экспертов, какие еще функции нужно передать частному сектору.

Комментарий: какие функции государства следует передать частному бизнесу?

Фото: Эльдос Фазылбеков / Spot

Министерство экономики предложило передать 27 государственных функций частному бизнесу. В проекте постановления президента говорится, что в стране всё еще сохраняется большое количество несвойственных, дублирующих, изживших себя и не отвечающих современным требованиям видов государственных и контрольных функций, что затрудняет ведение бизнеса и предпринимательской деятельности.

Так, к примеру, документом предлагается вернуть частные охранные агентства, отмененные в 2014 году, передать 11 функций Минюста частным нотариусам и многое другое.

Spot спросил предпринимателей и экспертов, как они оценивают эту инициативу и какие государственные функции, по их мнению, следует передать частному бизнесу.

Хикмат Абдурахманов

Председатель Ассоциации международного бизнеса и технологий (АМБиТ), председатель Общественного совета при хокимияте Ташкента

В отношении того, что частному бизнесу стоит передать и до сих пор у нас не передано, я бы отметил в первую очередь высшее образование. В Узбекистане до сих пор есть квоты в системе высшего образования и только государственные вузы.

Это не очень хорошо сказывается на качестве образования, вызывает нехватку учебных мест, в результате возникают элементы коррупции. Многие едут учиться за рубеж, кто-то вообще остается без высшего образования. Поэтому один из пунктов, который я точно бы рекомендовал, — идти на открытие частных вузов, совместных или национальных.

Второй вопрос — частные охранные агентства. Их функции передали МВД, что считаю нецелесообразным, потому что во всем мире есть охранные агентства, это международная практика. Неважно, что охраняется — частные территории, государственные объекты — главное, чтобы это был лицензируемый вид деятельности, и его однозначно нужно возвращать. Таким образом будут созданы рабочие места, генерироваться дополнительные налоги, чего нет в МВД, Эффективность тоже низкая, я думаю.

В любом случае частный сектор сделает всё это эффективнее и проще, надо только соблюдать определенные стандарты.

Еще один вид деятельности, который настало время пересмотреть — это аналитические виды деятельности, социальные опросы любой формы, которые на сегодняшний день проводит организация «Ижтимоий фикр», по сути принадлежащая государству.

Во всем мире анализом данных занимаются частные исследовательские компании. Сейчас XXI век, эпоха big data, то есть очень важно анализировать информацию с разных ракурсов.

Это будет большой вклад в развитие конкуренции: люди будут принимать решения на основе цифр и данных, а не интуиции или каких-то домыслов. Однозначно наступило время, когда соцопросы надо делегировать частному сектору.

Также можно отдельно отметить повышение эффективности национальных компаний, таких как «Узбекистон хаво йуллари» и другие операторы, транспортные компании. Могу привести в пример Сингапур: авиакомпания Singapore Airlines принадлежала когда-то государству, но потом государство осознало, что необязательно заниматься управлением и владеть компанией на 100%. Ее сделали акционерной: часть купили иностранцы, часть — местные частные компании.

Государство оставило за собой право владения «золотой акцией», которая дает право вето. Когда одна акция остается у государства, оно может держать контрольный пакет голосов. Есть много современных способов достигать своих целей.

Иными словами, нужно развивать фондовый рынок, национальные компании делать акционерными, разрешать населению выкупать эти акции. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию корпоративного управления и транспарентности национальных компаний, которые являются национальным достоянием и сейчас, конечно, не совсем эффективно управляются. Мы это видим, когда пользуемся их услугами.

Самый лучший вариант — оставить государству какую-то долю либо в виде золотой акции, либо контрольного пакета, но при этом уважать других акционеров, позволять нанимать внешнее управление, повышать эффективность через внедрение корпоративного управления и так далее. Это тоже своего рода делегирование власти со стороны государства в адрес частного сектора.

Ботир Арифджанов

Основатель Paynet и LeBazar, председатель Общественного совета по вопросам развития информационных технологий и коммуникаций

Я считаю, что это архиважный проект, который как отвечает духу времени и направлению, в котором движется наше государство в целом: минимизация присутствия государства в экономике и предоставление больших возможностей для частного сектора. Принятие законопроекта покажет готовность государства делать реальные шаги навстречу предпринимателям.

Многие функции со стороны государства до сегодняшнего дня недостаточно эффективно выполнялись. Если передать их бизнесу, управление будет более эффективным.

Более чем уверен, что спектр функций, которые возможно передавать в частные руки, очень широк, это только начало.

Помимо того, что перечислено в перечне, считаю, нужно добавить кадастровые услуги (измерительные работы и другие вопросы). Государственный кадастр должен только вести реестр, всё остальное можно отдать частникам. Также актуально передать проведение аукционных торгов с точки зрения применения высоких технологий, чтобы все вопросы касательно прозрачности процесса были сняты.

Почему я считаю это важным: во-первых, мы все знаем и в теории, и на практике, что государство — самый неэффективный управленец, не сравнимый по эффективности с частным сектором. Государство должно максимально отходить от управления.

Это упрощает задачи и для государства: оно выдает требования со своей стороны и потом просто прослеживает, насколько они выполняются. В любом случае, если они не выполняются, всегда есть возможность поменять провайдера тех или иных функций или услуг.

Азиза Умарова

Исполнительный директор по Евразии консалтингового бюро Smartgov.consulting (Узбекистан, Сингапур)

На мой взгляд, документ подготовлен с рядом хороших предложений. В Узбекистане наблюдается чрезмерное госрегулирование в экономике. Поэтому передача как можно большего количества функций частному сектору сыграет только на пользу.

Однозначно, нам следует стремиться к конкурентному рынку, где потребитель обладает правом выбора, голосуя своими деньгами.

У нас многие сферы, к сожалению, искусственно монополизированы. Как следствие, потребители вынуждены мириться с монополистами, имея на выходе плохое качество и неэффективное ценообразование. Пора взять курс на дерегулирование, запрет на создание любых новых необоснованных госмонополий и высвобождение пласта функций для частного сектора.

Вячеслав Кан

Основатель Torg.uz (ныне — OLX.uz), основатель и руководитель Центра развития и профориентации MyWay, депутат районного Кенгаша народных депутатов города Ташкента от партии УзЛиДеП

Мне кажется, что передача 27 государственных функций частному бизнесу — очень своевременный и правильный шаг, в духе многочисленных реформ, проводимых руководством страны. Частное предпринимательство, основываясь на здоровой рыночной конкуренции, сможет оказывать все перечисленные услуги намного эффективнее государственных органов. Причем государство оставляет за собой право контроля и регулирования данных сфер благодаря лицензированию и аккредитации. Важно, чтобы это происходило прозрачно, без бюрократических проволочек.

Надеюсь, что указанные в проекте функции — только начало: чем больше сфер будет отдано предпринимателям, тем быстрее и эффективнее будет развиваться вся экономика страны.

Среди того, что стоит передать в частные руки, хотелось бы выделить образование. Хикмат Абдурахманов уже говорил про высшее образование, и я его полностью поддерживаю. Причем важно не только открывать новые частные и зарубежные вузы, но и поменять подход к определению специальностей, квот, программе обучения. Всё это должно решаться не распоряжениями, а запросами рынка, в тесном контакте с предприятиями, которые нуждаются в новых кадрах.

Большая проблема и в системе школьного образования. Если новое Министерство дошкольного образования активно внедряет новые формы собственности, принимает активные решения для улучшения ситуации с дошкольным образованием, то в системе среднего образования, кроме, пожалуй, внедрения школьной формы, изменений не видно. А ведь от правильного обучения и воспитания нашей молодежи зависит будущее нашей страны. Мне кажется, что в этой сфере можно и нужно вносить много изменений, направленных на развитие и продвижение проводимых реформ.

Ранее Spot писал, что частному бизнесу передали организацию питания военнослужащих Национальной гвардии, некоторые автозаправки, ряд функций государственных медучреждений, контролирующие функции в строительстве, вывоз бытовых отходов.

Источник: www.spot.uz

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин