Существует ряд преимуществ малого бизнеса, которые должен четко представлять начинающий предприниматель, чтобы учитывать их при создании своей фирмы, в дальнейшей ее работе:
Сравнительно низкая капиталоёмкость и поэтому широкая доступностъ населению;
Независимость действий. В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, что дает свободу действий энергичному и инициативному предпринимателю;
Быстрая адаптация на внешнем рынке;
Более низкие операционные расходы. Сравнительно низкий фонд заработной платы, небольшие инвестиции в оборудование, низкие управленческие расходы;
Массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство различных товаров и услуг;
Ориентация на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
Мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
Быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;
Как определить слабые стороны бизнеса
Шансы на быстрый материальный успех. Одновременное получение зарплаты и всех дивидендов от бизнеса;
Способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
Возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений, это дает возможность малым предприятиям быстрее и с меньшими затратами, чем крупным предприятиям, реагировать на конъюнктурные изменения в товарах и услугах, технологических процессах и на рынках;
Долгосрочные выгоды. Если дела идут успешно, предприниматель всегда может легко и выгодно продать дело в случае необходимости;
Сохранение предпринимательского духа. В малых фирмах наиболее ярко проявляется инновационный, предпринимательский дух, о чем свидетельствует доминирование малого бизнеса в современных отраслях (электроника, генная инженерия, компьютеры).
Значительно меньшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду.
Однако малые предприятия (МП) обладают рядом существенных конкурентных недостатков, обуславливающих высокий процент банкротств по сравнению с крупными.
Среди слабых сторон МП можно выделить следующие:
Слабый уровень диверсификации продукции (расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств е целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства);
Невысокий объем располагаемых ресурсов (небольшой размер уставного капитала, затрудненный доступ к ресурсам кредитной системы);
Зависимость от крупных компаний;
Слабая компетентность руководителей;
Неуверенность и осторожность хозяйственных партнеров при заключении торговых договоров;
Высокая чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
Невозможность масштабного финансирования научных разработок, а также развития социальной сферы, что снижает привлекательность МП для крупных специалистов.
Сильные и слабые стороны сотрудников
Проанализировав преимущества и недостатки малого бизнеса, можно сделать вывод, что сильных сторон значительно больше. МП продают потребителям большую часть продукции, выпускаемой крупными производителями. Кроме того, они обеспечивают крупные предприятия множеством необходимых услуг, материалов и сырья, потому что крупные предприятия не могут осуществлять поставки так дешево, как МП.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
SWOT-анализ: ищем сильные и слабые стороны бизнеса
SWOT-анализ – это инструмент для выявления сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз. Он помогает понять текущее положение бизнеса на рынке и нужен для планирования и разработки стратегии развития.
Артем Лодвиг, генеральный директор и совладелец компании «Мастера Ремонта»
Виды SWOT-анализа
- Выход на новый рынок. Работаем на московском, а хотим зайти на петербургский. Анализируем конкурентов, раскладываем текущие процессы и как можно их перенести в новый рынок, какие угрозы там есть.
- Масштабирование на текущем рынке. Оцениваем, какие сильные стороны можно использовать, чтобы стать ТОП-1 на рынке. Например, это может быть правильно отстроенный отдел продаж.
- Развитие нового продукта. Мы занимаемся ремонтом квартир, а хотим также ремонтировать окна. Понимаем, что бизнес-процессы, маркетинг и продажи плюс-минус похожи, значит, есть возможность стартовать с минимальным риском.
Пример SWOT-анализа
Сильные стороны компании:
- Умение строить производственные команды. У нас есть офис и полигон, где мы собеседуем и тестируем мастеров. Они проходят трехступенчатый психологический тест и проверку профессиональных навыков на полигоне.
- Трехуровневый контроль качества. Прораб бывает на объекте 2 раза в неделю и контролирует работу мастеров. Начальник участка ведет 4 прорабов и контролирует работы 1-2 раза в месяц. Главный инженер решает сложные проблемы и обучает начальников участка и прорабов.
- Поставки всего — в одном окне. Есть свой склад черновых и отделочных материалов. Сотрудничаем с производителями кухонь и окон.
- Владелец является генеральным директором и сам управляет фирмой. При этом начинал мастером и прошел все ступени карьерного роста.
- Отдел дизайна находится внутри фирмы. Обеспечивает качественную коммуникацию между прорабами и дизайнерами.
- Недостаточно развиты услуги вентиляции и кондиционирования.
- Используем только часть механизированных работ — штукатурку и стяжку. Не хватает механизации шпатлевки и покраски.
- Не занимаемся поставкой и установкой систем Умный Дом. Это сегмент выше нашего.
- Цены среднерыночные. Мелкие фирмы, где владелец/прораб/инженер — это одно лицо, дешевле нас. Фирмы с более развитыми брендом и системой услуг — дороже.
Что надо учитывать при SWOT-анализе
SWOT-анализ помогает оценить рычаги, через которые можно действовать, дает возможность визуализировать сильные стороны и сфокусироваться на них. Одно дело, когда понимание — в голове у владельца, другое — когда оно прописано и структурировано на бумаге.
Однако с его помощью не всегда получается объективно оценить возможности и узнать тонкости конкурентов. Он не дает точных данных для принятия решений. Плюс есть некая статичность анализа: с изменением ситуации на рынке через полгода-год нужно проводить его заново.
Начните с малого: сделайте экспресс-анализ за 30-60 минут для понимания общей картины. Помните, что стоит использовать его как вспомогательный, а не главный инструмент принятия решений. И главное — в первую очередь подтягивайте сильные стороны, а не фокусируйтесь на слабых.
Источник: spark.ru
SWOT-анализ простыми словами, или Как преодолеть слабые стороны, используя представленные возможности
SWOT-анализ помогает определить сильные и слабые стороны стратегического плана, а также найти возможности и угрозы. Но порой предприниматели относятся к нему формально, поэтому его эффективность стремится к нулю. Эксперт по бухгалтерскому учету, налогообложению и праву, руководитель консалтингового центра Анна Иванова написала пошаговую инструкцию по проведению SWOT-анализа.
Фото: Анна Иванова
Эксперт по бухгалтерскому учету, налогообложению и праву, руководитель Консалтингового центра Анны Ивановой
Шаг 1. Выявляем сильные (Strengths) и слабые стороны (Weaknesses) вашей компании
- Клиентская база (в частности, постоянные клиенты).
- Кадровые ресурсы (в частности, высококвалифицированные и уникальные специалисты).
- Финансовые ресурсы.
- Узнаваемость бренда компании.
- Личность «первого» лица компании.
Перечисленных векторов вполне достаточно для стартапов или малого/среднего бизнеса. Более крупные компании могут этот перечень дополнить другими критериями (например, наличие уникальных разработок, лицензий и так далее).
Составляем таблицу и оцениваем, какие стороны являются сильными, а какие слабыми. Например, у вас нет постоянных клиентов, клиентская база еще даже не начинала формироваться, зато есть команда сильных специалистов и известный в деловых кругах руководитель.
Шаг 2. Выявляем возможности (Opportunities) и угрозы (Treats)
Как и на предыдущем этапе, здесь не стоит давать волю полету фантазии. Многие маркетологи рекомендуют анализировать возможности и угрозы на основе данных PESTEL-анализа. Это, безусловно, оправдано, но для крупных компаний, которые уже достигли определенных результатов. Для большинства же компаний и проектов вполне достаточно оценить такие факторы:
- Политические (как правило, уместно для компаний, сотрудничающих с зарубежными партнерами).
- Правовые (например, изменение законодательства или лицензирование деятельности).
- Экономические (например, доступность кредитов или уровень покупательской способности).
- Социальные и культурные факторы.
На данном этапе также составляем таблицу и оцениваем каждый фактор, является ли он для компании новой возможностью или угрозой? Например, наличие высоких ставок по кредитам — угроза, если вы нуждаетесь в заемных средствах, и возможность, если в них нуждаются ваши конкуренты.
Шаг 3. Составляем матрицу SWOT
На данном этапе формируем таблицу из двух строк и двух столбцов. В верхней части таблицы размещаем сильные и слабы стороны (смотрите шаг 1), в нижней части — возможности и угрозы (смотрите шаг 2).
На формировании SWOT-матрицы заканчивается подготовительный этап SWOT-анализа. Внимательно оцените полученную информацию, в том числе на предмет «надуманности».
Убедившись, что вся представленная информация соответствует действительности, переходим к основному этапу — проведению анализа.
Шаг 4. Анализ влияния сильных и слабых сторон на возможности и угрозы
К данному этапу следует отнестись особенно внимательно и провести его особо тщательно, поскольку от этого будут зависеть все последующие выводы.
Анализ также целесообразно проводить путем формирования таблицы, оценив каждый фактор.
Например, ваша сильная сторона — это команда профессионалов и положительная репутация «первого» лица компании. Одна из выявленных угроз — высокая конкуренция в вашей отрасли. Получается, что благодаря сильной стороне компания может выделиться в конкурентной борьбе.
Обратите внимание! Как и на всех других этапах проведения анализа, на данном этапе следует со всей критичностью отнестись к имеющейся информации и быть очень осторожным с выводами.
Шаг 5. Формируем матрицу стратегий
Грубой ошибкой некоторых специалистов является завершение аналитической работы на предыдущем этапе. При таком подходе вся проделанная работа будет бесполезной. Задача маркетолога на данном этапе выявить:
- Как можно использовать сильные стороны компании для увеличения ее возможностей?
- Как можно использовать сильные стороны организации для избежания выявленных угроз?
- Как преодолеть слабые стороны, используя представленные возможности?
- Как минимизировать слабые стороны для избежания угроз?
Например, слабая сторона компании — отсутствие клиентской базы и постоянных клиентов. Кредитные организации повысили ставки по кредитам, конкуренты, не получившие финансирования, ушли с рынка — возможность. В данном случае, возможно появление новых клиентов — бывших клиентов ваших бывших конкурентов (преодолеть слабые стороны, используя предоставленные возможности).
Шаг 6. Дорожная карта
На предыдущих этапах мы выявили сильные и слабые стороны компании (проекта), обозначили возможности и угрозы и даже сформулировали стратегии. Теперь, чтобы план не остался всего лишь планом, а анализ был полезным, составляем план маркетинга.
Обратите внимание, что все мероприятия должны быть протестированы по системе SMART.
В заключении отметим, что проведя SWOT-анализ в соответствии с предложенной методикой, вы сможете сформулировать мероприятия, которые помогут вашей компании или проекту достичь поставленных целей. Желаем успехов!
Источник: delovoymir.biz